бесплатно рефераты
 

Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия

льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение

безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам

с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так

как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия

на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое

финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных

экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо

используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях -

на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного

аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть

быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне

отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает

общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита

оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных

ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно

стабилизировать валютный курс.

Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том

случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства

сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях

снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные

бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.

Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги

сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту,

необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной

валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению

экспорта и увеличению импорта.

Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то

сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на

национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях

снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.

Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита

может быть ослаблено не только за счет "эффекта вытеснения", но и за счет

отрицательного "эффекта чистого экспорта", ухудшающего состояние

платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с

этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует

относительному снижению внутренних процентных ставок.

В итоге масштабы "эффекта вытеснения" относительно сокращаются, но

внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга

предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение

других стран, что может вызвать сокращение национального производства в

будущем.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее

инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на

внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы

способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем

более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое

финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его

воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования

бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным

вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

1. удается организовать концессионное финансирование;

2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой

внутренней норме прибыли;

3. торговый баланс относительно благополучен при наличии

благоприятных перспектив расширения рынка;

4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

5. первоочередной задачей макроэкономической политики является

снижение вероятной инфляции.

Внутренне долговое финансирование. Если правительство выпускает в

целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на

кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе,

приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние

процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно

большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.

В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и

частично потребительские расходы - снижаются, вызывая "эффект

вытеснения", который значительно ослабляет стимулирующий потенциал

фискальной политики.

Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки

относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди

населения ограничены, что типично для многих переходных экономик, то

растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос

на иностранные активы, что неизбежно нарушает равновесие платежного

баланса по капитальному счету.

Более того, если правительство намерено финансировать значительную

часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может

одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку

процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться

спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же

этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности

внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно

уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка

капитала.

В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести

товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем

самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из

внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного

баланса.

Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации

национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике

правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих

операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения

внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более

сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной

стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в

последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.

В случае оптимистических ожиданий роста прибылей у частного бизнеса

этот "эффект вытеснения" может быть частично или полностью элиминирован

увеличением инвестиционного спроса. Таким образом, в обстановке доверия к

политике правительства и ЦБ один и тот же механизм - внутреннее долговое

финансирование дефицита государственного бюджета - может одновременно как

вызвать эффект вытеснения, так и частично элиминировать его. Чем менее

эластично внутреннее предложение в переходной экономике, тем

значительнее, при прочих равных условиях, может оказаться "эффект

вытеснения".

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко

рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако

этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только

откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и

коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при

их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на

вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные

операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных

облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под

низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое

финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм

дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне

процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного

бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли

государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах

экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных

расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного

дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает

возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и

стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее

долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно

умеренными издержками только в тех случаях, когда:

1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

2. внутреннее предложение относительно эластично;

3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или

ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности,

тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов

или представляется абсолютно неизбежной.

Увеличение налогообложения. Я не случайно обозначила этот способ

финансирования дефицита последним: дело в том, что современная

экономическая наука сильно сомневается в его эффективности.

Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов

– наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов

федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые

заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение

дефицитов.

Экономисты неоклассического направления рассмотрели данные за

двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к

выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних

ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и

дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВВП). Другими

словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с

меньшими дефицитами. Оказалось, что увеличение налогов на 1 доллар

приводит к росту правительственных расходов на 1,58 долларов, или

увеличивает дефицит на 0,58 долларов.

Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает

больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование

всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть

больше». Авторы считают, что их результаты ставят под серьезное сомнение

тезис о том, что рост налогов будет эффективным средством сокращения

дефицитов. Они утверждают, что рост налогов может ухудшить, а не

облегчить проблему {26}.

2. Анализ бюджетного дефицита г. Орла

1. Методика проведения анализа бюджетного процесса

Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ

бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других

параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса – при

формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его

осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы

федерального казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус;

финансовые службы хозяйствующих структур.

В условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах,

повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов

в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости

территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень

актуальны.

Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но

можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо

руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне

бюджета, при решении любых задач.

