бесплатно рефераты
 

Аренда (Украина)

кроме высокого уровня коллективного владения и управления (все "равны"

и условием достижения благосостояния каждым является только личный

труд): низкая эффективность инвестиций в производство, низкая

возможность быстрого повышения эффективности производства, самый низкий

уровень экономической ответственности и заинтересованности коллектива,

наиболее длительные сроки выкупа предприятия.

Следует, однако, заметить, что Государственная программа

приватизации за 1992 г. в Украине по аренде полностью не выполнена,

возможно, в связи с новизной и сложностью проблемы Возможно

невыполнение Программы приватизации и в 1993 г. - именно из-за

ограничений, введенных Кабинетом Министров для аренды с выкупом -

единого способа приватизации, который реально действует и ведет к

определенному повышению эффективности производства.

Декретом Правительства Украины о приватизации целостных

имущественных комплексов госпредприятий и других структурных

подразделений, сданных в аренду от 13 мая 1993 г., признается аренда с

выкупом по договорам, заключенным до ввода в действие Декрета "О

дополнительном регулировании арендных отношений". Однако им выдвинуты

условия, делающие аренду с выкупом практически невозможной. Так,

необходимо в "старые" договоры аренды с выкупом внести дополнение, в

котором обязательно указать квоту использования имущественных

приватизационных сертификатов организаций арендаторов. А поскольку

квоту будет в прямом понимании навязывать Фонд государственного

имущества, то он будет стремиться поднять ее вплоть до 70%, и в таком

случае возможности для выкупа предприятия просто не остается. А это -

опять-таки фактический запрет аренды с выкупом.

От приватизации государственного предприятия через аренду его

трудовым коллективом существенно отличается приватизация путем выкупа.

Прежде всего это касается сроков приватизации (при выкупе-мгновенная),

а также организационно-экономических форм, которыми при выкупе

являются:

1. Создание акционерного общества (как открытого, так и закрытого

типа).

2. Организация хозяйственных обществ с определенной наперед

ответственностью: ограниченной, дополнительной, полное и коммандитное

общества.

3. Приобретение (покупка) предприятия физическим лицом или группой

лиц (частное предприятие).

Факторы, влияющие на выбор организационно-экономических форм

предприятий, приватизируемых путем выкупа, в основном аналогичны

арендным.

Характерными признаками акционерного общества являются:

- наличие акционерной собственности (собственность общества состоит

из собственности его членов, вложивших средства в приобретение акций).

В акционерном обществе открытого типа происходит свободная реализация

акций предприятия через фондовую биржу (до 75 % акций) по рыночному

курсу (только учредители и члены трудового коллектива имеют возможность

приобрести акции по номинальной стоимости). В закрытом акционерном

обществе реализация акций осуществляется внутри предприятия без

реализации на сторону;

- начисление дивидендов. Чем выше эффективность предприятия, тем

больше размер чистой прибыли, идущей на выплату дивидендов, и тем выше

заинтересованность акционеров;

- определение рыночной стоимости акций (курса акций): для открытого

общества - по курсу фондовой биржи; для закрытого - по номинальной

стоимости;

- акционерный тип управления: несмотря на видимость коллегиального

управления (экономическую политику проводит общее собрание) фактически

обществом руководит собственник контрольного пакета акций (до 51 % их

общего количества). Для закрытого акционерного общества характерно

обязательное трудовое участие акционеров в деятельности предприятия

(исключение может быть сделано только для пенсионеров и других бывших

работников предприятия, пожелавших приобрести акции);

- применение наемного труда (в обществе могут работать люди по

контрактам, которые не желают становиться акционерами и покупать акции,

а получают только заработок);

- существует возможность (угроза) смены собственника, который

скупает акции общества.

Здесь необходимо учитывать еще и тот факт, что в соответствии с

утвержденным в ноябре 1992 г. Фондом государственного имущества

Положением о плане приватизации может быть принято решение Комиссии по

вопросам приватизации о том, что контрольный пакет акций (паев)

хозяйственного общества остается в распоряжении фонда государственного

имущества Украины. Этот факт как раз и говорит о нежелании

государства отдавать свою собственность, ибо владелец контрольного

пакета акций - фактический собственник предприятия, со всеми

надлежащими юридическими правами, а также правом управления и

распоряжения имуществом. Кроме того, это свидетельствует о

потенциальной возможности оставления в собственности государства

стабильных предприятий, которые приносят значительный доход.

