бесплатно рефераты
 

Государственный долг и его особенности в РФ

Государственный долг и его особенности в РФ

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Ессентукский институт управления, бизнеса и права

Кафедра _______________________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине ________________________________________

Тема __Государственный долг и его особенности в РФ_____

______________________________________________________

Выполнил студент ______________________________________

(фамилия, имя,

отчество)

________ курса ________ группы __________ отделение ________ шифр

дата представления _____________________

Руководитель _____________________________________

Оценка _____________________________________________

Ессентуки 2000

Оглавление:

Введение. 3

Глава 1. Государственный бюджет 6

1.1. Структура государственного бюджета 6

1.2. Бюджетные расходы. 8

1.3. Бюджетные доходы. 11

Глава 2. Бюджетный дефицит и государственный долг. 14

2.1. Дефицит и концептуальные подходы к бюджету. 14

2.2. Государственный долг. 17

2.3. Экономические последствия. 18

Заключение. 23

Список использованной литературы: 25

Введение.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы

страны, призванной обеспечить государство денежными средствами,

необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и

политических функций. По экономической сущности государственные финансы

- это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения

стоимости общественного продукта и части национального богатства-,

связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение

государства и его предприятий и использование государственных средств

на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих

социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны

и управления. Экономическое содержание государственных финансов

неоднородно; в их составе выделяют отдельные обособленные звенья,

каждое из которых выполняет специфические функции. В состав

государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней

государственного управления, внебюджетные фонды, финансы

государственных предприятий, государственный кредит. Если при

группировки финансовых отношений исходить из уровня государственного

руководства экономикой и социальными процессами, то структуру

государственных финансов в Российской Федерации можно представить в

следующем виде:

Государственные финансы России

Федеральные Финансы субъектов

Местные

финансы федерации

финансы

Бюджет Внебюджетные Государственный

Финансы

фонды

кредит предприятий

Важную роль в составе государственных финансов играют

бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (

субъектов федерации) и местном уровнях. С их помощью в распоряжение

государственных структур мобилизуется значительная часть национального

дохода, перераспределяемого финансовым методом. Для выполнения общих

функций в границах федерации Россия формирует федеральный ( центральный

) бюджет, который состоит из двух частей: доходной и расходной. В

условиях рыночной экономики основными методами мобилизации

государственных доходов являются налоги ( в разных их формах ), займы и

эмиссии. Ресурсы бюджета предназначаются для финансирования

государственных целевых комплексных программ, обеспечения

государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных

функций, а также содержания вооружённых сил и органов управления.

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют

внебюджетные фонды, к которым относятся: фонд социального страхования,

пенсионный фонд, фонд занятности населения, другие целевые фонды

государственного и регионального значения ( инновационный,

природоохранительный и т.д. ). Главное назначение внебюджетных фондов

любого уровня - финансирование отдельных целевых мероприятий за счёт

специальных целевых отчислений и других источников.

А теперь вернёмся к бюджету. Как я уже говорил, бюджет

состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят

доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Существует

несколько концептуальных подходов к бюджету, считающих каким способом

должен быть сбалансирован бюджет или должен он вообще быть

сбалансированным: ежегодно балансируемый, на циклической основе и

функциональные финансы. Накопленные в предшествующие периоды времени

суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может

быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственной долга

могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может

противодействовать росту государственного долга путём: (1) налогов, (2)

дополнительной эмиссией денег или (3) выпуском и реализации

государственных обязательств.

Существуют экономические последствия государственного долга:

это, во-первых, при том что правительство (1) должно только

рефинансировать ( а не погашать ) долг, (2) имеет право взимать налоги

и (3) имеет право создавать деньги, нет никакой опасности, что

государство обанкротится. Во-вторых, государственной долг не является

средством перемещения экономического бремени с одного поколения на

другое. Более серьёзные проблемы связанные с государственным долгом,

заключаются в следующем: а) выплаты процентов по государственному

долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах; б) выплаты

процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать

действие экономических стимулов; в) выплаты процентов или основной

суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального

продукта за рубеж; г) заимствования правительством на рынке капиталов,

для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут

увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное

финансирование.

Глава 1. Государственный бюджет

1.1. Структура государственного бюджета

Центральное место в системе государственных финансов занимает

государственный бюджет.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается

и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или

муниципальным собранием. По завершению финансового года полномочные

представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по

мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в

предыдушем году законом о бюджете.

Если взять для примера федеральный бюджет России, то он утверждается

Государственной Думой и Федеральным Собранием - высшей законодательной

властью страны. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его

выполнение. Оно организует (через министерство финансов и налоговую

службу) сбор доходов и осуществление (через государственной службы)

расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.

Такое разделение прав и обязаностей между законодательной и

исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств

налогоплатильщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной

или корыстной траты денег государственными чиновниками.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд

денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для

содержания государственного аппарата, вооружённых сил, а также выполнение

необходимых социально-экономических функций. В современных условиях бюджет

является также мощным рычагом государственного регулирования экономики,

воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления

антикризисных мероприятий.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм,

отражающий особенности той или иной страны, её социально-экономического

строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на

основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других

особенностей, характеризующих то или иное государство.

Структура бюджета страны зависит прежде всего от её

государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройсво,

бюджетная система имеет как бы двухярусное построение - государственный

и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством

(США, Германия) имеется промежуточное звено - бюджеты республик, краёв,

областей, земель, провинций, штатов и т.д.

