бесплатно рефераты
 

Проблемы квалификации экологических преступлений

благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и

обеспечения Э Безопасности населения.

Гаурман: общественные отношения, сохраняющие для человека благоприятную

окружающую среду и обеспечивающие экологический порядок.

В Законе РСФСР "Об охране природной среды" не раскрывается термин, но он

способен достичь эти цели.

Точки зрения:

1) это слова-синонимы. ЭБ – это составная часть безопасности вообще.

2) в юридической литературе: экологический правопорядок – система

экологический правоотношений, направленных на реализацию задач

сохранения природной среды. Составной частью экологического

правопорядка является экологическая безопасность.

3) Экологический правопорядок – это вид правового порядка, сложившийся в

государстве как результат и составляющая совокупности правоотношений,

функционирующих по поводу сохранения благоприятной среды обитания

человечества. Главная задача – обеспечение экологической

безопасности.

"ЭБ", "ОПС"

Есть т.з., в соответствии с которыми:

1) Это слова-синонимы; (Тринчук). Как принцип природопользования,

понимается как цель и задача совершения природоохранных мероприятий и

т.д. В зарубежных странах этот термин вообще не употребляется.

2) Это охраняемые УЗ общественные отношения по охране природной среды.

Охрана окружающей среды – деятельность уполномоченных органов,

направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное

использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение

негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую

среду и ликвидацию ее последствий.

ЭБ – это деятельность по охране окружающей среды.

Эти понятия соотносятся как действие и результат.

( Проблема актуальна, но однозначной точки зрения нет.

Непосредственный объект (разделение на статьи).

В отношение понятия объекта нет единой точки зрения.

Объект – охраняемые УЗ ОО по охране отдельных природных ресурсов в

совокупности составляющих природную среду.

Предмет преступления – терпит, как правило, ущерб.

Отграничительный признак – предмет преступления.

И. Кулаков. Признаки

1) Естественное природное происхождение;

2) Происхождение при помощи человеческого труда;

3) Нахождение в цепи экологической системы;

4) Выполнение экологических, в т.ч. или иных природных функций.

ППВС № 14 1998 г. "О судебной практике по делам, связанным с ЭП" –

квалификация ЭП – серьезная проблема.

( Не являются предметом ЭП деревья, кустарники, произрастающие на землях

с/х назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных,

дачных участках, ветроваленные деревья, если иное не предусмотрено

специальными правовыми актами.

Завладение теми деревьями, которые срублены и готовы к складированию,

вывозу и т.д. другими людьми следует понимать как хищение чужого имущества.

Проблема определения объективной стороны ЭП

Признаки объективной стороны:

1) деяние;

2) последствия;

3) причинная связь.

Большинство составов ЭП сформулированы как материальные.

К формальным составам относятся – ст.ст. 253, 256, 258 УК (ст.ст. 256,258

– ППВС п. 17 – считаются оконченными с момента начала действия, независимо

оттого, привело ли оно к последствиям).

Деяния могут быть совершены как действием, так и бездействием. Те

составы, которые законодатель формулирует, как нарушение правил, могут

совершаться как действием, так и бездействием.

Последствия представляются широко и разнообразно, при этом законодатель

использует оценочные категории. Данные понятия не конкретизированы, кроме

ст. 260 УК РФ.

Иные тяжкие последствия (30% норм).

( ППВС п. 3 – разъяснения применительно к ст. 236 УК РФ.

В юр. литературе: вред предлагается рассматривать в двух формах:

1) экологический вред; 2) экономические последствия.

(1). Истощение, загрязнение ПС, разрушение ее экологических связей и т.д.

(Лавыгина не согласна).

(2). Под экономическими последствиями следует понимать воздействие на

имущество природопользователя, его доходы, расходы.

Особенности экологических последствий- двойная зависимость экологических

последствий друг от друга (ч. 2 ст. 251) – ответственность вследствие

загрязнения.

1) Деяние выражается в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих

веществ, или нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.

1.1. последствия – выражаются в загрязнении или изменении природных

свойств воздуха. (

1.2. вред здоровью человека.

( Затруднения в выявлении причинно-следственных связей и при выявлении

самих последствий.

Последствия проявляются не сразу после совершения деяния. Специфика

последствий – их растянутость во времени ( сложность при установлении

причинно-следственных связей.