На арендных предприятиях уровень показателей воспроизводства ОПФ

практически не отличается от уровня государственных предприятий, что

обусловлено, главным образом, экономической ситуацией, сложившейся на

данный момент. Отсутствие рынка конкуренции, монополизм производителя,

дефицитность его продукции позволяют арендному предприятию (как, между

прочим, и предприятиям других организационно-правовых форм

хозяйствования) вести себя по-другому: не желать высокой эффективности

производства, не думать о перспективах развития предприятия, "проедать"

полученную прибыль. Так, например, Днепропетровский и Новомосковский

трубные заводы, которые работают на аренде, в 1992 г. направили на

развитие и усовершенствование производства по 14% полученной прибыли,

тогда как на оплату труда - соответственно, 57 и 62%.

Значительный интерес вызывает сравнительный анализ эффективности

функционирования промышленных предприятий разных форм собственности. Он

показывает, что в условиях формирования рыночных отношений и проявления

кризисных явлений в экономике, предприятия рыночного сектора лучше

приспосабливаются к условиям, которые сложились. Так, если в

государственном секторе экономики объем производства в 1993 г.

сократился (сравнительно с 1992г.) на 10.5%, то на негосударственных

предприятиях он вырос чуть ли не на 7%, то есть государственные

предприятия, будучи наиболее технически вооруженными, откровенно

проигрывают предприятиям негосударственного сектора по уровню

использования ОПФ.

Среди предприятий негосударственного сектора экономики наибольшей

отдачей ОПФ и уровнем продуктивности труда характеризуются

хозяйственные товарищества.

Проведенный анализ свидетельствует, что в условиях обострения

экономического кризиса наиболее уязвимой сферой деятельности

предприятия является воспроизводство производственного аппарата. Этот

процесс ухудшился как в государственном секторе, так и на

предприятиях негосударственных форм собственности. Однако, у последних

выявилось больше возможностей для приспособления к ситуации, которая

сложилась. Особенно это касается акционерных обществ, которые

значительную часть прибыли направляли на цели производства. Вместе с

тем эта прогрессивная форма хозяйствования не смогла в полной мере

проявить свои позитивные возможности. Что касается аренды, то ее

следует рассматривать как способ постепенной приватизации, с

формированием производства на основе собственности работников

(персонифицированной собственности) с довольно высоким уровнем

мотивации к труду. Необходимо создать арендным коллективам более

благоприятствующие условия для функционирования (прежде всего, это

касается права выкупа и размера арендной платы).

Для осуществления мониторинга процессов преобразования отношений

собственности и эффективного функционирования предприятий в

постприватизационный период важно усовершенствовать классификацию форм

хозяйствования и расширить государственную статистическую отчетность.

2. Мировой опыт развития аренды в АПК.

Земельные отношения во всех странах мира прошли долгий путь

развития, и в каждой из этих стран были свои особенности этого

процесса. В Англии капиталистическая собственность на землю возникла в

результате изгнания крестьян со свих земель и огораживания их земельных

участков. В Германии (Пруссии), бывшей Российской Империи и ряде других

стран Европы помещичьи латифундии постепенно становились

капиталистическими хозяйствами. Земельные реформы 1848 и 1861 гг. в

этих странах, ликвидировав феодальную, крепостную систему, обусловили

возникновение большого количества мелких сельских хозяйств. Великая

французская революция (1789-1793 гг.) ликвидировала феодальное

землевладение. Земля во французских департаментах была дана в частную

собственность. В этой стране утвердилось мелкокрестьянское фермерское

хозяйство. В США, где на большей части территории не было феодальных

отношений собственности, в условиях бесплатного предоставлении земли

гомстедерам возник многомиллионный класс землевладельцев.

