бесплатно рефераты
 

Экономические системы и их историческое развитие

роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия

необходимости эффективной работы. Основная цель – выполнение плановой

директивы.

Важно отметить, что предприятия, стремятся выполнить плановую

директиву, сталкиваясь с бюджетными ограничениями. Смысл понятия бюджетного

ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его

денежных фондов должна быть равна сумме расходов предприятия за

определенный период.

В командной экономике предприятие действует в условиях мощного

бюджетного ограничения. Во-первых, социалистическое предприятие может

переложить часть своих ресурсов на потребителей – ведь в такой системе

господствуют формы–монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-

вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в

уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная

государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т.д.). В-

четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их

возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляется не

для развития производства, а для покрытия возникающих финансовых трудностей

и все это – за счет государственной казны. Использовать заемные средства

при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при

социализме.

В нерыночном хозяйстве происходит административное установление

заработной платы (рис.5).

[pic]

Рыночная заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при

соотношении спроса и предложения на рынке труда и равна [pic] при объеме

труда LЕ и точке пересечения Е. В командной экономике государство

устанавливает заработную плату ниже равновесного уровня ([pic]ниже [pic]).

Движение заработной платы к уровню

равновесия [pic]исключительно затруднено.

Каждый индивидуум в каждой системе имеет в соответствии своей

специальностью заработную плату одного уровня по всей стране. Предприятию

диктуются и количество занятых и специализация.

Если материальные стимулы не работают, нужно принуждение к труду.

Важнейшей из мер принуждения в командной системе является идеология.

Продлил существование командно-административной системы, основанной на

внеэкономическом принуждении, и такой фактор, как природный. Неоценимые

рынком бесплатные природные ресурсы фактически отбирались у будущих

поколений для поддержания функционирования системы.

Командно-административная, т.е. социалистическая экономика ввиду

имманетарного присущего ей хронического дефицита не может существовать без

«черного рынка», олицетворяемого теневой экономикой.

Теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом

производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных

ценностей и услуг. Она включает в себе все лучшие, нерегламентированные,

отличные от изложенных в нормативных документах и правилах хозяйствования

вида экономической деятельности.

Структура теневой экономики определяется следующим образом:

- криминальная экономика, включающая экономическую и общеуголовную

преступность;

- фиктивная экономика – это официальная экономика, выдающая фиктивные

результаты своей деятельности за реальные;

- неформальная экономика – базируется на личных контактах между

экономическими субъектами, заменяющими официально установленную

организацию экономических взаимосвязей;

- нелегальная вторая экономика – состоит из незарегистрированных и

запрещенных законом видов деятельности.

Основной причиной существования теневой экономики в больших масштабах

является отсутствие частной собственности на средства производства и

существование десятилетиями командно-административных методов управления.

Одним из главных факторов, питающих теневую экономику, является разрыв

между ценами спроса потребления и административными ценами, с которыми

связаны дефицит и государственное распределение товарных ресурсов.

Командная система, устанавливая неверные ставки заработной платы,

должны иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цель

подобной экономической политики – подавленная инфляция, которая проявляется

в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Результат социалистического ценообразования можно рассматривать,

используя уравнение обмена (уравнение Фишера) MV=PQ.

Если предприятиям невыгодно наращивать объем товарной массы Q в

следствии фиксированных цен, то неизбежен товарный дефицит. Нарастающий

объем денежной массы (М) вследствие устанавливающихся трудностей ее

превращения в товары приводит к ажиотажному спросу – ускорению V, что в

целом давит на цены в сторону их повышения. Государство оставляет цены

фиксированными, что означает развитие и стимулирование подавленной инфляции

в виде дефицита, очередей и т.п.

В отношении с мировым хозяйством в социалистической экономике

господствовал принцип, диктовавший обеспечение независимости стран от

импорта. Экспорт осуществлялся в таких объемах, чтобы можно было

заработанной валютой оплатить импорт. Деление контрагентов осуществлялось

мировоззренческими критериями: социалистическая, капиталистическая,

развивающаяся страна.

