бесплатно рефераты
 

Государственное регулирование экономики

Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в

квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых

служит для них достаточной мотивацией к труду. Высокий уровень заработной

платы, может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности, а

при резком снижение занятости (увеличение армии безработных), уменьшаются

потребительский спрос и налоговые поступления, рост расходов на пособия по

безработице и возможность опасных социальным последствиям.

5.Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов

является денежное обращение. Основная направленность регулирования

денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную

опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно

воздействует и на другие объекты - условия накопления, социальные

отношения.

6.Состояние платежного баланса является объективным показателем

экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством

государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое

регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт,

движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также

путем торгово-договорной политики и участия в международной экономической

интеграции. Еще один из основных объектов регулирования - цены. Динамика и

структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно

влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость

национальной валюты, социальную атмосферу.

7.Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие

объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в

развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте

товаров, капитала и накопленных знаний и опыта. Наряду с хозяйственными

объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов

находятся условия существования и воспроизводства существующего строя,

отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная

практика, связанные с защитой собственности, порядком ее продажи,

наследования, отчуждения, регистрации, постоянно совершенствуются.

Государственные регулирующие меры направлены на обеспечение условий

конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это

направление ГЭП особенно противоречиво, так как концентрация производства и

капитала - процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом

рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

Объектами государственного регулирования все в большей степени

становятся общие условия существования и развития человеческого общества -

окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры,

здравоохранение, международное сотрудничество.

Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер.

Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление

капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и

даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между

профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными

регулирующими органами.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это

следующие иерархические уровни: фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики;

хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены);

глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный.

3. Цели ГРЭ.

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная

стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом,

адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых

опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель

не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с

объектами ГРЭ. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на

объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и

региональной структур хозяйства - на секторальную, отраслевую и

региональную структуры; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и

т.д.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и

масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна

цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других.

Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания

благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры,

совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного

обращения.

Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения

других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная

цель - обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных

шахт - может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в

отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого

топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости

в отрасли и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в

этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт;

оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может

оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от

реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой

ситуации субъектами ГРЭ и от установленной правительственными органами на

данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных

целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой

цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными,

вторичными, третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно

постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических

задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью

становится выход из него, в узком конкретном смысле - оживление

конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В

условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней

задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает

первичная цель - оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели -

привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности

на мировых рынках.

4. Средства (инструменты) ГРЭ.

Административные средства

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на

силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и

принуждения.

Приведем несколько примеров по запретам и разрешениям. Французские

власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах

Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличили налоги

на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы (это были бы

экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новое

промышленное строительство. Правительство одного государства разрешило

использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и

торгового порта, создав таким образом новую сферу приложения капитала. В

результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

К мерам принуждения можно отнести и то, что государственные органы

обязывают промышленные предприятия организовывать у себя производственное

обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых,

устанавливать очистные сооружения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной

экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в

основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных

бытовых условий для относительно слабо социально защищенных слоев

населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Самыми

крупномасштабными государственными административными акциями по

регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были

денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Наряду с административными средствами следует отметить еще одно

неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама

по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством

регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических

решений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с

призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше

отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном

строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как

правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними

часто следуют стимулирующие меры (в нашей стране призвал граждан покупать

товары отечественного производства президент РФ Борис Ельцин).

Экономические средства денежно-кредитные бюджетные

Экономические средства государственного регулирования подразделяются

на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование

учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б)

установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-

кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции

государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия

государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить

соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом

направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных

капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением

роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми

средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах

несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это доходы и

расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации.

В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль

налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора

налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров

налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ - это, с одной стороны, главный источник финансирования

государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с

другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных

бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных

источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма

воздействия На хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для

этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые

скидки, отсрочка уплаты налогов.

Ускоренная амортизация.

Особую роль среди средств ГРЭ играет ускоренное амортизационное

списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация

скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных

условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных

изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный

цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса

снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в

издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного

капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок

амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют

ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем

включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный

фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей

основного капитала (станки, оборудование, транспортные средства, здания) с

подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с

возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от

состояния конъюнктуры, еще ряд последствий.

Во-первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет

того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за

прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при

сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в

амортизационном фонде) в три раза налог платится по пониженной ставке и

чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.

Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости

основных средств от их реальной цены.

В-третьих, без дополнительного внешнего финансирования, а

исключительно за счет самофинансирования произошло существенное увеличение

производственных мощностей.

В-четвертых, технически высокооснащенные фирмы получают возможность

продавать частично списанные основные средства и реализовывать скрытые

резервы, используя выручку для новых капиталовложений.

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций -

освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и

принудительное использование для новых капиталовложений (никуда больше эти

средства использовать нельзя, а без движения не выгодно).

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного

капитала широко используется во всех развитых странах как средство

государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для

стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для

финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм

амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, а в

периоды кризисов действенность амортизационной политики ослабевает.

Государственный сектор

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени

в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он

является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное

хозяйство.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных

объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным

государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до

развития капитализма; он включал почту, частично транспортную службу,

изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство

строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным

образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование

которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки

зрения частного капитала.

Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве

своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых

и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а

оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм,

как правило, ниже, чем частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных

частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей

деятельности руководствуется принципами, несколько отличающимися от

принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения

общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного

хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является

первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых

отраслях, НИОКР, подготовке и переподготовке кадров, области охраны

окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а

убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг

(транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким

образом издержки в частном секторе.

Активно используется ГС как средство ГРЭ. Так, в условиях ухудшения

конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения

сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом

правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и

росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной

политике в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы

занимаются внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж.

В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере,

где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной.

В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом

и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Размеры ГС, его доля в национальной экономике изменяются не только в

результате нового строительства и приобретения, но и вследствие

приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частным

фирмам. В 80 - 90-х гг. эта тенденция заметно усилилась.

В Российской Федерации удельный вес государственной собственности

основных фондов уменьшился с 91% в 1990г. до 42% в 1995г., а частной или

смешанной повысился соответственно с 9% до 58%, или в 6,4 раза. За тот же

период доля работающих на государственных и муниципальных предприятиях и

организациях снизилась с 82,6 до 37,6%, а на частных возросла с 12,5 до

37,6%, т.е. в 3 раза. В негосударственном секторе создается почти 70% ВВП.

Внешнеэкономическое регулирование

Наряду с перечисленными инструментами ГРЭ, имеющими

внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств

внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:

изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия

на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капитала, научно-технического и

административного опыта; кредитование экспорта, гарантирование экспортных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.