бесплатно рефераты
 

Банкротство (несостоятельность) юридических лиц

документацию, печати, штампы и материальные ценности.

Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Для

снятия арестов не требуется вынесения судом специального определения,

поскольку арест снимается в силу закона.

Аресты на имущество и иные ограничения действий должника по

распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно

в рамках процесса о банкротстве.

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным

обязательствам и обязательным платежам должника.

В новом законе в отличие от предыдущего дается определение понятия

«мораторий» - это приостановление исполнения должником денежных

обязательств и уплаты обязательных платежей. Данная льгота позволяет

использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств,

на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника.

Закон от 19 ноября 1992 г. предусматривал введение моратория на все

требования кредиторов, новый же закон предусматривает введение моратория на

определенные требования кредиторов (п. 2 ст. 70 закона).

Не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание

по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Указанное

ограничение не противоречит требованиями Федерального закона РФ от 21.07.97

№ 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

С момента введения моратория приостанавливается исполнение

исполнительных документов по имущественным взысканиям за исключением

исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о

взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по

авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного

жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента

принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Следует отметить, что в новом законе однозначно решен вопрос о кредиторах

первой и второй очереди. До Информационного письма «Обзор практики

применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности

(банкротстве)» от 07.08.97 № 20, вопрос об этих кредиторах не был

урегулирован в законе о банкротстве 1992 г., что создавало определенные

трудности при реализации закона.

Стоит обратить внимание на норму, которая закрепляет прекращение

начисления штрафов, пеней по денежным обязательствам и финансовых санкций

по обязательным платежам при введении моратория. Необходимость установления

данного правила была продиктована практикой применения предыдущего закона о

банкротстве, в котором не предусматривалось подобного правила, что явно не

способствовало восстановлению платежеспособности должника. Для компенсации

понесенных кредиторами потерь на все «замороженные суммы будут начисляться

проценты по ставке рефинансирования Центрального банка на основании ст. 395

ГК РФ.»[44]

При решении вопроса о нераспространении моратория на требования

кредиторов, срок исполнения которых наступил после введения внешнего

управления, законодатель исходит из позиции приоритета интересов должника,

заключающихся в восстановлении его платежеспособности, перед интересами

отдельных кредиторов. Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения

договоров, если:

- исполнение такого договора повлечет убытки для должника по сравнению

с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

- если договор является долгосрочным (заключен на срок более года),

либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в

долгосрочной перспективе;

- если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению

платежеспособности должника.

Перечень обстоятельств, предусматривающих право на отказ, не является

исчерпывающим и внешнему управляющему предоставлены довольно широкие

полномочия при принятии решения. Таким образом, внешний управляющий может

отказаться от исполнения практически любого договора.

Новый закон о банкротстве сохранил содержащиеся в предыдущем законе

нормы, предусматривающие разработку плана проведения внешнего управления.

Обязанность по разработке и реализации указанного документа возлагается на

внешнего управляющего. К плану внешнего управления закон устанавливает

определенные требования:

Во-первых, он должен быть разработан не позднее одного месяца с момента

назначения внешнего управляющего;

Во-вторых, план должен содержать в себе как минимум два раздела: меры

по восстановлению платежеспособности и срок восстановления

платежеспособности, который не должен превышать предельных сроков внешнего

управления;

В-третьих, план должен быть представлен для утверждения на собрание

кредиторов, которое должно принять одно из следующих решений: об отклонении

плана и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника

банкротом и об открытии конкурсного производства; об отклонении плана

внешнего управления, отстранения внешнего управляющего с одновременным

утверждением кандидатуры нового внешнего управляющего и с обращением с

соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении плана.

Следует отметить, что план считается утвержденным, если за него

проголосовало более половины голосов от числа конкурсных кредиторов,

присутствующих на собрании кредиторов. Утвержденный план и протокол

собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не

позднее 5 дней с даты проведения собрания. Если утвержденный план не будет

в течение шести месяцев с момента введения внешнего управления представлен

арбитражному суду, последний вправе принять решение о признании должника

банкротом и об открытии конкурсного производства.

Несомненно, что к достоинствам нового закона можно отнести то, что по

сравнению с законом о банкротстве 1992 года настоящий закон существенно

расширил меры по восстановлению платежеспособности должника. В рамках

внешнего управления может осуществляться: перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности;

продажа предприятия (бизнеса) (статья 86); продажа части имущества должника

(статья 87); уступка прав требования должника (статья 88); исполнение

обязательств третьими лицами (статья 89). Более подробно стоит остановиться

лишь на некоторых мерах.

1. Продажа предприятия (бизнеса) должника. Стоит заметить, что авторы

закона непонятно в каких целях после использования понятия «предприятие» в

скобках употребили слово «бизнес». Неужели «бизнес» - синоним

«предприятия»? Тогда в гражданском праве появляется еще понятие последнего.

