бесплатно рефераты
 

Экономические системы

следовательно, и координации экономической деятельности, различают

определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие

особенности данной экономической системы различия в способах размещения

благ и координации экономической деятельности определяются различиями в

регулирующих экономическое поведение институтах и институциональных

структурах, о которых говорилось выше.

В административной системе косность патриархального общества отчасти

преодолевается разрывом однозначной связи экономического субъекта и норм

его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила и

параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ

определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой

является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни

принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим

воздействиям обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами,

помимо идеологии включающими аппарат принуждения. Такая координация

экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития

за счет соответствующего изменения норм экономического поведения, а также

концентрации ресурсов под контролем управляющей подсистемы. Ее слабым

местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у

подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих действиях

экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого развития

чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе

взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной

стороны, возможности экономического развития путем изменения параметров и

правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с

другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность

экономических субъектов в таком развитии при использовании института

частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются

единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого

обязательными для всех нормами права и границами его владения, но

обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической

активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая

упорядоченность и регламентированность экономической деятельности

существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений

могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических

субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и

прежде всего система цен.

В каждый данный момент времени все системы координации экономической

деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в

различных соотношениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды

и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической

деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок

(transactions), приобретают форму трансакционных издержек (transaction

cost). В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные

с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации,

определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о

желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия

решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его

оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и

юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и

иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав

собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения

соблюдения условий соглашения.

Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием

административной системы, принимают вид административных издержек. К ним

относятся издержки информационного обеспечения (получения информации о

состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки подготовки

административных решений (выработки проектов решений, их согласования в

различных подразделениях административного аппарата, утверждения имеющими

право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до

непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения,

включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций,

функционирования системы стимулов и санкций).

Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек

определяет соотношение и границы действия рыночного и административного

механизмов в данной конкретной экономической системе. Рынок обеспечивает

наиболее экономное функционирование процесса координации, сводя одну из

частей трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума.

Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели

кругооборота и модели спроса и предложения.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние

хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они

получают от продажи своих ресурсов — труда, капитала и земли, для покупки

товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от

продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

[pic]

рис.1 Рыночный механизм

Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно — что

производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов

фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию

ограниченных ресурсов.

В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок

производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и

предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и

сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу

купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество

продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на

рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.

4. Выводы по курсовой работе

Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты,

части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна.

Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика

системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем.

Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при

типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее

значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в

валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается

дискуссионной, этот признак является решающей при классификации

экономических систем.

Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее

элементов. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости

частей " взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак

имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических

систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней

системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая

терапия или градуализм при проведении реформ).

Третий важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру

взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь

определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак

составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация

экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной

целевой функции.

Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во

внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством

коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более

высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что

данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого

оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.

И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не

может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или

субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие

этого атрибута.

Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы

ограничивались данными атрибутами, которые в достаточной степени показывают

возможные направления поисков в экономической теории.

В заключение отметим, что при сознательной трансформации экономической

системы главным условием недопущения окончательного ее распада является

"плавное" изъятие "лишних" элементов и введение новых; чтобы дать

возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости

элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного

исследования составлена табл. 2 в которой сведены основные отличительные

черты командно-административной, рыночной и смешанной экономических

систем.

Таблица 2. .

|Основные черты |Рыночная экономика |Командно-административная |Смешанная экономика |

| | |экономика | |

|Масштабы |Обобществление производства|экспроприацию трудовой частной |Обобществление и огосударствление |

|обобществления |в рамках предприятия |собственности, насильственное |части хозяйства в национальном и |

|производства | |объединение частных |интернациональном масштабах |

| | |товаропроизводителей в колхозы и | |

| | |совхозы | |

|Преобладающая |Экономическая деятельность |господствует государственная |Экономическая деятельность на базе |

|форма |единоличных |собственность |коллективной частной и |

|собственности |предпринимателей-капиталист| |государственной собственности |

| |ов | | |

|Форма бюджетного|Жесткая |Мягкая |- |

|ограничения | | | |

|Стимул к |Факторные доходы |Социалистическое соревнование |Факторные доходы |

|производительном|(заработная плата, прибыль | | |

|у труду |и т.д.) | | |

|Основной принцип|Принцип соответствия спроса|воля центрального органа власти, |Принцип соответствия спроса и |

|производства |и предложения |материализующая принятые |предложения |

| | |политические и идеологические | |

| | |решения. | |

|Регулирование |Саморегулирование |жесткий контроль централизованным |Активное государственное |

|экономики |индивидуальных капиталов на|государством, полностью |регулирование национальной экономики|

| |основе свободного рынка при|монополизировавшим экономику и |для стимулирования потребительского |

