бесплатно рефераты
 

Акционерное общество

После февральской революции, 10 марта 1917 г. Временное правительство

приняло постановление, устраняющие многие из ранее действовавших

ограничений на деятельность акционерных компаний. Это вызвало бурное

развитие акционерной формы хозяйствования и рынка частных ценных бумаг. До

сентября 1917 г. в условиях нестабильной политической обстановки в России

были учреждены 734 акционерные компании с капиталом в 1960 млн. руб., что

соответственно в 2 и 4 раза превышало уровень 1913 г. С конца 1917 г.

крупнейшие компании стали национализироваться. В начале 1919 г. акции и паи

национализированных акционерных обществ были аннулированы, а все

предприятия переведены на государственное финансирование. В период так

называемой новой экономической политики, которая была провозглашена в

1921 г., акционерные компании стали возникать вновь. Первое акционерное

общество советского периода появилось 1 февраля 1922 г. Всего в 1922 г.

Было образовано 20 акционерных обществ, а на начало 1925 г. их

насчитывалось уже свыше 150. Акционирование затронуло и банковскую сферу,

в которой помимо Госбанка насчитывалось 5 крупных акционерных коммерческих

банков, располагавших 95 филиалами.

Однако к началу 30-х годов практически все акционерные общества

были преобразованы в государственные предприятия. С того времени в СССР

сохранилось лишь 2 акционерных предприятия-созданный в 1924 г. Банк для

внешней торговли СССР (позже-Внешэкономбанк) и образованное в 1929 г.

Всесоюзное акционерное общество "Интурист". Однако эти предприятия

являлись акционерными лишь формально, ибо их деятельность осуществлялась

на тех же принципах, что и деятельность всех других государственных

организаций. В период с начала 30-х до середины 80-х годов в СССР было

создано только одно акционерное общество-в 1973 г. на базе Управления

иностранного страхования был организован Ингосстрах СССР (Страховое

акционерное общество СССР). Ингосстрах, подобно Внешторгбанку и

Интуристу, акционерным обществом являлся формально.

3.2. "Социалистический механизм акционерного общества"

Если в условиях централизованно управляемой экономики в отдельные

исторические периоды проводился выпуск государственных ценных бумаг, то

в течение многих десятков лет эмиссия фондовых инструментов предприятиями

и организациями в силу обстоятельств не практиковалась вовсе. К моменту,

когда начали складываться предпосылки возрождения рынка частных ценных

бумаг, технология их выпуска была забыта. Вот почему в условиях

радикальной экономической реформы возобновление практики выпуска

предприятиями и организациями ценных бумаг было связано с появлением

своеобразных фондовых инструментов, представляющих собой суррогат

реальных акций и облигаций. Первый крупный прецедент в этой области был

создан в 1986-1987 гг. Львовским производственным объединением

"Конвейер". Выпуск им ценных

бумаг отличался большой спецификой, ибо он представлял собой попытку найти

нетрадиционные способы размещения фондовых инструментов в целях создания

"социалистического механизма акционерного общества, отличного от

капиталистического по своей сути".

Право приобретения акций объединения предоставлялось только лицам,

работающим на нем. При этом действовали жесткие ограничения на сумму акций,

покупаемых членами трудового коллектива за счет личных средств или за счет

средств фонда материального поощрения. Предельный размер оплаты акций из

фонда материального поощрения был дифференцирован в зависимости от

производственного стажа. Работающим в объединении от 3 до 15 лет

разрешалось приобретение акций на сумму, не превышающую 3 месячных

окладов (тарифов оплаты труда), от 15 до 20 лет - 4 окладов, свыше 20 лет

- 5 окладов. По решению трудового коллектива работнику также могло

предоставляться дополнительное право приобретения акций на личные средства

на сумму, не превышающую 3 окладов. За нарушение трудовой дисциплины

держатель ценных бумаг мог быть лишен дивидендов или исключен из числа

акционеров.

