бесплатно рефераты
 

Государственный долг России

(ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного

займа (ОСЗ). Общий объем государственного долга по этим бумагам на

1.01.1996 составлял чуть более 80 трлн. руб., а объем чистого долга,

т.е. без бумаг в портфеле ЦБ, можно оценить в 70 трлн. руб.;

2) Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического

государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего

валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя

Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по

банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.

Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ,

сформированный в целях поддержки собственно рынка. Величина

квазирыночного долга на 1.01.1996 составляла около 50 трлн. руб.;

3) Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину. Остаток такого

кредита на начало 1996г. достигал 60 трлн. руб.

Таким образом, из приблизительно 180 трлн. руб. государственного долга

на 1.01.1996 лишь менее 40% (до 70 трлн. руб.) действительно по всем

параметрам отвечают формальным критериям цивилизованности. Менее 30%

приходится на принудительный и несколько более 30% — на административный

кредит.

За балансом при таком подсчете остается неучтенный, но фактически

существующий, долг бюджета разным экономическим субъектам по невыполненным

обязательствам. Это — принудительный, нерыночный кредит. На федеральном

уровне он составляет 10-15 % учтенного государственного долга.

В итоге на начало 1996 года внутренний государственный долг (ГД)

продолжал иметь преимущественно нецивилизованный фасад, а сам рынок

государственных ценных бумаг соответствует внешним критериям

цивилизованности примерно на 60%.

Состояние рынка государственных краткосрочных облигаций.

Рынок ГКО-ОФЗ-ПК (государственных краткосрочных облигаций и облигаций

федерального займа с переменным купоном; далее, для простоты изложения -

рынок ГКО) представляет собой наиболее развитый и объемный сектор

финансового рынка России. Еще год назад у рассматриваемого сегмента

существовало два мощнейших конкурента - валютный рынок и рынок

межбанковских кредитов (МБК). Поскольку рынок ГКО был задуман, как весомый,

а в последствии и основной источник финансирования государственных

расходов, существование конкурентов тщательно пестуемого детища причиняло

властям постоянную головную боль. Сегодня можно констатировать, что поводов

для беспокойства у правительства существенно поубавилось: рынок МБК был в

значительной степени уничтожен банковским кризисом в августе 1995 года, а

валюта, вследствие стабильности и предсказуемости курсовой динамики (что, в

свою, очередь, явилось следствием кардинального снижения темпов инфляции и

жесткой курсовой политики Центрального банка) в значительной степени

потеряла свою привлекательность как актив.

Регламентация рынка.

Основные регламентирующие документы:

Постановление правительства РФ от 08.02.93 № 107 "О выпуске

государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (с изменениями и

дополнениями от 27.09.94); Постановление правительства РФ от 13.06.95 № 95

"О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов".

Кроме того, периодически принимаются изменения и дополнения к

перечисленным документам, а также инструктивные письма ЦБ, МФ РФ, ГНС,

посвященные детализации и уточнению отдельных вопросов, связанных с

функционированием данного рынка.

Характеристика инструментов рынка и их номенклатуры.

На рынке ГКО сегодня обращаются инструменты двух типов. Эмитентом

обоих инструментов является Министерство Финансов РФ.

Первый тип - собственно ГКО - представляет собой облигации номиналом 1

000 000 (один миллион) рублей, выпускаемые в обращение с дисконтом и по

наступлении даты погашения погашаемые эмитентом по номиналу. Доход

инвестора образуется за счет разницы между ценой покупки и номиналом (при

погашении) или между ценой покупки и ценой продажи (при досрочной продаже).

Доход инвестора, по существующему на настоящий момент порядку,

налогообложению не подлежит.

Второй тип - ОФЗ - представляет собой облигации того же номинала с

плавающим купоном. Ставка купона определяется исходя из уровня доходности

ГКО и рассчитывается как средневзвешенное за последние четыре торговых

сессии (по обороту торгов сессий) до дня объявления очередного купона

значение средневзвешенной (по обороту торгов выпусков) доходности выпусков

ГКО, дата погашения которых находится в интервале +/- 30 дней к дате

погашения объявляемого купона. Ставка нового купона объявляется не позднее,

чем за 7 дней до начала отсчета нового купонного периода. Даты начала и

окончания купонных периодов ОФЗ объявляются при размещении конкретного

выпуска. Длительность купонного периода, как правило, составляет 91 день.

Начисленный купонный доход (НКД) исчисляется на каждый день и прибавляется

к цене (вычитается из цены) сделки с ОФЗ при их покупке (продаже). Доход

инвестора складывается из начисленного купонного дохода и разницы цен при

покупке и погашении (продаже). Купонный доход по существующему порядку

налогообложения налогом не облагается, тогда как прибыль, полученная за

счет разницы цен, облагается налогом по общей ставке налога на прибыль.

