бесплатно рефераты
 

Дефицит государственного бюджета

> Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего

дефицита и всей суммой выплат по долгу.

> Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,

обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит государственного бюджета.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является

результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"

(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить

амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к

частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в

индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система

налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе

страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные"

стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных

временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы

"включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования

совокупного спроса в период спада экономической активности правительство

принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости

и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений

госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих

мест)[9] или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит

госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания

инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными

внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или

ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в

парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки

возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов

экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного

вмешательства правительства.

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и

страхования занятости является первоочередной задачей для переходных

экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с

отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов

макроэкономического управления.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от

величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции

автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Он вызван

автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и

увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне циклического

спада (подъема) деловой активности (рис. 1).

Пояснения: В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается

(Y2 > Y0), и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а

трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает

циклический бюджетный излишек, и инфляционный бум относительно

сдерживается. В фазе циклического спада совокупный доход снижается (Y1 <

Y0), и поэтому налоги автоматически падают, трансферты растут. В итоге

увеличивается циклический бюджетный дефицит на фоне относительного роста

совокупного спроса и объема производства, что относительно ограничивает

глубину спада.

Величины циклических дефицитов (излишков) определяются степенью

"крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой

функции T определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол

наклона функции государственных расходов G - величиной, которая

характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и

изменением величины дохода. Чем выше уровень дохода, тем выше вносимый

налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно

представлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего

дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем

выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия T. В

положении T1 величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше,

чем в положении T2, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более

сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.[10]

При прочих равных условиях величины циклических бюджетных дефицитов и

излишков, а также степень встроенной стабильности экономики оказываются тем

выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше

соотношение между изменением суммы государственных трансфертов и изменением

величины национального дохода.

В то же время, увеличение степени встроенной стабильности экономики

противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики -

укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту

экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к предпринимательскому

риску и к труду оказываются относительно сильнее в условиях постепенного

снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение

сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и

излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности

экономики.

Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами

бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и

для индустриальных, и для переходных экономик.

В 80-е годы во многих индустриальных странах были введены системы

индексирования ставок личного подоходного налога в зависимости от темпов

инфляции в сочетании со снижением предельных ставок налогообложения. Эти

изменения в налоговой системе являются элементом сложной налоговой реформы,

нацеленной на долгосрочный рост экономического потенциала.

При этом степень встроенной стабильности экономики оказывается

относительно невысокой - например, в США встроенные стабилизаторы

способствуют уменьшению колебаний национального дохода приблизительно на

одну треть.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний

равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают

амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных

дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной

политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не

приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь

место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как

правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

Структурный дефицит государственного бюджета

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность

между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический

дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной

бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в

индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в

большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами

правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов,

естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют

расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя

именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается

эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.

В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще

более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется

манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще,

уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование

может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:

> "налоговая амнистия", которая позволяет налогоплательщикам,

ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю

сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

> мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

> введение временных или добавочных налогов;

> отсрочка расчетов с поставщиками;

> отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного

сектора;

> отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии

с динамикой уровня инфляции;

> расширенная практика приватизации государственной собственности,

включая распродажу прав на исследовательские и изыскательские

работы.

В переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется

в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем

циклическими колебаниями экономики. Только после корректировки текущего

бюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния общих

экономических колебаний может быть получен характерный для переходных

экономик аналог структурного дефицита, который иногда определяется как

коренной дефицит бюджета.

Измерение его нередко оказывается еще более сложным, чем оценки

структурного дефицита. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и

структурных реформ в переходных экономиках приходится опираться на обычные

оценки бюджетного дефицита, хотя оптимальная долгосрочная фискальная

политика должна быть в большей мере сориентирована скорее на коренной,

нежели на фактический дефицит.

Таблица 3 (13, с.78)

Доля общего дефицита государственного бюджета в ВВП в некоторых

странах с переходной экономикой (в %)

