бесплатно рефераты
 

Экономическая география 50 вопросов

проживают многие народы страны. Население составляет 20,5% населения

России, Резко преобладает городское население (76%). Важнейшее место среди

городов занимает город-«миллионер» Москва (8,8млн. чел). Вокруг него

сформировались городские агломерации. В ЦР много древних городов (Смоленск,

Муром, Ярославль, Суздаль, Рязань, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее

города возникли из бывших фабричных сел (Иваново и др.). Много больших и

малых городов создано в советское время.

Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они

могут решаться лишь совместно с системой городских поселений, образующих

агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое значение

приобретает возрождение малых городов как центров культуры, образования,

рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что позволит

улучшить жизнь российской «глубинки».

Сельское расселение имеет свои геогр. особенности. В северных частях

ЦР селения небольшие, на юге крупные села. Ранее преобладала миграция

сельского населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток трудовых

ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части жителей

зоны Севера в нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв,

создание поселков и городков для служащих российской армии и членов их

семей в связи с выводом войск из стран Европы и новых независимых

государств.

Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва ЦР складывались под

влиянием ряда факторов:

1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и

учебных баз страны;

2. старопромышленного характера;

3. наличия высококвалифицированных кадров;

4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;

5. благоприятных транспортных связей;

6. использования преимущественно привозного сырья и энергии;

7. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной

противоракетной обороной.

ЦР специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и

в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в

конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти),

исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Особое место

занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление,

высшее образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-

экскурсионная деятельность.

Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием

выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса

предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической

перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника,

радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника (Москва,

Зеленоград и др. города Подмосковья, Иваново, Рязань).

ЦР специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического

оборудования (Москва). Здесь производится более 1/4 продукции транспортного

машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, оборудование для

ж/д транспорта (Коломна, Мытищи). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее

пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса многих городов

в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной

мере на выпуск гражданской продукции. В ЦР производят машины и оборудование

для многих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили,

фотоаппараты, пылесосы, часы).

Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие

конструкционные материалы. В ЦР выделяется хим. пром-ть, производящая

каучук и шины (Ярославль), волокна (Центральный р-н), пластмассы, удобрения

(Подмосковье). На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная,

деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, использующая в

основном привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала основным в стране

производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города

Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. обл.

Топливно-энергетический комплекс использует в основном топливо и

энергию др. р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф, гидроресурсы. С

востока поступает нефть на НПЗ. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС.

АПК ЦР можно географически подразделить на два р-на. Первый р-н — в

междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и

мощная пищевая пром-ть. Второй р-н занимает север и запад ЦР, где

занимаются льноводством и молочным животноводством.

Для обеспечения экономики ЦР и ее городов сырьем и топливом создан

мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть,

отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени

напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д

Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых

автомагистралей и аэропортов.

Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-

балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система

авиалиний расходится от Москвы.

В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры,

начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная.

Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех

городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших —

управление, наука и высшее образование.

Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой

характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми

трассами сформировались пром-ные узлы.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр

науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение

(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.

отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки

Москвы, хим., полиграфической.

6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Транспорт — необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в

доставке продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и

полуфабрикатов — до пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы

осуществить терр-ное разделение труда между регионами и территориями.

Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и

трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это

совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными

узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и

осуществляется обмен грузами. В РФ несколько сотен транспортных узлов,

крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе

определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида

транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием

природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном

под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных

сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения

городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.

Железнодорожный транспорт

Он играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится

основная масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями

страны (большие расстояния, плохое состояние автомобильных дорог).

Протяженность ж/д в РФ 87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка

больше. Темпы развития ж/д отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва.

Поэтому важнейшие магистрали сильно загружены, скорость движения низка (30

км/ч). Основные черты географии ж.д. определились еще в царское время и

мало изменились потом. В европейской части конфигурация напоминает кольцо

(с центром в Москве) от которого отходят радиусы (на С-Петербург, Смоленск,

Орел, Нижний Новгород). На разных расстояниях эти радиусы пересекаются

кольцевыми дорогами. От европейской части к востоку протянулись широкие

магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их

меньше. Это создает проблемы для грузопотоков идущих на Урал, и Сибирь.

После распада СССР значительные участки ж.д. оказались за пределами РФ.

Одним из направлений развития ж.д. транспорта является электрификация ж.д.,

др. — строительство скоростных дорог (первый проект скоростной дороги

Москва - С-Петербург так и не начат).

Автомобильный транспорт

Это один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой

маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы

непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт

осуществляет в восточных и северных р-нах страны, горах Кавказа, где

отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность автомобильного транспорта во

многом зависит от густоты и качества дорог. Их протяженность 880тыс.км, но

только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от

Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных р-нах

число дорог уменьшается. До сих пор нет автодорог, пересекающих всю РФ с

запада на восток. Плохое состояние дорог в сельской местности очень

затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это проблема остра для

Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт.

Морской транспорт

Этот вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны

Но после распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской

транспорт имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По

тоннажу российский флот занимал седьмое место в мире, но большая часть уже

выходит из строя. В РФ 39 портов, но относительно крупных только 11. Первое

место в грузообороте принадлежит портам Тихого океана, через которые

снабжаются северо-восточные р-ны страны и осуществляются

внешнеэкономические связи с Азией и Австралией. Второе — Балтийские порты,

обеспечивающие внешние связи с Европой и Америкой. Через порты Черного моря

осуществляется в основном экспорт нефти. По морям Северного бассейна

проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в снабжении

Крайнего Севера.

Речной транспорт

Он играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а

сухопутный транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные

грузы, не требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов.

Волго-Камский бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего

перевозки грузов в экономически развитой части страны.

