бесплатно рефераты
 

Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

можно обеспечить рентабельную работу молочного скотоводства и

стабилизировать положение в отрасли. С ростом платежеспособного спроса

появятся условия для увеличения производства.

Для повышения эффективности использования средств, выделяемых для

поддержки молочного скотоводства из федерального и местных бюджетов,

необходимо разработать федеральную и региональные программы восстановления

отрасли. Выплату дотаций проводить товаропроизводителям, участвующим в

данной программе при определенных условиях: продуктивность не ниже

нормативной по региону, рост производства продукции. Это будет прежде всего

ориентировать хозяйства на повышение продуктивности, а не на увеличение

поголовья. На первых этапах в качестве условия может выдвигаться сохранение

продуктивного поголовья.

В результате реформ из-за роста цен на корма, тарифов на транспортные

услуги и энергию сильнее всего пострадали комплексы с промышленной

технологией. Резко сократилось поголовье и производство продукции, отрасли

стали убыточными. В ряде территорий Дальнего Востока свиноводческие

комплексы и птицефабрики по производству мяса законсервированы, практически

это означает рассредоточенную по времени ликвидацию. К такому же финалу

приближаются и птицефабрики по производству яиц. Производство мяса на душу

населения составило 15 кг и яиц 117 шт. против 48 кг и 280 шт. в

дореформенный период.

Это ухудшает питание населения, снижает биологическую полноценность

рациона и выступает одним из факторов, стимулирующих миграцию населения. Из

других регионов и по импорту поставить диетическое яйцо и парное мясо

невозможно. Поэтому восстановление этих отраслей в регионе имеет не только

экономическое, но и социальное, и политическое значение.

В результате либерализации цен и инфляции предприятия на промышленной

основе в короткий срок лишились оборотных средств. Это привело к нарушениям

технологии, нерегулярному и неполноценному кормлению животных, снижению

продуктивности, росту себестоимости и убыточности продукции.

Как показал анализ ситуации на птицефабриках и свиноводческих

комплексах, после 1994 года на их поддержку потрачены значительные

средства. Однако они поступали неравномерно, небольшими частями и в итоге

не дали ожидаемого результата. Эффективное производство на промышленных

комплексах даже в современных условиях обеспечивается при строгом

выполнении технологии. Для этого необходимо восстановление нормативного

обеспечения предприятий оборотными средствами, соблюдение технологической

дисциплины, постепенный выход на проектные мощности.

При восстановлении этих отраслей требуется дифференцированный подход.

В производстве яиц выручка по большинству административных территорий

Дальнего Востока приближается к производственной себестоимости или

превышает ее (табл. 36).

|Таблица 36 |

|Соотношение себестоимости, выручки и розничных цен |

|на 1000 шт. яиц (1997 год) |

|Территории |Произв. |Выручка, |Розничн. |Выручка |Выручка |

| |себест., |тыс. руб.|цена, |в% к |в% к |

| |тыс. руб.| |тыс. руб.|себестоим|розн. |

| | | | |. |цене |

|Республика Саха |1395 |1582 |1353 |113 |117 |

|Амурская область |893 |874 |983 |97 |89 |

Как показал анализ, яичные птицефабрики при обеспечении яйценоскости

на уровне 227-259 яиц и использования проектных мощностей выше 70% в

сложившихся условиях работают рентабельно.

Компенсация части стоимости комбикормов, закупаемых птицефабриками и

комплексами, позволяет сдерживать спад, но не обеспечивает рост

эффективности и условия для роста производства. Основная причина этого

недостаток оборотных средств. Птицефабрики при обеспечении оборотными

средствами могут повысить продуктивность и сделать рентабельным

производство. Поэтому поддержка им может быть оказана на возвратной основе,

путем предоставления инвестиционных кредитов на пополнение оборотных

средств. Инвестиции в оборотные средства отличаются высокой

оборачиваемостью, срок кредитования должен составлять 1,5-2 года. За этот

период может быть восстановлено стадо и обеспечен рост продуктивности.

Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, получение такого кредита

требует разработки и реализации санации предприятий и выхода на

рентабельную работу, гарантирующую возврат средств. Исходя из небольшой

численности свиноводческих комплексов и большого разнообразия условий их

деятельности, при их восстановлении необходим индивидуальный подход.

