бесплатно рефераты
 

Бюджетная система США. Реферат.

деятельности при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств через

территорию РФ. Оплачивается таможенная пошлина в конечном счете

потребителем, так как включается в цену товара, влияя на его

конкурентоспособность.

Налог на прибыль организаций. Взимается со всех юридических лиц независимо

от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко

возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную

функцию, но и действовать на повышение эффективности производства.

Акцизы - вид косвенного налога на товары, преимущественно массового

применения. Объектом обложения акцизами выступает стоимость подакцизных

товаров (вино-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые

автомобили и др). Ставки акцизов колеблются от 5%(легковые автомобили) до

90% (спирт питьевой). Большие поступления обеспечивают акцизы на нефть и

газ.

К прочим налогам, пошлинам и сборам относятся: единый с/х налог, налог на

операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами,

налог на игорный бизнес и другие.

Неналоговые доходы составляют 8% от всех доходов бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

* Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности, или от деятельности государственных и

муниципальных организаций.

* Доходы от продажи нематериальных активов

* Административные платежи и сборы

* Штрафные санкции, возмещение ущерба

* Доходы от внешнеэкономической деятельности и др.

Отдельной статье доходов выделяют: единый социальный налог - 16% и доходы

целевых бюджетных фондов - 0,5%.

Единый социальный налог (ЕСН).. С 2001 г. в федеральном бюджете отдельной

строкой выделен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный

бюджет. За счет сборов ЕСН финансируются государственные пенсии (через

ПФР), социальное обеспечение (через ФСС) и медицинская помощь (через фонды

ОМС). Для большинства налогоплательщиков исчисление сумм налога

осуществляется отдельно в отношении каждого социального фонда: ПФ - 28%,

ФСС - 4,0%, ФФОМС - 0,2%, ТФОМС - 3,4%. Строка в федеральном бюджете была

введена, с одной стороны, для того, чтобы продемонстрировать международным

финансовым организациям высокий уровень социальных расходов России в

федеральном бюджете - для повышения рейтинга России и получения

дополнительных преимуществ и привилегий во внешней политике. С другой

стороны, федеральный бюджет, включая внебюджетные социальные фонды,

гарантирует выплаты пенсий, социального и медицинского обеспечения.

Например, даже если Пенсионный фонд недоберет пенсионных взносов с

работодателей, то государство из федерального бюджета оплатит гражданам

минимальную базовую пенсию, поскольку сумма пенсионных отчислений в

составе ЕСН зачисляется в доходы бюджета.

Таблица 2.4 - Статьи доходов США 2004 г.

+------------------------------------------------------------------------+

|   | Наименование | Перевод |   | % |

|---+--------------------------+--------------------------+-------+------|

| 1 | Individual income taxes | Личный подоходные налоги | 809 | 42,4 |

|---+--------------------------+--------------------------+-------+------|

| 2 | Corporation income taxes | Подоходные налоги | 189,4 | 9,9 |

| | | корпораций | | |

|---+--------------------------+--------------------------+-------+------|

| 3 | Social insurance and | Социальные взносы | 733,4 | 38,5 |

| | retirement receipts | | | |

|---+--------------------------+--------------------------+-------+------|

| 4 | Excise taxes | Акцизы | 69,9 | 3,7 |

|---+--------------------------+--------------------------+-------+------|

| 5 | Customs duties | Таможенные пошлины | 21,1 | 1,1 |

|---+--------------------------+--------------------------+-------+------|

| 6 | Miscellaneous receipts | другие доходы | 83 | 4,4 |

+------------------------------------------------------------------------+

Диаграмма 2.2.

0x01 graphic

Налоги, дающие наиболее стабильные и крупные поступления, направляются в

федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 90% государственных

доходов и расходов. Структура доходов федерального бюджета США

характеризуется следующими данными:

* подоходный налог с физических лиц - 42%;

* отчисления на социальное страхование - 38,5%;

* налог на доходы корпораций - 10%;

* акцизные сборы - 3,6%;

* таможенные пошлины - 1,1%

* прочие доходы - 4,36%.

