| |||||
МЕНЮ
| Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)сложившимся в январе 1992г. (см. «Правду Украины», 1992г. 29 февраля); в) порядок индексации, включающий: - определение минимального потребительского бюджета (на 1991г., он, по данным Кабинета Министров был определен в размере 256 руб. в месяц на душу населения, но его введение будет происходить поэтапно, исходя из реальных возможностей экономики); - размер минимальной зарплаты ( в июле 1991г. она составляла 185 руб.), который множится на величину индекса цен, но в пределах двойного размера минимальной зарплаты и т.д. (статьи 4,5,8,10); г) источники средств на проведение индексации – хозрасчетный доход предприятий, бюджеты различных уровней, пенсионный и другие специальные социальные фонды; индексация стипендий – за счет средств предприятий, учреждений и организаций, направляющих на учебу, а также за счет бюджета (см. статью 6 Закона, а также «Днепр вечерний», 1991, 13 декабря). В связи со вступлением в РЭ существенно обновляется весь подход к заработной плате. В статье 19 Закона Украины «О предприятиях» по этому поводу зафиксированы следующие принципиально новые положения: - предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда (ФОТ) без ограничения его роста со стороны государства; - доходы наемного работника предприятия определяются трудовым договором в соответствии с законодательством, а для других работников – соглашением между ними; - минимальный размер оплаты труда наемного работника всех видов предприятий не может быть меньше прожиточного минимума, установленного законодательно; - предприятие самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников (например, премий); - предприятие может использовать (но необязательно) государственные тарифные ставки и должностные оклады в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемой ими работы. Заметим , что использование этой нормы Закона уже в 1991г. предопределило разные размеры ЗП, а именно: в госсекторе – 500 руб., в других и арендных предприятиях – 545 руб (на 5% больше), а в акционерных обществах – 750 руб., или больше на 50% по сравнению с госсектором. Подводя итог, отметим, что ЗП по своему существу является превращенной (денежной) формой стоимости особого товара – рабочей силы. Ее фактическая величина зависит от многих факторов. Она характеризуется номинальный и реальным содержанием, двумя основными формами и множеством систем. В странах с рыночной экономикой практикуется индексация ЗП вследствие постоянного роста цен на потребительские товары и услуги. Индексацию ЗП и других доходов населения ввели с 1991г., страны СНГ, в том числе Украины. Общее заключение по теме делается методом краткого изложения основных ее положений. В конспекте опущен материал о государственной политики Украины по отношению к помощи безработным. Он подлежит рассмотрению в одной из последующих тем, либо может быть представлен на групповых занятиях в виде, например 1-2 выступлений студентов по материалам Закона Украины «О занятости населения» (см. «Правду Украины» за 19.03.91г.), о чем преподаватель обязан побеспокоиться заранее. ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. П Л А Н. Введение. 1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении. 2. Уровни управления предпринимательством: а) государственное управление; б) управление и самоуправление предприятиями. 3. Эффективность управления: методы определения, критерии, показатели. 4. Опыт зарубежных фирм в области (сфере) управления. Заключение. Введение : В предыдущих темах познакомились с содержанием, субъектами и результатами (доходами) предпринимательской деятельности. Тема данной лекции завершает Ш-й раздел курса. Она позволяет представить смысл управления предприятиями (фирмами) и его влияние на предпринимательство. С началом экономических реформ по переходу к Р.Э. у нас ведутся жаркие споры о том, как вывести экономику и общество из тяжелого состояния. В этих дискуссиях большое место занимают вопросы управления. Одни считают, что для выхода из кризиса нужны толковые руководители всех уровней, которых надо «импортировать» из-за рубежа за хорошие деньги. Другие полагают, что наша система отторгнет «варягов». А потому надо менять самую систему и изменить условия, тогда и появятся нужные управленческие кадры. Эти и другие спора напоминают дискуссию « что появилось раньше: курица или яйцо?» Суть дела находится в одновременных действиях по преобразованию хозяйствования и подготовке людей, способных действовать в условиях РЭ. При этом, конечно же, необходимо использовать зарубежный лучший опыт управления, на который весьма богаты прежде всего наиболее развитые страны. 