Во всех развитых зарубежных странах получила большое

распространение аренда земли у землевладельцев крестьянами-фермерами и

капиталистами-предпринимателями

Аренда - это временное предоставление земли за плату капиталисту-

арендатору или крестьянину. Аренда земли максимального развития

добилась в ряде развитых стран Запада. Так в 80-х годах XX-го столетия

часть арендованной земли составляла 40%, причем этот показатель

оставался неизменным на протяжении последних десятилетий. Во Франции

арендуется немногим более половины земли. Даже в Англии, в классической

стране земельной аренды, ее часть в конце 80-х годов XX-го столетия

составляла около 40% по сравнению с 90% в начале столетия.

Достаточно распространена семейная аренда. Это такая форма аренды,

когда глава семьи - собственник земельного участка - передает в аренду

землю одному из членов своей семьи. В Германии, Англии на такой вид

аренды приходится 15-20% всей арендной земли. Семейная аренда -

преобладающая и имеет льготы, часто являясь начальной формой

предоставления земельного участка наследникам без уплаты высокого

налога.

Из всех видов сельскохозяйственных предприятий самыми

распространенными в развитых странах Запада являются семейные фермы,

которые, как правило, ведут хозяйство собственными силами или

используют частично наемную рабочую силу для сезонных работ. Большие

капиталистические хозяйства используют производственно-хозяйственной

деятельности наемный труд. В хозяйствах первого типа существуют

собственность фермера-производителя на землю, на произведенную им

продукцию. Она основана на собственном трудовом участии. Одновременно

не стоит идеализировать крестьянские фермерские хозяйства. Многие из

них ежегодно разоряются, не выдерживая конкуренции с крупными

капиталистическими хозяйствами. Происходит постоянная концентрация

сельскохозяйственного производства, вытеснение мелких ферм крупными.

Если в 1934 году в США насчитывалось 6.8 млн. фермерских хозяйств, то в

1964 году их количество сократилось до 3.2 млн.; а в начале 90-х годов

- до 2 млн. хозяйств.

Во второй половине 80-х годов начался активный процесс создания

арендных предприятий. При аренде юридический собственник средств

производств не изменяется. За ним сохраняется право присвоения части

произведенного с помощью его ресурсов продукта. Арендатор не становится

средств производства, он ими только временно пользуется. Более того,

произведенный им продукт также не является его собственностью, так как

часть его он в виде арендной платы должен передать арендодателю.

Одновременно с этим положение работника-арендатора качественно

отличается от положения наемного работника. На время, обозначенное

договором, арендатор становится хозяином, который имеет право

самостоятельно принимать решения, связанные с производством и

реализацией произведенной продукции. В странах с развитой планово-

рыночной экономикой арендатор признается юридическим лицом, его права

защищаются законом. При благоприятных обстоятельствах арендатор может

стать полновластным хозяином арендованных средств производства.

выкупить их. “Арендатор, - по словам Самуэльсона, - может жить на

ферме, иметь в производстве работников, иногда даже владеть половиной

инвентаря, скотины. Таковым является положение, когда он делит годовой

доход с землевладельцем. При самых благоприятных условиях аренда

является ступенькой на лестнице, по которой молодой фермер может дойти

до положения полноправного собственника фермы.”

Опыт аренды в развитых странах Запад имеет смысл использовать и на

Украине. Для этого необходимо создать соответствующую правовую базу и

необходимые экономические условия. Но еще и ныне в тех хозяйствах, где

часть земли, других средств производства сдавались в аренду колхозникам

и работникам совхозов, не прекращалось вмешательство администрации в

производственно-хозяйственную деятельность арендаторов, систему

распределения их доходов, завышалась арендная плата и др. В связи с

этим в конце 80-х - начале 90-х годов крестьяне требовали право выхода

из общественного хозяйства с земельным паем и образование

самостоятельного фермерского хозяйства. Эти требования, а также

необходимость выхода из затянувшегося аграрного кризиса вынудили органы

власти Украины, как и других государств бывшего Союза, изменить свое

отношение к крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

3. Развитие арендных отношений на примере предприятий пищевой

промышленности.

