| |||||
МЕНЮ
| Экономические системы и их историческое развитиероли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель – выполнение плановой директивы. Важно отметить, что предприятия, стремятся выполнить плановую директиву, сталкиваясь с бюджетными ограничениями. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. В командной экономике предприятие действует в условиях мощного бюджетного ограничения. Во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей – ведь в такой системе господствуют формы–монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во- вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т.д.). В- четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляется не для развития производства, а для покрытия возникающих финансовых трудностей и все это – за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме. В нерыночном хозяйстве происходит административное установление заработной платы (рис.5). [pic] Рыночная заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда и равна [pic] при объеме труда LЕ и точке пересечения Е. В командной экономике государство устанавливает заработную плату ниже равновесного уровня ([pic]ниже [pic]). Движение заработной платы к уровню равновесия [pic]исключительно затруднено. Каждый индивидуум в каждой системе имеет в соответствии своей специальностью заработную плату одного уровня по всей стране. Предприятию диктуются и количество занятых и специализация. Если материальные стимулы не работают, нужно принуждение к труду. Важнейшей из мер принуждения в командной системе является идеология. Продлил существование командно-административной системы, основанной на внеэкономическом принуждении, и такой фактор, как природный. Неоценимые рынком бесплатные природные ресурсы фактически отбирались у будущих поколений для поддержания функционирования системы. Командно-административная, т.е. социалистическая экономика ввиду имманетарного присущего ей хронического дефицита не может существовать без «черного рынка», олицетворяемого теневой экономикой. Теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг. Она включает в себе все лучшие, нерегламентированные, отличные от изложенных в нормативных документах и правилах хозяйствования вида экономической деятельности. Структура теневой экономики определяется следующим образом: - криминальная экономика, включающая экономическую и общеуголовную преступность; - фиктивная экономика – это официальная экономика, выдающая фиктивные результаты своей деятельности за реальные; - неформальная экономика – базируется на личных контактах между экономическими субъектами, заменяющими официально установленную организацию экономических взаимосвязей; - нелегальная вторая экономика – состоит из незарегистрированных и запрещенных законом видов деятельности. Основной причиной существования теневой экономики в больших масштабах является отсутствие частной собственности на средства производства и существование десятилетиями командно-административных методов управления. Одним из главных факторов, питающих теневую экономику, является разрыв между ценами спроса потребления и административными ценами, с которыми связаны дефицит и государственное распределение товарных ресурсов. Командная система, устанавливая неверные ставки заработной платы, должны иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цель подобной экономической политики – подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей. Результат социалистического ценообразования можно рассматривать, используя уравнение обмена (уравнение Фишера) MV=PQ. Если предприятиям невыгодно наращивать объем товарной массы Q в следствии фиксированных цен, то неизбежен товарный дефицит. Нарастающий объем денежной массы (М) вследствие устанавливающихся трудностей ее превращения в товары приводит к ажиотажному спросу – ускорению V, что в целом давит на цены в сторону их повышения. Государство оставляет цены фиксированными, что означает развитие и стимулирование подавленной инфляции в виде дефицита, очередей и т.п. В отношении с мировым хозяйством в социалистической экономике господствовал принцип, диктовавший обеспечение независимости стран от импорта. Экспорт осуществлялся в таких объемах, чтобы можно было заработанной валютой оплатить импорт. Деление контрагентов осуществлялось мировоззренческими критериями: социалистическая, капиталистическая, развивающаяся страна. Вся внешнеэкономическая деятельность проводилась через государственные организации. Ни о какой конвертируемости денежной единицы не может быть и речи. Иначе говоря, командная система экономики — это всегда автаркия в отношении морового рынка. Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные заработки) скрывает за своим фасадом подавленную информацию и подавленную безработицу. 6.1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МИР РОССИИ: СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО Хозяйственный мир, России еще менее чем хозяйство любого западного общества, можно ограничить узкими рамками чисто экономических отношений. Тем более, что ее экономика так и не развилась в обособленную и самостоятельную сферу, осталась в подчинении политики, идеологии, военным нуждам. Это не означает, однако, что хозяйствующие субъекты здесь ведут себя сплошь традиционно. Просто у каждого из них, от директора до передового работника, чисто экономическая рациональность отходит как минимум на второй план, заслоняется соображениями «высоко» и «бытовой» политики. В советский период подчинение экономики интересам партийного руководства доходило порой до максимальных пределов. Плановая система создала гигантскую редистрибутивную машину, переиначивавшую через механизмы финансировавших цен и прямых изъятий огромную массу ресурсов между хозяйственными корпорациями и регионами. При этом не все имели равные права на получение своей доли, экономическая эффективность отнюдь не являлась решающим