бесплатно рефераты
 

Безработица в РФ

трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость

преобразования фондов занятости в полноценную систему социального

страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно

действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие

места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью

процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной

занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали

«рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя

правительственному курсу социальной защиты, служба занятости

трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены

раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых

мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности

проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах

содействия занятости сознательно принижалось значение трудового

посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и

ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение

безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности

производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому

времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой

стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного

капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно

для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения

возможностей инфляционного кредитования промышленности источником

стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным

приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи

перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,

возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем

государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без

оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без

долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой

мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными

компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами

неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся,

им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя

квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных

производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет

депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены

перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в

ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же

надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,

неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему

отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном

труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,

предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически

обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является

социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную

реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями

рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,

бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого

является свободный от внеэкономического принуждения и административного

диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет

на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,

образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных

ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в

действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны

справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы

социального страхования экономических рисков потери трудоспособности,

независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов.

Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе,

малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного

регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной

заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты

на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные

нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить

минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу

тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над

государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.

Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,

включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать

нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.

Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной

администрации систему активного содействия безработным на основе страховых

взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка

труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно

безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием

преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить

обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно

очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений

популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую

активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы

социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к

посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»

официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб

занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в

результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем

настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на

перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,

вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре

борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой

пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за

труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в

соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая

на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного

развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию

взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что

является условием социально - экономической сбалансированности. Только так

может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых

рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,

приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации

развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой

перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям

в экономике социально - трудовой сферы.

4. Социальные последствия безработицы и политика занятости.

Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна

животрепещущая проблема.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время

документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных,

финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.

Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись

результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он

имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают

дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения

отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые

устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем

безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в

специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных

случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение

одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий

безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно

объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на

момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами,

которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период,

длительностью безработицы.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку,

депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в

стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное

стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз

печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное

артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось

и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу.

Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и,

следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением

функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми,

разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи

детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях

работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-

кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же

психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности,

безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или

косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами,

насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает,

что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм

можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое

положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на

сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то

приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже

жить на пособие по социальному обеспечению.

Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще

сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что

стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате

чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в

учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого

считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных

к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие

безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни

идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под

угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень

трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения

новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую

занятость. В государственных службах трудоустройства официально

регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет

стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при

получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как

искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо

легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как

искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы,

возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой

работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь

безработным.

Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными,

поскольку официальная политика государства заключается в сохранении

некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску

работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в

последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может

парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более

уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия

работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как

рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных,

которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас

находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте

видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует

усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения

опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?

2,0% - на местную администрацию;

5,8% - на руководство предприятий;

8,6% - на профсоюзы;

70,6% - только на себя;

13% - ни на кого не надеются.

Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной

инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной

ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу

вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.

А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы?

Рассчитывают на:

личные связи - 42,9%;

государственную службу занятости - 26,5%;

объявления - 11,1%;

организацию собственного дела - 7,3%;

коммерческую службу занятости - 6,1%;

обращение к работодателю - 6,1%.

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего

использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает

взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый

десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную

плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не

ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым

трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить

качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и

обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских

районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается

потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной

помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь

одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском

обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от

налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут

ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой

активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А

это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с

ухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень у

безработных с различным образованием (см.таблицу 2,3).

Таблица 2

Состав безработных по образованию.

Таблица 3

[pic]

*Данные представлены в интервальных показателях, включающих результаты

опроса в 5 городах России [Госкомстат].

Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие

начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не

хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось

самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную

поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным

возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает

“равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 -

3,5 раза вероятнее, чем второе.

Безработные со средним образованием более равномерно распределились по

группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно

отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них

почти также высок, как у безработных с начальным образованием.

У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует

распределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в

материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим

образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение

доходов.

Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести

социальное падение.

5. Занятость и безработица.

Численность экономически активного населения к концу февраля 2002г.

составила, по оценке, 70,5 млн.человек, или около 50% от общей численности

населения страны.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и

средних организациях. В январе 2002г. на них работало 40,7 млн.человек, или

63% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях

привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-

правового характера 1777,6 тыс.человек (в эквиваленте полной занятости).

Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в

крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество

работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших

работы по договорам гражданско-правового характера, составило в январе

2002г. 42,5 млн. и было меньше, чем в январе 2001г. на 296,5 тыс., или на

0,7%.

