бесплатно рефераты
 

Психологическая проблема в области экологии

Психологическая проблема в области экологии

РЕФЕРАТ ПО ЭКОЛОГИИ

на тему

"Психологическая проблема в области экологии."

ученицы 11 класса 9 группы

экстерната средней школы 41

Камалендиновой Адили.

Зима-2000.

Оглавление

Введение 3

Отношение человечества к природе 4

Пути решения экологических проблем 5

Практика решения экологических проблем 10

Заключение 13

Словарь 14

Список литературы 15

Приложение 1 16

Приложение 2 17

Введение

В условиях перехода к рыночной экономике все больше юристов в нашей

стране сталкиваются с рядом проблем экологического характера. На протяжении

многих лет в период строительства социализма и коммунизма взаимодействие

советского общества с природой было потребительским. И практически

отсутствовали какие-либо законодательные акты, защищающие людей и

окружающую их среду от негативного воздействия различных вредных веществ и

материалов. В наши дни проблема экологии все более и более актуальна для

мирового сообщества, а так как мы живем непосредственно во взаимодействии с

внешним миром, то и для нас, для России, это становится одной из важнейших

проблем, требующих скорейшего решения. Отсутствие экологического

законодательства наносит прямой ущерб людям, чья жизнь и работа связана

непосредственно с материалами, способными нанести вред жизни, здоровью и

окружающей их среде. Наличие грамотного законодательства в области экологии

помогло бы многим избежать или более быстро решить, возникшие у них

проблемы.

В своей работе я на основе конкретного примера покажу как трудно

решаются экологические проблемы в России, в условиях недостаточно полного

законодательства и как эта проблема могла бы решиться в мировой практике.

В своей работе я буду опираться на ситуацию, которую попыталась

разрешить ученица юридического колледжа. Мне эта работа показалась

действительно интересной, но я рассмотрю ее не с юридической[1] точки

зрения, а с психологической[2].

Отношение человечества к природе

Примерно до начала XX века человечество строило свое отношение к

природе на основе концепции потребительского отношения к ней. Суть

концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из

которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства

и создания богатства общества (выражена известными словами И. В. Мичурина:

«Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача»). «На

наш век хватит», «После нас хоть потоп» — вот лозунги, под которыми

осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного

развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе

раньше или позже является ее истощение, деградация, что соответствующим

образом отражается на человеке и обществе. Н.Ф. Федоров, русский

религиозный мыслитель-утопист (1828—1903), писал в конце прошлого века:

«Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует

приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не

восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения

конца»[3].

Сегодняшняя наиболее популярная концепция - это концепция устойчивого

развития. Исходя из того, что основной задачей развития является

удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие

определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности

настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений

удовлетворять свои собственные потребности. Устойчивое развитие включает

два ключевых понятия: понятие потребностей (в частности, необходимых для

существования беднейших слоев населения), которые должны быть предметом

первостепенного приоритета; понятие ограничений, обусловленных состоянием

технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей

среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

Развитие и окружающая среда не являются обособленными понятиями, и

проблемы в одной из этих областей нельзя успешно решать в отрыве от другой.

Окружающая среда — это источник ресурсов для развития. Ее состояние

является важным критерием, а ее сохранение — предметом постоянного внимания

в процессе развития. Для успешного развития требуется политика, учитывающая

соображения экологического порядка.

Концепция устойчивого развития признана и постепенно реализуется в

ряде экономических высокоразвитых государств.

Пути решения экологических проблем

Большинство ученых, исследовавших экологические проблемы, считают, что

у человечества есть еще около 40 лет для возврата природной среды в

состояние нормально функционирующей биосферы и решения вопросов

собственного выживания. Но этот период — ничтожно короток. И имеются ли у

человека ресурсы для решения хотя бы острейших проблем?

