бесплатно рефераты
 

Экономика 34 вопроса

программы "строгой экономии" (уменьшение гос расходов) нередко ведет к соц

нестабильности, а отсюда – к давлению в пользу увеличения военных расходов,

тому способствуют военные действия в Чечне, планы правительства на 2000 г

предусматривают расширение военного производства.

18. Теоретические основы формирования региональной экономики.

РЭ является составной частью нац эк страны, поэтому она долна в основном

воспроизводить черты всей системы: в государстве с рыночной эк региональная

эк должна быть тоже рыночной, с переходной экон — перех. РЭ расматривается

как система взаимодействующих субъектов рынка — предприятий и организаций

разной формы собственности, между которыми существуют устойчивые

материальные, финансовые и информационные связи. Экон развитие РЭ

осуществляется в соответствии с законом расширенного воспроизводства.

Региональное воспроизводство с одной стороны представляет собой подсистему

воспроизводства всей экономики гос, с другой интегрирует единичные

воспроизводственные процессы на уровне предприятий. Являясь частью целого,

она в свою очередь является открытой системой, и не должна нарушать единое

экон пространство гос. Правовой основой формирования РЭ является прежде

всего констит РФ и федеральное законодательство. РЭ функционирует в едином

прав и экон пространстве, в рамках единой нац денежной системы. Регионы

обладают определенной экон самостоятельностью, что закрепляется закон и

двухсторонними договорами с федеральным Ц. Экон самостоятельность

выражается и в передачи части объектов гос собственности в ведение

регионов. Самостоятельнось регионов необходима для проведения экон

политики, учитывающей особенности региона: региональный подход к

приватизации, развитию конкуренции, антимонопольной политики. Рег экономике

присуще специализация, обусловлена региональными ресурсами и общественным

разделением труда. Важной составной частью РЭ являются региональные рынки,

куда входят потребительский рынок, рынок средств производства, кредитно-

финансовый, рынок труда и т.д. На формирование рег рынка влияют факторы:

природно-географические (природные условия, сырьевая база, экон-геогр

положение); социально-экономические (состояние ифраструктуры,

платежеспособный спрос, сложившияся специализация); организационно-

экономические (схема управления крупных предприятий, концернов);

межрегиональные экономические связи и др. С точки зрения специализации при

формировании рег экон необходимо учитывать то, что вся номенклатура

производимая в регионе делится на 2 группы: продукция, которая производится

в каждом регионе для обеспечения повседневных нужд и продукция выпускаемые

с учетом разделения труда. Но при переходе к рыночной эк в результате

неравномерности преобразований, различия в стартовых условиях и кризисных

явлений в экономике произошло разделение регионов по уровню экон-соц

развития: различают регионы с достаточно высоким эк развитием, со средним и

низким уровнем, среди последних депрессивные и отсталые регионы с эк

переживающей глубокий кризис.

23. Система жизнеобеспечения населения и экономическая безопасность страны.

Национальна экономика должна быть системой жизнеобеспечения населения,

обеспечивая: необходимыми продуктами, предметами, жильем и т.д.; работой;

услугами здравоохраниея, образования и др. Государством разрабатывается

стратегия экон безопасности. Такая стратегия в РФ утверждена Указом

Президента РФ (от 29.04.96 г. № 608), она определяет нац интересы в области

экономики. Цель - обеспечение такого развития экон, при котором создавались

бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экон и

военно-полити стабильности общества и сохранения целостности государства,

успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. В частности,

обеспечить: защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества

его жизни, гарантирующих соц мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных

задач, исходя из нац интересов; активное влияние на процессы в мире,

затрагивающие нац интересы Р. Для обеспечения экон безопасности необходимо:

эффективно реализовывать преимущества межд разделения труда, обеспечить

устойчивость развития нац экон, недопустить критическую засисимости Р от

зарубежных стран в жизненно важных экон вопросах. Объектами экон

безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные

элементы экон системы. Гос стратегия включает: 1. Характеристику внешних и

внутренних угроз экон безопасности 2. Определение критериев и параметров

экон 3.Формирование экон политики. Угрозы экон безопасности: 1. Увеличение

имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что

ведет к нарушению соц мира и общественного согласия. 2. Деформированность

структуры росс экон, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-

сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных

ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции;

свертывание производства в жизненнно важных отраслях; подрыв научно-

технического потенциала Р; завоевание иностранными фирмами внутреннего

рынка и росси предприятий в целях вытеснения отечественной; рост внешнего

лолга Р. 3. Возрастание неравномерности соц-экон развития регионов. 4.

Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Реализация Гос

стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых

на основе количественных показателей - макроэкономических, демографических,

внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

28. Кридитно-бансковкая система. Денежная политика.

Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного

капитала, предоставляемого в ссуду. Различают 2 понятия кредитно-банковской

системы: 1)совокупность кредитнобанковск отношений, различают — банковский,

потребительский, коммерческий, государственный, международный кредит; 2)

совокупность кредитно-банковских учреждений, аккумулирующих свободные

денежные ср-ва и предоставляющих их в ссуду. Ведущим звеном кред-банк

системы являются банки. Кредитная система более широкое и емкое понятие,

чем банковская система. Банк- коммерч. учреждение, которое привлекает ден.

средства юр. и физ. лиц и от своего имени размещает их на условиях

возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные,

комиссионно-посреднические и иные операции. В России функционирует

двухуровневая банковская система:

1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия. 2.Регулирование денежного обращения. 3.Реализация

официальной денежно-кредитной и валютной политики. Денежная или банковская

эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных

деньгах. Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области

денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой

покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль

деятельности коммерческих банков.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или

коммерческие банки. К ним относят: -коммерческие (депозитные) банки,

основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей

краткосрочных кредитов; - инвестиционные банки, которые выступают

посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для

долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок; ипотечные

банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого

имущества. К кредитной системе кроме банков относятся сберегательные кассы

и кредитные общества; страховые и пенсионные фонды. специальные финансово-

кредитные институты (кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые

компании, страховые компании, частные пенсионные фонды и др.

Кредитно-денежное регулирование заключается в изменении ставки % ссудного

капитала, регулировании денежного обращения. Если гос-во хочет расширить пр-

во, то кредит дешевеет. Государство контролирует эмиссию денег, т.к.

денежная масса в обращении должна увеличиваться темпами на 25% меньше, чем

расширение производства. Денежная масса - совокупность покупательских,

платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и

принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству Общий з-н

ден. обращения состоит в том, что кол-во денег в обращении прямо

пропорционально сумме цен реализованных товаров и обратно пропорционально

скорости обращения ден. единицы. Скорость обращения денег определяется

числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же

деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки,

обслуживая продажу товаров и оказания услуг.

30. Финансовая система гос-ва. Фискальная политика.

ФС - совокупность различных форм организации финансовых отношений, включает

в себя фин институты: гос Ф; Ф предприятий и организаций; фин рынок. Ф

предприятий и организаций обеспечивают производственный процесс и получение

доходов, регулируют распределительные отношения на уровне предприятий

(микроэкономики). Ф гос обеспечивают формирование и использование гос

доходов и функционируют на основе создания различных централизованных

фондов. Состав гос финансов: Гос бюджет; Гос социальное страхование;

Пенсионный фонд; фонды целевого назначения. В основе бюджетной системы

лежит административно-территориальное деление. Гос бюджетная система

включает в себя следующие виды бюджета: гос бюджет; республиканские

бюджеты; местный бюджет. Бюджет имеет такие структуры: доходную и

расходную. Бюджетный дефицит не означает несбалансированности Б. Это

означает только несоответствие гос дохода его расходам. Фин рынок

представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг,

выпускаемых гос и предприятиями с целью привлечения инвестиций. Роль фин

системы заключается в том, чтобы с помощью фин отношений влиять на темпы и

пропорции соц-экон развития страны. Такое влияние осуществляется двумя

методами: финансовое обеспечение (государственный бюджет); финансовое

регулирование (система налогов). Фискальная политика гос заключается в

формировании денежных доходов посредством сбора налогов. Здесь проявляется

экон функция гос — стимулирование или ограничение определенной деятельности

и контроля с помощью налоговой политики. Через бюджетно-налоговую гос-во

оказывает воздействие на эк-ку, дифференцируя ставки налогов, отменяя и

вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение

налогов означает уменьшение возможностей пр-ва и наоборот. По степени

воздействия налоги делятся на 3 группы: прогрессивные (возрастают быстрее

доходов), пропорциональные и регрессивные (возрастают медленнее доходов). В

зависимости от способа взымания налоги делятся на: прямые (взымаются

непосредственно с доходов) и косвенные(в виде надбавок к ценам). Виды

налогов: налог на прибыль; налог на имущество; подоходный налог; на оборот;

акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС)

31 Предпосылки формирования, основные черты и структура мироваого хоз-ва.