1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении. Управление прежде всего является функцией собственности, включающей в себя общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Именно собственник по своему усмотрению владее, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. (см. статью 2 п.1 и статью 4 п.1 Закона Украины «О собственности»). Он вправе совершать в отношении своего имущества любые действия – использовать его для хозяйственной и иной, не запрещенной законом деятельности, в т.ч. передавать его безвозмездно либо за плату во владение и пользование другим лицам (статья 4 п.2). В первую очередь собственник праве использовать принадлежащее ему имущество для предпринимательской деятельности (см. статью 6 п.1 того же Закона). Все это и определяет социально-экономическую суть управления. Это, во- первых. Во-вторых, каждый собственник, в частности, предприниматель, реализует свои права в отношении имущества не на обитаемом острове, а в сложной системе связей со многими другими субъектами (физическими и юридическими лицами) обладающими аналогичными правами и функциями в отношении своего имущества, своей собственности. В сфере предпринимательства любой собственник вынужден считаться с внешним окружением, с другими предпринимателями, банками, торговлей, государством, заграницей, а также с тем как организовать отношения внутри предприятия, где заняты люди разных специальностей и профессий, объединенные в различные структуры самого предприятия – цеха, участки, линии, службы, отделы и т.д. В той и другой сфере требуется координация, учет, контроль, а в конечном счете управление, вытекающее из кооперации труда (производства). Здесь уместно заметить, что если отдельный скрипач (музыкант) играет сам, то оркестр нуждается в дирижере, т.е. в управлении. (К.Маркс). Итак, социально-экономическая природа управления коренится собственности и в кооперации труда. Есть и другие объяснения управления. Одно из них состоит в принципе «невидимой руки» (А.Смит), согласно которому поведение человека, как экономического, хозяйствующего субъекта, нуждающегося в многообразных продуктах труда других людей, строится на неосознанном им содействии существенной пользе и преследующем лишь собственную выгоду. Невидимой рукой направляется к цели, которой совсем не руководствовался; преследуя собственные интересы, он зачастую далее действенно служит интересам общества нежели тогда. Когда сознательно стремится служить им. Этот взгляд, появившейся более 200 лет назад, длительное время разделяли многие экономисты, в том числе некоторые в XX веке, разумеется с отдельными оттенками. Небезинтересным является и другой, современный взгляд на давление экономикой, с которым можно познакомиться в книге-учебнике Пола Хейне «Экономический образ мышления». Существующий в обществе порядок он объясняет участием каждого человека в общественном сотрудничестве. В экономической сфере сотрудничество (управление) сводится к следованию собственным (не «эгоистическим») интересам, посредством денег, которые подобны «смазочному материалу», крайне важны для механизма естественного сотрудничества; это сотрудничество достигается процессом непрерывного взаимного приспособления к изменениям в частной выгоде, возникающим в результате их взаимодействия». (см.стр.19-26 упомянутой книги). А все общественные взаимодействия он трактует как рыночные процессы, которые протекают с свойственным РЭ правилам игры, независимо от того, что останется «игрой» – бизнес, правительство, наука, семья, дорожное движение, баскетбол или шахматы , и что все участники игры должны соблюдать эти правила – правила РЭ. Механизм общественного сотрудничества и взаимодействия П.Хейне демонстрирует примером автомобильно-транспортного движения в большом городе. Подобный же подход к управлению, основанный на рыночном механизме смешанной экономики, изложен в самом распространенном на Западе учебнике «Экономикс» под авторством П. Сальсона и В.Нордхауа.(см. «Экономические науки», 1990, №№1-12). Как видим управление производством трактуется неоднозначно. В широком смысле управления включает: 1. Цели, стратегию управления. 2. Принципы, т.е. правила управления. 3. Функции управления. 4. Методы управления. 5. Культуру управления. Постановка целей управления позволяет видеть перспективу, подчинять ей действия и решения данного (текущего ближайшего) времени, выявить противоречия и определить способы и формы их разрешения, утверждать и развивать новые социально-экономические отношения – ныне двигаться по пути к РЭ. В связи с переходом к РЭ обновляется и принципы управления. Например, снят принцип демократического централизма, и утверждается принцип свободы выбора предпринимательства; по-иному реализуются и такие принципы, как режим экономики, стимулирования, ответственность и другие. Управление предпринимательской деятельностью призвано осуществлять систему (блок) функций. Важнейшими среди них являются: 1. Планирование. 