Часто под местными подразумевают все бюджеты, кроме бюджета

центрального правительства. Между ними существуют довольно сложные

отношения, связаные с разделом источников бюджетных доходов,

финансированием местных бюджетов со стороны центрального правительства

путём перераспределения средств в масштабе страны и др.

Государственный бюджет представляет собой, таким образом, не только бюджет

центрального правительства, но совокупность бюджетов всех уровней

государственных административно-территориальных властей.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства) - денежные

средства государства, имеющие целевое назначение и не включённые в

государственный бюджет.Внебюджетные средства находятся в распоряжении

центральных и местных органов власти и концентрируются в специальных

фондах, каждый из которых предназначен для специальных нужд. Примером

может быть Пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счёт

специальных (целевых) налогов, субсидий из бюджета.

Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства государства в

экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламентский контроль. Кроме

того, создаётся видимость уменьшения дефицитности бюджета.

Бюджет современного государства представляет собой сложный,

многоплановый документ, отражающий всё многообразие его функций. Прежде

всего, в бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов

государства.

1.2. Бюджетные расходы.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического,

социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи:

социальные пособия, образование, здравоохранение др. В этом

проявляется главная цель бюджетной политики вообще - стабилизация,

укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя

к меняющимся условиям. Эти условия призваны смягчить дифференциацию

социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. С помощью

различных экономических рычагов государство регулирует личные доходы,

перераспределяя национальный доход в пользу наименее обеспеченных слоёв.

Важнейшими среди них являются социальные выплаты или дотации (трансферты)

населению: пособия по безработице, вспомоществование иждивенцам и

инвалидам, помощь больным, пенсионерам и престарелым, пособия на детей,

жилищные субсидии. Социальная помощь может быть оказана также в виде

предоставления бесплатного питания, оказания медицинской помощи,

предоставления единовременных денежных пособий. Именно благодаря этой

функции рыночную экономику в ряде стран называют “социально-

ориентированной”, т.е. создающей высокий уровень социальной защиты

населения. Среди всех экономически развитых стран особое место по этому

показателю занимает Швеция. Трансферты в ней - один из самых высоких в

мире, государственные расходы ежегодно составляют более 60% ВНП, из них

более половины приходится на трансферты. В США на реализацию социальных

программ ежегодно затрачивается более 10% национального продукта.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии

сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и

хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть

заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства,

фермерства.

Оборонная функция - это обеспечение существование нации, защита её

суверенитета, национальных границ. Для выполнения этой функции необходимо

иметь оснащённую армию, полицию, разведывательные органы, комплекс

предприятий, производящих вооружение, сеть научно-исследовательских

лабораторий и институтов. Кроме этого, для защиты своих национальных

интересов ряд государств имеют за границей военные базы, контингенты

вооружённых сил. Расходы на эти цели во всех странах значительны. Как

правило они превышают все другие расходы, составляя 20-30% всех расходов

государства. Особенно быстро растут расходы на проведение научно-

исследовательских работ и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) по

созданию вооружений и военной техники.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по

внутреннему долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры

расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, на

создание и совершенствование объектов инфраструктуры и т. д. Размеры этих

расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину

инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного

бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева

конъюнктуры - сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее

воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и

региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность

на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и

вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в

долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики

страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты,

обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.

Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулировании экономики с помощью

бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров

расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-

третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых

средств.

Следует отметить, что расходы бюджета играют в государственной

экономической политике несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы, в

первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное

списание основного капитала.

1.3. Бюджетные доходы.

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет

занимают налог ( до 90% всех поступлений ).

Изъятие государством в свою пользу определённой части валового

внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность

налога.

Налоги выполняют две функции: фискальную ( образует государственные

денежные фонды, создающие условия для функционирования государства) и

экономическую ( использует для воздействия на экономику, прежде всего через

распределение национального дохода ).

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и

других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую

систему. Объектами налогооблажения являются доходы (прибыль), стоимость

определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплатильщиков,

операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом

юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость

продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными

актами.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество:

подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на

социальное страхование и на фонд зароботной платы и рабочую силу (так

называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги,

в том числе налоги на собственность, включая землю и другую

недвижемость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они

взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют

прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве

развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость;

акцизы (налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов

товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара*);

на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это

налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара

или услуги.

По мимо налогов источниками государственного бюджета являются:

государственные займы они осуществляются с помощью выпуска и

реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей)

у внебюджетных фондах ( например, у фонда страхования по безработице или

пенсионного фонда ) и в порядке получения кредитов у банков ( эта форма

финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями ).

Их доля в государственном бюджете составляет от 10% до 20%;

эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Использование эмисси денег для

пополнения казны является на самом деле формой налогооблажения -

инфляционным налогом. Инфляционный налог - это те потери, которые несут

владельцы денег из-за инфляционного роста цен. Предположим, что вы получили

зарплату 100 тыс. рублей, норма инфляции 10% в месяц, следовательно, ваши

потери будут составлять 10 тысяч рублей. Это и есть инфляционный налог. К

этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми

доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в

условиях превышения расходов над доходами.

Глава 2. Бюджетный дефицит и государственный долг.

2.1. Дефицит и концептуальные подходы к бюджету.

Бюджетный процесс предполагает балансирование ( выравнивание

) государственных доходов и расходов. Однако на практике почти во всех

странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.