МХ —совокупность нац хоз, связанных полит и экон отношениями. МХ - истор и

политико-экон категория. Предпосылки формирования — великие географические

открытия и международное разделение труда. До 20 в. МХ состояло из колоний

и метрополий. Современное МХ сложилось к н. 20 в, когда мир был поделен на

сферы влияния, завершен процесс формирования межд монополий. В современное

МХ входят различные гос, но практически все уже имеют или рыночную или

переходят к рыночной экономике Это целостная экон система, имеющая свою

структуру и элементы. Но целостность этой системы сочетается с наци

интересами стран. Целостность МХ проявляется в зависимости экономик разных

стран друг от друга (происходит циркуляция Т и капитала в планетарном

масштабе); укрепляет межгос. связей и общей заинтересованности всех стран в

решении глобальных проблем (экология, отсталые страны, прогресс и т.д.) МХ

присуще иерархичность— неравномерность в развитии (1/3 покупательной

способности у США, Японии и Германии при 9% населения). Участие в межд экон

организациях обеспечивает включение в МХ. Но для полноправного вхождения в

МХ необходимое условие —открытость экономики. Открытая экономика – это

свободная торговля, активное использование различных форм совместного

предпринимательства, ликвидация гос монополии на внешнюю торговлю,

организация зон свободного предпринимательства, активное участие в межд

разделении труда. Она предполагает: разумную доступность внутреннего рынка

любой страны для притока иностранных товаров, рабочей силы, капитала,

технологий, инвестиций. Для того, чтобы нац экономика стала открытой, нужны

определенные условия (экон структура и структура цен адекватных МХ-у, прав

законодательная система, корпус предпринимателей, система современной связи

нац экономики, конвертируемость нац валюты). Положительные стороны открытой

нац экономики: 1.Нац хозяйство входя в МХ, получает льготы в продаже своих

товаров.2.Финансовая помощь. 3.Приобщение к мировым технологиям. 4.Рост

собственной конкурентоспособности. Отрицательные моменты: Открытый импорт

вызывает спад собственного производства. Безработица. Имущественное

неравенство. Существовали различные представления о структуре МХ: А) Три

три полюсами развития(США, ЕЭС, Япония— мировые ядра) остальные гос—

периферийные, полупериферийные. Б)—-четыре группы: а)ндустриально-развитые

страны, б)страны на разных ступенях эк развития (делятся на 2 подгруппы —

страны экспортеры нефти и новые индустриальные страны). в)слаборазвитые,

экономически отсталые, г) страны с переходной рыночной экономикой. Между

всеми гос сотрудничество, но и противоречи (реализация, вывоз и использ.

капитала, проблемы природ. ресурсов и т.д.) Вывод: современное мир. хоз-во

несмотря на свое единство и заинтересованность всех стран противоречиво =>

наблюдается 2 тенденции: 1 — к интеграции, объединению ценностностей; 2 —

центробежная (преобладание нац. интересов). Преобладающая тенденция (1) В

последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала,

интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим

концепциям и исходит из взаимозависимости и партнерства всех стран.

32. Формы международных экономический связеей.

Формы межд экон связей: 1.Межд разделение труда. 2.Межд торговля товарами и

услугами. 3.Межд движение капитала и зарубежных инвестиций. 4.Межд трудовая

миграция. 5.Межд валютные и кредитно-финансовые отношения. 6.Межд

экономическая интеграция. Мировые экон отношения строятся на основе

конкуренции, кооперации, сотрудничества. Межд экон отношения включают

деятельность международных экономических организаций, хозяйственное

сотрудничество в решении глобальных проблем. МЭС строятся как на

двухсоронней и многосторонней основе, так и в рамках межд организаций: ООН,

ВТО (Всемирная торговая орг), МВФ, Мировой банк реконстр и развития. К

региональным организациям относятся Европейский союз, НАФТА (Сев Амер),

АТЭС (Азиатско-Тихоок регион). Отраслевые — ОПЭК, МОТ (Междун орган труда),

Неформальные экон организации — Лондонский и парижский клуб, Всемирный

экономический форум в Давосе. Участие в межд экон организациях обеспечивает

включение в МХ. Но для полноправного участия в межд экон связях необходимое

условие —открытость экономики. Открытая экономика – это свободная торговля,

активное использование различных форм совместного предпринимательства,

ликвидация гос монополии на внешнюю торговлю, организация зон свободного

предпринимательства, активное участие в межд разделении труда. Она

предполагает: разумную доступность внутреннего рынка любой страны для

притока иностранных товаров, рабочей силы, капитала, технологий,

инвестиций. Для того, чтобы нац экономика стала открытой, нужны

определенные условия (экон структура и структура цен адекватных МХ-у, прав

законодательная система, корпус предпринимателей, система современной связи

нац экономики, конвертируемость нац валюты). Положительные стороны открытой

нац экономики: 1.Нац хозяйство входя в МХ, получает льготы в продаже своих

товаров.2.Финансовая помощь. 3.Приобщение к мировым технологиям. 4.Рост

собственной конкурентоспособности. Отрицательные моменты: Открытый импорт

вызывает спад собственного производства. Безработица. Имущественное

неравенство. Межд экон связи регламентируются нормами международного права,

уставами межд орган, гос и частным правом гос.

33. Валютные проблемы мироваого хоз-ва.