Как видим, наиболее крупной статьей дохода является подоходный налог с

физических лиц. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый

минимум доходов. Налогом облагается либо отдельный человек, либо семья. В

последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. По

подоходному налогу с физических лиц предоставляются налоговые льготы:

чистый доход уменьшается на необлагаемый минимум, взносы в

благотворительные фонды, налоги, уплачиваемые властям штата, местные

налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительства штатов и

местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское

обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы). В

результате перечисленных вычетов образуется налогооблагаемый доход граждан

США. До 1986 г. в США действовало 14 ставок подоходного налога, величина

которых варьировалась с 11 до 50%.

Второй по величине статьей доходов федерального бюджета США являются

отчисления на социальное страхование от фонда зарплаты. Они уплачиваются

как работодателем, так и наемным работником. В отличие от других

европейских стран (в том числе и России), где основную часть данного

взноса делает работодатель, в США он делится пополам, между работодателем

и работником. Ставка отчислений меняется ежегодно при формировании

бюджета.

Налог на доходы от корпораций занимает третье место в доходах федерального

бюджета США. Основная налоговая ставка - 34% дохода корпораций. Имеют

прогрессивный характер: за первые 50 тысяч долларов налогооблагаемого

дохода взимается 15%, за следующие 25 тысяч долларов - 25%. Налог на

оставшуюся сумму равен 34%. Такой подход к налогообложению имеет большое

значение для средних и малых предприятий.

По налогу на доходы корпораций предоставляются налоговые льготы. Из числа

дохода корпораций вычитаются: штатные и местные налоги на доходы, 100%

дивидендов от дочерних компаний, находящихся в полной собственности

корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в

благотворительные фонды, ускоренная амортизация, льготы на инвестиции и

научно-исследовательские работы, налоговые скидки на использование

альтернативных источников энергии (солнечная энергия или энергия ветра и

др.). В то же время, в некоторых случаях взимается налог на сверхприбыль.

В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти в связи со

снятием контроля за внутренними ценами на нефть.

Федеральные акцизные сборы занимают скромное место в доходах федерального

бюджета: всего 3%. Акцизные сборы установлены на алкогольные и табачные

изделия, 10% бензин, дорогие автомобили, меха, драгоценности, личные

самолеты и др. Кроме того, в США акцизные сборы установлены на дороги и

воздушные перевозки.

Вывод: В США и России основными поступлениями в бюджет являются налоги. Но

в России все же налоги составляют более 75% от всех доходов бюджета, а в

США лишь 57%. Основным налоговым доходом в России является доход от НДС -

36%, в США - подоходный налог с физических лиц и социальные взносы - 42% и

38,5% соответственно.

Расходная часть бюджета в разных странах разнообразна. Но все же ряд

статей расходов у многих стран одинаковы, это, например, государственное

управление, национальная оборона, судебная власть, обслуживание гос.

долга, образование и т.д. Рассмотрим подробней статьи расходов

федерального бюджета России и США за 2004 г.

Таблица 2.5 - Статьи расходов РФ 2004 г.

+---------------------------------------------------------------------+

|   | тыс. руб | % |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Государственное управление и местное | 76967150,3 | 2,89 |

| самоуправление | | |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Судебная власть | 33250793,1 | 1,25 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Международная деятельность | 45085221,9 | 1,70 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Национальная оборона | 411472653,4 | 15,47 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Правоохранительная деятельность и обеспечение | 310577078,1 | 11,68 |

| безопасности государства | | |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Фундаментальные исследования и содействие | 46200000 | 1,74 |

| научно-техническому прогрессу | | |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Промышленность, энергетика и строительство | 67598674,3 | 2,54 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Сельское хозяйство и рыболовство | 29578678,8 | 1,11 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Охрана окружающей природной среды и природных | | |

| ресурсов, гидрометеорология, картография и | 12392570 | 0,47 |

| геодезия | | |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Транспорт, связь и информатика | 5621847,8 | 0,21 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Предупреждение и ликвидация последствий | 26258203 | 0,99 |

| чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | | |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Образование | 117791867 | 4,43 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Культура, искусство и кинематография | 16101176 | 0,61 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Средства массовой информации | 10864073,3 | 0,41 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Здравоохранение и физическая культура | 47097829,5 | 1,77 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Социальная политика | 161193511,2 | 6,06 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Обслуживание государственного и | 287570589,3 | 10,81 |

| муниципального долга | | |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Пополнение государственных запасов и резервов | 20269658 | 0,76 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной | 813969815,6 | 30,61 |

| системы | | |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Утилизация и ликвидация вооружений, включая | 10364750 | 0,39 |

| выполнение международных договоров | | |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Мобилизационная подготовка экономики | 1100000 | 0,04 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Исследование и использование космического | 12001300 | 0,45 |

| пространства | | |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Военная реформа | 7245610,8 | 0,27 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Дорожное хозяйство | 79133273,2 | 2,98 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| Целевые бюджетные фонды | 14061500 | 0,53 |

|-----------------------------------------------+-------------+-------|

| ИТОГ | 2659447000 | 100 |

+---------------------------------------------------------------------+

Диаграмма 2.3.

0x01 graphic

Таблица 2.6 - Статьи расходов бюджета США 2004 г.

+------------------------------------------------------------------------+

| Наименование | Первод | млрд.долл. | % |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| National defense | Национальная защита | 453,684 | 19,57 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Human resources | Человеческие ресурсы | 1497,286 | 64,57 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Education, | Образование, обучение, | | |

| training, | занятость, и социальные | 87,211 | 3,76 |

| employment, and | услуги | | |

| social services | | | |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Health and | Здравоохранение и | | |

| Medicare | бесплатная медицинская | 513,95 | 22,16 |

| | помощь | | |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Income security | Обеспечение Дохода | 339,495 | 14,64 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Social security | Социальное обеспечение | 496,174 | 21,40 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Veterans benefits | Выплаты пенсионерам | 60,454 | 2,61 |

| and services | | | |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Physical resources | Физические ресурсы | 127,246 | 5,49 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Energy | Энергетика | 0,957 | 0,04 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Natural resources | Природные ресурсы и | 31,665 | 1,37 |

| and environment | окружающая среда | | |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Commerce and | Кредит в поддержку торговли | 7,723 | 0,33 |

| housing credit | | | |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Transportation | Транспорт, связь | 68,144 | 2,94 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Community and | Финансовая помощь бюджетам | | |

| regional | других уровней | 18,757 | 0,81 |

| development | | | |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Net interest | Обслуживание гос. долга | 156,264 | 6,74 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Other functions | Другие функции | 143,675 | 6,20 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| International | Международная деятельность | 34,236 | 1,48 |

| affairs | | | |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| General science, | Фундаментальные | | |

| space and | исследования и содействие | 22,291 | 0,96 |

| technology | научно - техническому | | |

| | прогрессу | | |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Agriculture | Сельское хозяйство | 20,121 | 0,87 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Administration of | Судебная власть | 41,603 | 1,79 |

| justice | | | |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| General government | Государственное управление | 25,424 | 1,10 |

|--------------------+-----------------------------+------------+--------|

| Total, Federal | Итог, расходы | 2318,8 | 100,00 |

| outlays | | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Диаграмма 2.4.

0x01 graphic

Сравнивать статьи расходов бюджета США и России по номинальным затратам

нецелесообразно, т.к. изначально расходы бюджета за 2004 г. разные и

разная валюта исчисления. Поэтому сравним некоторые статьи расходов

бюджетов обоих стран в процентном выражении по отношению к общим расходам.

