бесплатно рефераты
 

Денежно-кредитная политика, ее эффективность

Денежно-кредитная политика, ее эффективность

УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету: государственное регулиро-вание экономики

на тему: “Денежно-кредитная политика, ее

эффективность”

выполнила:

студентка гр.БЗ-29

Габидуллина А.Х.

проверила:

Малых О.Е.

УФА-2000г.

ПЛАН

Введение

1. Теоретические аспекты кредитно-денежной политики

1.1.Методы и типы монетарного регулировыания

2.1.Инструменты денежно-кредитной политики

2.1.1. Операции на открытом рынке

2.1.2. Изменение учетной ставки

2.1.3. Пересмотр резервных требований

2. Макроэкономические результаты кредитно-денежной политики.

Денежно-кредитная политика в период экономических реформ

3.1.Результаты кредитно-денежной политики за 1999год и основные ориентиры

на 2000год.

Некторые аспекты кредитно-денежной политики на примере Японии и Мексики.

4.1. Денежно-кредитная политика в Японии

4.2. Монетарная политика в Мексике

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития

народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование

четкого механизма денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитная

(монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент

воздействия на смешанную экономику,не нарушающий суверенитета большинства

субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна

обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост -

таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных

макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это

происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить

предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-

кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса,

а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием

экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях,

используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный

эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются

Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк

Японии, Национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального

денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США,

например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект

монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет

одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует

политику стабилизации экономики,достижения товарно-денежной

сбалансированности.

Регулирующая деятельность Цетрального Банка основана на анализе

динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального

продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета,

совокупного фонда зароботной платы. Она направлена на осуществление

контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей

целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный

и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной

массы.

Кредитно-денежная политика на макроуровне-это совокупность мер,

проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных

отношений для придания макроэкономическим процесам нужного государству

направления развития.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования

наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за

динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской

ликвидностью на макро-микроуровне.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в

достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью,

отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная

денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад

производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее

скромность, задача эта достаточно сложная.

В своей работе я попыталась расмотреть основные вопросы денежно-

кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Банк России

в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические

результаты кредитно-денежной политики, расмотренные с точки зрения

монетаристов и кейсианцев, кредитно-денежную политику зарубежных стран на

примере наиболее развитых стран мира Японии и одной из самых развитых стран

Латинской Америки Мексиске, результаты кредитно-денежной политики за 1999

год, основные ориентиры на 2000 год и по возможности делала сравнительный

анализ и выводы.

1. Методы и типы монетарного регулирования.

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм

организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального

банка. Государство может использовать как прямые (административные),так и

косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или

запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных

параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании

административных методов воздействия наиболее широко используются следующие

виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов

на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов,

ограничение на открытие филиалов и отделений,определение процентных ставок,

а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности

(например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

Административные методы, как правило, используются в странах с развитой

системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто

административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией

хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США

такие денежно-кредитные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой

Депрессии, а также во время корейской войны. Российский же Центробанк

частенько пытается сделать упор именно на административные методы. Видимо,

сохраняется пережиток социалистической системы центрального хозяйственного

управления.

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота

относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное

воздействие на решения,принимаемые хозяйствующими субъектами и не

предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три

основные группы экономических методов управления денежным предложением:

налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь -

нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов,

обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным

нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов,

которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных

операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве

кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые

могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах

и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро.

Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью

оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-

депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного

типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например в США:

Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми

посредниками, практически не использует административных методов.

В большинстве стран в целях управления и регулирования госу-

дарство ориентируется в основном на использование экономических методов,

работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам

официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия

по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период,

определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и

инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния

хозяйственной конъюнктуры Центральный банк делает выбор между двумя

основными типами монетарной политики, для каждого из которых характерен

свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и

административных методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так

называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и

ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение

уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и

сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а

также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции.

Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только

в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний

деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением

масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег

в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют

еще политикой дешевых денег.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и

рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При

тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка

распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на

отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды

банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет

Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном

направлении. При ее проведении практикуется использование следующих

инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов

операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров

вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-

кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд

различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора

инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется

Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния

хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные

направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным

органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того

или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от

его реализации.

Основными инструментами денежно-кредитной политики - средствами, при

помощи которых государство планирует достичь поставленных целей являются:

- операции на открытом рынке,

- изменение резервной нормы

- изменение учетной ставки.

1.2.1 Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения

являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или

покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценых

бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или

заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит

соответсвующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на

их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих

счетов. Таким образом указанные операции отражаются на состоянии резервной

позици банковской системы и используется как метод ее регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа

Центральным банком РФ государственых ценых бумаг, которые обладают высокой

степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными

инвесторами на рынке ценыхх бумаг, что расширяет регулирующее воздействие

ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на

открытом рынке являются основным средством регулирования денежного

предложения. Это вызвано их прежде всего необыкновенно высокой гибкостью

данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на

краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания

денежной массы.