| |слабом вмешательстве |власть. |спроса и предложения, предотвращения|

| |государства | |кризисов и безработицы и т.д. |

|Конкуренция |Есть |Нет |Есть |

|Теневая |Отсутствует |Присутствует |Только на запрещенный государством |

|экономика | | |товар (наркотики) |

|Координация |Роль координации действий |Правила и параметры экономического|роль координации действий |

| |экономических субъектов и |поведения, и соответствующее |экономических субъектов и размещения|

| |размещения благ в экономике|размещение благ определяются |благ определяется и рыночным |

| |выполняет рыночный |воздействием командующей |механизмом и государственным |

| |механизм, и, прежде всего, |(управляющей) подсистемы, которой |регулированием. |

| |система цен. |является, государство | |

|Ценообразование |ориентируется на |Государство устанавливает |гибкие цены |

| |предотвращение спада в |постоянные (фиксированные) цены | |

| |производстве. | | |

|Заработная плата|устанавливается в процессе |административное установление |устанавливается в процессе |

| |конкуренции при соотношении|заработной платы |конкуренции при соотношении спроса и|

| |спроса и предложения на | |предложения на рынке труда, но |

| |рынке труда | |государство устанавливает |

| | | |минимальную заработную плату. |

|Социальные |Социальная незащищенность |Гарантированное трудоустройство, |Создание государственных и частных |

|гарантии |граждан в случаях |бесплатная медицина и образование,|фондов социального страхования и |

| |безработицы, болезни и |социальное обеспечение |социального обеспечения |

| |старости | | |

Заключение

в заключение хотелось бы сказать о нашей стране; что ее ждет в ближайшем

будущем, какой путь экономического развития она изберет?

Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с

некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то

есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения

без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав

собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с

капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно

отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти

первичное накопление капитала.

Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики

на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то

есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен

как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность

установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской

специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский "первый

мир" от "второго мира" - Центральной Европы.

Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами

производственной системы, вдали от давления конечного платежеспособного

спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и

региональной.

Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего - правовой

регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства.

Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для

всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это

именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская

вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать

этого правила.

Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в

следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского

общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это

как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в

олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации

такого сценария является усиление центральной государственной власти,

которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону

авторитарности.

Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе

финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем

и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что

наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно

вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком

случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным

субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты?

Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений,

опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов,

чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

Может быть, Россию спасет третий сценарий, к сожалению маловероятный.

Это - демократический вариант, требующий прихода к власти новых людей,

способных предложить план развития, который найдет отклик у населения.

Основным условием является "освобождение" бюджета от финансовой олигархии.

Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких

предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры,

действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные

приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно

поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское

общество может модернизироваться "снизу".

В следующее тысячелетие Россия войдет с проблемой бедности. В числе

"новых бедных" больше других рискуют оказаться менее квалифицированные и

менее образованные работники ВПК, гигантов тяжелой промышленности,

отсталых производств, которые, вероятнее всего, перейдут в разряд нищих.

Нуждающимися и необеспеченными могут стать значительные контингенты

квалифицированных, хорошо образованных молодых работников ВПК, гигантов

промышленности, а также депрессивных регионов. Именно в среде

квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки

локализуется фокус, центральная точка современной российской бедности. В

ближайшие 15 - 20 лет именно они останутся лучшей частью трудового

потенциала России.

Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия

ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического

роста, фискальной политикой государства и перераспределением доходов

посредством трансфертных платежей, проведением активной государственной

политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи:

регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и

поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования

и государственной помощи. Один из признаков оптимизации распределения

доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и

значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в общем "котле". В

рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом

свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного

от государства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам

предпринимателей и наемных работников право на свободные переговоры по

заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль

государства при такой системе - определение законодательных рамок,

регулирующих трудовые отношения.

Главной проблемой современного периода формирования научных экономических

систем в отечественной экономической науке можно считать проблему

совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической

мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной

экономической действительности.

Литература

1. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для

вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.

2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и

политика. М, Республика, 1992, С.47, 118

3. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А.

Киров, 1994

4. Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК,

1994.-632 с.

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,

микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие

/под. Общ. Ред. А. В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997.-

734 с.

6. Л.Ходов административное воздействие и моральное убеждение в

госрегулировании рыночной экономики.//Российский экономический журнал

№4, 1997

7. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В.

Ломоносова, 1999

8. А. Нестеренко Социальная рыночная экономика: концептуальные основы,

исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 1998

9. И. самсон Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998

10. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной

политики. //Вопросы экономики. - 1996. - № 10.

11. Е. Платонова. Экономические системы и их трансформация.// МЭиМО, 1998,

№ 7, с.З0-40.

-----------------------

[1] См., например: Корнаи. Я. Дефицит. М., 1990; ГайдарЕ. Экономические

реформы и иерархические структуры. М., 1990.

[2] ВВП — валовой внутренний продукт; ВНП — валовой национальный продукт

(см. гл. II).

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.