Все проблемы проявляются в еще более углубленном виде в ЭП.

Последствия ЭП помимо растянутости во времени, они могут быть

рассредоточены в пространстве ( установление причинно-следственной связи

становится еще более проблематично.

Законодатель уделяет внимание факультативным признакам, в частности,

место совершения ЭП имеет значение для квалификации.

Проблема выявления места связана с отсутствием в законе четких

формулировок. Т.е. законодатель использует одни и те же термины для

характеристики места совершения преступления (ст. 261 УК РФ)

Время совершения преступления квалифицирующего значения не имеет.

Способ имеет в ряде случает квалифицирующее значение (большинство норм

указывают на этот признак как на обязательный).

В соответствии с законом "Об охране ОС", негативное воздействие – это

любое антропогенное воздействие, приводящее к отрицательным изменениям

природной среды и создающее реальную угрозу для здоровья человека, животных

и растительного мира.

Проблема определения признаков субъекта и субъективной стороны

Ответственность с 16 лет.

Пониженный возраст – ч. 2 ст. 20 УК – с 14 лет.

В частности, пониженный возраст уголовной ответственности предлагается

ввести по ст.ст. 261, 262 УК РФ.

Часть составов ЭП предполагает наличие специального субъекта (ст. 246 УК

РФ) – в данной норме это лицо, ответственное за соблюдение правил.

Кроме того: ч. 3 ст. 256 УК РФ, ч. 2 ст. 258 УК, ч. 2 ст. 260 –

законодатель указывает на лицо, использующее свое служебное положение.

ППВС в п. 10 предусматривает, что ЭП с использованием своего служебного

положения содержатся в ст.ст. 263, 266 УК РФ.

По мнению Лавыгиной большинство норм предусматривает наличие специального

субъекта: ст.ст. 247, 248, 249, 251, 252, 253, 254, 257 УК РФ.

Общий субъект предусмотрен лишь в ст.ст. 250, 255 (вред, причиненный

самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых); ст.ст. 256,

258-262. При этом 3 из указанных статей: 256, 258, 260 предусматривают

признаки специального субъекта в качестве квалифицирующих.

Вопрос об установлении общих и специальных признаков имеет важную

квалифицирующую роль, потому что если ЭП, состав которого предполагает

признаки общего субъекта, совершает лицо с использованием своего

должностного положения, то данное деяние образует идеальную совокупность

преступления и должно быть квалифицировано по ст.ст. 285, 281 УК из главы

26, если же дополнительные признаки преступления (субъекта)

предусматриваются непосредственно в норме, то содеянное квалифицируется

только по норме гл. 26 и совокупность в данном случае отсутствует.

Актуальная проблема – ответственность ЮЛ за совершение ЭП.

Установление УО за ЭП будут способствовать эффективной борьбе с ЭП.

В случае привлечения ЮЛ к ответственности дополнительной мерой будет

штраф.

В российском УП – субъективное вменение вины (вред должен быть причинен

обязательно виновно, без вины нет ответственности).

УК 1960 г. не определял форму вины за ЭП; на практике – и умысел, и

неосторожность.

УК 1996 г. – ч. 1 ст. 261 – неосторожные формы вины, все остальные

составы ( неосторожность и умысел, т.к. в ч. 2 ст. 24 УК указано, что

неосторожность должна быть указана в диспозиции, если нет – умышленное

преступление, если иное не вытекает из анализа объективной стороны.

Большинство ученых – с косвенным умыслом.

Ст.ст. 253, 255 (при самовольных застройках), 256, 258, 260, ч. 2 ст. 261

– только умысел. Ч. 1 ст. 261 – только неосторожность. Все остальные

составы – и умысел, и неосторожность.

Ч. 3 ст. 247, ч. 3 ст. 248, ст. 249, ч. 3 ст. 250, ч. 2,3 ст. 251, ч. 3

ст. 252, ч. 3 ст. 254 – неосторожная форма вины по отношению к

последствиям. В данных составах нет двойной формы вины, если деяния

неосторожные.

Деяние – загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных

водных источников питьевого водоснабжения либо изменение их природных

свойств.

1-е последствие – причинение вреда животному и растительному миру, рыбным

запасам, лесному или сельскому хозяйству;

2-е последствие – наступление смерти человека (ч. 3 ст. 250).