аргументом. Главным были приоритетность отрасли, статус территории, категория предприятия, наличие связи и заслуги руководства. Важным рычагом воздействия хозяйствующих субъектов, помимо централизации материальных и денежных ресурсов, становился ограниченный доступ к информации. Командно-административными методами суть хозяйственной организации в советский период далеко не исчерпывалась. Рядом с этой формальной организацией и ее порах, по горизонтали и вертикали раскладывались плотные сети неформальных отношений, складывались сложные системы обмена услуг и неофициальных торгов, зачастую безденежных и не всегда эквивалентных С социалистической точки зрения хозяйственная активность в СССР выросла из недр специфичной социалистической структуры, образуемой сложной комбинацией стратификационных систем. Стержневую роль среди них, на мой взгляд, играла этакратическая система. Она характеризовалась чрезвычайно высокой степенью огосударствления собственности и проникновения государства в сферы хозяйственной и общественной жизни. Вытеснение негосударственной собственности фактически ликвидировало базу разделения общества на экономические классы. Социально-экономическая дифференциация по размерам личной собственности и уровню получаемых доходов, разделяется, не устранилась. Однако классовые признаки играли не более чем второстепенную роль. Популярные рассуждения о «новом классе» спровоцированные М. Джиласом (см. Djilas M. The New Class: An Analysis of the Communist System. London: Tames and Hudson 1957), а поддержанные Восленским, 1985 г., и в нашей стране С. Андреевым в 1988 г., следует считать метафорой, с помощью которой обозначается властная элита, организованная посредством наменклатурной системы. Ключевые позиции в ней занимают политическая и военная элиты, а хозяйственная и культурная элиты – подчиненное место. Несмотря на сложность своего состава, советская властная элита, при всех перепитиях невидимой борьбы, являла собой артикулированную общность групповых интересов. Остальная часть общества была достаточно аморфна, атомизирована, обращена в совокупность статистических групп. В противовес колсалидированной элите ее вполне справедливо именовали «массами». В составе «масс» были обозначены пунктирные линии, отделяющие так называемый новый средний класс. Его костяк образовывали специалисты с высшим образование. Дипломы освобождали их от тяжелого физического труда, обеспечивали сносный доход и определенный престиж занятий. Советская система, выступив в период своей зрелости, предоставляла многим квалифицированным работникам отдельное жилье, минимальный набор предметов потребления длительного пользования, относительные возможности для профессионального и культурного роста. Отделение «образованных» от «простых людей» воспроизводилось весьма отчетливо, хотя различия между ними по уровню жизненных стандартов были минимальными или просто отсутствовали, проявляясь скорее в условиях труда и опыте жизни. Советское общество демонстрировало достаточно высокие возможности для вертикальной социальной мобильности: выходцы из рядовых рабочих нередко «доростали» до генеральных директоров крупных объединений. Но в то же время нельзя назвать «открытым». Идеи всеобщности труда воплощались в стремление не просто к полной, но и к максимальной законности, когда работу имели не только те, кто хотел трудиться, но и те, кто этого вовсе не желает. При этом индивидуальная оплата труда в среднем не покрывала стоимости средств хорошей жизни стандартной семьи. А альтернативные источники доходов были сведены к минимуму. В результате доля занятых женщин в народном хозяйстве СССР была чрезвычайно высока, значительна и доля работающих пенсионеров. В первую очередь поощрялась именно промышленная занятость, невзирая на специфику местных традиций и национальных культур. Стимулировались концентрация и централизация хозяйственной деятельности, доходившие до гигантомании не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, сфере услуг, науке, культуре. Доля малых предприятий в СССР была в десятки раз меньше, чем в развитых странах. С 1930 г., когда закрылись ворота последней биржи труда, официальная безработица считалась ликвидированной. Это не означало отсутствия скрытой безработицы, связанной с невозможностью найти работу по специальности. Тем более, что при кажущемся дефиците трудовых ресурсов, на предприятиях существовали скрытые излишки рабочей силы (оцененные в 10-15% занятых). Люди числились в штате и получали зарплату при отсутствии реальной производительной потребности в их трудовых услугах. Существовала и фикционная безработица, вызванная необходимостью смены места работы. По оценкам западных экспертов в СССР в 70-80 г.г. 2,5% (см.: Никифорова А. Уровень безработицы: как его считать? // Вопросы экономики. – 1993. - №12. – с.75.). Хотя частые переходы с места на место не поощрялись, а территориальная необходимость рабочей силы успешно тормозилась фактическим отсутствием рынка жилья, паспортным режимом и пропиской. В сфере занятости проводилась политика по сдерживанию ее нереферентных форм посредством регулирования вторичной, неполной и самостоятельной занятости: вводились ограничения и запреты на совместительство, а также на широкий круг видов индивидуальной трудовой деятельности. К 80-ым годам количество занятых в качестве совместителей и в режиме неполного рабочего времени не выходило за пределы 1-2% (в материальном производстве менее 1%). (См.: Краева Н.М. Резервы повышения трудовой активности населения (проблемы вторичной занятости). – М.: Экономика, 1983 – с. 41, 76). В качестве идеала ( успешно реализуемого на практике) выступала полная (штатная) занятость работника в одном единственном месте. Именно такая форма занятости обеспечивала наиболее эффективный контроль за трудовой деятельностью и уровнем получаемых доходов. Государственное регулирование условий труда и его оплаты осуществлялось с помощью единой системы норм, зафиксированной в кодексе законов о труде. Огосударствление собственности и регламентация условий хозяйственной деятельности выбивали почву у частного предпринимательства. Значит ли это, что СССР превратился в «хозяйство без предпринимателя»? Нет, т.