[45]

Процедура продажи предприятия не является новой для российского

законодательства. Правоотношения, возникающие по поводу продажи предприятия

должника, регулируются нормами Закона о банкротстве 1998 года, а также

нормами Гражданского Кодекса РФ, в части, не урегулированной законом

(статья 559-566). Прежде всего, при продаже предприятия отчуждаются все

виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской

деятельности. Также необходимым условием является проведение инвентаризации

имущества. Обязанность проведения инвентаризации обусловлена также

требованиями статьи 561 Гражданского Кодекса РФ, поскольку акт

инвентаризации является обязательным приложением к договору продажи

предприятия. Продажа предприятия производится путем проведения открытых

торгов, если иной порядок не установлен планом внешнего управления.

Вырученная в ходе данной операции денежная сумма включается в состав

имущества предприятия и подлежит зачислению на специально открываемый счет.

При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить социальную

направленность действующего закона, поскольку исходя из его норм все

трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия,

сохраняют свою силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к

покупателю предприятия.

Пример из правоприменительной практики:

В ООО «Елена» было введено внешнее управление и принято решение о

продаже всего предприятия. Новый работодатель уволил ранее работающих, в

связи с чем уволенные работники подали иск в суд и были восстановлены в

своих должностях.[46]

2. Продажа части имущества должника. Также как и продажа предприятия,

продажа части имущества может быть осуществлена только после проведения

инвентаризации и по общему правилу на открытых торгах в форме аукциона.

Однако закон допускает и исключения из данного правила, например,

продажа градообразующих предприятий осуществляется путем проведения

конкурса (статья 137 закона). Внешнему управляющему предоставлено право

определять начальную продажную цену имущества, однако план внешнего

управления, утвержденный собранием кредиторов, может предусматривать иной

порядок определения начальной цены. Оплата проданного имущества должна быть

произведена в срок, предусмотренный протоколом или договором купли-продажи,

но не позднее чем через один месяц со дня проведения торгов.

3. Уступка прав требования должника. Общие правила содержатся в статьях

382-390 Гражданского Кодекса РФ, статья же 88 устанавливает лишь

специфические правила уступки прав требования в рамках процесса

банкротства.

Перечень мер по восстановлению платежеспособности должника не является

исчерпывающим, что дает возможность внешнему управляющему самостоятельно,

исходя из специфики деятельности и финансово-экономического состояния

должника, определить мероприятия, направленные на повышение хозяйственно-

финансовой деятельности должника.

По итогам внешнего управления внешний управляющий составляет отчет,

который подлежит рассмотрению на собрании кредиторов, а затем утверждению

арбитражным судом.

Утверждение отчета является очень важным моментом в процессе внешнего

управления, поскольку можно говорить о том, что платежеспособность должника

восстановлена и можно перейти к расчетам с кредиторами.

Новой в российском законодательстве является статья 94,

предусматривающая порядок расчетов с кредиторами. Необходимость принятия

данной нормы была продиктована практикой применения предыдущего закона о

банкротстве. «Закон о банкротстве 1992 года не решал проблему расчетов, так

как, восстановив платежеспособность должника, внешний управляющий не мог

произвести расчеты с кредиторами фактически, поскольку на требования

кредиторов был наложен мораторий. После того как арбитражный суд

констатировал восстановление платежеспособности должника к управлению

финансовым потоками возвращался его прежний руководитель и никто не мог

гарантировать, что требования кредиторов будут удовлетворены. На практике

внешние управляющие удовлетворяли требования кредиторов, несмотря на

мораторий.»[47].

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с

реестром кредиторов со дня утверждения отчета. Очередность удовлетворения

осуществляется согласно требований, предъявляемым к очередности

удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства, за

некоторыми изъятиями:

- не производится капитализация повременных платежей по требованиям

гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда

жизни и здоровью, поскольку расчеты с кредиторами данной очереди

осуществляются путем погашения оставшейся задолженности;

- во вторую очередь погашается оставшаяся задолженность по оплате труда

лицам, работающим по трудовому договору и выплате авторских вознаграждений.

С момента исполнения обязательств перед кредиторами внешний управляющий

вносит соответствующую запись в реестр.

Участники процедуры внешнего управления: внешний управляющий и комитет

кредиторов.

Внешний управляющий

Одним из основных участников процедуры внешнего управления является

внешний управляющий. Как уже отмечалось, с момента введения внешнего

управления руководитель и органы должника отстраняются от руководства

организацией, а полномочия по управлению возлагаются на внешнего

управляющего.

Предложения по кандидатуре внешнего управляющего могут быть

представлены любым из конкурсных кредиторов, налоговым или иным

уполномоченным органом, должником или собственником имущества должника –

унитарного предприятия.

Поскольку внешний управляющий относится к корпусу арбитражных

управляющих, требования к его кандидатуре абсолютно идентичны требованиям,

предъявляемым к кандидатуре временного управляющего.