К главным достижениям цивилизации в XX в. относят успехи науки и

техники. Достижения науки, в том числе науки психологии, права окружающей

среды, можно рассматривать и как главный ресурс в решении экологических

проблем. Мысль ученых направлена на преодоление экологического кризиса.

Человечество, государства должны максимально использовать имеющиеся научные

достижения для собственного спасения.

С учетом дефицита времени человечество должно определить, какие цели

стоят перед ним, какие задачи необходимо решить, какими должны быть

результаты его усилий. В соответствии с определенными целями, задачами и

ожидаемыми, запланированными результатами человечество вырабатывает

средства их достижения. С учетом комплексности проблем окружающей среды эти

средства имеют специфику в технической, экономической, образовательной,

правовой, психологической сферах.

Рассмотрим вопрос об основных путях решения экологических проблем с

помощью и в рамках права окружающей среды[4].

а) Формирование нового эколого-правового мировоззрения.

Для преодоления экологического кризиса и последовательного решения

проблем окружающей среды России и человечеству необходимо совершенно новое

и ценностное юридическое мировоззрение. Его научной и философской основой

может стать учение о Ноосфере[5], в разработку которого огромный вклад внес

русский естествоиспытатель академик В.И. Вернадский. Оно пронизано идеей

гуманизма, направлено на преобразование отношений с окружающей средой в

интересах свободно мыслящего человечества в целом.

Учению о ноосфере созвучны идеи Альберта Швейцера о возрождении права

на почве нового мировоззрения.

Основой формирования нового эколого-правового мировоззрения в области

психологии может стать переосмысление на базе современных

естественнонаучных и общественных знаний теории естественного права и

естественной справедливости. При этом нуждается в решении проблема

восстановления давно утраченной здоровой связи человека с природой и

соотношения правовых норм, по которым живет или должен жить человек, с

природными императивами, вытекающими из законов развития природы. При

воспитании, формировании экологического мировоззрения эти истины должны

быть взяты за основу. Признавая свою жизнь высшей ценностью, человек должен

учиться ценить все живое на Земле для того, чтобы решительно перестроить

условия совместного бытия человечества и природы.

б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация

государственной экологической политики и коррекции менталитета[6] общества

в защите окружающей среды.

Эта задача должна решаться в рамках постоянной экологической функции

государства. Важнейшими элементами экологической политики являются цели

восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и

тактика их достижения. При этом цели должны быть реалистическими, т.е.

основанными на реальных возможностях. С учетом указанных целей общество и

государство определяют стратегию природоохранительной деятельности, т.е.

совокупность действий, необходимых и достаточных для решения поставленных

задач, средства достижения намеченных целей. К числу таких средств

относится право, в рамках которого регламентируется использование

разнообразных правовых мер — нормирования, оценки воздействия планируемой

деятельности на окружающую среду то есть психологическое, экспертизы,

лицензирования, планирования, мониторинга[7], контроля, использование СМИ и

др.; создание такого положения, когда любое хозяйственное, управленческое и

иное экологически значимое решение подготавливается и принимается только на

основе и в соответствии с правовыми экологическими требованиями.

в) Формирование современного экологического законодательства.

Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной

формой закрепления государственной экологической политики и формирует

психологическое отношение к окружающей среде. На современном этапе важно

обеспечить целенаправленное формирование экологического законодательства, а

не его развитие и совершенствование, по двум причинам. Первая и основная

связана с тем, что законодательство это создается и будет реализовываться в

принципиально новых для России политических, экономических и правовых

условиях, требующих нового законодательства. Практика подтверждает, что, по

существу, сейчас идет активный процесс его создания. Вторая причина —

чрезвычайно слабо развитое экологическое законодательство социалистической

России. Третья-отсутствие учета психологического фактора в области

экологии.

Основные характеристики и критерии современного экологического

законодательства включают:

• создание системы специальных законодательных актов в области

окружающей среды, актов природоресурсного законодательства и экологизация

иного законодательства (административного, гражданского,

предпринимательского, уголовного и др.). Главные требования — отсутствие

пробелов в правовом регулировании экологических отношений, его соответствие

общественным потребностям;

• формирование механизмов обеспечения реализации правовых

экологических требований в области психологии;

• гармонизация с экологическим законодательством Европы и мира.

