бесплатно рефераты
 

Банковская система Республики Башкортостан и ее социально-экономическая роль

региональными органами статистической отчетности.

В рамках регулирования деятельности субъектов банковской системы региона

Национальный банк Республики Башкортостан осуществляет функции банковского

надзора и лицензирования. Национальный банк в соответствии с указаниями

Банка России контролирует правильность подготовки документов, необходимых

для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии на

осуществление банковских операций, регистрирует уставы коммерческих банков,

выдает разрешения на открытие филиалов и представительств банков на

территории Республики Башкортостан и за ее пределами; осуществляет учет

филиалов и представительств банков на территории Республики Башкортостан, а

также контроль над их деятельностью.

Национальный банк Республики Башкортостан подготавливает и направляет в

Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на

осуществление банковских операций. Функции банковского надзора включают в

себя также работу по контролю над полнотой и своевременностью представления

бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора, и

анализу этой отчетности, проведению проверок деятельности банков на местах

(инспекционные проверки), а также применению к банкам санкций и требований

по устранению выявленных нарушений банковского законодательства. В

частности, Национальный банк устанавливает порядок временного использования

фондов обязательных резервов (и страховых фондов) в соответствии с

полномочиями, определяемыми Уставом, осуществляет контроль над соблюдением

кредитными организациями экономических нормативов, установленных Банком

России, контролирует соблюдение кредитными организациями и их филиалами

установленного лимита открытой валютной позиции.

Осуществляя банковский надзор, Национальный банк Республики Башкортостан

проводит анализ деятельности банков, на основе предоставляемой ими

отчетности, с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам

кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.

В настоящее время Банком России создается система так называемого раннего

реагирования, задача которой заключается в том, чтобы посредством

постоянного контроля за такими показателями деятельности коммерческих

банков, как достаточность капитала, качество активов, доходность и

ликвидность, обнаружить на ранней стадии возникновение проблем, создающих

риск неплатежеспособности банка, его банкротства. Таким образом,

Национальный банк выявляет проблемные организации, определяет степень их

проблемности, разрабатывает предложения по плану мероприятий, направленных

на улучшение их финансового положения. В случае принятия решения о

проведении санации кредитной организации Национальный банк подготавливает

проект решения о стоимости и целесообразности проведения санации и

направляет его в Банк России. Одним из направлений надзора является

контроль за проведением кредитными организациями операций с ценными

бумагами, формированием капитала акционерными банками. С Национальным

банком согласовываются сделки о приобретении участниками (акционерами)

более 20 % долей (акций) кредитных организаций.

В рамках реализации валютной политики Центрального банка Национальный

банк осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Контроль над

соответствием проводимых в регионе резидентами и нерезидентами валютных

операций действующему законодательству Российской Федерации и нормативным

актам Банка России осуществляется путем проведения регулярных проверок. В

пределах полномочий, предоставленных Банком России, Национальный банк

выдает разрешения на совершение валютных операций, связанных с движением

капитала, которые могут быть им же аннулированы в случае необходимости.

Ходатайства кредитных организаций на получение ими лицензий на

осуществление валютных операций также рассматривает Национальный банк, дает

по ним заключения и представляет в Банк России. В случае нарушения

валютного законодательства Российской Федерации Национальный банк применяет

к нарушителям штрафные санкции, а также иные меры, предусмотренные

законодательством.

Подводя итог сказанному, отметим, что Национальный банк Республики

Башкортостан является связующим звеном республиканской экономической

системы с общероссийской и выполняет двоякую роль. С одной стороны,

Национальный банк выступает как проводник денежно-кредитной политики Банка

России. С другой стороны, проводя глубокий анализ специфики экономики

региона, способствует развитию финансового и нефинансового секторов

Республики Башкортостан.

1.4. Реализация Национальным Банком РБ программ социально - экономического

развития региона.

На территории Республики Башкортостан реализуются следующие федеральные

целевые программы, направленные на социально-экономическое развитие

республики: «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до

2006 года" и "Социальное развитие села до 2010 года".