Национальная оборона (военные расходы) в США составляет - 19,6 %, в

России - 15,5%. Неудивительно, что в обеих странах расходы на оборону

составляют значительную часть бюджета, ведь у США самый крупный военный

бюджет в мире, далее как раз идет Россия. А если все же сравнить военный

бюджет США по номинальным затратам, то весь бюджет РФ в 4,7 раз меньше

расходов на оборону США. Военные расходы США в основном направляются

непосредственно в Пентагон, на военные ядерные программы, военную помощь

иностранный государствам и т.д. Военные расходы обоих стран быстро растут

в связи с угрозой терроризма. А так же в США эти расходы возросли в связи

с начавшейся войной в Ираке, которая в основном и пошатнула экономику США.

Расходы на государственное управление и местное самоуправление в России

составляют - почти 3%, США - 1,1%. В России эта статья включает расходы на

функционирование: главы государства, законодательных и исполнительных

органов. Причем более 85% тратиться на содержание исполнительно власти, и

по 5% на главу государства и законодательную власть. Учитывая невысокое

качество государственного управления в России, можно утверждать, что в

соответствии с опытом США такая величина расходов по этой статье является

завышенной. Более того, поскольку реформа государственного управления

практически стоит на месте, расходы по данной статье могут быть

охарактеризованы как недостаточно эффективные.

Расходы на судебную власть в обеих странах практически одинаковые и

составляют Россия - 1,25%, США - 1,8 %. При формировании расходов на

содержание судебной системы в России в 2004 году, исходя из Программы

социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу

(2002-2004 годы) и федеральной целевой программы \\\"Развитие судебной

системы России\\\" на 2002-2006 годы, продолжена линия на улучшение

материальной обеспеченности судей, материально технической базы судов и

увеличение численности судей и работников аппаратов федеральных судов.

Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по

разделу \\\"Международная деятельность\\\" в 2004 году составляет в России -

1,7%, в США - 1,5 %. Указанный объем складывается из прямых расходов

федерального бюджета и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов

со знаком \\\"минус\\\".

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований и

содействие научно-техническому прогрессу (или проще говоря, затраты на

науку) предусмотрены в России - 1,7%, в США - 0,96%. Разница не велика, но

на самом деле все прекрасно знают состояние науки в России и США.

Возможно, такое положение дел в России связанно с тем, что наука

финансируется только из бюджета, в то время как в США частные компании

тратят огромные средства на свои исследования. А также еще одним

источником финансирования в США являются пожертвования частных лиц на

развитие науки (хотя они и касаются в большей мере прикладных, а не

фундаментальных отраслей знания), которые составляют огромную сумму, даже

по сравнению с расходами государства на эти же цели. В 2004 г. в США

бюджет делает акценты на фундаментальные исследования в военной и

космической областях, а также на биомедицинских исследованиях. В Росси

основную часть расходов данной статьи составляют расходы на изучение

космоса, остальные же области науки (физика, математика и др)

финансируются крайне плохо. Поэтому для более эффективного

функционирования науки необходимо сформулировать новые требования к выбору

и оценке приоритетов науки (т.е равномерно распределять по отрослям все

средства направленные на науку).

Энергетика, промышленность и строительство. Расходы в России - 2,54,%, в

США - 0,04%. По указанному разделу учитываются ассигнования на

государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию,

народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной

промышленности, спецкомбинатов системы \\\"Радон\\\", государственные

инвестиции, воспроизводство минерально-сырьевой базы, строительство и

архитектура.

Сельское хозяйство. Расходы бюджета в России составляют - 1,1%, в США -

0,87%. В США 90% всех расходов на сельское хозяйство осуществляется за

счет федерального бюджета, а в России, суммарные расходы на сельское

хозяйство из региональных бюджетов приблизительно равны расходам

федерального центра. В целом, в 2004 г. США сократили тарифы на

сельскохозяйственную продукцию и уменьшили расходов на поддержку сельского

хозяйства, в то же время растет доля расходов на охрану здоровья животных

и на ветеринарную инспекцию. В России основными статьями расходов на с/х

являются: содержание подведомственных Минсельхозу РФ структур,

финансирование ФЦП “Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы”,

на финансирование расходов по приобретению отечественной

сельскохозяйственной техники и племенного скота на условиях лизинга, на

финансирование мероприятий по племенному животноводству и элитному

семеноводству.

