бесплатно рефераты
 

Экономика Аргентины

трубопроводов. Стабильное обеспечение энергетических потребностей страны

требует также завершения кольцевания региональных энергосистем и

формирования единой сети высоковольтных линий электропередач. Более полная

реализация экономического потенциала страны (как и повышение эффективности

национального производства в целом) немыслимо без известного изменения

исторически сложившейся конфигурации транспортной сети и преодоления

недостатков, присущих ярко выраженной радиальной схеме транспортных

магистралей, "завязанных" на столицу.

Анализируя экономику Аргентины, необходимо коротко охарактеризовать

один из важнейших ее компонентов – трудовые ресурсы. По региональным меркам

эти ресурсы значительны, причем многие их качественные параметры весьма

высоки. В стране насчитывается более полумиллиона лиц с высшим

образованием; действует разветвленная система ВУЗов; неграмотность не

превышает 5%. По охвату населения начальным и средним обучением страна

лидирует в регионе, приближаясь в ряде случаев к уровню отдельных

западноевропейских государств.

Таким образом, речь идет о сложившейся системе образования, которая,

несмотря на многие ее недостатки, в целом может служить основой кадрового

обеспечения экономического роста, и прежде всего национальных НИР.

Аргентинское руководство отдает себе отчет, что эта отрасль в условиях

технологической перестройки, происходящей в мировой экономике, носит

стратегический характер, и без ее самостоятельного развития невозможно

создание многих современных стержневых производств. В последние два

десятилетия углубилась тенденция к расширению национальных НИР. Достигнуты

несомненные успехи на некоторых исследовательских направлениях. Так,

Аргентина первой в Латинской Америке построила экспериментальный атомный

реактор, в 1974 г. ввела первую в регионе АЭС, в настоящее время

осуществляет поставку исследовательских реакторов за границу.

Хотя по научно-техническому потенциалу Аргентина выделяется в регионе,

она уступает в этом отношении промышленно развитым странам. Абсолютные

размеры затрат на НИР, как и их удельный вес в ВВП, находятся на невысоком

уровне, составляя в последние годы порядка 0,5%. Ассигнования, которые

государство в условиях длительной политической нестабильности и огромной

внешней задолженности в состоянии было выделить для этой сферы, невелики.

Существенным недостатком является смещение центра тяжести в сторону

фундаментальных, общетеоретических работ, тогда как удельный вес ученых и

инженеров, занимающихся прикладной инженерно-технической и

сельскохозяйственной тематикой, остается невысоким.

Центральную роль в рассматриваемой области играет государство. На него

приходится подавляющая часть всех расходов на НИР, под его контролем

находятся крупнейшие научно-исследовательские учреждения и институты

(такие, как Национальный совет по атомной энергии, Национальный институт

сельскохозяйственной технологии и Национальный институт промышленной

технологии), которые наряду с университетами сосредотачивают разработку и

адаптацию современных производственных методов. В то же время

производственный сектор до сих пор играет скромную роль в научно-

исследовательских разработках: на его долю приходится, по различным

оценкам, от 3 до 10 % общих затрат на финансирование НИР. Филиалы

иностранных компаний, занимающие ведущие позиции в наиболее передовых

промышленных отраслях, как правило, удовлетворяют свои потребности в

технологии за счет поставок материнских компаний, и поэтому слабо

заинтересованы в проведении самостоятельных НИР.

Несомненно, что уже в ближайшей перспективе влияние НИР на подъем

производительных сил, равно как и спрос на новую технологию и

заинтересованность в ее самостоятельной разработке, в Аргентине будут

расти, Это связано с необходимостью технического переоснащения

производства[1], с такими устойчивыми, прогнозируемыми тенденциями, как

дальнейший рост тяжелой индустрии, и прежде всего машиностроения,

расширение вывоза готовых промышленных изделий. В стране есть реальные

предпосылки для более активного развития информатики, биотехнологии,

атомной энергетики, исследований мирового океана. Осуществление этих

тенденций в условиях тяжелого финансового положения потребует более четкого

определения исследовательских приоритетов, концентрации сил и средств на

отдельных перспективных направлениях НИР и усиления их связи с

практическими запросами экономики, более активной мобилизации с этой целью

потенциала региональных научных и университетских центров, обладающих

давними традициями (Кордова, Тукуман, Сан-Карлос-де-Барилоче и др.).