Выплачивать дотации в таких размерах, чтобы обеспечивать безубыточность

работы при привесах на откорме 120-160 гр., не только невозможно, но и

нецелесообразно. Как показали расчеты, доведение привесов до 300-320 гр. и

использование мощностей на 40% и более позволит обеспечить рентабельную

реализацию парного мяса.

Производство мяса для промышленной переработки на привозных кормах в

регионе в ближайшие годы не может быть эффективным. Поэтому объемы

производства целесообразно ограничить потребностями в парном мясе, и по

каждому комплексу разрабатывать самостоятельные программы.

В целом для сельского хозяйства Дальнего Востока необходимо решение

ряда вопросов на федеральном уровне, учитывая удаленность и экстремальные

условия ведения отрасли. Необходимо на 50% снизить транспортные тарифы,

компенсировать для южных районов 30%, а приравненных к районам крайнего

севера и районам крайнего севера 50% стоимости комбикормов, используемых на

комплексах и птицефабриках. Усреднить по стране тарифы на электрическую и

тепловую энергию. Это создаст экономические предпосылки для восстановления

сельского хозяйства в регионе .

Поддержка экономически необходимого уровня интенсивности должна

обеспечиваться государством на основе нормативного ресурсного обеспечения.

Методы осуществления такой поддержки требуют усовершенствования и более

полного учета интересов аграрного сектора.

В предшествующие годы меры государственного экономического

регулирования обеспечения ресурсами сельского хозяйства сосредоточивались

на решении проблем реализации продукции ресурсопоставляющих отраслей. С

1993 года была введена компенсация части стоимости минеральных удобрений и

средств защиты. С 1994 г. по настоящее время через форму товарного кредита

и лизинговые поставки поддерживаются цены выше, чем на свободном рынке, на

продукцию топливно-энергетического комплекса и сельскохозяйственного

машиностроения. Принятие таких форм служит для ресурсопроизводящих отраслей

сигналом повышения спроса и возрастания цен.

Такая политика ведет к росту затрат на производство

сельскохозяйственной продукции и уменьшению доходов сельскохозяйственных

товаропроизводителей. Одновременно создается иллюзия, что средства

направляются на поддержку сельского хозяйства. Фактически они оседают в

ресурсопроизводящих отраслях, способствуют сохранению и поддержанию

диспаритета цен между отраслями, не оказывают стабилизирующего воздействия

на развитие сельского хозяйства. Механизм реализации этих мер провоцирует

рост цен на промышленные ресурсы. Поэтому необходимо изменить методы

оказания ресурсной поддержки.

В переходный период от централизованного распределения к рыночным

отношениям наиболее приемлем вариант оказания ресурсной поддержки сельскому

хозяйству путем прямых поставок минеральных удобрений, средств защиты

растений и животных, техники и других ресурсов в рамках программ

восстановления и развития конкурентных отраслей, территорий, производства

отдельных видов продукции.

В условиях Дальнего Востока конкретные программы необходимо

разработать и осуществлять по производству сои, риса, зерна. При этом

государство через уполномоченные структуры закупает необходимые ресурсы по

рыночным ценам, создает гарантированный спрос на них. Товаропроизводители

сельскохозяйственной продукции, заинтересованные в получении ресурсов, на

конкурсной основе доказывают свое право на участие в конкретной программе

производства продукции. Они проводят погашение стоимости полученных

ресурсов поставками продукции в федеральный фонд или спецпотребителям,

обеспечиваемым из федерального фонда.

При таком подходе государство выступает активным субъектом рынка

рыночными методами, формированием спроса, способствует снижению роста цен

на промышленные ресурсы, одновременно стимулирует и гарантирует спрос на

продукцию сельского хозяйства и способствует стабилизации положения в

аграрном секторе.

В стабилизации и восстановлении сельскохозяйственного производства

Дальнего Востока первоочередное значение приобретает формирование реальных

источников капитальных вложений за счет федерального и местных бюджетов,

собственных средств товаропроизводителей и частных инвесторов. Для

обеспечения эффективности требуется объединить возможности бюджетов

различных уровней по бюджетному финансированию и выделению инвестиционных

кредитов, развивать новые формы организации инвестиционного процесса,

ориентированные на привлечение частных инвестиций.