Вся внешнеэкономическая деятельность проводилась через государственные

организации. Ни о какой конвертируемости денежной единицы не может быть и

речи. Иначе говоря, командная система экономики — это всегда автаркия в

отношении морового рынка.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное

социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработицы,

гарантированные заработки) скрывает за своим фасадом подавленную информацию

и подавленную безработицу.

6.1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МИР РОССИИ: СОВЕТСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Хозяйственный мир, России еще менее чем хозяйство любого западного

общества, можно ограничить узкими рамками чисто экономических отношений.

Тем более, что ее экономика так и не развилась в обособленную и

самостоятельную сферу, осталась в подчинении политики, идеологии, военным

нуждам. Это не означает, однако, что хозяйствующие субъекты здесь ведут

себя сплошь традиционно. Просто у каждого из них, от директора до

передового работника, чисто экономическая рациональность отходит как

минимум на второй план, заслоняется соображениями «высоко» и «бытовой»

политики.

В советский период подчинение экономики интересам партийного

руководства доходило порой до максимальных пределов. Плановая система

создала гигантскую редистрибутивную машину, переиначивавшую через механизмы

финансировавших цен и прямых изъятий огромную массу ресурсов между

хозяйственными корпорациями и регионами. При этом не все имели равные права

на получение своей доли, экономическая эффективность отнюдь не являлась

решающим аргументом.

Главным были приоритетность отрасли, статус территории, категория

предприятия, наличие связи и заслуги руководства.

Важным рычагом воздействия хозяйствующих субъектов, помимо

централизации материальных и денежных ресурсов, становился ограниченный

доступ к информации.

Командно-административными методами суть хозяйственной организации в

советский период далеко не исчерпывалась. Рядом с этой формальной

организацией и ее порах, по горизонтали и вертикали раскладывались плотные

сети неформальных отношений, складывались сложные системы обмена услуг и

неофициальных торгов, зачастую безденежных и не всегда эквивалентных

С социалистической точки зрения хозяйственная активность в СССР выросла

из недр специфичной социалистической структуры, образуемой сложной

комбинацией стратификационных систем. Стержневую роль среди них, на мой

взгляд, играла этакратическая система. Она характеризовалась чрезвычайно

высокой степенью огосударствления собственности и проникновения государства

в сферы хозяйственной и общественной жизни. Вытеснение негосударственной

собственности фактически ликвидировало базу разделения общества на

экономические классы.

Социально-экономическая дифференциация по размерам личной собственности

и уровню получаемых доходов, разделяется, не устранилась. Однако классовые

признаки играли не более чем второстепенную роль. Популярные рассуждения о

«новом классе» спровоцированные М. Джиласом (см. Djilas M. The New Class:

An Analysis of the Communist System. London: Tames and Hudson 1957), а

поддержанные Восленским, 1985 г., и в нашей стране С. Андреевым в 1988 г.,

следует считать метафорой, с помощью которой обозначается властная элита,

организованная посредством наменклатурной системы. Ключевые позиции в ней

занимают политическая и военная элиты, а хозяйственная и культурная элиты –

подчиненное место.

Несмотря на сложность своего состава, советская властная элита, при

всех перепитиях невидимой борьбы, являла собой артикулированную общность

групповых интересов. Остальная часть общества была достаточно аморфна,

атомизирована, обращена в совокупность статистических групп. В противовес

колсалидированной элите ее вполне справедливо именовали «массами». В

составе «масс» были обозначены пунктирные линии, отделяющие так называемый

новый средний класс. Его костяк образовывали специалисты с высшим

образование. Дипломы освобождали их от тяжелого физического труда,

обеспечивали сносный доход и определенный престиж занятий. Советская

система, выступив в период своей зрелости, предоставляла многим

квалифицированным работникам отдельное жилье, минимальный набор предметов

потребления длительного пользования, относительные возможности для

профессионального и культурного роста. Отделение «образованных» от «простых

людей» воспроизводилось весьма отчетливо, хотя различия между ними по

уровню жизненных стандартов были минимальными или просто отсутствовали,

проявляясь скорее в условиях труда и опыте жизни.

