бесплатно рефераты
 

Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)

сложившимся в январе 1992г. (см. «Правду Украины», 1992г. 29 февраля);

в) порядок индексации, включающий:

- определение минимального потребительского бюджета (на 1991г., он, по

данным Кабинета Министров был определен в размере 256 руб. в месяц на

душу населения, но его введение будет происходить поэтапно, исходя из

реальных возможностей экономики);

- размер минимальной зарплаты ( в июле 1991г. она составляла 185 руб.),

который множится на величину индекса цен, но в пределах двойного размера

минимальной зарплаты и т.д. (статьи 4,5,8,10);

г) источники средств на проведение индексации – хозрасчетный доход

предприятий, бюджеты различных уровней, пенсионный и другие специальные

социальные фонды; индексация стипендий – за счет средств предприятий,

учреждений и организаций, направляющих на учебу, а также за счет бюджета

(см. статью 6 Закона, а также «Днепр вечерний», 1991, 13 декабря).

В связи со вступлением в РЭ существенно обновляется весь подход к

заработной плате. В статье 19 Закона Украины «О предприятиях» по этому

поводу зафиксированы следующие принципиально новые положения:

- предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда (ФОТ) без

ограничения его роста со стороны государства;

- доходы наемного работника предприятия определяются трудовым договором в

соответствии с законодательством, а для других работников – соглашением

между ними;

- минимальный размер оплаты труда наемного работника всех видов

предприятий не может быть меньше прожиточного минимума, установленного

законодательно;

- предприятие самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты

труда и другие виды доходов работников (например, премий);

- предприятие может использовать (но необязательно) государственные

тарифные ставки и должностные оклады в качестве ориентиров для

дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации

работников, сложности и условий выполняемой ими работы. Заметим , что

использование этой нормы Закона уже в 1991г. предопределило разные

размеры ЗП, а именно: в госсекторе – 500 руб., в других и арендных

предприятиях – 545 руб (на 5% больше), а в акционерных обществах – 750

руб., или больше на 50% по сравнению с госсектором.

Подводя итог, отметим, что ЗП по своему существу является превращенной

(денежной) формой стоимости особого товара – рабочей силы. Ее фактическая

величина зависит от многих факторов. Она характеризуется номинальный и

реальным содержанием, двумя основными формами и множеством систем. В

странах с рыночной экономикой практикуется индексация ЗП вследствие

постоянного роста цен на потребительские товары и услуги. Индексацию ЗП и

других доходов населения ввели с 1991г., страны СНГ, в том числе Украины.

Общее заключение по теме делается методом краткого изложения основных

ее положений. В конспекте опущен материал о государственной политики

Украины по отношению к помощи безработным. Он подлежит рассмотрению в одной

из последующих тем, либо может быть представлен на групповых занятиях в

виде, например 1-2 выступлений студентов по материалам Закона Украины «О

занятости населения» (см. «Правду Украины» за 19.03.91г.), о чем

преподаватель обязан побеспокоиться заранее.

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

П Л А Н.

Введение.

1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении.

2. Уровни управления предпринимательством:

а) государственное управление;

б) управление и самоуправление предприятиями.

3. Эффективность управления: методы определения, критерии, показатели.

4. Опыт зарубежных фирм в области (сфере) управления.

Заключение.

Введение :

В предыдущих темах познакомились с содержанием, субъектами и

результатами (доходами) предпринимательской деятельности.

Тема данной лекции завершает Ш-й раздел курса. Она позволяет

представить смысл управления предприятиями (фирмами) и его влияние на

предпринимательство.

С началом экономических реформ по переходу к Р.Э. у нас ведутся жаркие

споры о том, как вывести экономику и общество из тяжелого состояния. В этих

дискуссиях большое место занимают вопросы управления. Одни считают, что для

выхода из кризиса нужны толковые руководители всех уровней, которых надо

«импортировать» из-за рубежа за хорошие деньги. Другие полагают, что наша

система отторгнет «варягов». А потому надо менять самую систему и изменить

условия, тогда и появятся нужные управленческие кадры. Эти и другие спора

напоминают дискуссию « что появилось раньше: курица или яйцо?»

Суть дела находится в одновременных действиях по преобразованию

хозяйствования и подготовке людей, способных действовать в условиях РЭ. При

этом, конечно же, необходимо использовать зарубежный лучший опыт

управления, на который весьма богаты прежде всего наиболее развитые страны.

1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении.

