бесплатно рефераты
 

Банкротство (несостоятельность) юридических лиц

задолженностей и прочих оборотных активов (сумма 2 и 3 разделов актива

баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных

кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских

задолженностей (итог 2 раздела пассива баланса за вычетом строк 5000, 510,

730, 735, 740).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует

наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его

финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как

отношение разности между объемами источников собственных средств (итог 1

раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих

внеоборотных активов (итог 1 раздела актива баланса) к фактической

стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде

производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции,

денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов

(сумма итогов 2 и 3 разделов актива баланса).

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует

наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою

платежеспособность в течение определенного периода.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как

отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному

значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма

фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного

периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом

отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления

(утраты) платежеспособности.

Изучая вопрос становления института банкротства в России нельзя

обойти вниманием и такой орган как Федеральное управление по делам о

несостоятельности (ФУДН), созданное Постановлением Правительства РФ от 20

сентября 1993 № 926[15] при Государственном комитете РФ по управлению

государственным имуществом.

В ходе реформирования государственного аппарата Управление получило не

только новое название - Федеральная служба России по делам о

несостоятельности и финансовому оздоровлению, но и статус самостоятельного

федерального органа исполнительной власти. К основным задачам этого органа

было отнесено: проведение государственной политики, направленной на

предотвращение несостоятельности предприятий, представление интересов

государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по

делу о несостоятельности предприятий и принятием решений о проведении

санации государственных предприятий, оказание помощи предприятиям, имеющим

признаки банкротства и т.д. Указом Президента от 22 декабря 1993 № 2264 «О

мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)

предприятий» Федеральной службе России по делам о несостоятельности и

финансовому оздоровлению поручено представлять от имени государства

интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении

федеральных государственных предприятий, а также организаций, в капитале

которых есть доля РФ. Постановлением Правительства от 20 мая 1994 г. № 498

«О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности

(банкротстве) предприятий» служба наделена полномочиями выступать от имени

государства, как кредитора, при решении вопросов о банкротстве предприятий,

вне зависимости от организационно-правовой формы в случае неисполнения ими

обязательств по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.

Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) и

приведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в

1995 году, когда был подготовлен проект нового федерального закона “О

несостоятельности (банкротстве)”. Несмотря на то, что в декабре 1995 года

этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания

Российской Федерации в первом чтении, работы над этим проектом были

приостановлены. К тому имелись две причины: появление альтернативного

законопроекта (на 70 процентов повторяющего текст прежнего), а также

принятие Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона

“О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций”, в

качестве совершенно самостоятельного проекта, никак не связанного с

проектом общего закона о несостоятельности (банкротстве).[16] После

многократных обсуждений этих проектов, специалистами был выработан новый

проект закона, который и был принят Государственной Думой 10 декабря 1997

года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом

Российской Федерации 8 января 1998 года. В соответствии с п.1. статьи 185

Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” вступает в силу с 1

марта 1998 года.[17]

Создавая новый закон “О несостоятельности (банкротстве)” законодатель,

изучив существующие в развитых зарубежных странах институты

несостоятельности, и учтя опыт применения старого законодательства,

выработал ряд принципиально новых положений, не свойственных предыдущему

закону.

Новый закон регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с

банкротством. Прежде всего, в нем определяются критерии и признаки

банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур.

Специфической чертой закона является включение в него не только норм

материального права, но и большое количество норм процессуального

характера, в частности требования к заявлению о признании банкротом, о

подсудности дел, о видах процессуальных документов и т.д.

Анализ любого общественного явления, в том числе и банкротства,

предполагает определение его участников. Поскольку в данном дипломе

проводится анализ банкротства только юридических лиц, необходимо более

подробно рассмотреть тот круг лиц, которые попадают под действие закона о

банкротстве.

Согласно статьи 65 Гражданского Кодекса РФ банкротом может быть

признано юридическое лицо, коммерческая организация, за исключением

казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме

потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда.

Из только что приведенного понятия вопрос о банкротстве коммерческих

организаций решен однозначно, поскольку в Кодексе четко очерчен перечень их

организационно-правовых форм. Однако встает вопрос о некоммерческих

организациях, действующих в иных формах, чем потребительский кооператив и

благотворительный или иной фонд. Исходя из положений Кодекса некоммерческие

организации могут образовываться в организационно-правовых формах не

только, предусмотренных ГК РФ, но и другими законами. Так Федеральный закон

от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»[18] уже дополнил их

перечень двумя новыми формами: некоммерческим партнерством и автономной

некоммерческой организацией. Сравнив, например, такие две организационно-

правовые формы как благотворительный фонд и автономную некоммерческую

организацию, можно сделать вывод, что по всем существенным юридическим

параметрам они совпадают.