Советское общество демонстрировало достаточно высокие возможности для

вертикальной социальной мобильности: выходцы из рядовых рабочих нередко

«доростали» до генеральных директоров крупных объединений. Но в то же время

нельзя назвать «открытым».

Идеи всеобщности труда воплощались в стремление не просто к полной, но

и к максимальной законности, когда работу имели не только те, кто хотел

трудиться, но и те, кто этого вовсе не желает.

При этом индивидуальная оплата труда в среднем не покрывала стоимости

средств хорошей жизни стандартной семьи. А альтернативные источники доходов

были сведены к минимуму. В результате доля занятых женщин в народном

хозяйстве СССР была чрезвычайно высока, значительна и доля работающих

пенсионеров.

В первую очередь поощрялась именно промышленная занятость, невзирая на

специфику местных традиций и национальных культур. Стимулировались

концентрация и централизация хозяйственной деятельности, доходившие до

гигантомании не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, сфере

услуг, науке, культуре. Доля малых предприятий в СССР была в десятки раз

меньше, чем в развитых странах.

С 1930 г., когда закрылись ворота последней биржи труда, официальная

безработица считалась ликвидированной. Это не означало отсутствия скрытой

безработицы, связанной с невозможностью найти работу по специальности. Тем

более, что при кажущемся дефиците трудовых ресурсов, на предприятиях

существовали скрытые излишки рабочей силы (оцененные в 10-15% занятых).

Люди числились в штате и получали зарплату при отсутствии реальной

производительной потребности в их трудовых услугах. Существовала и

фикционная безработица, вызванная необходимостью смены места работы. По

оценкам западных экспертов в СССР в 70-80 г.г. 2,5% (см.: Никифорова А.

Уровень безработицы: как его считать? // Вопросы экономики. – 1993. - №12.

– с.75.). Хотя частые переходы с места на место не поощрялись, а

территориальная необходимость рабочей силы успешно тормозилась фактическим

отсутствием рынка жилья, паспортным режимом и пропиской.

В сфере занятости проводилась политика по сдерживанию ее нереферентных

форм посредством регулирования вторичной, неполной и самостоятельной

занятости: вводились ограничения и запреты на совместительство, а также на

широкий круг видов индивидуальной трудовой деятельности. К 80-ым годам

количество занятых в качестве совместителей и в режиме неполного рабочего

времени не выходило за пределы 1-2% (в материальном производстве менее 1%).

(См.: Краева Н.М. Резервы повышения трудовой активности населения (проблемы

вторичной занятости). – М.: Экономика, 1983 – с. 41, 76). В качестве идеала

( успешно реализуемого на практике) выступала полная (штатная) занятость

работника в одном единственном месте. Именно такая форма занятости

обеспечивала наиболее эффективный контроль за трудовой деятельностью и

уровнем получаемых доходов.

Государственное регулирование условий труда и его оплаты осуществлялось

с помощью единой системы норм, зафиксированной в кодексе законов о труде.

Огосударствление собственности и регламентация условий хозяйственной

деятельности выбивали почву у частного предпринимательства.

Значит ли это, что СССР превратился в «хозяйство без предпринимателя»?

Нет, т.е. индустриальное общество немыслимо без организационно-

хозяйственных инноваций, как немыслимо оно без экономического роста. Можно

разделить несколько специфичных хозяйственных членов, реально исполняющих

«предпринимательскую функцию».

1. Экспериментаторы. Небольшая часть хозяйственных руководителей,

которые с санкцией властных органов осуществляют более или менее

решительные нововведения.

1. Основная группа хозяйственных руководителей, которую составляют

«вынужденные» предприниматели. Директивные планы, хронически не

обеспеченные материальными и людскими ресурсами, заставляли

директоров и ведущих специалистов всячески изворачиваться,

действовать в обход формальным указаниям.

2. «Теневик». Его деятельность была связана с госсектором, косвенно и

прямо зависела от государственных ресурсов.

3. И наиболее «признанный член» – частники

В итоге в советскую эпоху сформировался целый ряд групп

полупредпринимателей, которые выполняя необходимую для любого современного

хозяйства инновационную функцию, не могли считаться предпринимателями в

полном смысле слова.

