бесплатно рефераты
 

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2

2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД В РФ 3

3. ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЭД 7

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ВЭД 9

5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЭД 12

6. КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК 14

7. СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ 16

8. РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСПОРТНЫХ КОНТРАКТОВ НА ВЫВОЗ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ СЫРЬЕВЫХ

ТОВАРОВ 17

9. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КОЛИЧЕСТВА, КАЧЕСТВА И ЦЕНЫ

ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ 18

Литература 20

Система государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности (ВЭД) предприятий включает:

• законодательно-правовую базу регулирования;

• институционно-организационную структуру регулирования;

• государственное программирование ВЭД;

• квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

• сертификацию импортных товаров;

• регистрацию некоторых экспортных контрактов;

• обязательную экспортную оценку количества, качества и цены

экспортируемых товаров;

• таможенное регулирование;

• валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

• использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в

России рыночной экономики;

• содействие повышению производительности труда и качества

национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок

новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения

российских предприятий в мировую конкуренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые

рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового,

информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита

внутреннего рынка;

• создание и поддержание благоприятного международного режима во

взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной

экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными

принципами:

• единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней)

экономической политики;

• единство системы государственного регулирования и контроля за его

реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на

экономические методы;

• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов

в области управления ВЭД;

• обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции

Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов

должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

• определение основных принципов осуществления ВЭД и

внешнеэкономической политики России в целом;

• разработка соответствующих федеральных программ;

• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных

субъектов и граждан в частности;

• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и заключение международных договоров и государственных

соглашений, контроль за их исполнением;

• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

• определение и реализация валютной политики страны;

• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных

групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях

формирующейся рыночной экономики правомочны:

• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках

своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные

программы;

• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и

гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);

• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей

компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом,

которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы

находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

• координация действий участников ВЭД;

• выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение

касается интересов регионов);

• разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

• регулирование приграничной торговли;

• информационное обеспечение ВЭД.

2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД В РФ

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими

функциями:

• осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической

политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее

направлениям);

• подписывать международные соглашения, представлять Россию на

соответствующих международных форумах;

• регулировать военно-техническое сотрудничество;

• определять условия экспорта драгоценных камней, металлов,

расщепляющихся материалов.

Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают

законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии

участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты

руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет следующие функции:

• проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет

разработку соответствующих программ;

• участвует в организации и проведении международных переговоров;

• участвует в формировании экспортного и импортного режимов;

• осуществляет управление федеральной российской собственностью за

рубежом;

• регулирует величины ставок таможенного тарифа;

• принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от

массированного импорта;

• разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов

Президента РФ.

Специальным государственным органом регулирования ВЭД является

Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:

• государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по

совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное

регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и

интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном

контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных

нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

• координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по

совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий

федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование

институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация

действий российских экспортеров и т.д.);

• оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ

(анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке

платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ

эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);

• кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение

квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной

системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование

участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);

• создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с

иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных

договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих

международных организаций; борьба против дискриминации российских

экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство,

участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и

т.д.);

• участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через

внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг»,

«Росвнешторг» и др.);

• руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов

торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных

МВЭС в субъектах РФ.

В систему МВЭС входят:

1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного

экспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества;

регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый и др.

Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений).

2. Внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнеторговую

деятельность по определенной номенклатуре товаров.

3. Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая подготовку

руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в

международных экономических организациях. На обучение принимаются, как

правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в

народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподаватели

активно занимаются консультационной деятельностью.

4. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт

(ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей,

конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются

платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются

соответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностранной

коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую

информацию зарубежных информационных агентств.

5. Объединение информационного обеспечения и автоматизированной

обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным подрядчиком при

разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение

функций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированной

системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное

обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах,

снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно

участников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям,

располагает сервисным центром.

6. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет

институт уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям относятся:

• проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей

территории России, общий государственный надзор;

• обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между

федерацией и регионами;

• оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в

налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;

• помощь региональным властям в подготовке и осуществлении

государственных и региональных программ международного сотрудничества;

• регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых

товаров.