|Страны | | |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |

|Эстония | | |-0,3 |-0,7 |-1,3 |-0,8 |-1,4 |

|Венгрия | | |-6,8 |-6,7 |-8,6 |-6,7 |*** |

|Латвия | | |-0,8 |0,6 |-4,0 |-3,4 |-1,3 |

|Литва | | |*** |-4,9 |-4,7 |-3,0 |-3,4 |

|Монголия | |-12,7 |-14,6 |-24,6 |-11,1 |-10,9 |

|Польша | | |-8,0 |-4,0 |-2,0 |-2,7 |-2,7 |

|Словакия | | |-11,9 |-7,1 |-1,3 |-0,4 |-1,5 |

|Армения | | |-31 |-56,1 |-16,4 |-9,9 |-9,3 |

|Азербайджан | |2,8 |-15,3 |-10,5 |-5,4 |*** |

|Беларусь | | |0,1 |-4,2 |-2,8 |-2,6 |-2,6 |

|Болгария | | |-15,0 |-15,7 |-7,0 |-6,0 |-4,7 |

|Грузия | | |-25,7 |-26,2 |-16,3 |-5,7 |*** |

|Казахстан | |-7,3 |-1,2 |-6,8 |-3,3 |-2,8 |

|Киргизия | | |-17,4 |-13,5 |-8,4 |-10,4 |*** |

|Румыния | | |-4,6 |-0,1 |-1,0 |-2,5 |-2,2 |

|Россия | | |-18,9 |-7,6 |-10,1 |-5,0 |-5,6 |

|Таджикистан | |-30,5 |-23,6 |-2,7 |-12,0 |*** |

|Украина | | |-29,3 |-10,3 |-8,8 |-3,5 |*** |

Операционный дефицит государственного бюджета

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за

вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию

государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и

постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является

важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе

преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных

процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в

динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это

завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит

государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и

долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики

правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на

инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между

номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года,

умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит государственного бюджета

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между

величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного

дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора

приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя

и ограничены. Возможности для преимущественно безинфляционной стабилизации

бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при

активном участии Центрального Банка.

В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д.,

где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения

рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять

рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита

из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в

Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий

недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних

источников.

Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования

бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного

долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы (агрегатом М2).

Таблица 4 (13, с.37)

Показатели долгового бремени в некоторых странах

|Страны | | | Отношение долга |Отношение долга |

| | | |к ВВП (%%) |К денежной массе |

| | | | |(М2) в % |

|Великобритания | |49 | |47 |

|Испания | | |65 | |59 |

|Люксембург | |1,6 | |1,5 |

|Швейцария | |23 | |18 |

|Япония | | |87 | |75 |

|Исландия | | |55 | |144,4 |

|Россия | | |47 | |378 |

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны

предопределяется прежде всего способностью (или неспособностью) государства

его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные

денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем

от размеров ВВП.

В условиях, когда показатель монетизации экономики, равный

соотношению между объемом денежной массы М2 и ВВП, достаточно близок к

единице, отношения объемов государственного долга к ВВП и к М2 если и не

совпадают, то достаточно близки по значению. Картина существенно изменяется

тогда, когда из-за низкого доверия к национальной валюте (вследствие,

например, ранее пережитой высокой инфляции) уровень монетизации экономики

низок.

В этом случае показатель долг/М2 оказывается в несколько раз выше, чем

показатель долг/ВВП в экономике, величина которого обычно характеризуется

соотношением "долг/ВВП". Наличие первичного бюджетного дефицита является

фактором увеличения и основной суммы долга, и коэффициентов его

обслуживания, что приводит к самовозрастанию задолженности. Увеличение доли

первичного бюджетного излишка в ВВП позволяет избежать такого

самовоспроизводства долга и его неуправляемого роста.

Квазифискальный дефицит государственного бюджета

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с

измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета,

обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

> финансирование государственными предприятиями избыточной

занятости в государственном секторе и выплата ими заработной

платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем

накопления взаимной задолженности;

> накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных

стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого

портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных

долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним

хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов,

выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального

Банка;

> отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также

финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по

стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных

кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе

и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на

обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование

Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных

программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью

Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих

банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

Таблица 5 (14, с. 22-23)

Доля бюджетного дефицита в процентах от ВВП

|Параметры | | | |Годы | | | | | |

|Фактический дефицит |-3,0 |-2,1|-2,7|-3,8 |-4,|-3,5|-3,3|-2,9|-2,3|

| | | | | |5 | | | | |

|Относительное |-0,4 |2,7 |0,5 |-0,4 |-1,|-1,2|-1,4|-1,4|-1,1|

| | | | | |8 | | | | |

|отклонение к ВВП | | | | | | | | | |

|Структурный дефицит |-2,8 |-3,3|-3,0|-3,5 |-3,|-2,7|-2,5|-2,1|-1,6|

| | | | | |3 | | | | |

|Остальные индустриальные страны | | | | | | |

|Фактический дефицит |-4,1 |-2,5|-3,2|-4,7 |-6,|-5,4|-4,4|-2,9|-2,0|

| | | | | |0 | | | | |

|Относительное |-0,6 |2,5 |1,1 |-0,1 |-2,|-1,6|-1,2|-1,2|-1,1|

|отклонение к ВВП | | | | |3 | | | | |

|Структурный дефицит |-3,8 |-4,3|-4,8|-4,7 |-4,|-3,8|-3,5|-2,1|-1,4|

| | | | | |3 | | | | |

| | | | |

| | | | | | | | | | |

|Примечания к таблице: |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.