Управление прежде всего является функцией собственности, включающей в

себя общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению

имуществом. Именно собственник по своему усмотрению владее, пользуется и

распоряжается принадлежащим ему имуществом. (см. статью 2 п.1 и статью 4

п.1 Закона Украины «О собственности»). Он вправе совершать в отношении

своего имущества любые действия – использовать его для хозяйственной и

иной, не запрещенной законом деятельности, в т.ч. передавать его

безвозмездно либо за плату во владение и пользование другим лицам (статья 4

п.2). В первую очередь собственник праве использовать принадлежащее ему

имущество для предпринимательской деятельности (см. статью 6 п.1 того же

Закона).

Все это и определяет социально-экономическую суть управления. Это, во-

первых.

Во-вторых, каждый собственник, в частности, предприниматель, реализует

свои права в отношении имущества не на обитаемом острове, а в сложной

системе связей со многими другими субъектами (физическими и юридическими

лицами) обладающими аналогичными правами и функциями в отношении своего

имущества, своей собственности.

В сфере предпринимательства любой собственник вынужден считаться с

внешним окружением, с другими предпринимателями, банками, торговлей,

государством, заграницей, а также с тем как организовать отношения внутри

предприятия, где заняты люди разных специальностей и профессий,

объединенные в различные структуры самого предприятия – цеха, участки,

линии, службы, отделы и т.д. В той и другой сфере требуется координация,

учет, контроль, а в конечном счете управление, вытекающее из кооперации

труда (производства). Здесь уместно заметить, что если отдельный скрипач

(музыкант) играет сам, то оркестр нуждается в дирижере, т.е. в управлении.

(К.Маркс).

Итак, социально-экономическая природа управления коренится

собственности и в кооперации труда.

Есть и другие объяснения управления.

Одно из них состоит в принципе «невидимой руки» (А.Смит), согласно

которому поведение человека, как экономического, хозяйствующего субъекта,

нуждающегося в многообразных продуктах труда других людей, строится на

неосознанном им содействии существенной пользе и преследующем лишь

собственную выгоду.

Невидимой рукой направляется к цели, которой совсем не

руководствовался; преследуя собственные интересы, он зачастую далее

действенно служит интересам общества нежели тогда. Когда сознательно

стремится служить им. Этот взгляд, появившейся более 200 лет назад,

длительное время разделяли многие экономисты, в том числе некоторые в XX

веке, разумеется с отдельными оттенками.

Небезинтересным является и другой, современный взгляд на давление

экономикой, с которым можно познакомиться в книге-учебнике Пола Хейне

«Экономический образ мышления». Существующий в обществе порядок он

объясняет участием каждого человека в общественном сотрудничестве. В

экономической сфере сотрудничество (управление) сводится к следованию

собственным (не «эгоистическим») интересам, посредством денег, которые

подобны «смазочному материалу», крайне важны для механизма естественного

сотрудничества; это сотрудничество достигается процессом непрерывного

взаимного приспособления к изменениям в частной выгоде, возникающим в

результате их взаимодействия». (см.стр.19-26 упомянутой книги). А все

общественные взаимодействия он трактует как рыночные процессы, которые

протекают с свойственным РЭ правилам игры, независимо от того, что

останется «игрой» – бизнес, правительство, наука, семья, дорожное движение,

баскетбол или шахматы , и что все участники игры должны соблюдать эти

правила – правила РЭ.

Механизм общественного сотрудничества и взаимодействия П.Хейне

демонстрирует примером автомобильно-транспортного движения в большом

городе.

Подобный же подход к управлению, основанный на рыночном механизме

смешанной экономики, изложен в самом распространенном на Западе учебнике

«Экономикс» под авторством П. Сальсона и В.Нордхауа.(см. «Экономические

науки», 1990, №№1-12).

Как видим управление производством трактуется неоднозначно.

В широком смысле управления включает:

1. Цели, стратегию управления.

2. Принципы, т.е. правила управления.

3. Функции управления.

4. Методы управления.

5. Культуру управления.

Постановка целей управления позволяет видеть перспективу, подчинять ей

действия и решения данного (текущего ближайшего) времени, выявить

противоречия и определить способы и формы их разрешения, утверждать и

развивать новые социально-экономические отношения – ныне двигаться по пути

к РЭ.

В связи с переходом к РЭ обновляется и принципы управления. Например,

снят принцип демократического централизма, и утверждается принцип свободы

выбора предпринимательства; по-иному реализуются и такие принципы, как

режим экономики, стимулирования, ответственность и другие.

Управление предпринимательской деятельностью призвано осуществлять

систему (блок) функций. Важнейшими среди них являются:

1. Планирование.

