бесплатно рефераты
 

Экономика 90 вопросов

- всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году

продукции (ВВП по расходам);

- всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном

году (ВВП по доходам).

На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый

национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД). ЧНП представляет

собой ВНП за вычетом амортизации. НД рассчитывается путем вычета из ЧНП

косвенных налогов. ВНП рассчитывается путем суммирования продукции (благи и

услуги), приносящие доход, затем из этой величины вычитаем текущие

материальные затраты и вычитаем разницу между импортом и экспортом.

ВНПр=ВНПн/Упц, где ВНПн - номинальный (в текущих ценах), ВНПр - реальный (в

фиксированных ценах), Упц - индекс цен.

Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость,

характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию

общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных

налогов, государственных субсидий.

НД - это чистый «Заработный доход» общества (з/плата, доходы населения,

прибыль).

Различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и

услуг.

Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных

потерь, ущерба и т.д.) и внешнеторгового сальдо.

Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных

и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на

образование, оборону и т.д.).

Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%. В 90 гг. Россия ФП - 80%

ФП>ФН.

81. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия инфляции.

Измерение инфляции. Антиинфляционная политика

С лат. Инфляция – вздутие (т.е. вздувается денежная масса и цены). Инфляция

— это переполнение денежного обращения избыточным количеством денег,

покупательная способность которых падает. Формы проявления инфляции:

1. неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию

денег, снижению их покупательной способности.

2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к

иностранным.

3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Существует три основных направления в теории инфляции:

1. Кейнсианская теория (теории инфляции спроса) утверждает, что она вызвана

избыточным спросом, и исходит из анализа расходов и доходов со стороны

государства. Кейнс считал, что увеличение спроса со стороны государства и

предпринимателей ведет к росту производства и занятости, тогда как

увеличение спроса населения — ведет к инфляции. Поэтому необходимо

стимулировать инвестиции в производство, но ограничивать заработную

плату. На основе этой теории инфляции спроса возникла «кривая Филипса» —

график зависимости между ростом цен и занятостью. По которой с помощью

инфляции можно преодолеть спад производства и увеличить занятость

(инфляция не должна превышать 5%). Однако экономические кризисы 70-80-х

гг. опровергли эти выводы из кривых Филипса. Они выявили новый феномен —

стагфляцию — инфляция, при которой возможен не только рост цен, но и

сокращение производства и занятости.

2. Теория инфляции (теория инфляции издержек), связывающая рост цен с

увеличением издержек производства. Когда растут материальные и трудовые

издержки производства, но при этом снижается производительность труда,

рост заработной платы приводит к раскручиванию «инфляционной спирали».

Приверженцы этой теории — Торн, Самуэлссон.

3. Монетаристская теория инфляции. Фридмен рассматривал инфляцию как

денежный феномен, т.е. как результат избыточных денег в обращении.

Инфляция возникает за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой для

покрытия бюджетного дефицита. Монетаристы считают, что деньги играют

активную роль, т.е. денежная масса порождает спрос. Отсюда вывод —

поскольку инфляция вызывает подъем производства, ее следует поддерживать

в умеренных размерах. Согласно правилу Фридмена, увеличение денежной

массы М2 необходимо проводить систематически, но постепенно, исходя из

роста ВНП и скорости обращения денег. Оптимальная величина прироста

денежной массы (при 3% росте ВНП в год) составляет 4%

Инфляция связана с «заболеванием» денег, но причины инфляции очень

глубинные. Внешними причинами инфляции могут явиться: рост цен на мировом

рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на

зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых и т.д. Внутренними

причинами могут быть: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит

бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег, ошибочный курс

экономической политики гос-ва.

С теоретической точки зрения инфляцию можно определить как дисбаланс между

спросом и предложением, поэтому можно выделить типы инфляции:

1)."инфляция покупателей" (инфляция спроса) Избыточный спрос приводит к

взлету цен.

2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом

случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут

издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.). В

реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляцию

весьма сложно. Инфляцию можно подразделить на: скрытая – предполагает

ухудшение качества продукции, услуг, но цена остается на прежнем уровне;

открытая – резкий рост цен. По темпам инфляции различают:

- Ползучая– постепенное обесценение дензнаков, для которой характерны

относительно невысокие темпы роста цен, примерно от 5% до 10% в год.

Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной

экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень

инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы

около 3 - 3.5%.

- Галопирующая – резкое, быстрое, скачкообразный рост цен и обесценение

денежных знаков. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится

трудноуправляемой. Темп ее роста 10-15%

- Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 50%. Особенность

гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой;

обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами

не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается

невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить

или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным

мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.

Измеряется инфляция с помощью показателя среднегодового прироста цен в

процентах — темп инфляции. Темп инфляции за год находится как частное от

деления среднего значения цен в этом году на значение в предыдущем году и

умноженное на 100%. Кроме того, в результате инфляции население как бы

платит инфляционный налог — потери реальных доходов, рассчитывающиеся по

формуле:

t = (С х p) + D х (i - p), где С - наличность, D - депозиты, i -

номинальная ставка процента, p -темп инфляции.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное

диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся,

прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что

ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных

социальных групп. Социально-экономические последствия инфляции охватывают

все аспекты: темпы и пропорции эк. роста, денежно-кредитный, финансовый и

валютный механизм, и т.д.

1. Ухудшается экономическое положение:

- снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают

неуверенными перспективы его развития;

- перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции,

где быстрее его оборот, больше прибыль и легче уклоняться от

налогообложения;

- рост спекуляции в результате резкого изменения цен;

- уменьшение кредитных операций;

- обесценивание финансовых ресурсов государства.