1.2. Современная экономическая ситуация и политика правительства.

Аргентина, несмотря на свой значительный экономический потенциал, до

последнего времени находилась в тисках глубокого кризиса. Он проявился в

стагнации основных отраслей обрабатывающей промышленности, затухании

инвестиционного процесса, гиперинфляции, ослаблении позиций страны на

мировом рынке1, резком спаде производства в первой половине 80-х годов и

абсолютном снижении валового внутреннего продукта в расчете на душу

населения, а также в росте явной и скрытой безработицы, падении реальной

заработной платы, общем ухудшении положения миллионов аргентинцев.

Стратегия импортозамещения, проводимая длительное время, и определяемый

ею закрытый характер экономики обусловили формирование производственной

структуры, сильно зависимой от государства и емкости внутреннего рынка.

Находящийся практически вне условий международной конкуренции промышленный

сектор оказался сильно зависим от реализации аграрной продукции на внешних

рынках, обеспечивавшей ресурсы для финансирования импорта. Протекционизм,

необходимый на начальных этапах индустриализации, в последние два

десятилетия превратился в тормоз экономического развития Аргентины.

Финансовая ситуация в Аргентине характеризовалась многолетней

неустойчивостью. Расширение относительно неэффективного госсектора

увеличивало дефицит госбюджета. Эмиссионное финансирование последнего с

начала 70-х годов подтолкнуло инфляцию. На рубеже 1986-1987 г.г. эмиссия

была временно приостановлена. Но возникли новые проблемы. Провинциальные

власти продолжали получать кредиты у местных банков, связанных с

Центральным банком системой переучета векселей, что усугубляло общий

дефицит госсектора, вело к финансовым потерям госкомпаний.

В 1989 г. страна оказалась в гиперинфляционном кризисе: инфляция

приблизилась к 5000%. В этих условиях пришедший к власти в середине 1989 г.

президент Аргентины Карлос С. Менем начал проводить жесткую экономическую

политику, чтобы восстановить равновесие на потребительском рынке,

ликвидировать дефицит госбюджета и стимулировать производство. В основе его

программы лежит политика отказа государства от вмешательства в экономику,

приватизация госпредприятий, переход к свободному рынку товаров и услуг.

Первоначально предполагалось сохранение фиксированного обменного курса

аустраля, постепенное снижение инфляции, относительно низкие банковские

ставки. Этот сценарий не был осуществлен главным образом по политическим

причинам, включая давление профсоюзов.

В декабре 1989 г. был отменен контроль над ценами (за исключением цен

на газ, электричество, воду, телефон, автобусное и пригородное сообщение),

введен единый свободный валютный курс (определяемый спросом и предложением

без вмешательства Центрального банка) и сняты ограничения на открытие

счетов, продажу и покупку валюты, сокращены налоги на экспорт и импорт,

гарантированы банковские платежи по фиксированным депозитам и другие

сбережения без введения замораживания или иных ограничений; запрещена новая

эмиссия без реальных источников покрытия, увеличена зарплата рабочих

(дифференцированно для государственного и частного секторов); гарантированы

обеспечение информацией о ценах и условия "прозрачности" рынков для товаров

и услуг.

В январе 1990 г. сбережения вкладчиков были преобразованы в 10-летние

гособлигации, причем основная сумма и проценты гарантированы в долларах.

Продавать облигации разрешалось лишь небольшими порциями.

Были отменены различные субсидии и контроль государства в ряде

отраслей, приняты правительственные программы по стимулированию

промышленного производства и экспорта. Чтобы сократить дефицит бюджета,

были повышены государственные транспортные тарифы и плата за

энергоносители, контроль над госкапвложениями передай министерству

экономики.

В начале 1991 г. были отменены квоты на добычу, переработку и сбыт

нефти и регулирование цен на бензин на заправочных станциях. Реформа

налогообложения включала увеличение налога на добавленную стоимость с 13 до

15,6% и его распределение на сферу услуг, а также ужесточение налогового

контроля, увеличение штата инспекторов. Весной 1991 г. министерство

экономики искусственно поддерживало курс национальной валюты путем продажи

больших партий иностранной валюты из резерва Центрального банка (при

падении курса свыше 10 тыс. аустралей за 1 долл. банк выбрасывал доллары на

рынок, при росте до 9700 аустралей – скупал).