И что же следует, что благотворительный фонд можно признать банкротом, а

автономную некоммерческую организацию нет?[19] Это несправедливо. Данный

подход является не совсем удачным. Законодателю, видимо, стоило либо в

Гражданском Кодексе четко определить перечень форм некоммерческих лиц, либо

указать, что возможность банкротства новых форм может определятся в законе,

регулирующем их деятельность.

На сегодняшний день в юридической литературе неоднократно поднимается

вопрос: что такое несостоятельность и что такое банкротство, являются ли

они синонимами или нет. На этот счет существуют различные точки зрения.

Так например, Г.Ф. Шершеневич считает, что банкротством следует считать

несостоятельность, сопряженную с таким виновным поведением должника,

которое причиняет или ставит цель причинить вред кредиторам.[20] Л.

Щенникова также указывает на то, что проведение различий между понятиями

несостоятельность и банкротство «…по принципу вины представляется не

лишенным глубокого смысла.

Авторы книги «Банкротство», одобренной Федеральным управлением по делам

о несостоятельности (банкротстве), пишут:

«предприятие–банкрот–несостоятельное предприятие.»[21]

Интересна и позиция С.Э. Жилинского, который помимо указанных понятий

оперирует еще и таким понятием, как неплатежеспособность, выстраивая все

три в

определенную цепочку. «Все начинается с неплатежеспособности. Если она

оказывается вовсе непосильной для должника и последний теряет всякую

возможность рассчитаться с кредиторами, то такой неплательщик тем самым

приобретает новое качество - становится несостоятельным. Третье и

завершающее качество не тернистом пути незадачливо предпринимателя –

банкрот. Им его наделяет арбитражный суд».[22]

Новый закон так же не внес ясности в данный вопрос. Так в его тексте до

статьи 2 неоднократно после слова «несостоятельность» в скобках

употребляется термин «банкротство». Начиная же со статьи 2 «Основные

понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» скобки отброшены и

«банкротство» становится самостоятельным понятием.

Как уже отмечалось Федеральный закон «О несостоятельности

(банкротстве)» по-новому, путем указания на существенные черты, определил

понятие несостоятельности. В соответствии со ст. 2 закона под

несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом

или объявленная должником неспособность должника в полном объеме

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)

исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, из

определения исчезла несвойственная для него характеристика экономического

положения должника, как неудовлетворительная структура баланса.

Рассматривая понятие банкротства, стоит обратить внимание на тот факт,

что закон, в отличие от традиционного подхода, принятого в гражданском

праве к определению понятия должника, более узко подходит к его пониманию,

подразумевая под ним сторону, должную уплатить кредитору только лишь

денежную сумму, тогда как статья 307 Гражданского Кодекса говорит, что

должником является - сторона, обязанная совершить определенные действия по

требованию кредитора, как-то - передать товар, выполнить работу, оказать

услуги, уплатить денежную сумму и т.п. С другой стороны, закон, не

ограничивается только гражданско-правовыми обязательствами, имея ввиду

также публично-правовую обязанность по уплате налогов и других обязательных

платежей.

В качестве основного признака банкротства новый закон избрал критерий

«неплатежеспособности», состоящий в неспособности удовлетворить требования

кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате

обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или)

обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления

даты их исполнения (п.2. ст. 3 Закона). Состав и размер денежных

обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в

арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

При определении размера денежных обязательств принимается во внимание

только задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные

услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. В то

же время на всех стадиях дела о несостоятельности вплоть до конкурсного

производства не учитываются обязательства, связанные с неисполнением или

ненадлежащим исполнением должником принятых на себя обязательств (неустойка

(штрафы, пени) и убытки). Аналогичный подход отмечается и к мерам,

финансовой ответственности, подлежащих применению за несвоевременное

перечисление налоговых и других обязательных платежей. До принятия нового

закона о банкротстве этот вопрос не был четко урегулирован в

законодательстве, хотя арбитражные суды при рассмотрении дел придерживались

именно такой практики.[23]

Тем не менее, такой подход к определению признаков банкротства не

мешает кредиторам взыскать с должника в конкурсном производстве понесенные

убытки и неустойку, а также финансовые санкции, но стоит помнить, что

данные требования в соответствии со ст. 111 закона будут удовлетворены

только в пятую очередь, после полного погашения всех остальных требований.

Одновременно, п.1 ст. 91 закона предусматривает, что с момента

признания должника банкротом и открытия конкурсного производства

прекращается начисление неустойки (штрафов, пени), процентов и иных

финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным

судом если требования к должнику составляют не менее пятисот минимальных

размеров оплаты труда. На сегодняшний день эта сумма составляет 41 745

рублей (ст. 5 Закона). «Таким образом, российский закон кроме факта

неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную

задолженность. Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там

минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличии от

права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности –

прекращения платежей»[24].