г) Создание оптимальной системы органов государственного управления

природопользованием и охраной окружающей среды с учетом принципов:

• комплексного подхода к решению задач обеспечения рационального

природопользования и охраны окружающей среды;

• организации управления исходя не только из административно-

территориального, но и природно-географического районирования страны;

• разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных

полномочий специально уполномоченных органов.

д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению

рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой

эффективности капиталовложений.

Государство должно обеспечить решение этой двуединой задачи путем:

• закрепления в законодательстве требования об обязательном выделении

в бюджете минимального процента сумм на природоохранные цели от расходной

части бюджета;

• осуществления государственного экологического контроля за

выполнением предприятиями правовых экологических требований, закрепления в

праве мер экономического, идеологического[8], психологического,

стимулирования, обеспечения ими природоохранного финансирования в пределах

реальных возможностей;

• создания правового механизма обеспечения максимального эффекта

капиталовложений в сферу природопользования и охраны окружающей среды, что

позволит психологически воздействовать на общество.

е) Привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев

населения. Как политическая организация общества государство, в рамках

выполнения экологической функции заинтересовано в этом для достижения целей

экологической политики. Одна из тенденций последнего времени связана с

демократизацией экологического права. Это проявляется в создании

организационных и правовых условий для участия заинтересованных

общественных формирований и граждан в подготовке и принятии экологически

значимых хозяйственных, управленческих и иных решений.

Высокая степень демократизации в сфере правовой охраны окружающей

среды, определяемая потребностями заинтересованной общественности, — важное

направление, предпосылка и резерв повышения эффективности

природоохранительной деятельности государства.

ж) Экологическое воспитание и подготовка специалистов - экологов.

Переворот в умах людей, который так необходим для преодоления

экологического кризиса, сам по себе не произойдет. Он возможен при

целенаправленных усилиях в рамках государственной экологической политики и

самостоятельной функции государственного управления в сфере окружающей

среды. Эти усилия должны иметь целью экологическое воспитание всех

поколений, особенно молодых, воспитание чувства бережного отношения к

природе. Необходимо формирование экологического сознания, индивидуального и

общественного, основанного на идее гармоничных взаимоотношений человека и

природы, зависимости, человека от природы и ответственности за ее

сохранение для будущих поколений.

Одновременно важнейшей предпосылкой решения экологических проблем в

стране является целенаправленная подготовка экологов —специалистов в

области экономики, техники, технологии, права, социологии, психологии,

биологии, гидрологии и др. Без высококвалифицированных специалистов,

обладающих современными знаниями по всему спектру вопросов взаимодействия

общества и природы, особенно в процессе принятия экологически значимых

хозяйственных, управленческих и иных решений, достойного будущего у планеты

Земля может не быть.

Однако даже обладая организационными, людскими, материальными и иными

ресурсами для решения вопросов охраны окружающей среды, люди должны обрести

необходимую волю и мудрость, чтобы адекватно использовать эти ресурсы, то

есть применять психологическую науку.

Практика решения экологических проблем

Данная работа освещает экологические проблемы в области психологии. За

основу моей работы берется ситуация, в которой я стала невольной

свидетельницей. Выпускница одного из юридических колледжей проходила

практику в экологической милиции. Она консультировалась у специалиста

эколога. По заданию ее дипломной работы ей было необходимо найти уголовные

дела по статьям 247 и 248 (см. Приложение 1) Уголовного кодекса РФ. В

отделе дознания, где она проходила практику, ей предложили уголовное дело.

Оно заключалось в том, что водитель перевозил кислоту. По дороге к месту

назначения она пролилась, так как не были предусмотрены правила

транспортировки химических веществ, опасных для жизни человека и окружающей

среды. После остановки машины было зафиксировано загрязнение площадью 1 кв.