Таблица 4

Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях

(без субъектов малого предпринимательства)

| |Январь |В % к | |Справочн| |

| |2002г., | | |о | |

| |тысяч | | |январь | |

| | | | |2001г. в| |

| | | | |% к | |

| | |январю |декабрю | | |

| | |2001г. |2001г. | | |

| | | | |январю |декабрю |

| | | | |2000г. |2000г. |

|Всего замещенных |42491,1 |99,3 |99,5 |100,9 |99,0 |

|рабочих | | | | | |

|мест (работников) | | | | | |

|в том числе: | | | | | |

|Работников |40713,5 |99,2 |100,2 |100,7 |99,6 |

|списочного состава| | | | | |

| | | | | | |

|(без внешних | | | | | |

|совместителей) | | | | | |

|внешних |992,0 |105,5 |97,9 |107,6 |97,5 |

|совместителей | | | | | |

|работников, |785,6 |97,2 |74,0 |103,1 |76,8 |

|выполнявших | | | | | |

|работы по | | | | | |

|договорам граж- | | | | | |

|данско-правового | | | | | |

|характера | | | | | |

Безработица. В конце февраля 2002г., по оценке, 6,4 млн.человек, или

9,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные

(в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах

государственной службы занятости в качестве безработных было

зарегистрировано 1,2 млн.человек, или 1,8% экономически активного

населения.

Таблица 5

Динамика численности безработных

на конец месяца

| |Общая | | |Числ| | |

| |числен| | |енно| | |

| |ность | | |сть | | |

| | | | |офиц| | |

| |безраб| | |иаль| | |

| |отных | | |но | | |

| | | | |заре| | |

| | | | |гист| | |

| | | | |риро| | |

| | | | |ванн| | |

| | | | |ых | | |

| | | | |безр| | |

| | | | |абот| | |

| | | | |ных | | |

| |тыс. |в % к | |тыс.|в % к | |

| |чел. | | | | | |

| | | | |чел.| | |

| | |соответст-в|преды- | |соответст-ву|Преды- |

| | |ующему |дущему | |ющему |дущему |

| | |периоду | | |пе-риоду |периоду |

| | |предыдущ-ег|периоду| |предыдущего | |

| | |о года | | |года | |

|2001г. | | | | | | |

|Январь |7079 |81,0 |100,6 |1053|85,3 |101,5 |

|Февраль |7119 |83,0 |100,6 |1094|88,9 |103,9 |

|Март |6769 |82,9 |95,1 |1104|91,8 |101,0 |

|I квартал (в |6989 |82,3 |99,5 |1083|88,6 |108,1 |

|среднем за месяц)| | | | | | |

|Апрель |6419 |82,6 |94,8 |1092|94,8 |98,9 |

|Май |6068 |82,1 |94,5 |1044|97,6 |95,6 |

|Июнь |6095 |83,5 |100,4 |1002|99,3 |96,0 |

|II квартал (в |6194 |82,7 |88,6 |1046|97,2 |96,6 |

|среднем за месяц)| | | | | | |

|Июль |6122 |85,1 |100,4 |1005|101,6 |100,3 |

|Август |6149 |86,7 |100,4 |1014|102,9 |100,9 |

|Сентябрь |6200 |87,8 |100,8 |997 |103,0 |98,3 |

|III квартал (в |6157 |86,5 |99,4 |1006|102,5 |96,1 |

|среднем за месяц)| | | | | | |

|Октябрь |6252 |88,9 |100,8 |1011|104,4 |101,4 |

|Ноябрь |6303 |90,1 |100,8 |1065|106,5 |105,4 |

|Декабрь |6354 |90,3 |100,8 |123 |108,3 |105,4 |

|IV квартал (в |6303 |89,7 |102,4 |1066|106,4 |106,1 |

|среднем за месяц)| | | | | | |

|Год (в среднем за|6411 |85,1 | |1050|98,1 | |

|месяц) | | | | | | |

|2002г. | | | | | | |

|Январь |6354 |89,8 |100,0 |177 |111,8 |104,8 |

|Февраль |6390 |89,8 |100,6 |1249|114,2 |106,1 |

В соответствии с методикой МОТ, которой придерживается Госкомстат РФ, в

марте 2001 года в России было 6,7 млн. безработных. По регионам

зарегистрированная безработица (1,1 млн. чел.) распределяется неравномерно.

Отчасти это связано с реальными процессами реструктуризации

производства или различиями в тактике сохранения кадров, применяемой

директорами промышленных и аграрных предприятий. Но, по-видимому, большее

значение имеют другие факторы, среди которых выделяются эффективность

работы местных служб занятости и срытая безработица.

Скрытая безработица.

Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то,

что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада

производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада

промышленного производства в России отчасти связано с существованием

скрытого от официальной статистики производства.

Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Дальнего

Востока. Дороговизна выезда из региона для работника и сложность

привлечения новой рабочей силы для работодателя определяет то, что

последние склонны содержать часть фактически не работающего персонала

просто “на всякий случай”. Среди жителей Северо-Востока и Дальнего Востока

заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и

даже авантюризму. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этого

какой-либо “конторе”, в т.ч. службе занятости. Кроме этого более рисковый

склад характера здешних жителей ведет к их большей занятости во вновь

нарождающихся (и поэтому еще не регистрируемых) сферах занятости, а также в

криминальной сфере.

Минимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитым

районам Сибири и Урала. Во-первых, в этом проявляются последствия более

низкой занятости в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица

свойственна в наибольшей степени. Во-вторых здесь более выражен

миграционный отток избытка рабочей силы.

На Европейской части страны имеются две крупных зоны скрытой

безработицы - степные регионы низовий Волги и Дона, и северо-западный

экономический район, включая Калининградскую область.

Структурная безработица.

Считается, что показатель безработицы может применяться как индикатор

уровня развития процесса реструктуризациии в экономике. Традиционная

экономическая школа обычно ограничивается при этом показателем числа ищущих

работу на одну вакансию. Гораздо более эффективным методическим приемом,

позволяющим индицировать структурные изменения на рынке труда является

показатель поляризации, то есть учет одновременного роста, как уровня

безработицы, так и уровня предложения новых рабочих мест.

Приведенная карта показывает наибольшие значения этого индекса в

регионах с развитым военно-промышленным комплексом, что отражает спад

потребности в квалифицированных рабочих и специалистах при росте

предложения мест с малоквалифицированным трудом. Это Московская,

Владимирская и Калужская области с сочетанием военной промышленности и

высокого научно-технического потенциала; Удмуртия, Кировская область,

Хабаровский край с развитым военно-промышленным комплексом; Калининградская

и Камчатская области - оборонные анклавы страны, где высока численность

военных, включая специалистов по наиболее современным видам вооружения и

средствам связи.

Обратное соотношение при высокой безработице характерно для лишенных

интеллектоемкой промышленности Калмыкии, Дагестана, Осетии, Ивановской,

Псковской, Астраханской и Курганской областей, а также Коми-Пермяцкого

округа. При этом в Калмыкии, Курганской области и Коми-Пермяцком округе

существует и наиболее высокая скрытая безработица.

Заключение

Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической

безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в

России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда.

В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства

и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются

по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость

и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии

МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса

занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе

нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с

помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных

государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран

свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке

действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по

безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны

обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать

стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность

безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению

невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень

безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации

безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными

возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего

трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест,

которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок

труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или

иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого

административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии

избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным,

именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции

регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна

включать:

- макроэкономическое регулирование, создающее общую среду,

содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная

политика, разгосударствление и приватизация, создание

благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению

качественных характеристик человеческого капитала;

- государственную политику занятости, воздействующую на формы,

структуру, уровень занятости и безработицы административными,

правовыми, финансово – кредитными методами;

- регулирование занятости на предприятиях за счет активизации

действий кадровых служб предприятий в направление создания

внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными

центрами занятости;

- регулирование отношений занятости с помощью общественных

организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть

повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет

изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого

капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для

этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях,

гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды

занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет

способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров

предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что

в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде

разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь

государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной

занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна

идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых

изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об

организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной

занятости как важной социальной гарантии для экономически активного

населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка

труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться

применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной

перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика труда »

на тему «Безработица в России:

виды, формы, тенденции»

Выполнил Кудрин П.Е.

Проверил Шишков Г.Б.

Москва 2002

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Виды и формы безработицы

2. Факторы, способствующие безработице в России.

3. Методы борьбы с безработицей

4. Социальные последствия безработицы и политика занятости.

5. Занятость и безработица.

Заключение

Список используемой литературы.

Список используемой литературы.

А. Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к

рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 - 1995

Э. Бородянский, В. Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,

«Человек и труд» № 9 - 1996

А.В. Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994

В.И. Ведяпин «Общая экономическая теория», Москва, 1995 г.

Г. Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский

экономический журнал», № 4 - 1994

А.А. Дикаpева, М.И. Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989

А. Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России»,

«Вопросы экономики», № 5 – 1995

Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс”, Москва, 1995 г.

«Макроэкономический анализ изменений на рынке труда», «Вопросы экономики»,

№1 (январь) – 1998г.

Г. Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 1994

Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев, Д.О. Серов «Новые лишние», «ЭКО», №8 – 1997г.

Ф. Прокопов «Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в

переходной экономике», «Человек и труд», № 2,3 – 1999г.

К. Сабирьянова «Макроэкономический анализ динамических изменений на

российском рынке труда», «Вопросы экономики», №1 – 1996г.

А. Сафонов, В. Федин «Цена социальных долгов», «Ваше право», №17 (апрель) –

1998г.

А.И. Рофе, Б.Г.Збышко, В.В.Ишнин “Рынок труда, занятость населения,

экономика ресурсов для труда” М.:1998.

Б.М. Генкин “Экономика и социология труда” М.:1998.

Интернет

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.