Авиационный транспорт

Это единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов

не велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя

скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров.

Трубопроводный транспорт

Этот вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по

затратам намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь

газ, многие продукты переработки нефти.

Связь

Задача связи — передача различной информации, объем и роль которой

стремительно нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие

уровня развития российской связи современным требованиям. РФ практически

выпадает из глобальной системы связи: из-за малого количества линий связи,

недостаточное количество современных видов связи. Уровень телефонизации

очень низок, используется устаревшее оборудование, вводимое вновь

оборудование, как правило импортное. Лучшая ситуация с радиофикацией и

телевидением. Но РФ значительно отстает в области многоканального,

спутникового телевидения и разработки телевидения с высокой четкостью

(цифрового телевидения). Перспективы развития связи: прокладка

трансроссийской артерии оптико-волоконной связи, которая может стать

составной частью мировой системы связи, развитие спутниковой связи.

8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ХОЗ-ВА

Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным,

историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по

совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория,

которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва,

своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная

организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной

специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др.

территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют

определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и

соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения

производительных сил, определяющей их развитие.

Группы факторов размещения:

. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная

оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);

. социально-демографические (численность населения и его расселение,

половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения,

естественное и механическое движение населения, уровень и темпы

урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых

ресурсов и др.);

. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на

данном этапе развития производительных сил);

. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение,

уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем

капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический

прогресс, произ-ный и научный потенциал);

. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному

использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и

трудовых условий для населения).

Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.:

специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК)

комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)

наличием единой системы управления.

Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий

определенный потенциал.

Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от:

уровня экон. развития,

особенностей формирования трудовых ресурсов,

степени концентрации и специализации произ-ва,

освоенности территории (в первую очередь транспортная),

естественных условий произ-ва,

наличия природных ресурсов.

Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют

опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении

терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом

выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е.

узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура

хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль

транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами

сформировались пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр-

ной структуры хоз-ва Урала— две меридиальные полосы:

Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной

структуры хоз-ва Поволжья — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль

Волги.

9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Роль и место России в мировом сообществе определяется не только

состоянием самого государства (ее экономикой, степенью демократизации,

геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и

военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося

мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают

индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию,

характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники,

информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в

этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися

странами. Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в

мире все больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в

развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют.

Происходящие в России реформы в полит. и экон. сферах — это попытка

войти в мировой процесс развития. Масштабы нашей страны (1/10 часть суши),

геополитическое положение, ее экономического, демографического и

интеллектуального потенциала, наличие огромных запасов всех видов сырья —

все это предпосылки для того, что бы стать важнейшим мировым центров в

многополюсном мире (где нет диктата одного центра и преобладает партнерство

— инициатива России). Эксперты относят Россию к странам с переходной

экономикой. В настоящее время она переживает трудные времена: кризис в

экономике, финансах, дефицит бюджета, отсутствие роста произ-ва, ухудшение

демографической ситуации, снижение жизненного уровня. Все это препятствует

включению России в число «семерки» — наиболее развитых стран мира,

производящих 2/3 мирового продукта. Но с 91г она стала принимать участие в

полит. совещаниях (полит. саммитах «восьмерки»). Так как глобальные

проблемы невозможно решить без России, ослабление или распад ее нарушит

баланс сил в мире. Поэтому экон. и полит. модернизация (построение

демократического государства) в интересах мирового сообщества. Мировая

общественность оказывает финансовую помощь через Мировой банк и

Международный валютный фонд, но они не обладают финансовыми средствами

достаточными для поднятия такой огромной страны. С др. стороны существует

мнение, что эта финансовая помощь и условия ее предоставления ведут к

превращению России в сырьевой придаток развитых стран и ослаблению ее

влияния на мировые процессы. Инвестиции в сырьевые отрасли не способны

поднять экономику, необходимы инвестиции в высокотехнологичные произ-ва,

находящиеся в упадке. ВВП за 91-98гг снизился на 39,6%, (по уровню ВВП на

душу населения — позади Панамы, Перу, Алжира, Египта, Туниса). Доля России

в мировом ВВП 1,96% (1995г), доля США —21,8%.

Но в тоже время сохраняется полит. влияние России и в мире и в Европе,

т.к. невозможно обеспечить безопасность без такой мощной ядерной державы.

Это подтверждают заключенный договор с НАТО, практическая работа в ООН и

ОБСЕ. Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с

Европейским союзом. Партнерство в этой организации требует не только

определенного уровня развития экономики, но и интеграции в правовую систему

и отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления

ЕС), Россия пока к этому не готова. Россия позитивно относится к расширению

ЕС, но отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы

и Балтии). Россия стала членом Парижского и Лондонского клубов (что может

помочь в возврате долгов от др. стран), но не стала еще членом ВТО

(Всемирной торговой организации) по многим причинам, одна из которых —

неконкурентоспособность отечественных товаров.

Участие России на мировом рынке не соответствует его потенциалу.

Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз

машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда,

а на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. В итоге

страна оказалась вне главных тенденций мирового развития. Россия еще слабо

использует выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение России в

различные международные экон. отношения.

В эпоху НТР и углубления международного разделения труда без

укрепления внешнеэкономических связей Россия не сможет занять достойное

место в мировой экономике. Россия стала членом АСЕАН (Ассоциация государств

Юго-Восточной Азии), готовится вступить в ВТО (Всемирная торговая

организация), получило приглашение вступить в ОПЕК (Организация стран-

экспортеров нефти, контролирует 40% нефти). Степень открытости экономики

характеризуется интенсивностью внешнеэкономических связей.

Международные эксперты признают, что экономика России уже не является

командно-административной, проведена ее либерализация, продолжаются реформы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.