Анализ должен быть:

. конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга

показателей, всесторонне характеризующих экономическое или

финансовое явление, процесс, тенденцию;

. системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы

– по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых

показателей;

. оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществляться

разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно

повлиять на анализируемые показатели, процессы;

. объективным, что должно обеспечиваться обоснованным подбором

информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю

совокупность причин и факторов, определяющих выявленную

динамику, тенденции.

Методика экономического анализа определяет этапы анализа и приемы

аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так.

Прежде всего, осуществляется проверка, свод, группировка необходимых

данных. Затем проводится аналитическая обработка, то есть сравнение

соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, другим

показателям; определение причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и

количественных зависимостей между показателями. Далее следует подведение

итогов анализа, основные выводы. Заключительный этап – разработка

практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.

Наиболее простой метод – сравнение, когда бюджетные показатели

отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за

предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий

период необходимо добиться их сопоставимости, то есть показатели следует

пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных

процессов в экономике, методов оценки и другие.

Следующий метод – группировки, когда показатели группируются и

сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты,

обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы

влияющие на изменение показателей.

Метод цепных подстановок, или элиминирования заключается в замене

отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные

показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние

отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и

действенность выводов экономического анализа зависят, прежде всего, от

их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют

раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными

показателями в процессе исполнения бюджета по доходам и расходам.

Исполнить бюджет по доходам – значит мобилизовать контингенты

налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной

системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача

анализа исполнения доходной части бюджета – изыскание резервов доходов,

то есть увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных

налогов, их собираемости.

Исполнить бюджет по расходам – значит профинансировать расходы,

предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При

анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения

бюджета в целом; по видам расходов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным

разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются

возможности более экономного использования ассигнований; проверяется

целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень

удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Прогнозирование доходов бюджета проводится поэтапно. На начальном

этапе производится сбор и анализ информации об экономических, социальных

процессах на территории города, влияющих на состояние финансовых

ресурсов. Исследуется экономическая сторона деятельности предприятий и

хозяйственных организаций для получения объективной оценки поступления

налогов и других платежей в бюджет. Для этого используются экономико-

статистические материалы. Указанная информация позволяет проанализировать

состояние и развитие экономики территории, определить происходящие

изменения в текущем году и сопоставить с соответствующим периодом

прошлого года. Показатели рассматриваются в разрезе отраслей.

На основном этапе проведения анализа проводится аналитическая

обработка поступающей информации по доходам, строятся графики, диаграммы.

Изучается динамика их поступления, устанавливаются факторы, влияющие на

исполнение бюджета.

Анализируются поступления доходов за год, месяц и более короткие

сроки – по отчетным периодам в разрезе дней.

Таблицы заполняются по каждому виду налога в абсолютных и

относительных величинах. Относительные величины (проценты, коэффициенты,

индексы) необходимы для дополнительной характеристики абсолютной

величины.

Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения

выполнения бюджетных назначений с целью быстрого вмешательства в

необходимых случаях в процесс для обеспечения своевременного и полного

поступления налоговых доходов.

Периодический анализ исполнения бюджета города по доходам проводится

за отчетные периоды: месяц, квартал, год, позволяет проанализировать ход

поступления налогов в бюджет.

Главная задача периодического анализа – объективная оценка

результатов деятельности, комплексное выявление неиспользованных

резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности в

будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их

виновников.

Периодический анализ осуществляется по важнейшим периодам, по

которым подводятся итоги хозяйственной деятельности.

Этот вид анализа имеет и существенный недостаток – выявленные

резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности

производства, поскольку относятся к прошлому периоду.

Особенность методики периодического анализа состоит в том, что

фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и

данными предшествующих аналитических периодов.

Периодический анализ – наиболее полный анализ, вбирающий в себя

результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Важным качественным показателем структуры доходов является «удельный

вес в структуре бюджета», который отражает процент зачисленной суммы по

каждому виду налога в объеме бюджета за отчетный период.

При анализе бюджетных показателей по формированию и исполнению

бюджета используются отчетность, аналитические данные контролирующих,

статистических органов, отраслевых департаментов, занимающихся вопросами

экономики.

Цель проведения анализа исполнения бюджета по расходам заключается

в изучении процесса управления финансовыми средствами бюджета, согласно

установленным объемам государственных расходов.

Основными его задачами являются:

. контроль и объективная оценка расходов бюджета;

. анализ целевого использования средств;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.