Перепродажа акций запрещалась. Акции, приобретенные за счет

средств фонда материального поощрения, могли быть возвращены обратно

предприятию только при увольнении с работы, для чего резервировались

специальные средства. Акции, купленные на свои деньги, разрешалось

возвращать предприятию в любой момент. В начале 1987 г. "Конвейер"

реализовал акций более чем на 1 млн. руб. Статус "государственного

акционерного социалистического предприятия", который получило объединение

"Конвейер", сам по себе содержал внутреннее противоречие, ибо объединение

оставалось государственным и выпуск им ценных бумаг, называемых акциями, не

изменил отношений собственности. Тем не менее опыт "Конвейера" можно

рассматривать как первую попытку возрождения практики выпуска частных

ценных бумаг.

Кроме "Конвейера" к концу 1988 г. попытку выпуска собственных акций,

не дожидаясь соответствующего правового обеспечения, осуществил еще целый

ряд хозяйств.

Предприятиями, приступившими к выпуску акций, двигали два

основных мотива: желание создать заинтересованность работников в

результатах труда, пробудив у них чувство хозяина, и стремление привлечь

дополнительные ресурсы для технического перевооружения. Акции

распространялись только среди членов трудовых коллективов и не меняли

статуса хозяйств. Условия и порядок распространения акций каждым

предприятием имели существенные отличия. Для того чтобы упорядочить

стихийную практику выпуска предприятиями и организациями ценных бумаг,

Совет Министров СССР 14 октября 1988 г. принял постановление "О выпуске

предприятиями и организациями ценных бумаг", в котором закреплялся статус

так называемых акций трудового коллектива и разрешался выпуск "акций

предприятий и организаций", предназначенных для размещения среди

юридических лиц.

Появление указанного нормативного документа дало определенный

импульс практике эмиссии хозяйствами собственных фондовых документов.

В период, прошедший после выхода указанного постановления, Совет

Министров СССР принимал отдельные решения по переводу части хозяйств на

акционерную форму собственности, что создавало предпосылки появления

реальных долевых фондовых инструментов. Так 26 мая 1990 г. было принято

Постановление Совета Министров СССР "О создании акционерного объединения

"Научные приборы", а 26 июня 1990 г. - Постановление Совета Министров СССР

"О преобразовании производственного объединения "КамАЗ" в акционерное

общество "КамАЗ". Постановлением предусматривались возможность продажи

части акций этого объединения не только юридическим, но и физическим

лицам, в том числе иностранцам, а также возможность оставления дивидендов,

причитающихся государству, в распоряжение акционерного общества для их

использования на цели накопления. Акционированию подлежало все имущество

объединения общей стоимостью примерно 4.7 млрд руб. Попытка перевода

КамАЗа на акционерную форму собственности активно освещалась в печати.

4. АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА В 90-Х ГГ. ХХ В.

Принятым 19 июня 1990 г. Постановлением Совета Министров СССР

"Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с

ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах"

предусматривалась возможность создания акционерных обществ и выпуска ими

акций, которые могли распространяться как среди юридических, так и

среди физических лиц. Появление этого документа создало предпосылки для

активного развития акционерной формы собственности. За год с небольшим,

прошедшим после выхода указанного постановления (по состоянию на 26

сентября 1991 г.) в Единый государственный реестр акционерных обществ

и обществ с ограниченной ответственностью Министерства финансов СССР

было внесено 1432 общества, из которых 402 были основаны на акционерной

форме собственности, а 1030 были обществами с ограниченной

ответственностью. Суммарный уставной фонд акционерных обществ составил

23906,2 тыс. руб., а обществ с ограниченной ответственностью - 1224,4

тыс.руб.