2. Возникает социальная напряженность:

- снижаются реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно

купить на сумму номинального дохода).

- перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных

слоев;

- особенно страдают от инфляции люди, живущие на фиксированные доходы:

пенсии, зарплата госслужащих, пособия. Для их защиты необходима система

индексации пособий; люди, живущие на нефиксированные доходы, могут и

выиграть от инфляции;

- обесценивание сбережений.

- непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов.

Получатель ссуды берет в долг «дорогие» рубли, а возвращает -

«дешевые».

последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми, если

бы люди могли предвидеть инфляцию и имели бы возможность корректировать

свои номинальные доходы.

Государственная антиинфляционная политика: Антиинфляционная политика: Это

комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на

борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и

инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики –

дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через

денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных

расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового

пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной

политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление

экономического роста и даже кризисные явления. Политика доходов

предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем

полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным

мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко

Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов.

Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась

дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста,

то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель

обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода

антиинфляционной политики.

82. Безработица, ее причины, виды и последствия. Государственная политика

занятости

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного

населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в Российской

Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка

зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы

приступить к ней. Уровень безработицы определяется отношением численности

безработных к численности экономически активного населения в процентах.

Экономически активное население (рабочая сила)— часть населения

трудоспособного возраста. Порождается безработица в условиях рыночной

экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период

экономических кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую

силу. Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста,

женщины, молодежь. Различают три вида безработицы: фрикционную,

структурную, циклическую. Фрикционная безработица существовала всегда, так

как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы

идут на это добровольно. Структурная безработица связана с изменением

структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей

силы и спроса на нее. Циклическая безработица возникает в определенные

моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д.,

когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые

разнообразные формы: временную, сезонную (например, связанную с пищевой

промышленностью и с/х), региональную (например, высокая безработица в связи

с отсутствием рабочих мест для мужчин), молодежную, скрытая (официально не

признанная, искусственно создаваемая занятость — сокращенный рабочий день

или неделя, вынужденный отпуск) и т.д. Ожидается, что к 2000г. проблемы

безработицы еще более обострятся, поэтому государство, стремясь не

допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять

социально-защитные, регулирующие функции. Причины безработицы в России:

- структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития;

- закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство

предприятий;

- высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов

хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;

- внедрение в производство новой техники и технологии;

- структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по

специальности;

- ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного

мнения.

Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных,

экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты. Важным для

ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является

снятие административных, правовых и экономических ограничений,

препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института

прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной

собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости

населения, открытых дверей и т.д.

Особенности безработицы на современном этапе:

- Большой удел. вес в ней квалифицир. рабочих, в том числе и управляющих.

- Большой уд. вес молодежи

- Длительность ее превышает период, в течение которого выплачивается

пособие.

- Главная причина - это НТР.

Меры по сокращению безработицы следующие:

- Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых

рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация

на др. специальности и т.д.);

- Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных

массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз.

продукции);

- Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости

населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы,

фермерские хозяйства);

- Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным

специальностям и профессиям

- Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий

день, неделя);

- Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение

ярмарок вакансий, дней

Каждая страна заинтересована в полной занятости. Если материальн. ресурсов

не достает, то часть трудовых ресурсов не занято в эк-ке, что влечет

безработицу => при централизованном управлении эк-кой всегда кол-во

дополнит мест учитывалось в зависимости от прироста населения, =>

обеспечивалась полная занятость, то она относительна (около 7% лишних

рабочих по предприятиям на 3 млн. свободных мест). Предприятия строились

там, где не было недостатка в раб. силе. За рубежом полная занятость -

занятость, при естественном % безработицы. Потери трудовых ресурсов

невосполнимы, т.к. они связаны с потерей потенциальн. объема ВНП. Если

безработица увелич на 1%, страна недополучает 69 млрд. $ => каждая страна

старается сократить число незанятого населения.

В Законе РФ «О занятости населения в РФ» определена политика госуд-ва в

области занятости населения, права граждан в области занятости, а также

вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной

службы занятости населения.

Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии

реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики,

равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие

занятость населения с учетом норм Конституции России и международного

права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ

осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой

оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной

привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на

общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и

программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы

в целях экономического и социального прогресса.

Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в

работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на

республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа

содействия занятости. Государственные республиканская и региональная

программы занятости предусматривают:

- Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической

заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких

формах занятости населения;

- Меры содействия занятости населения в сельской местности;

- Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан

пенсионного возраста;

- Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с

развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением

квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением

эффективности использования трудовых ресурсов;

- Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую

очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;

- Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости,

формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й,

финансовой и научно-методической базы;

- Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением

соответствующих материальных и финансовых средств.

Государственная политика в области занятости населения направлена также на

поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию

деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов,

ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за

выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное

сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости.

В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в

краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие

бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за

рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии

сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В

обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и

предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет

свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т.д.

83. Государственное регулирование в различных макроэкономических школах

Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования

экономики и единого мнения по поводу государственного регулирования среди

представителей различных школ.

В процессе развития экономической теории сформировались два принципиально

разные подходы к проблеме государственного регулирования в экономике.

1.Первый обстоятельно изложил Адам Смит в своей работе «Исследование о

природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная

система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный

со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив

экономического развития. Лучший вариант для государства — это

придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита

последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название

«экономического либерализма». На ранней стадии развития либерализма

считалось, что самым главным условием процветания государства является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.