Бюджетное финансирование на безвозвратной основе необходимо сохранить

на выполнение программ защиты населенных пунктов и сельскохозяйственных

угодий от наводнений, на социальное обустройство сельской местности,

сохранение в работоспособном состоянии мелиоративных земель,

государственных мероприятий по повышению плодородия почв, обеспечение

ветеринарной безопасности.

Учитывая влияние на экономику Дальнего Востока экстремальных условий и

удорожающих факторов, необходимо обеспечить выделение аграрно-промышленному

комплексу бюджетного финансирования в соответствии с принятой президентской

федеральной программой экономического и социального развития Дальнего

Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. За 1996-1998 гг. на финансирование

мероприятий программы выделено немногим более 1% предусмотренного

финансирования.

Финансирование капитальных вложений за счет местных бюджетов

целесообразно проводить на возвратной основе в форме инвестиционных

кредитов, выделяемых на срок от 2 до 5 лет. Инвестиционные кредиты

необходимо выделять на конкурсной основе при условии их окупаемости и

гарантированного возврата. Преимущества должны предоставляться

сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от формы

собственности. Они должны обеспечивать рост производства, эффективное

использование выделенных средств, производство конкурентоспособной

продукции.

В каждой территории назрела необходимость проведения группировки

хозяйств по результатам хозяйственно-финансовой деятельности и выделить

группы хозяйств, способных обеспечить рост производства и снижение затрат.

В условиях диспаритета цен, цены реализации большинства продуктов ниже

себестоимости. Амортизационные отчисления не возмещаются доходами. Рост

отчислений за счет переоценки фондов не дает источников для технического

перевооружения, так как амортизационные отчисления используются на текущие

расходы и покрытие задолженностей.

При сохранении этого положения собственные источники инвестиций в

предприятиях не будут формироваться. Поэтому необходимо законодательно

запретить в государственных предприятиях и акционерных обществах с

государственной долей использование фонда амортизации на цели потребления.

Его необходимо сосредоточивать на специальном счете в банке и использовать

на техническое перевооружение и развитие производства. Такой же порядок

целесообразно рекомендовать негосударственным предприятиям.

В современных условиях наиболее важным источником обновления машинно-

тракторного парка в сельском хозяйстве является финансовый лизинг. Эту

форму поддержки необходимо сохранить. Однако требует снижения размер

снабженческо-сбытовой наценки до 6-8%, введение порядка погашения

лизинговых платежей один раз в год в октябре-ноябре месяце, ограничение

срока лизинга сроком эксплуатации конкретного вида техники, предоставление

права лизингополучателю досрочного расчета за технику без оплаты страховых,

арендных и других платежей.

Весь комплекс мер государственного регулирования в условиях Дальнего

Востока в ближайшие годы должен ориентироваться на поддержание доходов

сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем простое

воспроизводство при нормативных уровнях урожайности и продуктивности.

Выделение средств для поддержки сельского хозяйства обуславливается

тем, что один рубль, вложенный в аграрный сектор, вызывает дополнительный

спрос в других отраслях народного хозяйства в размере 6-8 рублей. Поэтому

вложенные средства могут дать значительный эффект в сельском хозяйстве и

взаимосвязанных с ним отраслях. При повышении доходов населения и росте

спроса на внутреннем рынке потребность в средствах для поддержки и

экономического регулирования сельского хозяйства будет снижаться.

Система государственного регулирования станет динамичной и будет

находиться в процессе постоянного развития. Наряду с мерами

государственного регулирования широко должны использоваться

внутрипроизводственные резервы стабилизации и восстановления сельского

хозяйства.

3.2 Внутрипроизводственные источники стабилизации

сельскохозяйственного производства

В процессе реформ в России выделился круг резко деградирующих в

аграрной сфере территорий, теряющих возможности для развития. Для Дальнего

Востока этот процесс принял катастрофический характер. Потеря

производственного, кадрового потенциала оказалась в регионе наиболее

высокой. Поэтому стратегической задачей сельского хозяйства Дальнего

Востока является остановка спада, стабилизация и постепенное восстановление

сельского хозяйства на новой правовой, организационной, экономической и

материально-технической основе. В решении этой задачи возрастает значение

полного использования внутрипроизводственных возможностей.