Охрана окружающей среды и природных ресурсов. Расходы бюджета на 2004 г.

по этой статье составляют в России - 0,5%, в США - 1,4%. Указанные

средства предполагается направить на осуществление государственного

экологического контроля за лесными и водными ресурсами, мониторинга,

организацию и содержание государственных природных заповедников и

национальных парков, охрана растительного и животного мира. В США на эти

цели тратится больше средств, в связи с быстрым ростом загрязнения

окружающей среды, по сравнению с другими странами мира.

Расходы на образование. Расходы бюджета на 2004 г. по этой статье

составляют в России - 4,4%, в США - 3,7%. Расходы практически одинаковые и

включают расходы на дошкольное, общее, начальное, среднее и высшее

профессиональное образование, а так же переподготовка и повышение

квалификации. Здесь следует учитывать, что в России в большинстве своем

начальное, общее и некоторое среднее профессиональное образование

бесплатное. С США практически все образование является платным, поэтому

многие заведения сами себя обеспечивают, не привлекая средств из

федерального бюджета.

Расходы на здравоохранение. Расходы на здравоохранение в 2004 году

составляют: России - 1,8 %, США - 22%. Ни одна страна мира не тратит столь

колоссальных средств на здравоохранение, как США. Тем не менее, деньги не

гарантируют успеха. В 2003 году Всемирной Организации Здравоохранения

(ВОЗ) (World Health Organization) оценила качество системы здравоохранения

государств мира. Рейтинг показал, что качество медицинской помощи не

всегда зависит от размеров страны, численности населения и состояния

экономики. Также не существует некой универсальной модели организации

здравоохранения, которая может принести успех и процветание всем

государствам. По данным ВОЗ, общая сумма медицинских расходов на душу

населения в США составила $4887 в год, из них расходы государственных

организаций составили $2168, для России эти показатели составляют $454 и

$310 соответственно. А по качеству здравоохранения США находятся лишь на

35 месте, Россия на 130. Соответственно, качество здравоохранения с США

все же во много раз лучше, чем в России.

Расходы на социальную политику. В России на 2004 г. составляю 6 %, в США

(вкл. статьи \\\"Income Security\\\" и \\\"Social Security\\\") - 36%. Большая разница

видна в расходах, напрямую касающихся социальной сферы. Расходы на

социальные нужды в США в несколько раз больше, чем в России. В то же

время, необходимо отметить, что в действительности существенная часть

социальных расходов российского бюджета находится также в статье

\\\"Финансовая помощь бюджетам других уровней\\\", поэтому в контексте

проводимого анализа долю расходов на социальную политику следует считать

заниженной, а долю на финансовую помощь другим бюджетам - завышенной.

Более важным здесь является то, что расходы на социальную политику даже

после корректировок окажутся в России ниже, чем в США, а расходы на

финансовую помощь другим бюджетам - существенно выше. Таким образом, один

из важнейших выводов, меняющих устоявшиеся стереотипы, состоит в том, что

США в настоящее время являются более социально ориентированным

государством, чем Россия.

Обслуживание государственного долга. Расходы в России - 10%, в США - 6,7%

от всех расходов государства. Проценты по государственному долгу

составляет значительную часть расходных частей обоих бюджетов, причем для

России этот показатель в настоящее время выше. Американская экономика уже

давно активно использует заемные средства, и высокие издержки по их

обслуживанию стали традиционными в бюджете США. Для России же такая

ситуация является достаточно тяжелой, хотя пик нагрузки на бюджет уже

пройден. В перспективе доля расходов по обслуживанию долга должна

уменьшиться. Тем не менее, она все равно будет составлять значительную

величину.