е. индустриальное общество немыслимо без организационно- хозяйственных инноваций, как немыслимо оно без экономического роста. Можно разделить несколько специфичных хозяйственных членов, реально исполняющих «предпринимательскую функцию». 1. Экспериментаторы. Небольшая часть хозяйственных руководителей, которые с санкцией властных органов осуществляют более или менее решительные нововведения. 1. Основная группа хозяйственных руководителей, которую составляют «вынужденные» предприниматели. Директивные планы, хронически не обеспеченные материальными и людскими ресурсами, заставляли директоров и ведущих специалистов всячески изворачиваться, действовать в обход формальным указаниям. 2. «Теневик». Его деятельность была связана с госсектором, косвенно и прямо зависела от государственных ресурсов. 3. И наиболее «признанный член» – частники В итоге в советскую эпоху сформировался целый ряд групп полупредпринимателей, которые выполняя необходимую для любого современного хозяйства инновационную функцию, не могли считаться предпринимателями в полном смысле слова. Основополагающую роль в хозяйственной сфере в принципе должна была бы играть мобилизация материальных интересов. Однако в советской хозяйственной организации принудительные и символические (идеалистические) способы контроля успешно теснили собственно утилитаристские ориентации. Особое место в ней занимало внеэкономическое принуждение. В первые годы советской власти утверждалась политика милитаризации труда, прикрепление работников к предприятиям и к месту жительства, принудительное привлечение к труду под маркой борьбы с «тунеядством». В своем чистом виде внеэкономическое принуждение к труду вылилось в невиданную по масштабам организацию труда заключенных и армейских подразделений. Армия и тюрьма стали важнейшими дисциплинирующими институтами, подготавливающими малоквалифицированное контингенты населения к труду в промышленности и строительстве. К принудительным механизмам всячески пытались подключить источники морального стимулирования, однако они работали с переменным успехом. Неопределенные надежды людей на скорое изменение использовались весьма успешно. Нередко удавалось задействовать и мотивы соревновательности. Не отбрасывались и возможности ограниченного материального стимулирования. Распределение материального вознаграждения опиралось в конечном счета на два основных принципа: дифференциацию по формальным статусам (должностям, званиям, категориям учреждения) и уравниловку по трудовому вкладу. Обращает на себя внимание характерная для корпоративного устройства широкая распространенность сопутствующих льгот (привилегий), в том числе надежных вознаграждений, привязанных не к количеству и качеству, но к самому месту работы. Эти корпоративные льготы охватывали самые разные стороны жизнеобеспечения работников – получение ведомственного жилья и продовольственных заказов, пользование детскими садами и специальным медицинским обслуживанием, возможности загранпоездок и отдыха в санаториях, предоставление материальной помощи и возможность приобретения продукции собственного предприятия. Льготы были закреплены за штатными работниками и дифференцированы по должностным статусам. Весь стой государственной жизни был ориентирован на производство. Города возводились как «спальные районы» при производственных узлах. Основные научные сил в сосредотачивались в отраслевых институтах. Культура и искусство были перегружены производственной тематикой. Хозяйство и общество советского типа не оставались неименными в течении семи десятилетий. В их развитии можно выделить, по крайней мере, два крупных этапа, разделом оказалась «Хрущевская оттепель» 1950-х годов. Для первого этапа характерны: значительная централизация властных полномочий в центре и достаточно жестокие административные иерархии; существенно ограниченная самостоятельность отдельных политических, хозяйственных и культурных корпораций: частная дотация, периодические чистки кадров, обеспечивавшие высокую социальную мобильность в верхних слоях общества; удержание низших слоев в подчинении угрозой карательных мер; административное прикрепление рабочих рук к предпринимателям. Учредителям. Существенных различий в стиле жизни не наблюдалось. Это не только свидетельствовало о бедности и уравнительности, но может быть, даже в большей степени, было результатом полувестного единообразия, дополнявшего строй полувестной дисциплиной. Не допускалось поступление «неотфильтрованной» информации как извне, так и изнутри страны, это облегчало задачи идеологического манипулирования, рационализации проектов предлагаемого будущего устройства, а также формирования образов врагов, мешающих реализации этих проектов. Отсутствия обратной связи между массами и властями с необходимостью компенсировалось внутренним шпионажем за собственными гражданами. Второй этап характеризуется общим размещением иерархических порядков. Бюрократизация эшелонов власти приносила им желанную стабильность. Вертикальная социальная мобильность принимала более умеренные и более зарегулированные формы. Возросло значение образовательных аттестатов и дипломов. Обладая символической властью зависело все менее от личных и профессиональных качеств, но в большей степени от принадлежности корпорации определенного ранга (крупный завод, передовой совхоз). На втором этапе организационная структура в целом стала более гибкой, а власть – более фрагментарной. Собственность государства постепенно переходила в руки отраслевых корпораций, крупнейших предприятий, отвоевавших у «центра» все |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|