В целях обеспечения координации работ по реализации первой программы

04.11.2002 постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан было

создано республиканское государственное учреждение "Дирекция федеральной

целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан

до 2006 года". Через 5 месяцев после создания было утверждено положение о

порядке размещения заказов на закупку товаров (работ, услуг) для выполнения

мероприятий Программы.

Национальный банк Республики Башкортостан активно взаимодействует с

дирекцией с момента создания программы. Кроме того, в целях оценки

финансового состояния 27 предприятий-участников программы, являющихся

одновременно участниками мониторинга предприятий Банка России, Национальный

банк Республики Башкортостан ежеквартально готовит на основе результатов

мониторинга предприятий для дирекции сводные материалы, содержащие основные

показатели их финансового состояния в динамике с 01.01.2002.

Необходимо отметить, что дирекция по итогам I полугодия 2003 года

предоставила Национальному банку Республики Башкортостан сведения о

привлечении предприятиями-участниками собственных и заемных средств на

реализацию инвестиционных проектов программы. Предоставленные сведения

подтверждают выводы, сделанные по итогам опроса кредитных организаций

республики и предприятий-участников программы в мае 2003 года, о

недостаточно эффективном взаимодействии предприятий и кредитных организаций

и невозможности при существующих темпах привлечения средств предприятиями

достижения запланированных программой объемов на 2003 год.

В 2003 году в соответствии с программой предприятия-участники должны были

привлечь у коммерческих банков средства на сумму более 14,5 млрд. руб.,

однако фактически привлечено на 01.07.2003 29,32 млн. руб. (0,17% от

предусмотренного программой на 2003 год), планируется до конца 2003 года

привлечение банковских кредитов на сумму 1003,52 млн. руб.(5,99%). В то же

время собственных средств из предусмотренных на 2003 год 33 млрд. руб.

предприятиями вложено на 01.07.2003 год 5,26 млрд. руб. (15,9% от

предусмотренного программой на 2003 год) и планируется до конца 2003 года

14,35 млрд. руб. (43,5%). При этом по состоянию на 01.09.2003 на

финансирование инвестиционных проектов программы из республиканского

бюджета было выделено 2,3 млрд. руб., из федерального бюджета 690,8 млн.

рублей. Эти средства в основном направлялись на решение социальных проблем,

в том числе на развитие системы здравоохранения, образования, ЖКХ,

социальной защиты населения, т.е. получателями бюджетных средств стали

только министерства и ведомства республики.

В этой связи необходимо отметить, что в целях активизации участия

банковской системы республики и реализации инвестиционных проектов

программы Национальный банк Республики Башкортостан в текущем году

направлял в Кабинет Министров Республики Башкортостан и в Министерство

промышленности Республики Башкортостан предложения по исключению из числа

ее участников финансово неблагополучных предприятий и необоснованных

инвестиционных проектов, а также распространению на 2004-2006 годы

действующего механизма предоставления поручительств и гарантий

Правительства Республики Башкортостан на привлекаемые предприятиями-

участниками программы коммерческие кредиты и рассмотрению целесообразности

формирования залогового фонда Республики Башкортостан, имущество которого

могло бы использоваться в качестве обеспечения по привлекаемым кредитам.

Отрадно отметить, что первые шаги в обеспечении гарантийных и залоговых

возможностей предприятий - участников программы уже делаются Правительством

Республики Башкортостан. Национальный банк также направил свои предложения

по законопроекту "О залоговом фонде Республики Башкортостан" в целях

утверждения четкого механизма гарантирования кредитов, предоставляемых

предприятиям-участникам программы, условий возникновения права обращения

взыскания на заложенное имущество, оснований и последствий прекращения

залога, а также гарантий прав сторон при заключении договора залога.

В рамках реализации инвестиционных проектов программы и в целях повышения

взаимодействия промышленного сектора республики и кредитных организаций, а

также оптимизации их информационного обмена экономическое управление

Национального банка Республики Башкортостан сотрудничает с отделом

инвестиций и целевых программ Министерства промышленности Республики

Башкортостан. Следует отметить, что одним из результатов этого

сотрудничества явилось то, что Министерство промышленности Республики

Башкортостан в августе 2003 года в целях определения потребностей

промышленного сектора в инвестициях и оптимизации информационного обмена

между отдельными предприятиями и финансовыми институтами приступило к

формированию банка данных инвестиционных потребностей. Кроме того,

Национальный банк Республики Башкортостан в целях решения проблем

республики в финансовой сфере и более активного участия банковской системы

в инвестиционных процессах прорабатывает с Министерством промышленности

Республики Башкортостан возможность создания на республиканском уровне

специальной корпорации по реформированию предприятий по типу

Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных

организаций".