Большинство акционерных обществ созданы на базе крупных

государственных предприятий в сфере промышленности и строительства как

общества закрытого типа, не предлагающие свои акции в открытую про-

дажу всем желающим. Это обстоятельство связано с целым рядом объективных и

субъективных факторов. Во-первых, вплоть до настоящего времени не создана

действенная стабильная правовая база для приватизации государственной

собственности. Во-вторых, высокий уровень инфляции делает невыгодным

привлечение дополнительного капитала посредством выпуска акций, ибо

этот капитал быстро обесценивается, а выплата дивидендов по нему должна

осуществляться в течение всего периода существования акционерного общества.

В-третьих, руководители многих государственных предприятий не спешат с

выпуском акций в открытую продажу, ибо опасаются утраты контроля над

собственными хозяйствами.

В настоящее время лишь несколько акционерных обществ, созданных на

базе государственных промышленных предприятий, обеспечили открытую продажу

своих акций. Крупнейшими из них являются АО "КамАЗ" и АО "Пермавиа".

Следует ожидать, что по мере развития процесса приватизации и

обострения дефицита финансовых ресурсов на предприятиях

государственного сектора экономики все большая их часть начнет

преобразовываться в акционерные общества открытого типа.

Вакуум, образовавшийся вследствие полного отсутствия акций

промышленных акционерных компаний, созданных на базе предприятий

государственного сектора экономики в ходе приватизации, в 1992 г. Был

восполнен активным размещением в больших объемах ценных бумаг вновь

создаваемых коммерческих структур. Эти структуры относительно легко "сняли

сливки" со значительной части временно не используемых накоплений

предприятий и организаций, привлекая их в свои уставные фонды.

Первым сектором экономики, который активно сформировал свой капитал

за счет размещения ценных бумаг, стала торгово-посредническая сфера. В

1991 г. в связи с распадом системы централизованного материально-

технического снабжения предприятий и организаций и либерализацией цен на

часть видов продукции при сохранении в целом механизма их

централизованного регулирования были созданы благоприятные предпосылки для

осуществления высокоспекулятивных товарных операций. В этих условиях

появилось большое число организаций, именующих себя "товарными биржами",

большая часть из которых по сути представляла собой торговые дома и

товарные аукционы. На конец 1991 г. образовалось более 800 таких

организаций. Все они были сформированы в форме акционерных обществ и

привлекали средства в свои уставные фонды за счет продажи акций различным

юридическим лицам. Ожидание получения значительных спекулятивных

прибылей от участия в товарных биржах в период стремительного их развития

привели к возникновению ажиотажного спроса на их акции, цены на которые

стремительно росли, нередко в несколько раз отрываясь от их первоначальной

номинальной стоимости.

Покупка акций бирж рассматривалась инвесторами как средство обеспечения

быстрого прироста своего капитала. Многие вкладчики рассчитывали на

получение дивидендов по акциям торговых бирж.

КОММЕНТАРИИ

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР

3 июля 1991 г.

Статья 23. Льготы работникам приватизируемых предприятий по

приобретению их акций

1. Работники государственных или муниципальных предприятий,

преобразованных в акционерные общества, имееют право приобрести акции

своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций

составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость

пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на

льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой

Государственной программой приватизации. Акции сверх установленной суммы

приобретаются работниками предприятия на общих основаниях.

Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях

работниками предприятий, предоставляется на три года с момента

регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального

взноса не может быть меньше 15 процентов номинальной стоимости акций.

2. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются

на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию или

выработавших на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее

десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенных по

собственному желанию, сокращению штатов или численности, а также лиц,

имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на место

работы на данном предприятии.

3.Государственной программой приватизации могут быть установлены

дополнительные льготы работникам отдельных предприятий или групп

предприятий (отраслей).

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

25 декабря 1990 г.

Статья 11. Товарищество с ограниченной ответственностью

(акционерное общество закрытого типа)

1. Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное

общество закрытого типа) представляет собой объединение граждан и (или)

юридических лиц для совместной деятельности. Уставной фонд товарищества

(акционерного общества) образуется только за счет вкладов (акций)

учредителей.