С 1 апреля 1991 г. начато осуществление очередного плана оздоровления

экономики. Выла отменена действовавшая в течение 5 лет система индексации

доходов, введена свободная конвертируемость валюты, включая фиксацию на

уровне 1 долл. - 10 тыс. аустралей, отменены пошлины на импорт

продовольствия, сырья и оборудования, сокращена численность госперсонала.

Отмена госконтроля над отраслями энергетики, в частности добычей

энергоносителей, положительно сказалась на развитии отрасли. Отказ от

протекционистской политики способствовал притоку в страну импортных товаров

(бытовой электроники, электроприборов, автомобилей) и снижению цен на

аналогичные местные товары.

Проблема внешнего долга Аргентины, типичная для большинства

латиноамериканских стран, будет решаться. Руководство МВФ подтвердило свое

доверие к начавшимся в стране экономическим преобразованиям. Пересмотр

условий погашения большей части внешнего долга (около 60 млрд. долларов),

несомненно будет содействовать дальнейшей стабилизации финансовой

обстановки в стране.

Средства для выплаты внешнего долга еще активнее аккумулировались

за счет приватизации национального имущества, т.е. обмена долговых

обязательств на акции приватизируемых госкомпаний (что уже в 1990 г.

позволило сократить задолженность на 7 млрд. долл.). В августе 1991 г.

индекс инфляции упал до 1.3%, в ноябре еще ниже – до 0,4% – самого низкого

показателя за последние 20 лет. Снижение инфляции и приостановка

экономического спада обеспечили необходимую стабильность, что в сочетании с

резким снижением учетных ставок повысило доверие компаний и потребителей и

обусловило тем самым промышленный рост и утроение размеров банковских

депозитов в 1991 г.

Перед правительством, по мнению президента, стоит задача полностью

отказаться от государственного регулирования экономики. За ним сохранится

лишь оборона, юстиция, образование и здравоохранение. Президент Мемем сузил

сферу деятельности государства в экономических процессах: снижены

таможенные пошлины, отменены ограничения на обмен валюты, контроль над

ценами и процентными ставками. Значительная часть акций национализированных

предприятий продана в частные руки, в том числе, в обмен на долговые

обязательства, прекращено вмешательство в установление заработной платы в

частном секторе, осуществляется приватизация госсектора и сокращение

бюрократического аппарата.

В ноябре 1991 г. Менем ликвидировал 10 федеральных учреждений,

регулировавших производство и реализацию говядины, зерна, сахара, табака,

вин, отменил запрет на коллективные переговоры в отраслях, когда компаниям

нельзя было самим заключать соглашения с рабочими и служащими по вопросам

заработной платы.Реформы продолжались несмотря на забастовки врачей,

учителей, банковских служащих, рабочих-нефтяников. Социальная защита

обеспечивалась через стабилизацию расстроенной финансовой системы и

формирование предпосылок экономического роста. Реальная зарплата за

последние два года выросла на 40%, а уровень безработицы снизился, хотя

душевой доход все еще ниже, чем в 1970 г.

Аргентина относится к числу стран, в которых государственное

предпринимательство получило значительное развитие. В 1980-е годы на долю

госсектора приходилось около 15% ВВП, свыше трети валовых инвестиций и

четвертая часть работающих по найму. Государственные инвестиции традиционно

направлялись на развитие сырьевой базы и капиталоемкой инфраструктуры, а

также некоторых отраслей тяжелой промышленности, характеризующихся

длительными сроками окупаемости. Госсектор контролировал 2/3 добычи нефти,

всю добычу угля, природного газа и урановой руды, почти 90% –серы, свыше

1/2 – железной руды, обеспечивал 90% производства и распределения

электроэнергии. В госсекторе сосредоточен весь железнодорожный и

подавляющая часть морского и воздушного транспорта, строительство шоссейных

дорог, мостов и туннелей, значительная часть средств связи. Индустриальная

база госсектора представлена главным образом отраслями металлургической,

нефтехимической и химической промышленности. Он располагает значительными

финансовыми ресурсами (сосредоточивая более 1/2 банковских депозитов и

кредитов). Основные позиции среди крупнейших компаний по объему продаж

постоянно занимали госпредприятия.