7. В структуре МВЭС важное место занимают торговые представительства

РФ за рубежом. Их задачи:

• защита и представительство интересов российских участников ВЭД в

стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание

консультационных услуг;

• контроль за соблюдением резидентами страны размещения торгпредств и

российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;

• содействие в установлении и расширении деловых контактов между

фирмами соответствующих государств;

• сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

Министерство экономики, помимо разработки и проведения единой

государственной социально-экономической политики в целом, также играет

важную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995

г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в

разработке предложений по экономической политике в сфере международного

сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования

внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ,

участвует в составлении платежного баланса страны. Министерством

разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных

инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует

взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами

заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества;

внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества с

государствами — участниками СНГ; инвестиционной политики.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по

соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об

изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует

систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет

методические основы разработки платежного баланса.

Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов

условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании

соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс

рубля по отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала,

выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций.

Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и

импорту.

Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван

контролировать и координировать международное научно-техническое

сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в

подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в

совершенствовании законодательной базы международных научно-технических

связей.

Государственный таможенный комитет (ГТК) непосредственно подчинен

Президенту РФ и выполняет следующие функции:

• осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ

гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;

• принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров

таможенных сборов;

• участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ

посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации

грузов, финансовых средств имущества граждан;

• осуществляет защиту экономических и иных интересов России через

борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из России и путем

предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.;

• ведет таможенную статистику;

• принимает участие в валютном и экспортном контроле;

• принимает участие в разработке таможенного законодательства и

таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

3. ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЭД

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ является негосударственной

некоммерческой общественной организацией. Она призвана содействовать всем

формам предпринимательства в России, а также содействовать развитию

разнообразного международного сотрудничества. Она состоит из региональных

палат, объединяющих несколько тысяч предприятий и организаций, различных их

союзов и объединений. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О

торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», подписанным

Президентом РФ 7 июля 1993 г.

Задачами ТПП в сфере ВЭД являются:

• содействие развитию экспорта российской продукции;

• оказание помощи российским участникам ВЭД в их внешнеторговых

операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-

технического сотрудничества;

• организация мероприятий по обучению и повышению квалификации

российских предпринимателей в сфере ВЭД;

• помощь зарубежным предпринимателям в нахождении надежных

российских партнеров.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8

смешанных международных палат. При ТПП РФ действуют: Между

народный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия,

Третейский суд для разрешения экономических споров.

В систему ТПП входят следующие внешнеэкономические предприятия:

АО «Совинцентр» — центр международной торговли и научно-технических

связей с зарубежными фирмами. Он оказывает более 200 видов услуг

коммерческого, делового и бытового, характера. Центр имеет собственную

гостиницу, коммерческий банк, помещение под офисы, вычислительный центр,

развитую систему современных связей.

ЗАО «Экспоцентр» регулярно организует представительные международные

выставки по самой широкой номенклатуре товаров, которые содействуют

развитию прямых контактов между российскими участниками ВЭД и зарубежными

предпринимателями.

ВО «Союзэкспертиза» — специализированное независимое агентство,

осуществляющее по заявкам предприятий экспертизу экспортных и импортных

товаров как за рубежом, так и в России.

«Союзпатент» занимается патентованием изобретений, промышленных

образцов, регистрацией наименований фирм, товарных знаков.

ВЭ рекламное агентство «Северо» — крупнейшая рекламная организация,

располагающая штатом высококвалифицированных специалистов, выполняющая

комплекс услуг по подготовке и проведению рекламных компаний по заказу

заинтересованных фирм.

Внешнеэкономическое предприятие «Внешэкономсервис», деятельность

которого направлена на:

• оказание услуг по поиску покупателей и продавцов;

• предоставление агентских и посреднических услуг, осуществление

экспортно-импортных операций с различными товарами;

• осуществление поставок технологического оборудования. В целях

повышения степени надежности выбора деловых партнеров ТПП ведет «Реестр

надежности российских предприятий и предпринимателей» для совместной

экономической деятельности. На его базе создано Российское агентство

экономических рисков. В сферу его задач входит:

• прогнозирование рисков (рисков национализации, экспроприации или

конфискации, риска ограничения доступа к производственным и финансовым

ресурсам);

• экспертиза степени надежности потенциальных партнеров для

предпринимательской и внешнеэкономической деятельности с учетом репутации,

хозяйственного и финансового положения партнера;

• всесторонний анализ потенциальных объектов инвестирования, оценка их

уязвимости с учетом возможных рисков.

Отраслевые объединения производителей и экспортеров (свыше 15),

включая «Союз нефтеэкспортеров России», «Всероссийскую ассоциацию

рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров»,

«Международный союз машиностроителей», «Совет производителей и экспортеров

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.