В настоящий момент, когда в основном хозяйствующие субъекты при

заключении сделок определяют свои обязательства в иностранной валюте, в

условиях систематического роста курса доллара США и соответственно падения

курса рубля для предприятий указанная сумма становится очень

незначительной, недобросовестные фирмы могут воспользоваться сложившейся

ситуацией для устранения конкурентов, несмотря на достаточно не простую

процедуру признания должника несостоятельным.

Одной из новелл в новом законе о несостоятельности является п.4 ст. 4

закона, говорящий, что размер денежных обязательств считается установленным

если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или

документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Доказательствами признания задолженности могут служить вступившие в силу

решения арбитражного суда о взыскании с должника задолженности, отказ в

иске должнику о признании недействительным акта налоговой инспекции о

погашении недоимки, ответ на претензию, двусторонний акт сверки расчетов

либо иной документ должника, подтверждающий долг. В случаях, когда кредитор

не только заявляет о своих требованиях к должнику, но и представляет суду

доказательства признания задолженности, размер и обоснованность денежных

обязательств не могут быть предметом судебного разбирательства

Как и ранее действующий, новый закон предусматривает два способа

признания должника несостоятельным: по решению арбитражного суда или

добровольное объявление о банкротстве. Поскольку порядок признания должника

банкротом по решению арбитражного суда будет рассмотрен в другой главе,

стоит обратить внимание на порядок добровольного объявления должника о

несостоятельности, поскольку содержащиеся в новом законе нормы существенно

отличаются от ранее действующих.

Объявление о добровольной ликвидации, в отличие от ранее действующего

законодательства, которое рассматривало обращение должника в арбитражный

суд как право, предусматривает случаи, когда заявление должно быть подано

руководителем должника в обязательном порядке не позднее одного месяца с

момента возникновения соответствующих обязательств (статья 8 закона). Так

же, если ранее при неполучении от кредитора ответа на уведомление должника

о добровольной ликвидации, предыдущий закон предоставлял последнему право

на применение данной процедуры, то настоящий закон говорит, что должник

обязан письменно получить согласие от всех имеющихся кредиторов (статья

181).

Если хотя бы один из кредиторов возражает против ликвидации должника в

добровольном порядке, Закон обязывает руководителя должника обратиться с

заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Процедура признания должника банкротом рассчитана на случай большого

количества кредиторов. При отсутствии этого условия, когда имеется всего

один кредитор, имеет смысл решать возникшую проблему в порядке искового

производства.

Глава 2. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде

К

ак и предыдущий закон, Закон о несостоятельности (банкротстве) 1998 г.

предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются

арбитражными судами (ст.28). Благодаря накопившейся практике, глава 3

нового закона «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде»

существенно расширила и углубила положения старого закона, восполнила

существовавшие пробелы.

Прежде чем перейти к вопросу о порядке производства дел о банкротстве,

необходимо исследовать вопрос о применении процессуальных норм при

разбирательстве дел данной категории.

Единые правила для дел любой категории, включая дела о

несостоятельности, установлены в Арбитражном Процессуальном кодексе. Вместе

с тем, в статье 143 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

организаций и граждан»[25] определено, что эти дела рассматриваются

арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями,

установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Это же положение

закреплено и в статье 28 указанного закона. Помимо норм, закрепленных в

главе 3, отдельные процессуальные нормы содержатся и в других статьях,

поэтому глава «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) в

арбитражном суде» применяется если иное не предусмотрено другими главами (в

частности статьями 133, 144, 148, 153, 157, 158, 159 и т.д.).[26] Согласно

ст. 187 закона процедуры банкротства будут применяться арбитражными судами

при рассмотрении дел данной категории, производство по которым возбуждено с

1 марта 1998 г. Вместе с тем, эти процедуры могут быть введены судом

независимо от даты принятия указанных дел к производству. Так, например, в

отношении ОАО «Энергомашиностроительная корпорация» в 1998 г. была введена

процедура наблюдения, несмотря на то, что заявление о признании его

банкротом было подано в арбитражный суд до вступления указанного закона в

силу.[27]

В статье 29 закона предусмотрена подведомственность дел арбитражному

суду. Что касается подсудности, то данное правило определяющее, что дела о

банкротстве юридических лиц рассматриваются по месту нахождения должника,

сформулировано в указанной статье как исключительная подсудность, и не

позволяет изменить ее по выбору заявителя или соглашению сторон.[28]

Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух

признаков: во-первых - требование к должнику – юридическому лицу должно в

совокупности составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда;

во-вторых – указанные требования не погашены в течение трех месяцев (пункт

2 статьи 29 закона). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является

основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.