Финансовая помощь бюджетам других уровней. Расходы бюджета В России - 30%,

в США - 0,8%. Статья \\\"Финансовая помощь бюджетам других уровней\\\" в

российском бюджете представляет собой интегральную величину, учитывающую

перераспределение доходов между регионами, социальную политику и программы

развития регионов. В бюджете США статья \\\"Community and regional

development\\\" соответствует только третьему из перечисленных направлений. И

все же сопоставление, несмотря на все его неточности, имеет определенный

смысл, поскольку показывает видение федеральных властей своей функции в

регионах. Для корректной интерпретации величин расходов по статье

\\\"Финансовая помощь бюджетам других уровней\\\" необходимо также учесть, что в

США расходы производятся по принципу \\\"мои полномочия - мой бюджет\\\". Этот

принцип заявлен в российской программе развития бюджетного федерализма как

один из основополагающих, однако пока реформа межбюджетных отношений не

принесла соответствующего необходимого результата.

Для сопоставления были взяты только те статьи функциональной

классификации, которые присутствуют в обоих бюджетах. При этом расходы по

некоторым статьям были скорректированы для их сопоставимости между

бюджетами России и США. В то же время произведенная корректировка не

позволяют рассматривать получившиеся исправленные статьи двух бюджетов как

полностью аналогичные. В анализируемых статьях расходов сохраняются

некоторые содержательные несоответствия, которые, однако, не оказывают

существенного влияния на общую картину.

Вывод: В сложившейся ситуации четко просматривается реальное выполнение

Соединенными Штатами функций социально ориентированного государства,

которое 36% средств своего бюджета тратит на финансирование прямых

социальных обязательств, взятых на себя. Статья «социальная политика»

предусматривает самые крупные расходы бюджета США, далее следуют

«Здравоохранение» и «Национальная оборона». В России самые крупные статьи

расходов являются «Финансовая помощь бюджетам других уровней» (напомним,

что сюда включается часть социальной политики) и также «Национальная

оборона». Функциональные классификации статей бюджетных расходов двух

рассматриваемых бюджетов достаточно похожи. Самые крупные статьи расходов

в обоих бюджетах имеют приблизительно одинаковое назначение. Существенные

расхождения наблюдаются по относительно небольшим статьям. Суммарно,

последние составляют очень небольшую долю всех расходов. Важно отметить

ровную динамику долей расходов в американском бюджете по сравнению с

российским. Кроме того, если проследить динамику расходов бюджета США за

более продолжительный период, то можно заметить, что изменение расходов

происходит очень плавно, без скачков. Это свидетельствует об уверенном и

последовательном проведении бюджетной политики, которая носит долгосрочный

характер. Бюджет Соединенных Штатов планируется на 5 лет вперед (в 2004

году бюджет планировался до 2009 года включительно), в то время как

российский бюджет - на 3 года. Это, однако, не означает, что правительству

Российской Федерации достаточно планировать бюджет не на 3 года, а на 5

лет, и мы получим такую же ровную динамику. Первостепенное значение имеет

качество бюджетного планирования, под которым в контексте российской

ситуации имеется в виду четкая расстановка долгосрочных приоритетов,

обеспеченная программами соответствующих реформ, а также последовательное

и точное исполнение федерального бюджета по каждой статье в соответствии с

законом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджет - это баланс запланированных расходов и доходов правительства за

определенный период (за год). Благодаря бюджету государство имеет

возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках

экономического и социального развития, практически использовать бюджет в

качестве инструмента государственного регулирования экономики,

стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что

расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании

экономики государством.

В США бюджет существует с 18 века. В бюджете США на протяжении истории

наблюдались и дифициты и профициты. Если проследить динамику расходов

бюджета США за более продолжительный период , то можно заметить , что

изменение расходов происходит очень плавно, без скачков . Это

свидетельствует об уверенном и последовательном проведении бюджетной

политики, которая носит долгосрочный характер . Бюджет Соединенных Штатов

планируется на 5 лет вперед (в 2002 году бюджет планировался до 2007 года

включительно). На 2004 г. доходы федерального бюджета США составляют -

1905,8 млрд. долл., расходы - 2318,834 млдр. долл., и соответственно

дефицит бюджета 413 млрд. долл. На 2006 г. планируется бюджет с расходной

частью в размере около $2.5 трлн. Бюджет предусматривает рекордный дефицит

на уровне $427 млрд. и рекордные военные расходы в размере $419.3 млрд.