Вторая федеральная (далее республиканская) целевая программа "Социальное

развитие села до 2010 года" одобрена постановлением Правительства

Республики Башкортостан от 11.06.2003. Ее основными целями и задачами

являются развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских

населенных пунктов, создание экономических условий для перехода к

устойчивому социально-экономическому развитию сельских населенных пунктов,

расширение рынка труда в сельской местности и создание основ для повышения

привлекательности проживания в сельской местности.

Общая сумма расходов на реализацию Республиканской программы составляет

12,92 млрд. руб., в том числе за счет федерального бюджета 1,77 млрд. руб.

(13,7%), средств бюджета Республики Башкортостан 9,34 млрд. руб. (72,3%) и

внебюджетных источников 1,81 млрд. руб. (14%). На 2003 год Республиканской

программой предусмотрено направить на развитие жилищного строительства,

сети общеобразовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений

здравоохранения, учреждений физической культуры и спорта, культурно-

досуговых учреждений, торгового и бытового обслуживания сельского

населения, электрических сетей, газификации, водоснабжения,

телекоммуникационных сетей, сети автомобильных дорог всего 926,6 млн. руб.,

в том числе за счет федерального бюджета 91,9 млн. руб., республиканского

бюджета 684,0 млн. руб., внебюджетных источников 150,7 млн. руб.

Управление реализацией Республиканской программы возложено на

Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, являющегося

государственным заказчиком - координатором Республиканской программы и

обеспечивающего реализацию программных мероприятий, целевое и эффективное

использование средств федерального и республиканского бюджетов,

осуществляющего взаимодействие с государственными заказчиками,

ответственными за выполнение программных мероприятий.

В настоящее время Национальный банк Республики Башкортостан осуществляет

взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан

на предмет выявления потребностей исполнителей Программы в привлечении

кредитов коммерческих банков.

ГЛАВА II. РазвитиЕ банковского сектора Республики Башкортостан.

Анализ современного состояния финансово-кредитной сферы Республики

Башкортостан свидетельствует о том, что за годы экономических реформ

произошли существенные изменения в банковском секторе РБ.

В I полугодии 2003 года сохранилась тенденция развития банковского сектора

республики более высокими темпами, чем темпы развития экономики республики

в целом. При этом темпы прироста капитала банков в номинальном исчислении

опережали темпы прироста ВРП в 2,2 раза, темпы прироста банковских активов

на территории республики по сравнению с соответствующим периодом прошлого

года - в 1,6 раза. В результате, соотношение активов банковского сектора

Республики Башкортостан и ВРП в среднегодовом исчислении возросло в

сравнении с соответствующим периодом прошлого года с 30,7% до 36,4%,

соотношение капитала банковского сектора и ВРП - с 2,9% до 3,8%. В

соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской

Федерации, принятой Правительством Российской Федерации и Банком России в

декабре 2001 года на среднесрочную перспективу (5 лет), прогнозируемое

соотношение указанных показателей составляет соответственно 45-50% и 5-6%.

Валюта сводного баланса с начала года возросла на 25,6% и составила на

01.07.2003 122,2 млрд. рублей.

2. 1. Сеть кредитных организаций.

За I полугодие 2003 года общее количество точек банковского обслуживания

на территории республики, включающее в себя кредитные организации, филиалы,

дополнительные офисы, операционные кассы, возросло на 26 единиц - до 976.