В ноябре 1991 года президент Аргентины Карлос Менем издал декрет, по

которому в 1992 г. будут переданы в частные руки или сданы в концессию

практически все госпредприятия. Аргентина может стать одной из стран, где

проводится самая широкая приватизация государственной собственности.

Попытки приватизации госсектора в Аргентине были и раньше. В частности,

во время военного правления 1976-1983 г.г. приватизация была объявлена

стержнем экономической программы, К началу 1981 г. было распродано 1407

объектов государственной недвижимости, приватизирован ряд крупных

предприятий в металлургической, нефтехимической, мясохладобойной,

текстильной, пищевой и некоторых других отраслях. В результате количество

компаний в этот период в составе госсектора сократилось с 750 до 400.

Приватизация осуществляется в различных формах и различными методами:

создание консорциумов, смешанных предприятий, использование широкого

акционирования, поэтапная продажа акций с учетом насыщения рынка,

капитализация внешнего долга. Приватизация может быть полной, частичной и

"периферийной" (в последнем случае государство остается владельцем

центрального, производственного звена предприятия, а частные фирмы получают

возможность распоряжаться подразделениями сбыта, распределения и

инфраструктуры).

Основная часть программы "реформирования государства" – приватизация

госкомпаний, повышение эффективности экономики за счет отказа от громоздких

государственных структур. В программу приватизации входят и меры по

реорганизации госпредприятий, ликвидации их дефицита и снижению уровня

госинвестирования.

Первой была приватизирована в 1989 г, крупная государственная

телефонная компания "ЭНТЕЛ". Ее преобразовали в консорциум, где государство

сохранило 30% акций, а затем эта доля была продана крупным и мелким

вкладчикам. Первым "рядовым покупателем" стал президент Карлос Менем.

Оценка рентабельности компании позволяет правительству рассчитывать на

получение 585 млн. долл., установленных в качестве стартовой цены для

своего пакета акций.

В результате приватизации госкомпаний "Аэролинеас Архентинас" группой

иностранных инвесторов во главе с испанской авиакомпанией "Иберия"

аргентинское правительство получило 260 млн. долл. и смогла выкупить

облигации своих внешних займов на сумму 1610 млн. долларов,

В целом продажа акций "Энтел" и "Аэролинеас Архентинас" позволила

правительству приобрести 14% всех внешних обязательств страны международным

коммерческим банкам.

Подготовлен проект приватизации государственной нефтяной компании

"ЯПФ", занимающей 1-е место среди 100 крупнейших предприятий по объему

продаж – более 5 млрд. долл. Продажа половины ее акций должна принести

чистую прибыль около 4 млрд. долл. Она будет происходить поэтапно, в 4

года, начиная с 1993 г.: в первый

год – 20% акций, во второй, третий и четвертый – по 10% на биржах

Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Лондона. Другую половину акций приобретут

национальные и провинциальные власти, а 10% из них будет выделено для

продажи служащим "ЯПФ". Последняя превращается в акционерную компанию,

контролируемую государством и частным капиталом. Компания реорганизуется:

персонал сокращен с 37 до 29 тыс.чел., планируется уменьшение расходов на 1

млрд. долл. (за счет продажи флота компании – 26 судов – и трех заводов по

переработке нефти).

В ближайшее время процесс приватизации затронет и мощную

металлургическую госкомпанию – "Сосъедад микета сидерурхика Архентина"

("СОМИСА"). По заявлению ее руководителя Х. Триакки, 40% акций компании

будут проданы с торгов, 50% – на бирже Буэнос-Айреса, 10% – переданы в руки

работников компании. План приватизации предусматривает сокращение 4700

рабочих мест, создание на базе компании сети мини-предприятий. Приватизация

госкомпании такого уровня невозможна без одобрения парламента. Если

аргентинские законодатели сочтут этот план неприемлемым, то правительство

вынуждено будет сократить расходы "СОМИСА" путем приватизации сферы

обслуживания и ряда объектов недвижимости, принадлежащих компании.