Вал отношения сопровождают торговлю, вывоз капитала, научно-техн. обмен,

миграцию рабочей силы, туризм, культурные связи, предоставление

экономической помощи, кредитование. Характер вал отношений зависит от

конвертируемости валюты страны. Качество в. определяется не только ее

конвертируемостью, но и ее роль в вал системе. Функцию резервной в., т.е.

валюты используемой для обслуживания межд расчетов по внешнеторговым

операциям, иностранным инвестициям и при определении мировых цен, выполняют

в настоящее время: доллар США, фунт стерлингов Великобр., марка Германии,

швейцарский франк и японская иена - именно эти валюты являются наиболее

конвертируемыми валютами мира. Основой межд валютной системы являются нац

валюты, туда также входят нац и коллективные резервные валют единицы,

международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной

обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютные

рынки и мировые рынки золота и т.д. Исторически межд вал система сложилась

к концу XIX века, был введен золотой стандарт. Позже было достигнуто

соглашение о том, что, основным инструментом регулирования международных

расчетов становятся заместители золота —некоторые нац и коллективные

валюты. В 70-х г, когда межд валютный кризис подорвал связь валют с

золотом, была установлена так называемая ямайская валютная система с

плавающим валютным курсом. Нынешняя мировая валютная система

характеризуется доминирующей ролью доллара (доминирует в мировых валютных

резервах, в международных торговых расчетах). Но идет процесс движения к

многовалютному устройству. В 1999г появилась европейская денежная единица —

евро (пока только безналичная), которая должна стать одной из основных

мировых валют. Важным элементом международной валютной системы является

национальные валютный рынок - официальные центры, где совершается купля-

продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на

основе спроса и предложения. По мере развития национ. рынков и их

взаимосвязей сложился единый мировой валютный рынок. Современная валютная

система харак-ся следующими основными особенностями и проблемами:

1.Усилилась интернационализация валютных рынков на базе широкого

использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов

по ним. 2.Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во

всех частях света. 3.Техника валютных операций унифицирована, расчеты

осуществляются по корреспондентским счетам банков. 4.Широкое развитие

валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков.

5.Нестабильность курсов валют. В современных условиях режимы фиксированного

и плавающего курса сблизились. Существуют регулируемые курсы валют: гос

может по результатам торгов объявлять официальный курс и поддерживать его

своим золотовалютным резервом на этом уровне; влияет на него в процессе

торгов — устанавливать коридор — т.е. минимум и максимум. Реальный валютный

курс определяется относительно цен товаров из разных стран в одной валюте

Понижение официального курса валюты называют девальвацией, повышение —

ревальвацией. Котировку валют осуществляют гос или крупные коммерческие

банки. Торговля иностранными валютами ведется на валютных 6иржах (одна из

крупнейших — Лондонская биржа). Московская межбанковская валютная биржа

(ММВБ) является основной валютной биржей Р. ММВБ (не государственная

организация, хотя ЦБР является учредителем и проводит активную политику на

валютном рынке, влияя на курс рубля.

34. Глобальные проблемы цивилизации.

Критерии, которые позволяют выделить глобальные проблемы и множество

других, стоящих перед человечеством: общемировой характер проблемы

(затрагивает интересы всех стран или большинства); в случае нерешенности

такой проблемы возникает угроза всему человечеству, регресс в развитии

производительных сил; нужда в безотлагательных и решительных действиях на

основе коллективных и скоординированных усилий всего мирового сообщества.

Глобальность означает, что проблема подобного рода затрагивает интересы

всех классов и слоев общества, всех стран и народов планеты; эта проблема

влияет на все сферы общественной жизни и сказывается на положении дел во

всех районах планеты, хотя и с разной степенью остроты. Глобальные проблемы

можно сгруппировать по сферам действия:1. проблемы, возникающие в сфере

взаимодействия природы и общества: надежное обеспечение человечества

сырьем, энергией, продовольствием, проблема сохранение окружающей среды;

2.энергетический кризис; миграция населения; конверсия; проблемы войн,

разрушений; социальные проблемы; проблемы выравнивания экономического

уровня развития стран; освоение ресурсов мирового океана; овладение

космическим пространством; 3.проблемы общественных взаимоотношений:

отношения между государствами; преодоление отсталости развивающихся стран;

локальные и международные кризисы и потрясения; проблемы развития человека

и обеспечения его будущего: проблемы приспособления современного человека к

меняющимся условиям природной и социальной среды под влиянием происходящей

в мире НТР; вопросы современной урбанизации; борьба с эпидемиями и наиболее

тяжелыми заболеваниями; духовные ценности человека. А в экономике важная

проблема то, что на первом месте выходит не производящий и даже не

перераспределяющий сектора, а спекулятивно-финансовая надстройка. В этом -

серьезнейшая опасность обвалов в финансово-экономической и производственной

сферах, возможности произвола, с элементами общепланетарного кризиса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.