бесплатно рефераты
 

Экономическая теория

на развитие страны.

2. Действия Великобритании в поддержку свободной международной торговли в

середине девятнадцатого столетия имели позитивное значение как средство

стимулирования ее индустриального развития.

3. Создание "Общего рынка" в Европе после второй мировой войны во многом

способствовало устранению пошлин между странами — членами сообщества.

Экономисты сходятся во мнении, что создание такой зоны свободной торговли

явилось важным фактором, обеспечившим процветание Западной Европы в

последние десятилетия.

4. Тенденции к снижению пошлины в середине 30-х годов явились важным

стимулом роста послевоенной мировой экономики.

5. Опыт развития слаборазвитых стран свидетельствует о том, что ограничения

в развитии внешней торговли вели к более медленному росту экономики по

сравнению с теми странами, которые проводили открытую экономическую

политику.

Вопросы для самопроверки

1. Значение международной торговли для развития национальной экономики.

2. Основное содержание счетов текущих операций в международной торговле.

3. Основные препятствия в развитии свободной международной торговле.

4. Основные факторы, влияющие на валютные курсы различных стран.

Тема XI

Современные наиболее острые экономические проблемы индустриально развитых

стран

1. Проблемы свободного предпринимательства

Наиболее острыми экономическими проблемами на современном этапе развития

капиталистической экономики являются вопросы, связанные с недопущением

господства монополий в различных сферах производства. Рыночная экономика

является экономическим фундаментом развитого общества, поскольку в условиях

свободы конкуренции возможно проявление и развитие творческого потенциала

нации. Антиподом свободной конкуренции является монополии, которые склонны

к установлению диктата в производстве, в распределении и обмене

материальных благ, снижении творческого развития мелкого и среднего

бизнеса. Жизнь подтвердила, что монополии вызывают нерациональное

распределение ресурсов, замедляют темпы научно-технического прогресса,

вызывают расслоение в доходах населения, представляют собой угрозу

демократии вообще и политической демократии в частности.

Однако в обществе есть немало экономистов, которые защищают

предпринимательскую монополию, выдвигая в ее оправдание следующие

аргументы.

Фирмы, которые приобретают большую долю рынка в свое распоряжение,

прелагают покупателю продукцию более высокого качества.

Монополия предпринимателей обладает большим весом своего производства на

рынке, по мнению защитников такой монополии, делают эти монополии более

конкурентоспособными на межотраслевом и международном уровне, поскольку в

таких структурах имеется больше возможностей для использования

прогрессивных технологий.

Однако государство оказывает самое непосредственное влияние на деятельность

крупных производственных структур с помощью антитрестовых законов. Наиболее

известны в этом отношении следующие законы антимонопольной направленности.

Закон Шермана в США (1980 г.) и закон Клейтона (1914 г.) устанавливают

следующее: “Любое соглашение, объединение или тайный сговор, имеющие целью

ограничение торговли между несколькими штатами являются незаконными” и что

любое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать масштабную

торговлю, виновно в совершении преступления.

Закон Клейтона конкретизирует некоторые положения закона Шермана, особенно

в части ценообразования на сбываемую продукцию, где утверждается, что

ценовая дискриминация, принудительное межкорпоративное участие в капиталах

посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты

являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется

конкуренция. В том же направлении действуют законы о Федеральной торговой

компании (1914 г.) и закон Селлера-Кефовера (1950 г.). Сложность соблюдения

требований указанных законов заключается в том, что бывает очень трудно

оценить отрасль как монополистическую по ее структуре или по поведению и по

негативному влиянию на конкуренцию.

Антимонопольная направленность деятельности правительства развитых

капиталистических стран проявляется также в отраслевом регулировании, смысл

которого заключается в том, чтобы защитить общество от рыночной власти

естественных монополий. В этом случае правительство вмешивается в

регулирование цен и качества обслуживания. Законодательство, принятое во

второй половине XX века в странах Запада, привело к дерегулированию в

различных отраслях, таких как авиалинии, грузовых перевозок, других видов

транспорта, банковского дела, телевизионного вещания и т.п. Дерегулирование

авиакомпаний в США способствовало снижению тарифов и повышению

эффективности данной отрасли, что принесло американскому обществу

значительную экономическую выгоду.

Государство вмешивается не только в экономические процессы, но и все в

большей степени оказывает воздействие на социальные процессы.