В конце 1991 г. одобрен проект приватизации 30 предприятий военно-

промышленного комплекса. В проекте указано, что средства, полученные в

результате продаж, будут направлены на реорганизацию армии, повышение

эффективности ее административного аппарата и вспомогательных служб.

Весной 1991 г. был принят закон о продаже частным компаниям

госпредприятий, обеспечивающих население водой, газом, электроэнергией и

другими коммунальными услугами. Это – ведущие предприятия среди 100

крупнейших по объему продаж компаний страны: электрическая компания "СЭГБА"

(объем продаж в 1990 г. – более 1,3 млрд. долл.), газовая "Гас дель Эстадо"

(объем продаж 1,3 млрд. долл.), угольная "Ясимьентос Карбониферос

Фискалес", водоочистка "Обрас санитарис де ла насьон".

Программа приватизации включает продажу четырех крупнейших нефтегазовых

месторождений Аргентины, основных государственных железнодорожных веток (5

тыс. км.), управление крупными портами страны, 5 линий метрополитена

столицы, двух телевизионных каналов, 16 радиостанций, 10 тыс. км. шоссейных

дорог.

Ряд проблем тормозит эффективную реализацию намеченных мер: подбор

надежных инвесторов, которыми, как правило, являются европейские

госкомпании и громоздкие аргентинские конгломераты; низкая культура

менеджмента и недостаточная квалификация госперсонала, неэффективное

регулирование деятельности новых компаний.

Помочь в решении этих и других проблем, в частности, создать

регулирующие механизмы для наблюдения за компаниями после приватизации,

призваны приглашенные в Аргентину эксперты Международного валютного фонда и

Международного банка реконструкции и развития. Они будут работать в

комиссиях по приватизации, созданных под эгидой министерства финансов.

Ситуация в экономике страны начала меняться к лучшему лишь в конце 1991

года. Впервые за долгие годы кризиса аргентинцы встречали новый, 1992 год в

обстановке спокойствия и экономической стабильности. Улучшением финансово-

экономического положения Аргентина обязана энергичным мерам правительства.

Согласно заявлению президента, страна находится на подъеме. "Наша цель

– рыночная экономика, борьба за сбалансированный государственный бюджет и

фронтальное наступление на нашего внутреннего врага – дефицит".

Первый раз за много лет преодолен хронический дефицит государственного

бюджета, побеждена гиперинфляция; в ноябре 1991 г. ее месячный уровень

составил 0,4% (самый низкий показатель за последние 20 лет). Уровень

безработицы в стране снизился за последний год с 12 до 5% экономически

активного населения.

Снижение инфляции и приостановление экономического спада обеспечили

необходимую стабильность, осуществляется восстановление расстроенной

финансовой системы и формируются предпосылки экономического роста. В

течение 1992 г. ожидается рост инфляции не более чем на 10% и полная

стабилизация розничных цен, увеличение валового продукта на 5-8%.

По результатам опросов общественного мнения более половины аргентинцев

поддерживают деятельность правительства Менема. Вместе с тем они считают,

что правительство уделяет недостаточное внимание вопросам повышения

заработной платы, пенсионного обеспечения, общественной безопасности, не

принимает эффективных мер против коррупции. Острыми остаются проблемы

улучшения системы здравоохранения, снижения безработицы.

Именно надежда на стабилизацию политической и экономической ситуации и

первые признаки такой стабилизации являются основным фактором, побуждающим

практически все политические партии и профсоюзы, большинство аргентинцев

поддерживать меры правительства, даже с учетом негативных социальных

последствий приватизации.

В интервью газете "Комсомольская правда" (18.12.1991 г.) К. Менем

отметил, что за два года, что у власти находится его правительство, средняя

заработная плата аргентинцев выросла с 30 до 300-350 долл. "...Мы дали

людям свободу – экономическую свободу, разрубив все бюрократические рогатки

на пути смелых и предприимчивых".

-----------------------

[1] По данным местных источников, около 60% аргентинского парка машин и

оборудования

имеет изношенность более 10 лет.

1 Так, доля Аргентины в мировом экспорте составляла в 1970 г. 0,57 %,

в 1980 г. – 0,40%, в 1990 г. – 0,37%.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.