2. Организация, включающая координацию и стимулирование. 3. Контроль – учет, анализ и т.д. 4. Регулирование, координация. 5. Проектирование и др. Методы управления, т.е. способы воздействия на управляемый объект, обычно сводят к 3-м группам: 1-я: организационно-распорядительные, которые построены на стабилизирующем воздействии, послушании, «делать так» и т.п., на распорядительном воздействии – приказах, распоряжениях, на дисциплинарном воздействии; 2-я: экономические методы , построенные на учете экономических интересов (см. лекцию 4 и др.) ; они в свою очередь делятся на : а) методы прямого экономического расчета и воздействия – госзаказ, регулируемые цены и тарифы, санкции (штрафы), тарифные ставки и оклады, механизмы распределения прибыли (доходы) и т.п.; б) хозяйственный (коммерческий) расчет – договорные цены, рыночные цены и тарифы, опирающиеся на возмездную (эквивалентную) базу, качество и т.п.; 3-я: группа методов – методы социально-психологического воздействия (прежде воспитательные методы). Вторая и третья группа методов имеет огромный потенциал, который при переходе к РЭ надо всемерно развивать и использовать. Об этом говорит опыт многих стран. Большое значение имеет культура управления, включающая знания, опыт, профессионализм, нравственно-этические качества. Культура управления неотделима от культуры руководителя, состоящей из многих составляющих – грамотность (говорить, писать), умение реагировать на недостатки других и свои, выслушать и понять мнение других, интеллигентность ,стиль управления – авторитарный, демократический и т.д. В условиях РЭ исключительно важную роль в управлении выполняет информация. В 50-60-е годы XX века на основе НТР основные страны Запада (США, Япония, ФРГ, Италия и другие, а вслед за ними Сингапур, Тайвань, Южная Корея) вступили в информационную эру – преимущественный рост в экономике сферы услуг, отраслей, связанных с переработкой информации. Само производство на базе НТП становится гибким, ориентированным на запросы потребителей, на отдельные сегменты и «нишы» рынка. Повышение его эффективности происходит в основном за счет экономии прошлого труда, издержек в реализации и снижении накладных расходов в целом, т.к. изменилась структура издержек производства. В них доля затрат во многих фирмах составляет 2-10%. Возросла роль средних и мелких предприятий, основанных на кооперативной собственности, где работники реально участвуют в принятии управленческих решений. Произошли перемены в соотношении численности рабочих, их качественном составе и работников преимущественно умственного труда. Например, в промышленности США за 1948-1987 гг. доля инженерно-технического административно-управленческого состава выросла в общей численности занятых с 16 до 34%, а в фонде зарплаты за 1954-1987 гг. с 25 до 47%. (см. кн. В.Е.Хруцкого, И.В.Корнеева, Е.А.Автухова «Современный маркетинг».М., «Финансы и статистика», 1991., Ст.3-6 и др.). Эти и другие перемены в самом производстве выдвинули информацию на одно из первых мест в управлении, т.к.: а) уменьшается риск принятия решений с дорогостоящими ошибками; б) информация необходима для обоснования решений; в) она подтверждает или опровергает интуитивно построенное решение. Хорошая достоверная информация позволяет управленцам и маркетологам: 1) получать конкурентное преимущество; 2) снижать финансовый риск; 3) определять отношение потребителей; 4) следить за внешней средой; 5) координировать стратегию; 6) оценивать деятельность фирмы; 7) повышать доверие к рекламе; 8) получать поддержку в решениях; 9) подкреплять интуицию; 10) улучшать эффективность. (подробнее см. кн. Дж.Р.Эванса, Б.Бермана «Маркетинг» – «Экономика» 1990г., с.64-91). (Об информации и управлении экономикой можно получить представление из статьи Ю.Лапшина, А.Модина, ж. «Экономические науки» 1992г., №2 с.32-41). Интересно отметить и то, что в США при наличии самой развитой системы телефонных и компьютерных телекоммуникаций ежедневный объем рекламной и коммерческой информации в 40-60 раз превышает объем всей информации, публикуемой газетами СНГ. Для создания эквивалентной информационной инфраструктуры на Украине, как считают специалисты, потребуются десятилетия и сотни миллиардов долларов. Радикально изменить ситуацию может широкомасштабное использование принципиально новых информационных технологий типа Украинской электронной компьютерной газеты «Все-всем». Идея проста: территория Украины практически на 100% покрыта системой трансляции телевидения и, если днем во время перерыва телевидения (когда люди находятся на работе) передавать со скоростью 1 миллион бит в секунду