Социальное регулирование касается в первую очередь проблем безопасности

условий труда, стандартизации качества продукции, уменьшения загрязнения

окружающей среды, утверждения законов, способствующих развитию социального

партнерства во всех сферах общественно-полезного труда в стране.

2. Отраслевое регулирование

Отраслевое регулирование в области сельскохозяйственного производства

является важной и острой проблемой производств с развитой рыночной

экономикой.

Фермерская проблема на протяжении длительного исторического периода

развития находилась в поле зрения интересов общества. В силу особых

специфических условий развития сельского хозяйства, когда природные условия

определяют в значительной мере эффективность производства

сельскохозяйственной продукции, особенности людских ресурсов аграрного

сектора, рыночная система оказалась неспособной разрешить фермерскую

проблему путем упования на закон стоимости и свободную конкуренцию. В этих

условиях поддержка со стороны правительства является объективным

требованием благополучного развития других отраслей производства, которые

используют результаты труда сельскохозяйственного работника.

Первоначально правительство ориентировало развитие сельского хозяйства на

такое формирование цен, которое обеспечивало бы так называемый паритет в

ценообразовании. Эта концепция паритета цен предполагает, что отношение

цен, по которым фермер продает свою продукцию, к ценам, по которым они

покупают товары для своего производства, должны быть не только постоянными,

но и обеспечивать соответствующую долю прибыли. Для сохранения этого

паритета органы власти установили соответствующие уровни цен и скупали

излишки продукции по минимальным ценам.

Использование минимальных, или поддерживаемых цен имеет ряд экономических

последствий.

К числу главных следует указать на такие, как:

. появление избыточной продукции;

. увеличение доходов фермеров;

. 3. увеличение цен на сельскохозяйственную продукцию;

. 4. общество в целом получило увеличение поступления налогов (налог с

продаж);

. 5. общество несет большие издержки связанные с хранением избыточных

продуктов.

Но это все в конечном счете оправдывает себя вследствие стабильного

развития данной отрасли производства.

К числу проблем, которые занимают внимание государственных структур,

следует отнести такую социальную задачу, как справедливое распределение

доходов в обществе и борьба с неравенством жизненного уровня населения и

бедность. Эти проблемы при неправильном ее разрешении из экономической

может перерасти в социальную, а из социальной в политическую. Поэтому

вопросы распределения и перераспределения доходов, проблема занятости и

социального партнерства лежит в основе стабильного и эффективного развития

экономики любой страны.

3. Проблемы рынка рабочей силы

Развитие рынка рабочей силы является наиболее актуальной социально-

экономической задачей стран с высоким уровнем производительных сил

общества. Этот вопрос по существу является ключевым в системе

функционирования производственных отношений. Хотя на первый взгляд речь

идет о занятости рабочей силы в различных отраслях народного хозяйства, по

существу этот вопрос затрагивает все общество как с точки зрения наличия

или отсутствия безработицы, так и с точки зрения уровня оплаты труда в

самом производственном процессе, от чего зависит активность рабочих в

повышении производительности труда, если вопрос оплаты решается в интересах

двух взаимосвязанных между собой сторон — работодателя и рабочих.

В экономической литературе стран с развитой рыночной экономикой среди

наиболее острых проблем, связанных с рынком рабочей силы, выделяется три

главные проблемы: профсоюзное движение и его влияние на уровень оплаты

труда рабочих, и его влияние на производительность труда, преодоление

дискриминации в оплате рабочей силы, проблемы иммиграции рабочей силы.

Существуют различные точки зрения по поводу того, позитивным или негативным

является воздействие профсоюзов на эффективность производства.

Одни утверждают, что влияние профсоюзов на производство может быть только

отрицательное. Это подтверждается по их мнению тем, что:

. причина сохранения численности рабочих независимо от потребности в ней

ведет к росту издержек производства;

. создает плохие предпосылки к потере национального продукта из-за

забастовок;

. вследствие получения членами профсоюза преимуществ в оплате,

формируется нерациональное размещение трудовых ресурсов по стране.