м. Данная машина была нанята фирмой, которая использовала эту кислоту в

своих целях. Экологическая милиция привлекла к ответственности директора

частного предприятия, использовавшего в работе данное химическое вещество.

Это уголовное дело происходило до мая 1999 года. В результате чего статья

попала под амнистию[9]. По теме дипломной работы ученицы колледжа нужно

было найти ошибки в ведении следствия. В ходе рассмотрения этого уголовного

дела выяснилось, что Гражданский кодекс РФ не предупреждает экологические

преступления. В главе 30 Гражданского кодекса РФ "купля-продажа"

отсутствуют какие либо ограничения: кому и сколько можно продавать

экологически опасные вещества. Подразумевается, что любой может купить

или продать химическое вещество, опасное для жизни человека и окружающей

природы. В главах 40 и 47 "перевозка" и "хранение" экологически опасных

веществ также отсутствуют какие либо ограничения. Данное уголовное дело,

которое прошло в 1999 году, высветило несовершенство нашего российского

гражданского кодекса в области экологии, который призван упорядочить

действия граждан, не только в нарушении других правил, но и в области

экологии. В данном деле "О разливе кислоты" высвечиваются существующие

недостатки Гражданского кодекса.

Когда было изучено уголовное дело, ей предлагалось сделать

дорасследование. У нее была замечательная возможность, так как она

проходила практику в экологической милиции, в отделе дознания.

Ей нужно было сделать дознание у водителей того транспортного

предприятия, где нанималась машина перевозящая химически опасное вещество.

Нужно было задать водителям вопросы:

- Вам будет приятно, если из впереди идущего транспорта на вас будет

выливаться кислота?

- Я считаю, что они сказали бы нет.

- А если эта кислота выливается на прохожих, так как все дело происходило в

городе Москва?

- Думаю ответ был бы отрицательным.

- Нужно ли ограничивать таких водителей законом?

- Я думаю, что любой ответит "Да".

- При получении заказа водитель знает, что он будет перевозить?

- Любому водителю интересно, что он перевозит. Но в нашем случае водитель

отказывается от ответственности за перевозимый им груз, заявив, что он не

знал, что перевозит и поэтому проходил только свидетелем.

Но она отказалась сделать дознание.

Ей предлагалось, сделав дознание, написать в одну из центральных

газет, чтобы высветить эту проблему. Что она опять-таки отказалась сделать.

Отказавшись выполнять предложенные ей условия, то есть сделать

дорасследование и на основе этого дознания выйти в прессу, и с

законодательной инициативой для Государственной Думы, она нарушила принципы

Декларации Рио (см. Приложение 2).

Во-первых, в соответствии с Принципом 10 Декларации Рио, она должна

была обратится в прессу, как человек узнавший об этом.

Во-вторых, в Принципе 12 той же Декларации, освещаются вопросы

касающиеся ограничения международной торговли (или купли-продажи). Но наш

ГК РФ не предусматривает никаких мер в разделе "Купли-продажи" даже внутри

страны.

В-третьих, по Принципу 14 произошло нарушение норм перевозки веществ,

способных нанести вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

В конечном итоге, когда работа была сдана, ей поставили "4". Все, кто

ее консультировал, удивились, "почему?". Ее преподаватель объяснил, что в

ее работе нет заключения. Оказывается, что все что она готовила, она не

сдала, а сдала работу наполовину. Здесь высвечивается дополнительный именно

психологический фактор: написав работу задолго до ее защиты, она ее не

сдавала своему дипломному руководителю, хотя сделав это, он поправил бы все

ее ошибки.

Что подтолкнуло ее не высвечивать себя в области экологии? Ей было

стыдно за то, что эта информация высветится, так как она проходила практику

у знакомых. Она боялась за репутацию этой организации и за возможные

негативные последствия для них.

И таких примеров можно привести множество, если не сказать, что это

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.