В ряде случаев законодатель использует нечеткие формулировки, что на

практике приводит к субъективному подходу в толковании, что не приводит к

совершенствованию законодательства.

Соотношение уголовной и административной ответственности по ООС

Нет административной преюдиции, т.е. для привлечения к уголовной

ответственности необязательно привлечение к административной

ответственности.

По большинству составов правоприменитель должен решать вопрос о

разграничении административных проступков от уголовных преступлений.

Административное зак-во в области ООС представляет комплекс: регулирует

права и обязанности должностных лиц как природоохранных органов.

V Нормы, регулирующие деятельность организаций в ходе хозяйственной

деятельности которых возможно нарушение экологического зак-ва;

V Нормы о порядке упрочения ООС как одно из важнейших направлений гос.

политики.

В литературе наиболее распространен термин экологический проступок –

посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области ООС,

порядок совершения природопользователем противоправного виновного деяния,

которое создало угрозу причинения вреда ПС и за которое законодательство

предусматривает ответственность.

Гл. 8 – // – // – в области ООС и природопользования;

Гл. 10 – // – // – в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.

Большинство проступков сформулированы как формальные составы (в УП

большинство – материальные составы).

Для квалификации в науке УП 1) важно определение обстоятельств, влияющих

на общественную опасность деяния; 2) преступления и проступки

разграничиваются по степени их ОО и вредности; 3) необходимо принимать не

только ОО как таковую, а ее содержание; 4) исходя из размера вреда,

характера нарушения, обстановки нарушения, формы вины.

ЭП с неконкретизированным предметом

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Ст. 246 УК РФ – ответственность за нарушение правил ООС (производства

работ – проектирование, размещение, строительство; ввод в эксплуатацию

промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов).

Закон "Об ООС" запрещает разработку и реализацию проектов, ведущих к

разрушению природной среды и равновесия, а также принятия к эксплуатации

без выполнения экологических требований.

Порядок закреплен в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 г.

№ 997.

Закон РФ "Об основах градостроительства": содержит правила проектирования

и размещения объектов; инструкцию по обоснованию хозяйственной и иной

деятельности.

Объект – ОО по обеспечению ЭБ при производстве работ.

Объективная сторона – деяние, в нарушение правил ОПС при производстве

работ, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона,

причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных и т.д.

Нарушение может быть в форме действия и бездействия.

Презумпция устанавливает обязанность проведения экологической экспертизы

для соответствия намеченной и действительной хозяйственной деятельности

экологическим правилам.

Экспертиза осуществляется на основе закона "Об ООС", закона "Об

экспертизе…", Положении "О порядке проведения экологической экспертизы" и

т..

Приказом Министерства ОПС и природных ресурсов от 18 июля 1994 г. № 222

утверждена ОВОЗ (организация), осуществляющая оценку воздействия на ОПС (

дается или нет разрешение.

Экологические требования предъявляются к технико-экономическому

обоснованию проекта, проектированию и сооружению тех или иных объектов.

Размещение объектов – определение места расположения планируемых

сооружений, предусматривает совершение предварительных организационных

мероприятий, направленных на согласование соответствующими органами о месте

размещения, оформлению документации, дающей право хозяйствующему субъекту

на использование соответствующей территории.

Выделение земельных участков под строительство выдается только по

разрешению Государственной Эпидемиологической службы России.

Технико-экономическое обоснование и проектирование работ.

Проведение экологической экспертизы.

Это обоснование дает заказчик.

Оценку дает Государственная Экологическая экспертиза.

Строительство – создание, переоборудование, реконструкция и иное введение

новых или преобразование существующих объектов (при наличии экологической

экспертизы).

Ввод в эксплуатацию объекта. Осуществляется комиссионно с участием

исполнителя, заказчика специально уполномоченными лицами с обязательным

выполнением всех предусмотренных требований проектом. При этом

осуществляется проверка и документации и проектов.

Порядок приемки объектов закреплен Постановлением Министров за № 32 "О

приемки в эксплуатацию законченных строительных объектов".

Эксплуатация объекта – практическое использование, в соответствии с

поставленными целями и условиями, для получения конкретного для общества

результата ( соблюдение экологического законодательства.

Для осуществления контроля за данными процедурами принято Постановление

Правительства РФ от 23 ноября 1993 г. № 29 "О создании единой

государственной системе экологического мониторинга",

Деятельность, которая связана с выбросом загрязняющих веществ

регулируется Постановлением Правительства "Об утверждении порядка выбросов

и сбросов ОПС" от 03 августа 1993 г. № 545.