Основополагающую роль в хозяйственной сфере в принципе должна была бы

играть мобилизация материальных интересов. Однако в советской хозяйственной

организации принудительные и символические (идеалистические) способы

контроля успешно теснили собственно утилитаристские ориентации. Особое

место в ней занимало внеэкономическое принуждение. В первые годы советской

власти утверждалась политика милитаризации труда, прикрепление работников к

предприятиям и к месту жительства, принудительное привлечение к труду под

маркой борьбы с «тунеядством». В своем чистом виде внеэкономическое

принуждение к труду вылилось в невиданную по масштабам организацию труда

заключенных и армейских подразделений. Армия и тюрьма стали важнейшими

дисциплинирующими институтами, подготавливающими малоквалифицированное

контингенты населения к труду в промышленности и строительстве.

К принудительным механизмам всячески пытались подключить источники

морального стимулирования, однако они работали с переменным успехом.

Неопределенные надежды людей на скорое изменение использовались весьма

успешно. Нередко удавалось задействовать и мотивы соревновательности. Не

отбрасывались и возможности ограниченного материального стимулирования.

Распределение материального вознаграждения опиралось в конечном счета

на два основных принципа: дифференциацию по формальным статусам

(должностям, званиям, категориям учреждения) и уравниловку по трудовому

вкладу. Обращает на себя внимание характерная для корпоративного устройства

широкая распространенность сопутствующих льгот (привилегий), в том числе

надежных вознаграждений, привязанных не к количеству и качеству, но к

самому месту работы. Эти корпоративные льготы охватывали самые разные

стороны жизнеобеспечения работников – получение ведомственного жилья и

продовольственных заказов, пользование детскими садами и специальным

медицинским обслуживанием, возможности загранпоездок и отдыха в санаториях,

предоставление материальной помощи и возможность приобретения продукции

собственного предприятия. Льготы были закреплены за штатными работниками и

дифференцированы по должностным статусам.

Весь стой государственной жизни был ориентирован на производство.

Города возводились как «спальные районы» при производственных узлах.

Основные научные сил в сосредотачивались в отраслевых институтах. Культура

и искусство были перегружены производственной тематикой.

Хозяйство и общество советского типа не оставались неименными в течении

семи десятилетий. В их развитии можно выделить, по крайней мере, два

крупных этапа, разделом оказалась «Хрущевская оттепель» 1950-х годов. Для

первого этапа характерны: значительная централизация властных полномочий в

центре и достаточно жестокие административные иерархии; существенно

ограниченная самостоятельность отдельных политических, хозяйственных и

культурных корпораций: частная дотация, периодические чистки кадров,

обеспечивавшие высокую социальную мобильность в верхних слоях общества;

удержание низших слоев в подчинении угрозой карательных мер;

административное прикрепление рабочих рук к предпринимателям. Учредителям.

Существенных различий в стиле жизни не наблюдалось. Это не только

свидетельствовало о бедности и уравнительности, но может быть, даже в

большей степени, было результатом полувестного единообразия, дополнявшего

строй полувестной дисциплиной. Не допускалось поступление

«неотфильтрованной» информации как извне, так и изнутри страны, это

облегчало задачи идеологического манипулирования, рационализации проектов

предлагаемого будущего устройства, а также формирования образов врагов,

мешающих реализации этих проектов. Отсутствия обратной связи между массами

и властями с необходимостью компенсировалось внутренним шпионажем за

собственными гражданами.

Второй этап характеризуется общим размещением иерархических порядков.

Бюрократизация эшелонов власти приносила им желанную стабильность.

Вертикальная социальная мобильность принимала более умеренные и более

зарегулированные формы. Возросло значение образовательных аттестатов и

дипломов. Обладая символической властью зависело все менее от личных и

профессиональных качеств, но в большей степени от принадлежности корпорации

определенного ранга (крупный завод, передовой совхоз). На втором этапе

организационная структура в целом стала более гибкой, а власть – более

фрагментарной. Собственность государства постепенно переходила в руки

отраслевых корпораций, крупнейших предприятий, отвоевавших у «центра» все

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.