информацию для персональных компьютеров, то ее за 1 час можно передать примерно столько, сколько содержат 600 газетных страниц или 100000 страниц машинописного текста. Кроме полностью автоматической обработки гигантских объемов информации с помощью электронной газеты можно организовать ряд бирж, информационных и справочных систем. Уже в 1992г. Киевское ПО «Электронмаш», Смелянский радиоприборный завод и ПО «Киевский радиозавод» должны выпустить 45 тыс. комплектов аппаратуры. Это позволит в краткие сроки объединить в единую информационную систему все крупные и средние административные, хозяйственные и коммерческие структуры Украины и сделать крупный шаг по пути создания информационной структуры современного общества и РЭ. Поэтому возникла идея создания ассоциации, главной задачей которой является установление прямой связи между потребителями и производителями, без создания которой невозможен цивилизованный рынок Украины. (см. «Голос Украины», 1992г., 4 марта, с.14, а также «Правду Украины» , 03.04.1991г.- «Информатика – это наш прорыв»). Из изложенного видно, что управление – это сложная и многогранная категория. Ее усвоение предполагает представление о сущности, функциях и методах управления, его информационном обеспечении. 2. Уровни управления предпринимательством В странах со смешанной РЭ управление предпринимательской деятельностью строится на двух уровнях: государственном и фирменном. Такой же подход к управлению выражен в документах Украины. Суть первого (государственного) уровня определена в Концепции Украины по переходу к РЭ (раздел 5), Законе Украины «О предпринимательстве» (раздел III) см. «Правду Украины» соответственно за 16.11.1990г. и 05.03.1991г. Оно строится на принципах: 1. – минимального вмешательства госорганов в экономические процессы – им делегируются только те функции, которые не могут быть обеспечены непосредственными субъектами рыночных отношений; например формирование системы экономических институтов госуправления – см. в этой связи Закон ВС Украины от 03.08.1990г.(«Правда Украины», 08ю08ю1990г.), по которому предусматривалось образование 36-ти министерств и Госкомитетов, и Указ Президента Украины (мс. «Правду Украины», 29.02.19992г.), согласно которому предусмотрены в системе центральных органов госисполнительной власти – 26 министерств (плюс Госдума и администрация президента; цифры относятся не только к органам экономического управления): среди 26 этих госорганов Министерство инвестиций и строительства и Министерство транспорта: 2. – системное воздействие на социально-экономические процессы с учетом тесных взаимосвязей рынка капиталов, финансового, товаров, труда, на базе формирования необходимых экономических регуляторов и нормативов. В Концепции перечислены основные функции госрегулирования экономики (в т.ч. разработка и согласование стратегии социально-экономической и научно- технической политики, перераспределение доходов населения, стимулирования производства и другие, всего 7). В ней названы 3 метода госрегулирования – нормативный, финансовый и административный; раскрыт смысл индикативного и бюджетного планирования (см. статью 19), налоговое регулирование (статья 20), регулирование цен (статья 21). Второй уровень управления – это управление предприятием и самоуправление трудового коллектива (см. Закон Украины «О предприятиях», раздел IV). Управление предприятием строится на нескольких общих принципах: а) на принципе совмещения прав владельца по хозяйственному использованию своего имущества и самоуправления трудового коллектива. Предприятие самостоятельно определяет структуру и штат управления. Владелец предприятия сам осуществляет управление или делегирует свои права совету (правлению) предприятия или другим органам согласно Устава; б) наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом владельца имущества и реализуется непосредственно или через уполномоченные органы; в) решения по социально-экономическим вопросам разрабатываются и принимаются его органами управления при участии трудового коллектива или уполномоченных им органов; г) высшим органом коллективного предприятия является общее собрание (конференция) владельцев имущества. Правление предприятия избирается владельцами имущества на общем собрании тайным голосованием на альтернативной основе. Правление избирает председателя и его заместителей, либо их роль выполняют поочередно все члены правления. В статье 15 этого Закона дается определение трудового коллектива и его самоуправления; в 16-й статье – о руководстве предприятия, а в 17-й – о коллективном договоре. (На групповых занятиях желательно рассмотреть эти статьи, привести примеры, иллюстрирующие их реализацию, в т.ч., например, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|