2. Все участники товарищества с ограниченной ответственностью

(акционерного общества закрытого типа) отвечают по своим

обязательствам в пределах своих вкладов. Вклады участников товарищества с

ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) могут

переходить от собственника к собственнику только с согласия других

участников товарищества, в порядке, предусмотренным уставом товарищества.

3. Имущество товарищества с ограниченной ответственностью

(акционерного общества закрытого типа) формируется за счет вкладов

участников, полученных доходов и других законных источников и принадлежит

его участникам на праве общей долевой собственности.

4. Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное

общество закрытого типа) является юридическим лицом, действует на

основании устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное

наименование с указанием организационно-правовой формы товарищества.

Юридические лица-участники товарищества с ограниченной ответственностью

(акционерного общества закрытого типа) сохраняют самостоятельность и

права юридического лица.

Статья 12.Акционерное общество открытого типа

1. Акционерное общество открытого типа представляет собой объ-

единение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной

хозяйственной деятельности.

Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного

общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций).

Акционерное общество не отвечает по имущественным обязательст-

вам акционеров.

2. Имущество акционерного общества открытого типа формируется

за счет продажи акций в форме открытой подписки, полученных доходов

и других законных источников. Свободная продажа акций допускается на

условиях, устанавливаемых законодательством РСФСР.

3. Преобразование в акционерные общества государственных и му-

ниципальных предпритий, а также предприятий, в имуществе которого

вклад государства или местных Советов составляет более 50 процентов,

осуществляется собственником или уполномоченным им органом с учетом

мнения трудового коллектива и в соответствии с законодательством

РСФСР о приватизации.

4. Акционерное общество открытого типа является юридическим ли-

цом, действует на основании устава, утверждаемого его участниками,

имеет собственное наименование с указанием его организационно-право-

вой формы. Юридические лица-акционеры сохраняют самостоятельность и

права юридического лица.

Статья 33.Порядок учреждения предприятия

1. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственни-

ка имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудово-

го коллектива государственного или муниципального предприятия в слу-

чаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законо-

дательными актами РСФСР.

Предприятие может быть учреждено в результате выделения из

состава действующего предприятия, объединения, организации одного

или нескольких структурных подразделений (единиц) с сохранением за

данными подразделениями (единицами) существующих обязательств перед

предприятием.

Предприятие также может быть учреждено в результате принуди-

тельного разделения в соответствии с антимонопольным законодательст-

вом РСФСР. Споры по вопросам выделения и разделения предприятий ре-

шаются в судебном или арбитражном порыдке.

2. Учредительными документами предприятия являются устав предп-

риятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В

уставе предприятия определяются организационно-правовая форма предп-

риятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок

распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия ре-

организации и ликвидации предприятия.

Устав предприятия утверждается его учредителем (учредителями).

На государственном и муниципальном предприятии, а также предприятии

смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства

или местного Совета составляет более 50 процентов, устав утвержда-

ется учредителем (учредителями) совместно с трудовым коллективом.

3. Предприятие считается учрежденным и приобретает права юриди-

ческого лица со дня его государственной регистрации.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБШЕСТВАХ И ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

19 июня 1990 г.

2. Общества могут заниматься любой хозяйственной деятельностью,

за исключением той, которая запрещена законодательными актами Союза

СССР, союзных и автономных республик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статисти-

ка, 1992.

2. Китайгородский Н. Как создавать акционерное общество. //Эко-

номика и жизнь, 1990, N 27.

3. Мясоедов С.П., Фединский Ю.И. Общество на паях.- М.: Поли-

тиздат, 1991.

4. Положение об акционерных обществах и обществах с ограничен-

ной ответственностью. //Экономика и жизнь, 1990, N 27.

5. Создание акционерных и малых предприятий (Методические реко-

мендации).- Л.: ЛДНТП, 1991.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.