бесплатно рефераты
 

Государственное регулирование рынка труда

труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму –

комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции,

повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует

подчеркнуть динамизм государственноего регулирования на рынке труда, когда

каждому этапу развития российского общества или экономического цикла

соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как

экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются

занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на

негосударсвенных предприятиях путем предоставления государственного заказа.

Интенсивное развитите предполагает рост влияния государства непосредственно

на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и

производственную мобильность. При этом непосредственная государственная

политика на рынке труда должна быть составляющим элементом

общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста

экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и

потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить

два основныз типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит

регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации

общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в

негосударственном чсекторе, развитие системы производственного обучения и

переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития

производства в тех или иных регионаз, регламентация продолжительности

рабочего дня, недели, месяца, международной меграции трудовых ресурсов,

организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в

сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая,

кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации

основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок,

бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает

влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.[2]

2.1. Политика занятости и регулирования рынка труда

Проводимые в России преобразования, направлены на формирование

социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов,

обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование

трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование

цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное

регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора

социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой

деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание

негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей

трудового потенциала.

До последнего времени под давлением объективных и субъективных

обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к

сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации

помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения

внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности

труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала

общества практически было отодвинуто на задний план.

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика

занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно

избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки,

повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан,

сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения

эффективности государственной службы занятости и реализации других мер,

направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях

управления являются федеральные, территориальные и местные (городские,

районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в

российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов

повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя

высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как о излишках,

которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что

могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений.

Придётся справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы,

несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во

многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять

имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь прежде всего

принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности

государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма

ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на

акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих

мест.

Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с

одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и

населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на

этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь

постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере

преодоления кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые

ресурсы, достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому

росту, в России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых

экспортно ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же

средства, сконцентрированные в теневой экономике. Назрела необходимость

проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые

сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти

способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за

границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой

экономики, вовлечь их в народохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала

динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение

спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С

точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не

вызывает сомнений.

Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее

всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы

и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в

итоге приведёт к сокращению численности занятых.

Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь

при условии сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения

рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия

государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности

её мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась

её дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка

труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью

конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием

достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Зачастую

работник лишён возможности трудится в полную силу, не может предъявить и

добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных

условий труда и его достойной оплаты [14].

Современный рынок труда – это сфера не столько противостояния

предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей

сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли

государства.

В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на

1998-2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей

перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной

стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать

высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой

экономики.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:

обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости

населения;

переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых

отношений;

достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих

мест;

предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения,

переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по

решению проблем занятости относится:

преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной

инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное

использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий,

направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли,

так и в отрасли традиционной занятости;

экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и

среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде

всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики,

обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового

законодательства в этой сфере;

разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с

напряжённой ситуацией на рынке труда;

развитие гибких форм занятости;

последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной

поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в

работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее

прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда,

зарплаты и использования рабочего времени;

сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников,

эффективное использование рабочих мест;

проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное

территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту

российского рынка труда;

развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через

государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение

безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду [6].

Кроме того, федеральными и региональными органами власти развёрнута

большая работа по созданию действенного механизма государственной поддержки

по созданию новых рабочих мест.

Целью программы является проведение активной политики занятости

посредством изменения структуры занятости населения РФ на основе

формирования эффективной структуры рабочих мест и сохранения кадрового

потенциала в регионах и перспективных отраслях российской экономики.

Реализацию программы предусматривается осуществить в два этапа в период

1996-2000 годов.

Первый этап реализации программы в 1996-1997 годах был сориентирован

на создание организационно – правовых условий для проведения политики

создания и сохранения рабочих мест. Второй этап (1998-2000 годы) – на

конкретные мероприятия, связанные с разработкой отраслевых программ

создания рабочих мест.

В результате проведённых расчётов получена предварительная оценка

общей потребности в рабочих местах на 1997-2000 годы.

Потребность в рабочих местах по отраслям народного хозяйства

составляла, по оценке, 66,4 миллиона в 1996 году и увеличится к 2000году до

67,0 миллионов. Основными факторами роста занятости будет возрастающая

потребность в занятом населении в отраслях инфраструктуры и сферы услуг. В

региональном разрезе положительная динамика показателя потребности в

рабочих местах характерна для всех экономических районов (в особенности

Северо - Кавказского и Уральского, где данное обстоятельство обусловлено

относительно высоким демографическим приростом трудоспособного населения),

кроме Дальневосточного.