Нумерация выпусков ГКО- ОФЗ осуществляется следующим образом:

21071RMFS 23001RMFS

22056RMFS 24009RMFS

Первая цифра (2) означает тип инструмента - ГКО-ОФЗ. Вторая цифра

означает класс конкретного выпуска: 1 - трехмесячные ГКО, 2 - шестимесячные

ГКО, 3 - годовые ГКО, 4 - ОФЗ. Следующие три цифры означают порядковый

номер выпуска внутри класса. Буквы "RMF" означают наименование эмитента:

Russian Ministry of Finance. Последняя буква "S" означает слово "State",

т.е. статус ценных бумаг - "государственные".

Начиная с февраля 1996 года в Торговой системе рынка ГКО обращаются

также облигации РАО "Высокоскоростные магистрали" (далее - ВСМ), которые по

условиям обращения и статусу приравнены к ОФЗ с той лишь разницей, что к

ставке очередного купона ВСМ назначается определенная условиями выпуска

премия (по первому выпуску ВСМ - 10% к ставке купона соответствующей ОФЗ).

Данные облигации выпущены под гарантии государства.

История развития системы ГКО.

История рынка ГКО насчитывает три с половиной года. Первые торги

состоялись в мае 1993 года. Первоначально торги осуществлялись два раза в

неделю и только в торговом зале ММВБ (Московская Межбанковская Валютная

Биржа, MICEX), являющейся Торговой и Депозитарной системой рынка ГКО.

Номинал первых выпусков ГКО составлял 100 000 рублей. Ниже перечислены

основные события в развитии рынка.

18.05.93 - выпуск в обращение первого выпуска ГКО (срок обращения - 3

месяца);

22.12.93 - выпуск в обращение первого шестимесячного выпуска ГКО;

середина июня 1994 г - переход на ежедневный режим торгов ГКО;

13.10.94 - выпуск в обращение первой бумаги номиналом 1 000 000 рублей

(21021);

26.10.94 - выпуск в обращение первого (и пока единственного) годового

выпуска ГКО;

14.06.95 - выпуск в обращение первого выпуска ОФЗ (срок обращения - 1

год);

начало 1995 г - подключение к торгам первой удаленной торговой

площадки;

07.02.96 - выпуск в обращение первого выпуска ОФЗ со сроком обращения

2 года (24006);

начало 1996 г - изменение механизма допуска к торгам ГКО нерезидентов,

позволившее им репатриировать прибыль от операций с ГКО;

май 1996 г - предварительное разделение официальных дилеров ГКО на

категории;

август 1996 г - изменение механизма допуска к торгам ГКО нерезидентов,

позволившее им принимать участие также и во вторичных торгах;

31 октября 1996 г - окончательное разделение официальных дилеров ГКО

на две категории и изменение организации торгов;

октябрь 1996 г - начало проведение операций РЕПО на рынке ГКО.

Организация рынка и механизм торгов.

Как упоминалось выше, Торговой и Депозитарной системой для рынка ГКО

служит ММВБ. Торги осуществляются как в торговом зале, так и с удаленных

рабочих мест. Кроме того, существуют удаленные региональные площадки в

Новосибирске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону.

Торговая система. Всем участникам рынка в Торговой системе открыты

индивидуальные счета депо. Основанием для возникновения права собственности

на ГКО служит выписка из реестра сделок ММВБ, подтверждающая зачисление

облигаций на счет депо инвестора. Существуют счета депо двух типов - счет

дилера (о дилерах см. ниже) и счет инвестора. Не допускается возникновение

дебетового сальдо по счету депо.

Денежные средства, переведенные инвестором в систему или

образовавшиеся в результате продажи им облигаций, зачисляются на денежный

счет, однако, в отличие от счетов депо, денежные счета не индивидуальны -

каждый дилер имеет два счета: счет "А", на котором учитываются собственные

средства дилера, и счет "В", на котором учитываются совокупные денежные

средства инвесторов. В обязанности дилера входит отслеживание невозможности

возникновения дебетового остатка по денежным средствам у инвестора. С

момента начала проведения операций РЕПО те первичные дилеры, которые

допущены к их проведению, могут в течение определенного времени иметь

дебетовый остаток по своему денежному счету. Лимит осуществляемого подобным

образом кредитования дилера Центральным Банком и его ставка устанавливаются

ЦБ.