Сторонники противоположной точки зрения считают:

. благодаря настойчивым требованиям профсоюзов увеличить зарплату,

предприниматели вынуждены ускорять применение более совершенной

техники и технологии, что ведет к развитию научно-технического

прогресса;

. профсоюзная солидарность способствует повышению производительности

труда, уменьшается текучесть рабочей силы;

. серьезные гарантии занятости, представляемые членам профсоюза,

усиливают их готовность передавать свои производственные и

профессиональные навыки рабочим с меньшим стажем работы.

Рынок рабочей силы испытывает на себе давление дискриминации в оплате труда

по возрастному, национальному, расовому и половому признакам.

. Дискриминация в оплате труда проявляется в том, что неграм и рабочим,

принадлежащим к другим национальным меньшинствам, платят меньше чем

белым, т.е. белым, выполняющим ту же самую работу. Практика

дискриминации в оплате труда цветного населения находиться в

противоречии с федеральным законодательством.

. Существует дискриминация при найме на работу, что проявляется в

предоставлении работы белым. Часто негров последними берут на работу и

первыми увольняют. Поэтому за последние 15-20 лет уровень безработицы

среди негров примерно вдвое превышает этот уровень среди белых.

. Дискриминация в сфере человеческого капитала предполагает меньшие

затраты на обучение и повышение квалификации негров по сравнению с

белыми.

. Дискриминация при выборе профессии означает, что представителям

национальных меньшинств произвольно ограничивают или запрещают доступ

к более престижным и высокооплачиваемым профессиям.

Все эти проблемы имеют в своей основе не только экономические, но и

социальные корни открытого противопоставления интересов рабочих и

работодателей, людей одной национальности — другой национальности,

профессионализм одной группой лиц другой группе лиц и т.п.

Только в демократическом обществе, где все подчиняются законам своего

общества, можно постепенно преодолевать имеющиеся различия и противоречия в

интересах различных социальных слоев.

Действенным инструментом в этом направлении является идеология социального

партнерства в трудовых отношениях.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите законы, принятые в США антимонопольного содержания. В чем их

экономическое значение?

2. В чем главная трудность развития сельского хозяйства и каким образом они

решаются в странах Запада?

3. В чем главные проблемы развития рынка труда в капиталистических странах

и пути их решения?

Тема XII

Социальное партнерство в трудовых отношениях — эффективное средство

развития рыночной экономики

Социальное партнерство - это идеология, формы и методы согласования

партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного

взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективного рыночного

развития экономики зависит, прежде всего, от характера взаимоотношений

предпринимателей и работающих по найму. В широком смысле, социальное

партнерство - это сотрудничество различных социальных групп и слоев.

Социальное партнерство это идеология, формы и методы согласования для

достижения общих целей. В более узком значении,- это способ согласования

интересов работников и работодателей в целях обеспечения социального мира.

Третьей стороной здесь выступают государственные структуры, представляющие

интересы общества в целом. Механизм трехстороннего партнерства на любом

уровне общегосударственном, территориальном, отраслевом и локальном

(предприятие) предусматривает: совместные консультации при принятии

государственных решений в социально - экономической сфере, в том числе

разработке законопроектов, установление условий труда в порядке коллективно

договорного регулирования, применение правовых норм на предприятии с

участием представителей работников. Задача трехсторонних консультаций в

соответствие с рекомендацией от МОТ (международной организации труда) № 113

(1960г) содействие взаимопониманию и сотрудничеству между органами

государственной власти и представителями сторон трудовых отношений с целью

развития экономики, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня

трудящихся. В данной главе будет рассмотрена идея социального партнерства,

которая является совсем новой в России.

1. Теоретические основы и предпосылки социального партнерства

Проблемы социального партнерства обычно рассматриваются исходя из

послевоенного опыта стран Западной Европы, особенно ФРГ. Однако основные

идеи согласования интересов капиталистов или рабочих были сформированы

значительно раньше. Чтобы понять сущность социального партнерства,

необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами

общественных систем. В течение тысячелетий эти отношения были

антагонистическими (рабы - рабовладельцы, крепостные - феодалы, рабочие -

капиталисты). К числу важнейших событий мировой истории относятся:

восстания рабов, крестьянские войны, социальные революции. Только со второй

половины нашего века в разных странах прекратились попытки насильственного

изменения общественного строя. Для разрешения социальных конфликтов в

научной литературе предлагалось два принципиально различных способа:

. Уничтожение частной собственности на средства производства,

государственное управление предприятиями.

. Согласование интересов собственников и наемных работников.

