бесплатно рефераты
 

Денежно-кредитная политика: анализ мирового опыта

Денежно-кредитная политика: анализ мирового опыта

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

. Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и цели денежно-кредитной политики…………………………..5

2. Инструменты денежно-кредитной политики

2.1. Рефинансирование коммерческих банков…………………………7

2. Политика обязательных резервов…………………………………..9

3. Операции на открытом рынке……………………………………..10

4. Ограничение кредитования………………………………………..11

2. Мировой опыт ведения денежно-кредитной политики

3.1. Денежно-кредитная политика в Японии………………………….13

2. Денежно-кредитная политика в Мексике………………………...16

3. Денежно-кредитная политика в США как инструмент

борьбы с инфляцией……………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………….25

ВВЕДЕНИЕ

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития

народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование

четкого механизма денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень

демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий

суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-

кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и

экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных

макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это

происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить

предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-

кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса,

а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием

экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях,

используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает

Центральный эмиссионный Банк государства. Такими банками, например,

являются Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии,

Банк Японии, Национальный Банк Молдовы. В некоторых странах функции

центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в

США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект

монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет

одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует

политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной

сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе

динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального

продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета,

совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление

контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей

целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный

и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной

массы.

Кредитно-денежная политика на макро уровне – это совокупность мер,

проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных

отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству

направления развития.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования

наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за

динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской

ликвидностью на макро- и микро уровне.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в

достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью,

отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная

денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад

производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее

скромность, задача эта достаточно сложная.

В своей работе я попыталась рассмотреть основные вопросы денежно-

кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Банк России

в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические

результаты кредитно-денежной политики, рассмотренные с точки зрения

монетаристов и кейнсианцев, кредитно-денежную политику зарубежных стран на

примере наиболее развитых стран мира Японии, США и одной из самых развитых

стран Латинской Америки - Мексики.

1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах

рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической

конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики.

Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную

политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а

они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.

Денежно-кредитная политика базируется на принципах монетаризма и

имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она

обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным Банком,

а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от

политического лоббизма.

Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том,

что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью

регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может

напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Применительно к России, переживающей глубокий кризис переходного

периода, который характеризовался устойчивой инфляцией, задача денежно-

кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое

способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и

в то же время сдерживало спад производства.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь

экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной

занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в

изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема

производства, занятости и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк,

воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя

регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики,

достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного

обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким

образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких

стратегических задач развития всего хозяйства в целом

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится

смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания

конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования

капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как

косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами

воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо

оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений,

либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных

параметров деятельности банков.

2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую

очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных

резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной

валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

2.1. Рефинансирование коммерческих банков

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств

кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может

выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги,

находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-

кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные Банки

предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из

которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку

называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от

ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую

сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой

цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования,

коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее

ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам,

предоставляемым заемщикам. То есть, изменение учетной (рефинансирования)

ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики

Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период

усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям

коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит

удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает

влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение

возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет

на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной

ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для

клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным

кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает

переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие

банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-

кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь

коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или

осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью

теряет свою эффективность[1].

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и

редисконтирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по

ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в

качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в

залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не

вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных

бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги,

первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна

быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех

месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые

Центральными Банками[2].

2.2. Политика обязательных резервов

Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны

иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в

кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных

высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных

требований представляет собой установленное в законодательном порядке

процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или

относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо активных

(кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как

тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и

селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они

как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков

по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных

резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих

банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической

ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом,

используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в

стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк

регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем

выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими

депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции,

если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный

норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит

необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной

рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента

резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки

сократить объем активных операций[3].

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность

кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов

происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных

экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным

средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения,

в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты,

оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими

банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли

указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот

факт, что повсеместно (в странах Запада) происходит снижение нормы

обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

2.3. Операции на открытом рынке

Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет

операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение

ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних,

соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные

Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного

регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными

бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет

собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-

продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее

установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их

воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если

разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны

рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает

коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на

основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной

продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным

ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального Банка,

будут принадлежать коммерческим банкам.

2.4. Ограничение кредитования

Этот метод кредитного регулирования представляет собой

количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от

рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита

является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные

ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в

неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь

своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и

средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики

сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы,

государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод

количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше,

а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы

(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на

необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала

коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального

размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые

оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать

на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства,

правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в

работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов

центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного

воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны

центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить

систематического характера, а применяться в порядке исключительно

вынужденных мер.

МИРОВОЙ ОПЫТ ВЕДЕНИЯ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-

кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем

денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка,

эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В

условиях перехода нашей страны к рыночной экономике определенный

интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем

финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере наиболее

развитых стран мира – Японии, США и Мексики, которая является одной из

самых развитых стран Латинской Америки.

3.1. Денежно-кредитная политика в Японии

Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного

регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы

быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного

регулирования.

Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые

возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система

сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста

промышленности в 50-е и 60-е годы.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.