Расчеты. Средства от продажи и/или погашения облигаций перечисляются

ММВБ дилерам на следующий рабочий день после осуществления соответствующих

операций. Покупка облигаций возможна (кроме случаев проведения операций

РЕПО в пределах установленных лимитов) только в пределах положительного

остатка средств на денежном счете; таким образом, перевод средств,

необходимых для покупки облигаций, должен быть осуществлен, как минимум, за

один рабочий день до совершения операции. Все расчеты по денежным средствам

осуществляются до 11.00 торгового дня.

Агентом эмитента на рынке выступает Центральный банк РФ.

Все операции с ГКО осуществляются через уполномоченных дилеров ЦБ

(далее - дилеры). Дилеры, начиная с 31.10.96, разделены на две категории:

первичные и вторичные. Первичные дилеры имеют обязательства по участию в

аукционах (об аукционах и вторичных торгах см. ниже): они обязаны

обеспечивать денежный спрос в размере не менее 1% эмиссии очередного

выпуска (до разделения дилеров - 0,2%) и обязаны за квартал выкупить не

менее 1% выпущенных в обращение облигаций. За это они имеют преимущество в

виде возможности выставлять в Торговой системе заявки на покупку/продажу

облигаций на вторичных торгах. Кроме того, для первичных дилеров не

ограничивается доля неконкурентных заявок (см. ниже) на аукционах.

Вторичные дилеры не имеют обязательств по участию в аукционах, но и не

имеют возможности на вторичных торгах выставлять свои заявки: если заявка,

вводимая вторичным дилером в Торговую систему, не удовлетворяется имеющейся

в системе встречной заявкой первичного дилера, заявка вторичного дилера,

автоматически исчезает. Таким образом, за "повинность" в виде повышенных

обязательств по участию в аукционах первичные дилеры имеют возможность

зарабатывать на спрэде выставляемых ими двухсторонних котировок.

Следует отметить, что клиенты первичных дилеров не имеют подобных

преимуществ перед клиентами вторичных: механизм ввода заявок по всем

клиентским счетам депо идентичен таковому для заявок вторичных дилеров.

Торги ГКО подразделяются на первичные (аукционы) и вторичные.

На аукционах, как правило, проводящихся один раз в неделю, по средам,

происходит размещение новых выпусков или дополнительных траншей выпусков,

уже обращающихся на рынке. Участниками аукциона подаются заявки двух типов:

конкурентные (с указанием конкретной цены и количества бумаг) и

неконкурентные (с указанием суммы заявки; означающие согласие участника

приобрести бумаги по средневзвешенной цене аукциона). Все заявки вводятся в

Торговую систему. Доля неконкурентных заявок ограничивается (для вторичных

дилеров и клиентов) эмитентом при объявлении параметров предстоящего

выпуска (осуществляется за неделю до аукциона). Эмитент устанавливает цену

отсечения - минимальную цену удовлетворенных аукционов, после чего им

рассчитывается средневзвешенная цена аукциона.

В рабочие дни недели, не занятые аукционами, проводятся вторичные

торги, на которых любой участник может свободно купить или продать любой из

обращающихся на рынке выпусков. Торговая сессия, как правило, проводится с

11.00 до 13.00. В отдельные дни (как правило, в сокращенную по тем или иным

причинам рабочую неделю) ЦБ может изменить время проведения торговой сессии

либо назначить вторичные торги в день проведения аукциона. В таких случаях

участники извещаются заблаговременно.

Эмитент имеет право осуществлять на вторичных торгах доразмещения

выпущенных ранее в обращение выпусков (в пределах размеров объявленной

эмиссии) либо их досрочное погашение, регулируя таким образом объемы и

временную структуру государственного долга. В обоих случаях информация о

таких операциях включается в биржевую сводку отдельным пунктом.

Количественные показатели рынка (по состоянию на 10.11.96).

Количество выпусков в обращении:

ГКО - 29

ОФЗ - 7

ВСМ - 2

Сроки обращения выпусков: ГКО - 3...227 дней

ОФЗ - 108...710 дней

ВСМ - 110...327 дней

Общий номинальный объем долга на рынке ГКО - 222,921 трлн. рублей.

ГКО - 192,477 трлн. руб.;

ОФЗ (без учета НКД) - 30,219 трлн. руб.;

ВСМ - 0,225 трлн. руб.;

Капитализация рынка - 197,556 трлн. руб., из них:

ГКО - 168,23 трлн. руб.;

ОФЗ (без учета НКД) - 29,107 трлн. руб.;

ВСМ - трлн. руб. - 0,219 трлн. руб.

Дюрация рынка (только ГКО; средневзвешенное по капитализации выпусков

ГКО время до погашения) - 107 дней.