Данный состав является материальным. Считается оконченным с момента

наступления последствий.

Загрязнение ПС связано с глобально-распределительными долгоживущими

радиоактивными изотопами (т.е. продукта испытания ядерного оружия) +

плановые и аварийные выбросы.

Нормативы ПДУ безопасности содержания радиоактивных веществ в ПС и

продуктах питания установлены в величинах, не представляющих опасности для

здоровья и генетического фонда человека.

Нормы устанавливаются Госсанэпидемнадзором России.

Большое количество правил, инструкций разработано в законе "Об

использовании атомной энергии".

На территории РФ находится 15 полигонов по захоронению ядовитых веществ.

Ст. 215 – ответственность за нарушение правил безопасности атомной

энергетики.

Ст. 215 является специальной по отношению к ст. 216.

Существующим изменением радиоактивного фона будут считаться, когда

концентрация радионуклидов в ОС превысит допустимый коэффициент (ДК) и

приведет к радиоактивному загрязнению и облучению людей.

Причинение вреда здоровью выражается в заболевании хотя бы одного

человека, повлекшего причинение легкого, средней тяжести или тяжкий вред

здоровью.

Массовая гибель животных будет иметь место при одновременной гибели

большого числа животных или нескольких видов на определенной территории.

Массовость носит оценочный характер.

Данная норма предусматривает и иные тяжкие последствия (п. 3 ППВС от 05

ноября 1998 г. № 14 по делам, связанным с экологическим правом) –

существенное ухудшение качества ОС или состояния ее объектов, устранение

которых требует длительного времени и больших финансовых и материальных

затрат, уничтожение отдельных объектов, деградация земель и иные негативные

изменения ОС, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Ст. 246 содержит в себе предписания, определенные признаки альтернативных

составов преступлений и все составы, предусмотренные в данной статье

являются основными и самостоятельными, т.е. с точки зрения юридической

техники структура ст. 246 сложная, где на основе ощего состава выделяется

ряд основных составов с альтернативными признаками.

Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом.

Субъект – лицо, достигшее 16 лет, на которое возлагается обязанность по

обеспечению указанных правил.

Желание законодателя отразить в УК нарушение общественных требований по

охране привело к созданию комплексной и очень сложной нормы, объединившей в

себе различные процессы хозяйственной и иной деятельности, каждая из

которых регулируется огромным массивом экологических нормативных актов.

Кроме того, громоздкость и несовершенство ст. 246 подтверждает

(несовершенство) наличием ст. 245, которая полностью повторяет признаки

объективной стороны, но в отношение компонентов окружающей среды.

Ст. 247 УК – квалификация преступления нарушение правил эксплуатации

экологически опасных веществ и отходов

1997 г. – 20 у.д.

2000 г. – 26 у.д.

Объект – отношения по охране природы.

Дополнительный объект – охрана интересов и здоровья личности.

Диспозиция предусматривает 2 основных состава + ч.2 ст. 3. К основному

составу относятся: производство запрещенных видов опасных отходов;

2 составов – обращение, т.е. транспортировка, хранение, захоронение,

использование и иное обращение радиоактивных, бактериологических,

химических веществ и отходов.

Квалифицирующие признаки имеют равнозначное значение для обоих составов.

В основе разграничения основных составов лежит предмет преступления, к

которому в первом случае относятся отходы, производство которых запрещено,

во втором случае, при обращении (химические вещества и отходы, обращение

которых не запрещено, но осуществляется с нарушением специально

установленных правил).

Положение "О государственной регистрации химических, бактериологических

веществ", Федеральная целевая программа "Отходы".

Под экологически опасными веществами (ЭОВ), отходами понимаются вещества

естественного и искусственного происхождения, которые могут причинить вред

жизни и здоровью человека или природным ресурсам.

В соответствии с ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня

1998 г. № 89-ФЗ (ст. 14) на опасные отходы должен быть составлен паспорт,

кроме того предусматривается классификация отходов в зависимости от

вредности воздействия.

Выделяют 5 классов вредности опасных отходов + запрещенных.

Виды опасных отходов – опасные отходы безусловно не разрешенные

законодательством при производстве работ в процессе потребления, а также

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.