Наиболее дефицитным ресурсом в результате реформ стали инвестиции.

Курс реформ на либерализацию всех сторон жизни и изъятия средств аграрного

сектора через диспаритет цен обострили проблему инвестиций.

Поэтому на первых этапах стабилизации предстоит компенсировать

сокращение посевных площадей и поголовья скота повышением урожайности

сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за счет улучшения

мотивации труда, более строгого выполнения технологий и перехода к

ресурсосберегающим технологиям.

Механизм наделения работников сельского хозяйства через выдачу

свидетельств на земельную долю и имущественный пай при разрушении

экономической среды, убыточности всех отраслей, перераспределении доходов в

другие сферы не создает мотивов труда ни в крупном, ни в индивидуальном

производстве. Невыплата заработной платы ведет к дальнейшему снижению

трудовой и социальной активности.

Неэффективность трудовых ресурсов, нарушение трудовой и

технологической дисциплины делают неэффективным использование всех других

ресурсов.

Собственность в таком виде при сложившихся условиях не имеет

определяющего значения для формирования постоянного интереса к

высокопроизводительному труду, эффективному использованию средств, не

приводит к персональной ответственности за результаты производства.

Работника интересует возможность получения своей доли в общем результате,

улучшение материального благосостояния. Поэтому основой распределения

дохода в реорганизованных предприятиях должна оставаться оплата по труду.

В большинстве реорганизованных сельскохозяйственных предприятий в

результате нестабильной экономической ситуации произошел возврат к оплате

за выполненный объем работ или за отработанное время. Ликвидированы

подразделения, работавшие на хозрасчете и арендном подряде. Государственный

контроль разрушен, а контроль со стороны собственников паев и долей не

создан. Непосредственные работники оказались по-прежнему отчужденными от

средств и результатов производства. В большинстве случаев имуществом и

продукцией бесконтрольно распоряжается администрация предприятий. Требуется

создание нового организационно-экономического механизма внутрихозяйственных

отношений, соответствующего новым условиям. Становление новых экономических

структур требует времени и значительных затрат.

Системообразующим укладом, от которого в регионе зависит состояние

других укладов, являются крупные предприятия различных организационно-

правовых форм. Они действуют как коллективные предприятия с точки зрения

организации производства. С изменением статуса предприятий необходимо

совершенствовать их организационно-производственную структуру. Внутри

предприятий необходимо формировать экономических собственников,

заинтересованных в эффективном использовании собственности, путем передачи

земли и имущества в аренду первичным подразделениям, крестьянским

хозяйствам, семьям работников.

В реорганизованных предприятиях необходимо отрегулировать земельные

отношения на основе аренды и выплаты арендной платы сельскохозяйственной

продукцией. В условиях неустоявшейся правовой базы, отсутствия земельного

кодекса и местных законов по регулированию землепользования аренда

обеспечивает сохранение собственности на землю преимущественно за

работниками сельского хозяйства.

В реорганизованных предприятиях число собственников земли значительно

превышает число землепользователей, отношения между ними не отрегулированы.

Это вызывает сложности в использовании земель и ведет к их выбытию. В 1994

г. завершена выдача свидетельств на право собственности на землю, создается

правовая основа для реализации собственниками земельных долей их прав,

формируется система государственной регистрации прав на земельные участки.

В последующем должны быть созданы условия для рыночного оборота земель, их

концентрации и эффективных землепользователей.

При организации арендных отношений с собственниками земли размер

арендной платы за пользование землей необходимо определять из урожайности

основных культур, обеспечиваемой естественным плодородием. Экономическое

плодородие создается деятельностью землепользователя, и дополнительная

продукция должна оставаться в его распоряжении. Для совершенствования этой

работы на федеральном уровне необходимо принять “Земельный Кодекс РФ”,

федеральный закон “Об аренде сельскохозяйственных земель”, на уровне

территорий закона “О регулировании земельных отношений”.

В результате реформ в меньшей степени пострадали ОПХ и племенные

хозяйства. В них не проходило деление земли и имущества, сохранена

целостность производственного комплекса, сохраняется более высокий уровень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.