Средневзвешенная интегрированная доходность ГКО, рассчитанная исходя

из общего номинального объема, капитализации рынка и дюрации - 49,4%

годовых.

Объем выпуска ГКО-ОФЗ.

Государственный внутренний долг стремительно растет. Значительная

часть его приходится на государственные ценные бумаги, прежде всего

государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облигации федерального

займа (ОФЗ). Увеличение их выпуска связано прежде всего со стремлением

обеспечить возмещение дефицита государственного бюджета неинфляционными

методами.

Главная цель такого подхода - создать условия для экономического роста

и устойчивого пополнения на его основе доходов бюджета. До достижения роста

основным источником погашения предшествующих выпусков государственных

ценных бумаг становятся новые их выпуски, т.е. построение так называемой

финансовой пирамиды. Если переход к росту производства затянется,

существует риск и опасность того, что наступит момент, когда на рынке будет

недостаточно денежных средств для покупки растущих объемов новых ценных

бумаг, необходимых для погашения уже находящихся в обращении, и расходы

бюджета по их погашению превысят поступления. Кроме того, экспансия

государственных ценных бумаг поглощает средства, необходимые для

инвестиций, и сдерживает снижение банковского процента, без которого

стимулирование инвестиционного процесса невозможно.

Фактически эти опасности начинают ощущаться на практике. Уже в

середине 1996 года в связи со сложностью бюджетной ситуации и стремлением

выполнять предвыборные обещания объем государственного долга в наиболее

массовых ценных бумагах - государственных краткосрочных облигациях (ГКО) и

облигациях федерального займа (ОФЗ) превысил 150 трлн. рублей, что

планировалось только на конец года. С конца 1995 года по конец сентября

1996 года этот долг вырос с 77,4 до 200,9 трлн. рублей, т.е. в 2,6 раза, а

по отношению к ВВП (в пересчете на год) - с 4,7 до 9,5%. Эта относительная

величина еще не является высокой по сравнению со многими другими странами.

Однако острота проблем, связанных с его обслуживанием, нарастает.

Сложнее становится обеспечивать погашение растущего объема облигаций

за счет новых их выпусков. Это затрудняет снижение их доходности, а

соответственно и банковского процента. Сложнее становится обеспечивать

поступления от их продажи в бюджет. Бюджетная их эффективность (отношение

суммы поступлений в бюджет к приросту государственного долга) снизилась в

сентябре 1996 года до 14,8% по сравнению с 29,4% в сентябре 1995 года, а в

отдельные месяцы она немногим отличалась от нуля.

Растут расходы бюджета по погашению и обслуживанию государственного

долга. В бюджете 1996 года на эти цели предусмотрено направить 13,3% общей

суммы расходов, а в бюджете 1997 года - уже 16,3%.

В сложившихся условиях сокращение доходности государственных ценных

бумаг до уровня, сопоставимого с уровнем инфляции, их переструктуризация в

пользу среднесрочных и особенно долгосрочных, выход с ними на мировые

финансовые рынки для продажи иностранным инвесторам становятся в ряд

наиболее острых проблем экономической политики, без решения которых

невозможно рассчитывать ни на поворот к инвестиционной деятельности, ни на

экономический рост.

Важно также обеспечить широкое представительство различных

коммерческих структур на первичных торгах, чтобы противодействовать

монопольному поведению уполномоченных банков, добивающихся повышенной

доходности государственных обязательств.

В проекте государственного бюджета 1997 года предусмотрено изменение

пропорции между внутренними и внешними источниками финансирования дефицита

государственного бюджета: по сравнению с 1996 годом объем внешних

заимствований увеличивается на 8,7 трлн. рублей, а внутренних - уменьшается

на 6,6 трлн. рублей. При этом объем эмиссии государственных ценных бумаг

ожидается в сумме 330 трлн. рублей (несколько меньше, чем в 1996 году).

Правительство рассчитывает на то, что их доходность снизится в 1997

году до 25%.

Емкость рынка и доходность ГКО.

Официальные подходы и оценки емкости рынка государственных долговых

обязательств, если таковые существуют, не опубликованы ни в каких

источниках.

Поэтому, при оценке емкости рынка возможны два принципиальных подхода.

Первый направлен на получение абсолютных, второй — относительных

(индикативных) оценок емкости рынка.

Абсолютные оценки могут быть получены на базе анализа состояния и

динамики следующих экономических параметров:

Доходов субъектов экономики, в итоге агрегируемых в ВВП;

Ликвидности субъектов экономики, получающей обобщенное выражение в денежных

агрегатах, или, как вариант, в ресурсах кредитной системы.

Относительные оценки, призванные дать представление об использованных

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.