бесплатно рефераты
 

«Безработица в России:виды, формы, тенденции» (курсовая работа)

росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от

динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких

социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,

неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет

традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием

рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты

труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми

условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по

экономическим мотивам составили более половины официально

зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных

работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны

реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по

трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость

преобразования фондов занятости в полноценную систему социального

страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно

действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за

рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером,

обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы

эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные»

зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному

курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию

по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по

растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на

выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально

незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно

принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности

высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке

труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы

не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства.

Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени

правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации,

фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем

мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно

для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения

возможностей инфляционного кредитования промышленности источником

стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным

приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи

перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,

возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем

государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без

оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без

долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой

мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными

компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и

льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как

трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя

квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных

производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет

депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены

перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия

в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же

надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,

неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему

отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном

труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,

предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически

обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является

социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную

реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями

рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,

бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого

является свободный от внеэкономического принуждения и административного

диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет

на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,

образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров,

административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных

работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди

них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные

условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков

потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого

урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности

наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного

регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной

заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной

защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в

государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен

следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и

заложить в основу тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над

государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.

Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,

включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать

нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от

безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и

местной администрации систему активного содействия безработным на основе

страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый

элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство

вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с

использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное

страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить

экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений

популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую

активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы

социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к

посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную

растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости.

Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате

бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь

посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на

перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,

вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре

борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой

пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за

труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в

соответствии с реализацией программ реструктуризации производства,

создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для

интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к

поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном

соотношении, что является условием социально - экономической

сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная

экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу

эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию»

безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда

становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной,

адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально -

трудовой сферы.

4. Социальные последствия безработицы и политика занятости.

Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна

животрепещущая проблема.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время

документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных,

финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.

Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись

результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он

имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают

дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения

отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые

устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем

безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в

специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных

случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение

одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий

безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно

объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на

момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами,

которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период,

длительностью безработицы.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку,

депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в

стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное

стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз

печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели

нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении

она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили

работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность

жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением

функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с

детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью

передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в

семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы

желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного

наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей

вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого

она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами,

насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает,

что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм

можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое

положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на

сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то

приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и

даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще

сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что

стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате

чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в

учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого

считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к

своему бедственному положению как к политической проблеме, многие

безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни

идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под

угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей,

которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы,

которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В

государственных службах трудоустройства официально регистрируется только

12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый

человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и

из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О

рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем,

кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу,

предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает

цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в

последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку

официальная политика государства заключается в сохранении некоторого

избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или

участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят

неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к

действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед

отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут

вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в

учреждения социального обеспечения на излечение.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных, которые

не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят

альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов

деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует

усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки

зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший

работу?

2,0% - на местную администрацию;

5,8% - на руководство предприятий;

8,6% - на профсоюзы;

70,6% - только на себя;

13% - ни на кого не надеются.

Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной

инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной

ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу

вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.

А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы?

Рассчитывают на:

личные связи - 42,9%;

государственную службу занятости - 26,5%;

объявления - 11,1%;

организацию собственного дела - 7,3%;

коммерческую службу занятости - 6,1%;

обращение к работодателю - 6,1%.

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего

использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает

взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый

десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную

плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не

ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым

трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить

качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и

обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских

районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается

потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной

помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь

одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском

обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от

налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут

ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой

активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А

это сокращает экономические возможности финансирования социальных

программ.

Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с

ухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень у

безработных с различным образованием (см.таблицу 2,3).

Таблица 2

0x08 graphic

Состав безработных по образованию.

Таблица 3

0x01 graphic

^*Данные представлены в интервальных показателях, включающих результаты

опроса в 5 городах России [Госкомстат].

Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное

образование: среди них более всего респондентов, которым денег не хватает

даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое

большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию

безработных с начальным образованием по их материальным возможностям.

Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает “равные

возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 - 3,5 раза

вероятнее, чем второе.

Безработные со средним образованием более равномерно распределились по

группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно

отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них

почти также высок, как у безработных с начальным образованием.

У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует распределению

доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном

обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием

имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение доходов.

Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести

социальное падение.

5. Занятость и безработица.

Численность экономически активного населения к концу февраля 2002г.

составила, по оценке, 70,5 млн.человек, или около 50% от общей численности

населения страны.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних

организациях. В январе 2002г. на них работало 40,7 млн.человек, или 63%

общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях

привлекалось на условиях совместительства и по договорам

гражданско-правового характера 1777,6 тыс.человек (в эквиваленте полной

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.