2. Организация, включающая координацию и стимулирование.

3. Контроль – учет, анализ и т.д.

4. Регулирование, координация.

5. Проектирование и др.

Методы управления, т.е. способы воздействия на управляемый объект,

обычно сводят к 3-м группам:

1-я: организационно-распорядительные, которые построены на

стабилизирующем воздействии, послушании, «делать так» и т.п., на

распорядительном воздействии – приказах, распоряжениях, на дисциплинарном

воздействии;

2-я: экономические методы , построенные на учете экономических интересов

(см. лекцию 4 и др.) ; они в свою очередь делятся на :

а) методы прямого экономического расчета и воздействия – госзаказ,

регулируемые цены и тарифы, санкции (штрафы), тарифные ставки и оклады,

механизмы распределения прибыли (доходы) и т.п.;

б) хозяйственный (коммерческий) расчет – договорные цены, рыночные цены и

тарифы, опирающиеся на возмездную (эквивалентную) базу, качество и т.п.;

3-я: группа методов – методы социально-психологического воздействия

(прежде воспитательные методы).

Вторая и третья группа методов имеет огромный потенциал, который при

переходе к РЭ надо всемерно развивать и использовать. Об этом говорит опыт

многих стран.

Большое значение имеет культура управления, включающая знания, опыт,

профессионализм, нравственно-этические качества. Культура управления

неотделима от культуры руководителя, состоящей из многих составляющих –

грамотность (говорить, писать), умение реагировать на недостатки других и

свои, выслушать и понять мнение других, интеллигентность ,стиль управления

– авторитарный, демократический и т.д.

В условиях РЭ исключительно важную роль в управлении выполняет

информация.

В 50-60-е годы XX века на основе НТР основные страны Запада (США,

Япония, ФРГ, Италия и другие, а вслед за ними Сингапур, Тайвань, Южная

Корея) вступили в информационную эру – преимущественный рост в экономике

сферы услуг, отраслей, связанных с переработкой информации. Само

производство на базе НТП становится гибким, ориентированным на запросы

потребителей, на отдельные сегменты и «нишы» рынка. Повышение его

эффективности происходит в основном за счет экономии прошлого труда,

издержек в реализации и снижении накладных расходов в целом, т.к.

изменилась структура издержек производства. В них доля затрат во многих

фирмах составляет 2-10%. Возросла роль средних и мелких предприятий,

основанных на кооперативной собственности, где работники реально участвуют

в принятии управленческих решений. Произошли перемены в соотношении

численности рабочих, их качественном составе и работников преимущественно

умственного труда. Например, в промышленности США за 1948-1987 гг. доля

инженерно-технического административно-управленческого состава выросла в

общей численности занятых с 16 до 34%, а в фонде зарплаты за 1954-1987 гг.

с 25 до 47%. (см. кн. В.Е.Хруцкого, И.В.Корнеева, Е.А.Автухова «Современный

маркетинг».М., «Финансы и статистика», 1991., Ст.3-6 и др.).

Эти и другие перемены в самом производстве выдвинули информацию на

одно из первых мест в управлении, т.к.:

а) уменьшается риск принятия решений с дорогостоящими ошибками;

б) информация необходима для обоснования решений;

в) она подтверждает или опровергает интуитивно построенное решение.

Хорошая достоверная информация позволяет управленцам и маркетологам:

1) получать конкурентное преимущество;

2) снижать финансовый риск;

3) определять отношение потребителей;

4) следить за внешней средой;

5) координировать стратегию;

6) оценивать деятельность фирмы;

7) повышать доверие к рекламе;

8) получать поддержку в решениях;

9) подкреплять интуицию;

10) улучшать эффективность.

(подробнее см. кн. Дж.Р.Эванса, Б.Бермана «Маркетинг» – «Экономика» 1990г.,

с.64-91).

(Об информации и управлении экономикой можно получить представление из

статьи Ю.Лапшина, А.Модина, ж. «Экономические науки» 1992г., №2 с.32-41).

Интересно отметить и то, что в США при наличии самой развитой системы

телефонных и компьютерных телекоммуникаций ежедневный объем рекламной и

коммерческой информации в 40-60 раз превышает объем всей информации,

публикуемой газетами СНГ.

Для создания эквивалентной информационной инфраструктуры на Украине,

как считают специалисты, потребуются десятилетия и сотни миллиардов

долларов. Радикально изменить ситуацию может широкомасштабное использование

принципиально новых информационных технологий типа Украинской электронной

компьютерной газеты «Все-всем».