Одним из интереснейших теоретических и практических вопросов является

разработка нового инструмента реализации программ – так называемой

Генеральной схемы создания рабочих мест.

В состав разработчиков Генеральной схемы должны входить

соответствующие федеральные органы исполнительной власти (Министерство

труда, Министерство экономики, Госкомстат, Министерство образования, ГКРП

России и другие заинтересованные министерства и ведомства) и органы

исполнительной власти субъектов РФ.

Генеральная схема создания рабочих мест разработана как на

федеральном, так и на региональных уровнях.

В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие

физического и экономического рабочего места.

Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как правило,

определённая зона, предназначенная для производства работ или услуг и

оснащённая в этих целях соответствующим набором орудий труда.

Однако, для нормального функционирования рабочего места недостаточно

иметь только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий – в

первую очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют

обеспечению ФРМ предметами труда, энергией, информацией, зарплатой и т.д.

Кроме того, воспроизводство ФРМ возможно только при наличии

платёжеспособного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи

ФРМ.

Наличие этих важнейших условий и обеспечивают существование

экономического рабочего места, возможность продуктивной(общественно

полезной и оплачиваемой) занятости населения. Именно экономическое рабочее

место (ЭРМ) является категорией, которой главным образом оперирует политика

занятости, а потребность экономики в рабочей силе определяется числом

экономических рабочих мест. Население тоже предъявляет спрос на

экономические рабочие места, то есть на рабочие места, которые обеспечивают

гражданину необходимый уровень дохода.

ЭРМ – это занятость работника на ФРМ, которая обеспечивает ему уровень

дохода (зарплаты) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного

минимума при соблюдении установленных законодательством норм

продолжительности рабочего дня (рабочей недели).

Таким образом, в рамках Генеральной схемы создания рабочих мест

рассматриваются прежде всего экономические рабочие места.

В контексте всего вышеизложенного предлагается такая трактовка

Генеральной схемы: Генеральная схема создания рабочих мест – (матрица)

количественных и качественных показателей (индикаторов), характеризующих

общие потребности населения в рабочих местах в определённый период времени,

структуру имеющихся рабочих мест в народном хозяйстве, а так же необходимое

количество дополнительных рабочих мест для удовлетворения потребности

населения в продуктивной занятости. Генеральная схема является инструментом

государственной политики занятости и призвана обеспечить координацию усилий

государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в

количественных, так и в качественных аспектах [23].

Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием

рынка труда.

Задачи регулирования рынка труда находят определённое отражение в

среднесрочной программе Правительства РФ на 1997-2000 годы “Структурная

перестройка и экономический рост”, “Программе социальных реформ в РФ на

период 1996-2000 годов”, “Комплексной программе мер по созданию и

сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы”, “Федеральной целевой программе

содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы” и других документах.

Однако ситуация на рынке труда пока далека от стабилизации: система рабочих

мест деградирует в количественных и качественных отношениях, безработица

растёт, возможности службы занятости по выплате пособий и выполнению других

возложенных на них задач ограничены по сравнению с первой половиной 90-х

годов. Поэтому вопрос об активизации регулирования рынка труда и изменении

некоторых сложившихся представлений о том, кто и каким образом должен

осуществлять такое регулирование, стоит достаточно остро.

Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию

занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть

включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с

финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в

первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости

(безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы,

бюджетные проектировки и программы действия Правительства РФ наравне с

присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями

уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как

приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и

прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений)

присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о другом: при утверждении

общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других

первоочередных государственных экономических документов Президент

Российской Федерации, Федеральное собрание и другие высшие государственные

инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких “ключевых

показателей”, в число которых должна входить, наряду с показателями

динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы [19].

Итак, вопрос номер один регулирования рынка труда в России – придание

этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач.

Вопрос номер два – формирование общегосударственной системы

регулирования рынка труда, главными субъектами которой были бы в целом

Правительство Российской Федерации, Министерство экономики, Министерство

финансов, Госкомимущество, Банк России и другие высшие хозяйственные

структуры; освобождение Министерства труда и социального развития от

обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных

функций с концентрацией усилий данного ведомства в части регулирования

сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными,

вопросах соблюдения законодательства о труде и занятости, проблемах

трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать

как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно

представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и

микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.