В Украине пищевая промышленность представлена 25 отраслями, среди

которых наиболее развитыми являются сахарная, мясная, молочная,

маслосыровырабатывающая, маслобойная, консервная, хлебопекарная,

пивоваренная, спиртовая, винодельческая и ликеро-водочная. Общее

количество предприятий пищевой промышленности, которые находятся на

самостоятельном балансе, составляет примерно 2.7 тыс., а стоимость их

промышленно-производственных фондов (на 1 января 1993г.) - 174.7 млрд.

крб. По данным Укрпищепрома, под приватизацию подпадает имущество общей

стоимостью более 2 трлн. крб.

В процессе реформирования пищевой промышленности Украины было

создано 300 ассоциаций, 75 концернов, корпораций и консорциумов, 18

акционерных обществ, в том числе - концерн "Укрсахар", "Укрмясо",

"Укрмолпром", "Укрпродсоюз", добровольное объединение

"Укрмасложирпром". По инициативе бывших министерских структур 114

предприятий отрасли передано в аренду их трудовых коллективам. Кроме

того, в республике зарегистрировано около 30 тыс. малых предприятий и

27.4 тыс. кооперативов этого профиля (с общей численностью работающих -

670 тыс. чел.). Однако значительных качественных изменений

функционирования предприятий не произошло, поскольку в отрасли

практически не было достигнуто изменений в форме собственности.

До сегодняшнего времени государственный сектор в пищепроме Украины

остается монополистом. Поэтому в процессе дальнейшего развития и

реформирования отрасли необходимо усовершенствовать ее производственную

структуру, для чего, наряду с большими и средними предприятиями

необходимо создавать и небольшие, которые бы обеспечили своевременную и

качественную переработку с/х сырья непосредственно в районах его

производства. Ускорению этого процесса в определенной степени будут

благоприятствовать разгосударствление и приватизация.

Для преодоления противоречий, которые сдерживают развитие рыночного

механизма, наиболее эффективной формой организации производства на

первых этапах приватизации является создание акционерных обществ, в

состав которых бы вошли поставщики сырья, перерабатывающие предприятия

и предприятия инфраструктуры.

В таких подотраслях, как мясная, молочная, сахарная, спиртовая,

маслобойная, консервная, винодельческая, перспективной формой

организации производства может стать добровольное объединение

сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих, транспортных,

торговых и др. предприятий в ассоциации. При этом все их члены могут

сохранять хозяйственную самостоятельность.

Однако, несмотря на то, что в ряде подотраслей уже функционируют

производственные ассоциации, все же в них еще не отработан

хозяйственный механизм. Анализ отчетных данных концерна "Укрмясо"

показывает, что в 1993 г. в розничной цене на мясо стоимость сырья

составила примерно 53%, затраты на ее заготовку и траспортирование, а

также на переработку и сбыт продукции - 11%, торговая надбавка к

оптовой цене - 20%, отчисления в госбюджет и НДС - 16%. То есть, мясная

промышленность получила только 11% от средств, которые поступали от

реализации продукции.

В пивоваренной промышленность среди приватизированных предприятий

Киева одним из крупных является пивоваренный завод "Оболонь", который

производит 10 млн. декалитров пива в год. В 1992 г. объем его товарной

продукции (в действующих ценах) составил 14 млрд. крб. Начало процесса

приватизации завода приходится на 1991 г. После реорганизации

Укрпищепрома было создано арендное предприятие в составе трех заводов

("Оболонь",№1 и №2). Предусматривалось, что эти предприятия будут

выкуплены трудовыми коллективами в течении 10 лет. Фактически - за счет

той части фонда развития производства, которая отчислялась от прибыли,

из собственных сбережений членов трудовых коллективов - они были

выкуплены уже в марте 1992 г. На базе завода "Оболонь" было создано

закрытое АО, в состав которого вошли челны его трудового коллектива,

две французские фирмы "Pepsi Cola Inernational", а также

предприниматель из Франции, который вложил в него 100 тыс. дол. США.

Согласно с утвержденным положением, высшим органом управления таким

обществом является собрание акционеров, а в период между собраниями -

правление, главой которого является директор.

АО осуществляет производственный процесс на основе материального

самообеспечения, устанавливает цены и тарифы на продукцию, реализует ее

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.