Без учета операционных касс, которые не совершают операции с юридическими

лицами, количество банковских учреждений возросло на 3 единицы - до 239

единиц. Прирост сети банковских учреждений был обеспечен в основном за счет

открытия 19 операционных касс, что свидетельствует о дальнейшей активизации

работы кредитных организаций с населением. Рост институциональной

обеспеченности банковскими услугами (по численности населения) составил

2,6%. Вместе с тем, несмотря на достигнутые позитивные результаты,

Республика Башкортостан на начало текущего года имела самый низкий уровень

обеспеченности населения услугами кредитных учреждений среди 14 регионов

Приволжского федерального округа1 (Таблица 1).

Количество кредитных организаций с капиталом свыше 5 млн. евро с начала

года не изменилось и составило 4. Среди действующих банков республики один

банк - ОАО «УралСиб» - входит в число 30 крупнейших банков России, по

которым периодически приводятся сводные статистические данные в «Вестнике

Банка России». В числе крупнейших банков России по состоянию на 01.06.2003

ОАО «УралСиб» занимал 7-е место по размеру собственных средств и 9-е - по

размеру активов, 8-е - среди банков, привлекших больше всего депозитов

частных лиц, 7-е - среди банков, выдавших больше всего кредитов физическим

лицам, 9-е по кредитам корпоративным клиентам ("Профиль", № 28, 2003). По

результатам 2002 года ОАО «УралСиб» впервые вошел в список 1000 крупнейших

банков мира журнала The Banker, заняв 770 место. Поданным журнала "Профиль"

(№ 25, 2003), ОАО "Башкирский железнодорожный банк" занял 22 место среди

кредитных организаций Российской Федерации, разместивших больше всего

депозитов в Центральном банке Российской Федерации (по состоянию на

01.05.2003).

1 Методика Департамента банковского регулирования и надзора Банка России

под кредитными учреждениями подразумевает только головные офисы и филиалы

кредитных организаций. Вместе с тем, в Республике Башкортостан подавляющее

большинство кредитных учреждений, обслуживающих население, представлено

дополнительными офисами и операционными кассами кредитных организаций.

Таблица 1.

|Показатели |01.0|01.0|01.0|

| |7. |1. |7. |

| |2003|2003|2002|

| | | | |

|Количество действующих кредитных организаций |13 |13 |14 |

|Количество кредитных организаций с отозванной |4 |6 |5 |

|лицензией | | | |

|Количество филиалов кредитных организаций, |62 |71 |75 |

|в т.ч. | | | |

|Действующих на территории РБ, |43 |52 |54 |

|в т.ч. | | | |

|Филиалов, головные офисы которых расположены за|42 |41 |40 |

|пределами РБ, | | | |

|в т.ч.: | | | |

|Филиалов Сбербанка РФ |37 |37 |37 |

|Действующих за пределами РБ |19 |19 |21 |

|Количество дополнительных офисов кредитных |212 |188 |187 |

|организаций, | | | |

|в т.ч.: | | | |

|Дополнительных офисов за пределами РБ |29 |17 |12 |

|Количество операционных касс кредитных |750 |727 |711 |

|организаций, | | | |

|в т.ч. | | | |

|Операционных касс за пределами РБ |13 |13 |11 |

|Количество предприятий на территории РБ (без |2632|2793|2733|

|учета малых предприятий, с/х предприятий и без | | | |

|учета организаций с численностью работающих до | | | |

|1 5 человек, не относящихся к малым | | | |

|предприятиям) | | | |

|Институциональная обеспеченность банковскими |90,8|84,5|88,9|

|услугами (количество банковских офисов на | | | |

|тысячу предприятий) на территории РБ* | | | |

|Численность населения, тыс. чел. |4080|4080|4090|

| | | |,6 |

|Количество банковских офисов на тысячу |0,23|0,23|0,23|

|населения |9 |3 |0 |

* Для расчета показателя "количество банковских офисов на тысячу

предприятий" не учитываются операционные кассы кредитных организаций

(филиалов), т.к. они не совершают операции с юридическими лицами.

2.2. Динамика и структура привлеченных ресурсов.

Текущий год характеризуется дальнейшим укреплением доверия к банковскому

сектору со стороны кредиторов и вкладчиков, что способствовало росту

ресурсной базы кредитных организаций.

Основным источником расширения ресурсной базы стали средства на счетах

физических лиц, прирост которых обеспечил 22,6% общего прироста пассивов-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.