В России рынок государственных облигаций высоко развит (правда, скорее

количественно, нежели качественно). Их роль в денежно-кредитной политике

несколько отличается от той, которую они играют в западных странах.

Безусловно, в любом случае (и в России, и на Западе) главной является

фискальная цель - финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент

монетарного регулирования государственный долг применяется в России весьма

своеобразно.

Казначейские обязательства, например, являются беспрецедентным

инструментом в мировой практике. На финансовом рынке появился гибрид,

обладающий одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги,

налогового освобождения и средства расчета.

На первом этапе своего обращения казначейские обязательства выступают в

качестве своеобразного суррогата денег - средства обращения,

предназначенного для расшивки неплатежей. Эти обязательства (подпадающие,

на мой взгляд, под определение денежного агрегата MR - реально

использующихся в российском платежном обороте средств обращения)

"появляются" в результате оформления задолженности госбюджета перед

предприятиями в виде бумаг с доходностью 40%. Но следует отметить, что

обращение некоторых серий может быть затруднено из-за дополнительных

ограничений (в частности, осуществления расчетов только со строго

определенными отраслями народного хозяйства).

После того как бумаги получают определенное количество индоссаментов

(от одного до пяти), они могут продаваться любому юридическому лицу, то

есть поступают на открытый рынок как государственные ценные бумаги с

доходностью 40%. Объемы продаж казначейских обязательств на открытом рынке

в 1997 году росли. Вот здесь-то и открывались для Центробанка возможности

по проведению ортодоксальных операций на открытом рынке. Однако

многопрофильность КО, в частности, возможность погашения обязательств

налоговыми освобождениями, увеличивала фискальную и преуменьшала денежно-

кредитную составляющие этого нетривиального инструмента.

Что же касается государственных краткосрочных обязательств (ГКО), то в

денежно-кредитной политике (в отличие от фискальной) они играли совсем иную

роль, нежели казначейские векселя, используемые Федеральной Резервной

Системой. Главным результатом их использования при реализации мероприятий

монетарной политики являлось регулирование курса американского доллара по

отношению к российскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов

банковской системы.

Таким образом, операции, осуществляемые российским Центробанком на

открытом рынке, довольно своеобразны. Нетривиальность инструментов

денежного рынка еще более осложняет выработку стратегий, а также реализацию

тактических мероприятий, направленных на приостановление спада

промышленного производства и сдерживание инфляции.

В 1999году Банк Росси продолжил расматривать операции на открытом рынке

в качестве важного инструмента денежно-кредитной политики. Учитывая

накопленный в предкризисный период положительный опыт применения даного

инструмента, предполагалось использовать для таких операций какь

правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России.

Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 1999 году

препятствовали следующие факторы. Во-первых, была продлена до 2 квартала

1999 года процедура новации по государственным ценным бумагам, что

создавало неопределенность у участников рынка. Во-вторых, сложившейся

уровень доходности полсе новации не соответствовал в полной мере ожиданиям

участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на

невысоком уровне. В-третьих, в связи с юридической незавершеностью

процедуры выпуска Банком России собственных ценных бумаг и их эмиссия была

приостановлена до ноября 1999 года.

Все это не дало Банку России возможности в полной мере реализовать

имеющийся у него потенциал в области операций с ценными бумагами на

открытом рынке.

Тем не менее в 1999 году Банк России продолжил работу по развитию

операций на открытом рынке, в частности по ведению междилерского РЕПО.

Целью подобных операций было предоставление участникам рынка возможности

более оперативного регулирования своей ликвидности без использования

кредитов со стороны Центрального банка РФ. Банком России был подготовлен

ряд нормативных документов, регламентирующих проведение подобных операций.

Однако они практически не использовыалисьь из-за проблемы обеспечения

сделок РЕПО вследствии низкой ликвидности рынка ГКО-ОФЗ, а также роста

избыточной ликвидности у кредитноых организаций, что временно снизило их

интерес к возможности привлечения краткосрочных займов.

В 2000 году Банк России собирается направить усилия на формирование

более гибкой системы инструментов денежно-кредитной политики, которая бы

соответствовала изменениям макроэкономической среды, сруктуры финансового

рынка, банковской платежной и расчетной систем. А также совместно с

Правительством РФ активно воздействовать на улучшение экономических

условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика, а именно

создание благоприятной среды для активного функционирования рынка

межбанковских кредитов, восстановления доверия к государственым ценным

бумагам со стороны российских и иностраных инвесторов и укрепления на этой

основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных

долговых обязательств.

В текущем году Банк Росии предполагает расширить спектр применяемых на

открытом рынке операций и увеличить их объем. Этому, в частности, должно

способствовать появление новых ликвидных инструментов, в том числе ценных

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.