После утверждения собранием кредиторов, кандидатура внешнего

управляющего представляется арбитражному суду для назначения. В случае,

когда суду не представлена кандидатура, арбитражный суд самостоятельно из

числа зарегистрированных лиц назначает внешнего управляющего. Стоит

упомянуть, что в качестве кандидатуры внешнего управляющего может быть

рассмотрено лицо, осуществляющее полномочия временного управляющего.

Представляется, что продление деятельности лица, осуществляющего функции

временного управляющего в качестве внешнего управляющего, наиболее

целесообразно, поскольку за время своей работы первый наиболее ясно

представляет себе картину о специфике деятельности и финансово-

экономическом положении должника, что в последующем существенно может

облегчить и оказать помощь в проведении внешнего управления.

Обладая общими правами (часть 1 статьи 20), принадлежащими любому из

арбитражных управляющих, временный управляющий наделен присущими только ему

специальными правами, которые определены в статье 74 закона.

К ним относятся:

1. Самостоятельное распоряжение имуществом должника с ограничениями,

предусмотренными федеральным законом о несостоятельности 1998 года. В

качестве таких ограничений могут выступать:

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или

комитета кредиторов на совершение крупной сделки, в которой имеется

заинтересованность. Полномочия арбитражного управляющего по распоряжению

имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для

руководителя предприятия-должника.

Пример из правоприменительной практики:

В арбитражный суд на основании п.2 ст. 21 Закона о банкротстве обратился

кредитор с заявлением об обжаловании действий арбитражного управляющего. Из

представленных в арбитражный суд документов следовало, что уставом

акционерного общества предусмотрено одобрение советом директоров сделок,

совершенных руководителем организации, на сумму свыше 10 тыс. рублей.

Арбитражный управляющий совершил сделку по отчуждению имущества на сумму 50

тыс. рублей.

При рассмотрении указанного заявления возник вопрос о правомерности

совершения сделок арбитражным управляющим по отчуждению имущества без

согласия соответствующего органа акционерного общества.

При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее: согласно

статье 69 Закона о банкротстве при введении внешнего управления имуществом

должника полномочия органов управления должника прекращаются, и крупные

сделки совершаются внешним управляющим с согласия собрания кредиторов.

Следовательно, ограничения, установленные для руководителя предприятия-

должника, на арбитражного управляющего не распространяются.[48]

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или

комитета кредиторов по сделкам, влекущим новые денежные обязательства

должника, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших

после введения внешнего управления, превышает 20 процентов суммы требований

кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, за исключением

предусмотренных планом внешнего управления;

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания

кредиторов или комитета кредиторов в отношении решений, влекущих увеличение

расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников

должника;

- в случае продажи предприятия не осуществлять расчеты с кредиторами,

за исключением кредиторов перовой и второй очереди, вплоть до заключения

мирового соглашения или принятия арбитражным судом решения о признании

должника банкротом и открытии конкурсного производства;

- продажа имущества должника на торгах может быть осуществлена внешним

управляющим только после проведения инвентаризации;

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или

комитета кредиторов при уступке права требования должника на открытых

торгах;

- в иных случаях.

2. Заключение от имени должника мирового соглашения.

3. Заявление об отказе от исполнения договоров должника.

Исходя из специального правового статуса внешний управляющий обязан

нести возложенные на него обязанности:

- принятие в ведение имущества должника и проведение его

инвентаризации;

- открытие специального счета для проведения внешнего управления и

расчетов с кредиторами;

- разработка и представление на утверждение собранию кредиторов плана

внешнего управления;

- ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и

отчетности;

- заявление в установленном порядке возражения по предъявленным к

должнику требованиям кредиторов;

- принятие мер по взысканию задолженности перед должником;

- рассмотрение требований кредиторов;

- предоставление собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана

внешнего управления;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным

законом.

По общему правилу внешний управляющий назначается арбитражным судом

одновременно с введением внешнего управления и действует до прекращения

внешнего управления. В то же время необходимо упомянуть, что новый закон, в

отличие от предыдущего, предусмотрел нормы относительно освобождения

внешнего управляющего от исполнения своих обязанностей. Перечень таких

оснований и порядок предусмотрен статьей 73 закона о банкротстве и не

является исчерпывающим.

Еще одним органом, участвующим в процедуре внешнего управления,

является собрание кредиторов. Законом подробно регламентированы общие

вопросы, касающиеся собрания кредиторов, относящиеся к любой процедуре

банкротства, будь то наблюдение, конкурсное производство, внешнее

управление. В то же время участие собрания кредиторов в каждой из процедур

несостоятельности имеет свои характерные особенности, в основном касающиеся

прав и обязанностей. Во внешнем управлении дополнительные права установлены

для комитета кредиторов (статья 81), в частности: созыв собрания

кредиторов, дача рекомендаций собранию кредиторов по освобождению внешнего

управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего; утверждение

или отказ в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в

совершении которых имеется заинтересованность; представление арбитражному

суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего.

3.3 Конкурсное производство.

К

онкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.