бесплатно рефераты
 

Безработица в России

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение

безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности

производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому

времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой

стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного

капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне

естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и

сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности

источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену

социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические

задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших

монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем

государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без

оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без

долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой

мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными

компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами

неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся,

им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя

квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных

производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет

депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены

перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в

ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же

надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,

неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему

отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном

труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,

предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически

обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является

социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную

реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями

рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,

бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого

является свободный от внеэкономического принуждения и административного

диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет

на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,

образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных

ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем

желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и

ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них

принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные

условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков

потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования

трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда

в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного

регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной

заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты

на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные

нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить

минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу

тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над

государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.

Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,

включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать

нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.

Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной

администрации систему активного содействия безработным на основе страховых

взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка

труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно

безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием

преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить

обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно

очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений

популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую

активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы

социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к

посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»

официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб

занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в

результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем

настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на

перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,

вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре

борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой

пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за

труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в

соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая

на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного

развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию

взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что

является условием социально - экономической сбалансированности. Только так

может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых

рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,

приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации

развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой

перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям

в экономике социально - трудовой сферы.

Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы.

Распределение занятого населения в России по секторам экономики

показано в табл. 2.

Анализ изменения числа занятых по отраслям экономики в 1997 году

показывает их увеличение по 0,1 млн. чел. в сельском хозяйстве, в бытовом

обслуживании и жилищно-коммунальном хозяйстве, в образовании, культуре и

искусстве, науке и научном обслуживании, а также в сфере финансов,

кредитовании и страховании.

В целом по экономике ожидается за этот период сокращение числа занятых

на 0,6 млн. чел., в основном в промышленности, а также на транспорте и в

связи.

Наблюдается дальнейшее увеличение числа занятых в негосударственном

секторе экономики с 62,2% в 1995 году до 66,7% в 1997 году и,

соответственно, сокращение занятых в государственном секторе - с 37,8% до

33,1% .

Анализ ситуации на рынке труда России в 1996 г. свидетельствует, что из-

за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития

(дальнейшего падения объемов промышленного производства и снижения

инвестиций), положение на рынке труда было очень сложным.

Происходило увеличение масштабов неполной занятости, при которой часть

населения вынуждено работала меньше установленной продолжительности

рабочего времени. Ежемесячно на крупных и средних предприятиях в режиме

неполного рабочего времени трудилось свыше 3 млн. чел., что в 1,5 раза

превысило данный показатель в 1995 г.

|Таблица 2 |

|Занятость населения России в 1995-1997 гг. (в среднегодовом |

|исчислении, млн. чел.) |

|Наименование |1995 |1996 |1997 |1996 год |1997 год |

|отрасли |год |год |год |в % к |в % к |

| | | | |1995 |1996 |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Численность | | | | | |

|занятых в |67,1 |66,5 |65,9 |99,1 |99,1 |

|экономике | | | | | |

|в том числе: | | | | | |

|в отраслях | | | | | |

|материального |45,6 |45,1 |44,4 |98,9 |98,4 |

|производства, | | | | | |

|из них в: | | | | | |

|промышленности|17,2 |17,1 |16,8 |99,4 |98,2 |

|сельском и | | | | | |

|лесном |10,6 |10,8 |10,9 |101,9 |100,9 |

|хозяйстве | | | | | |

|строительстве |6,5 |6,2 |6,0 |95,4 |98,4 |

|торговле, | | | | | |

|общественном | | | | | |

|питании, | | | | | |

|материально- |6,5 |6,2 |6,2 |95,4 |98,4 |

|техническом | | | | | |

|снабжении и | | | | | |

|сбыте, | | | | | |

|заготовках | | | | | |

|прочих видах | | | | | |

|деятельности в| | | | | |

|сфере |1,5 |1,5 |1,5 |100,0 |100,0 |

|материального | | | | | |

|производства | | | | | |

|в отраслях | | | | | |

|непроизводстве|21,5 |21,4 |21,5 |99,5 |100,5 |

|нной сферы, | | | | | |

|из них в: | | | | | |

|жилищно-коммун| | | | | |

|альном | | | | | |

|хозяйстве и |3,3 |3,2 |3,3 |97,0 |100,5 |

|бытовом | | | | | |

|обслуживании | | | | | |

|транспорте и | | | | | |

|связи | | | | | |

|(обслуживание |1.7 |1,6 |1,5 |94,1 |93,7 |

|населения) | | | | | |

|здравоохранени| | | | | |

|и, физической | | | | | |

|культуре и | | | | | |

|социальном |4,5 |4,4 |4,4 |97,8 |100,0 |

|обеспечении | | | | | |

|образовании, | | | | | |

|культуре и | | | | | |

|искусстве, |9,3 |9,4 |9,5 |101,1 |101,1 |

|науке и | | | | | |

|научном | | | | | |

|обслуживании | | | | | |

|прочих видах | | | | | |

|деятельности в| | | | | |

|непроизводстве|2,9 |2,8 |2,8 |96,6 |100,0 |

|нной сфере | | | | | |

В различных хозяйственных структурах ежемесячно около 2 млн. чел.

находились в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с

частичным сохранением заработной платы.

Продолжалось сокращение потребности организаций в работниках. По

сравнению с 1995 г. число вакантных рабочих мест сократилось почти на 30%.

На крупных и средних предприятиях в 1996 г. было ликвидировано в 3 раза

больше рабочих мест, чем введено дополнительных. Общий прием на работу в

течение 1996 г. был меньше выбытия на 2,4 млн. чел., что почти в 2 раза

превышает показатель 1995 г. Основная часть граждан - 67% увольнялась по

собственному желанию.

Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально

ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики

занятости провозглашают активную политику , направленную на содействие

полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той

или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и

учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для

всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая

работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала

свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности

для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих

способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.

В развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают

работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например

ассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры.

Государство выступает в качестве работодателя на государственных

предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально

значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в

том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и

регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения,

государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную,

продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная

политика Российской Федерации в области содействия занятости населения

направлена на:

•развитие людских ресурсов для труда;

•обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации

независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,

политических убеждений и отношения к религии в реализации права на

добровольный труд и свободный выбор занятости;

•создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

человека;

•поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан,

осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их

способностей к производительному, творческому труду;

•обеспечение социальной защиты в области занятости населения,

проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости

граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в

поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по

заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь

или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в

возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста

(за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию);

беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и

члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие

несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя

признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации

вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

•предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)

безработицы;

•поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые

рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной

защите и испытывающих трудности в поиске работы;

•сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости

населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной

программы содействия занятости населения;

•координацию деятельности в области занятости населения с

деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики,

включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение,

регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

•координацию деятельности государственных органов, профессиональных

союзов, иных представительных органов работников и работодателей в

разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля

за ними;

•обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных

народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их

национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов

занятости;

•международное сотрудничество в решении проблем занятости населения,

включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской

Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных

граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных

трудовых норм.

В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной

целевой программой содействия занятости населения, основными задачами

государственной политики на рынке труда в 1996-1997 годах являются

следующие три направления:

•формирование благоприятных условий для занятости населения и

обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;

•повышение качества и конкурентоспособности работников;

•развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы

занятости.

Трудовая активность населения и предложение труда в 1996-1997 годах

будут характеризоваться показателями, приведенными в табл.3.

|Таблица 3 |

|(в среднем за год, млн. чел.) |

| |1996 год |1997 год |

|Экономически активное население |72,3 |71,8 |

|в том числе: занятое население или |66,5 |65,9 |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.