Первый путь наиболее последовательно выражен марксистами, которые исходят

из непримиримости интересов капиталистов и рабочих. Возможности

согласования классовых интересов обсуждались в работах авторов различной

политической ориентации, социалистов-утопистов, либералов - социалистов и

др. Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного

согласия, является "Общественный договор" Ж.Ж. Русо. В этом трактате,

опубликованном в 1762г., рассматривается общество, основанное на законах,

перед которыми все равны и которые сохраняют личную свободу каждого

гражданина. По мнению Руссо, совершенное законодательство нельзя создать в

результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего

имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть

не большим по территории (образец — Швейцария). Важным условием

функционирования общественного договора является высокий уровень

гражданской зрелости населения. Роль законодательства подчеркивали многие

современники Русо, в частности Ф. Кенэ считал, что не люди, а законы должны

управлять государством. Проблемы согласования интересов социальных групп

были центральными в публикациях и практической деятельности Ш. Фурье, А.

Сен-Симона, Р. Оуэна. Их идеи охватывают важнейшие сферы жизни общества:

производство, обмен, распределение, воспитание, обучение, быт и др. В

частности, Ш. Фурье предлагал делить чистый доход между капиталом, талантом

и трудом в пропорции: 4/12; 3/12; 5/12. Хотя названные авторы более ста

пятидесяти лет являются объектом критики как "справа", так и "слева", их

роль в развитии социального партнерства с современных позиций

представляется одной из наиболее значимых. Работы Фурье, Сен-Симона, Оуэна

оказали существенное влияние на многих экономистов, в том числе одного из

крупнейших идеологов XIX в — Джона Стюарта Милля, считавшего достоинством

предложений Фурье обеспечение конструктивного сотрудничества труда и

капитала. Д.С. Милль был, по-видимому, одним из первых, кто использовал

термин "партнерство" для социальных отношений.

По этому поводу он писал: "отношения... между хозяйками и работниками будут

постепенно вытеснены отношениями партнерства в одной из двух форм; в

некоторых случаях произойдет объединение рабочих с капиталистами, в

других... объединение рабочих между собой". Существенное внимание уделено

проблемам сотрудничества труда и капитала в работах А. Маршалла, который

подчеркивал, что "... доходы рабочих зависят от авансирования труда

капиталом". Он пишет что: "... благодаря капиталу и знаниям рядовой рабочий

западного мира питается, одевается и даже обеспечен жильем во многих

отношениях лучше, чем принцы в прежние времена. Сотрудничество столь же

обязательно, как и сотрудничество между прядильщиками и ткачами".

Поскольку основной целью социального партнерства является обеспечение

устойчивого эволюционного развития общества, важно определение условий, при

которых такое развитие может стать возможным. Эти условия были рассмотрены

еще в 20-х годах Питиримом Сорокиным. Он установил, что устойчивость

общественной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни

большинства населения и степени дифференциации доходов. Чем ниже уровень

жизни и чем больше различия между богатыми и бедными, тем популярнее

призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими

практическими действиями. Свои выводы П. Сорокин иллюстрировал примерами из

истории древнего мира, средних веков, истории церкви, новейшей истории. При

этом во всех случаях оказывалось, что идеологи и вожди бедноты после

захвата власти достаточно быстро меняли свои уравнительные убеждения,

становились богатыми людьми и ярыми защитниками привилегий хозяев.

Существенное влияние на развитие идеи социального партнерства оказали

немецкие экономисты Вильгельм Репке (1899-1966), Альфред Мюллер-Армак (1901-

1978) и Людвиг Эрхард (1897-1977). Эти авторы создали концепцию социального

рыночного хозяйства, которая исходит из сочетания конкуренции,

экономической свободы предпринимателей и активной роли государства в

перераспределении доходов и организации социальной сферы. Теоретические

аспекты социального рыночного хозяйства обусловлены классической проблемой

установления функций государства в условиях экономики, управляемой

"невидимой рукой" рынка. Эта проблема обсуждалась еще А. Смитом, который

доказал, что государство должно заниматься в основном поддержанием

общественного порядка и защиты страны. Хотя степень вмешательства

государства в экономику развитых стран различна, в настоящее время все эти

страны имеют системы социального обеспечения, помощи безработным, их

переподготовки и т.д. В сущности, во всех развитых странах действуют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.