Бюджетная система США состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и

бюджетов муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 50 штатов и

около 83000 муниципальных образований. Конституция США наделяет

собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные

правительства. В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня

предоставляется как целевая условная, так и безусловная финансовая помощь.

В США не существует законодательной нормы, определяющей, что федеральный

бюджет должен быть сведен без дефицита. Основным способом государственных

и муниципальных заимствований в США является эмиссия облигаций штатов и

муниципальных облигаций, обращающихся без ограничений.

Бюджетный процесс в США имеет три основных этапа, каждый из которых

взаимосвязан с другими:

* составление бюджета президента;

* работа Конгресса над бюджетом;

- исполнение бюджета.

Структура расходов и доходов непосредственно зависит от того, кто

находится у «руля власти» - республиканцы или демократы, так как они имеют

различные бюджетные приоритеты, которые и определяют статьи расходов и

доходов федерального бюджета в США.

Сравнивая бюджеты США и России с 1998г. по 2005 г. мы видим различия в

расходах и доходах бюджетов, а также в их сбалансированности. Если в США

до 2001 г. наблюдается профицит бюджета, а после 2001 г. и по сей день

дефицит, который возрастает с каждым годом, то в России наоборот. С 2001

г. наблюдается профицит бюджета, который с каждым годом возрастает.

Сравнивая федеральные бюджеты этих двух стран по статьям расходов и

доходов, мы видим следующее. В обеих странах главным доходом являются

налоги, в России - 75% от общего дохода, в США - 57 %. Функциональные

классификации статей бюджетных расходов двух рассматриваемых бюджетов

достаточно похожи. Самые крупные статьи расходов в обоих бюджетах имеют

приблизительно одинаковое назначение. По статьям расходов мы видим, что

обе страны тратят большие средства на Национальную оборону. Но во многих

других статьях наблюдаются существенные различия по расходованию средств.

Так, например, в сложившейся картине четко просматривается реальное

выполнение Соединенными Штатами функций социально ориентированного

государства, которое около 40% средств своего бюджета тратит на

финансирование прямых социальных обязательств, взятых на себя.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Проф.

Л.А.Дробозиной - М.: ЮНИТИ, 2000. - 479с.

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред.

Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 1999

3. Лекции по дисциплине «Финансы и кредит» 2005 г., Д.В.Накатаев

4. Приоритеты проекта бюджета 2003: Аналитический доклад. / Под ред. Е.В.

Доронина, И. А. Николаева, И.Е. Шульги. - М.: Департамент

стратегического анализа, 2002. - с. 19 - 26

5. Дейкин А.И. Механизм принятия бюджетный решений: США и Россия// США .-

1997 г. - №5. - с. 33 - 49 .

6. Экономика США, учебник для Вузов/ под. ред. Супяна А.В.

7. Бюджетный процесс, бюджетный календарь и основные бюджетные понятия в

США: Учеб. пособие /под. ред. Г.З. Крылова. - Чебоксары, - 1996. - с.

63 - 76

8. Аникин А. Экономика США на исходе века: итоги и проблемы // Мировая

экономика и международные отношения. - 1998. - №11. - с. 38

9. Экономика США на пороге 3 тысячелетия (научная конференция) // США -

Канада. - 2000. - №9. - с. 65

10. Ильин И., Смирнов А. Система органов власти и управления США: Учеб. -

М.: МГИМО, 1995. - с. 98 - 102

11. Богачева О. США: 6-й год стабильного экономического подъема // Мировая

экономика и международные отношения. - 1998. - №8 - с. 66 - 67

12. Ершов М. О стереотипах в экономической политике // Вопросы экономики.

- 2001. - №12. - с. 16 - 17

13. - Сайт бюджета РФ

14. BUDGET OF THE UNITED STATES GOVERNMENT. Fiscal Year 1998-2004.

HISTORICAL TABLES (http://www.gpo.gov/usbudget/)

15. Сайты новостей. Экономические международные новости.

Рецензия

457.0608.00.2005.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.