Идея проста: территория Украины практически на 100% покрыта системой

трансляции телевидения и, если днем во время перерыва телевидения (когда

люди находятся на работе) передавать со скоростью 1 миллион бит в секунду

информацию для персональных компьютеров, то ее за 1 час можно передать

примерно столько, сколько содержат 600 газетных страниц или 100000 страниц

машинописного текста.

Кроме полностью автоматической обработки гигантских объемов

информации с помощью электронной газеты можно организовать ряд бирж,

информационных и справочных систем.

Уже в 1992г. Киевское ПО «Электронмаш», Смелянский радиоприборный

завод и ПО «Киевский радиозавод» должны выпустить 45 тыс. комплектов

аппаратуры. Это позволит в краткие сроки объединить в единую информационную

систему все крупные и средние административные, хозяйственные и

коммерческие структуры Украины и сделать крупный шаг по пути создания

информационной структуры современного общества и РЭ. Поэтому возникла идея

создания ассоциации, главной задачей которой является установление прямой

связи между потребителями и производителями, без создания которой

невозможен цивилизованный рынок Украины. (см. «Голос Украины», 1992г., 4

марта, с.14, а также «Правду Украины» , 03.04.1991г.- «Информатика – это

наш прорыв»).

Из изложенного видно, что управление – это сложная и многогранная

категория. Ее усвоение предполагает представление о сущности, функциях и

методах управления, его информационном обеспечении.

2. Уровни управления предпринимательством

В странах со смешанной РЭ управление предпринимательской

деятельностью строится на двух уровнях: государственном и фирменном. Такой

же подход к управлению выражен в документах Украины.

Суть первого (государственного) уровня определена в Концепции Украины

по переходу к РЭ (раздел 5), Законе Украины «О предпринимательстве» (раздел

III) см. «Правду Украины» соответственно за 16.11.1990г. и 05.03.1991г.

Оно строится на принципах:

1. – минимального вмешательства госорганов в экономические процессы – им

делегируются только те функции, которые не могут быть обеспечены

непосредственными субъектами рыночных отношений; например формирование

системы экономических институтов госуправления – см. в этой связи Закон

ВС Украины от 03.08.1990г.(«Правда Украины», 08ю08ю1990г.), по которому

предусматривалось образование 36-ти министерств и Госкомитетов, и Указ

Президента Украины (мс. «Правду Украины», 29.02.19992г.), согласно

которому предусмотрены в системе центральных органов госисполнительной

власти – 26 министерств (плюс Госдума и администрация президента; цифры

относятся не только к органам экономического управления): среди 26 этих

госорганов Министерство инвестиций и строительства и Министерство

транспорта:

2. – системное воздействие на социально-экономические процессы с учетом

тесных взаимосвязей рынка капиталов, финансового, товаров, труда, на базе

формирования необходимых экономических регуляторов и нормативов.

В Концепции перечислены основные функции госрегулирования экономики (в

т.ч. разработка и согласование стратегии социально-экономической и научно-

технической политики, перераспределение доходов населения, стимулирования

производства и другие, всего 7). В ней названы 3 метода госрегулирования

– нормативный, финансовый и административный; раскрыт смысл индикативного

и бюджетного планирования (см. статью 19), налоговое регулирование

(статья 20), регулирование цен (статья 21).

Второй уровень управления – это управление предприятием и

самоуправление трудового коллектива (см. Закон Украины «О предприятиях»,

раздел IV).

Управление предприятием строится на нескольких общих принципах:

а) на принципе совмещения прав владельца по хозяйственному

использованию своего имущества и самоуправления трудового коллектива.

Предприятие самостоятельно определяет структуру и штат управления.

Владелец предприятия сам осуществляет управление или делегирует свои

права совету (правлению) предприятия или другим органам согласно Устава;

б) наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является

правом владельца имущества и реализуется непосредственно или через

уполномоченные органы;

в) решения по социально-экономическим вопросам разрабатываются и

принимаются его органами управления при участии трудового коллектива или

уполномоченных им органов;

г) высшим органом коллективного предприятия является общее собрание

(конференция) владельцев имущества. Правление предприятия избирается

владельцами имущества на общем собрании тайным голосованием на

альтернативной основе. Правление избирает председателя и его

заместителей, либо их роль выполняют поочередно все члены правления.

В статье 15 этого Закона дается определение трудового коллектива и его

самоуправления; в 16-й статье – о руководстве предприятия, а в 17-й – о

коллективном договоре. (На групповых занятиях желательно рассмотреть эти

статьи, привести примеры, иллюстрирующие их реализацию, в т.ч., например,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.