бесплатно рефераты
 

Природные катастрофы

порой они опустошают целые побережья и приносят больше разрушений, чем сами

землетрясения. Эти губительные волны сейчас называют общеупотребительным

термином «цунами», который происходит от японского слова, обозначающего

«большая волна, заливающая бухту». О цунами и их страшной разрушительной

силе много говорят и пишут, но сухопутным жителям представить эти

крутолобые, увенчанные пенистыми гребнями волны в реальности довольно

трудно.

Волны цунами так длинны, что как волны они порой и не воспринимаются: длина

их составляет от 150 до 300 километров. В открытом океане цунами не очень

заметны, так как их высота (то есть вертикальное расстояние от гребня до

впадины) составляет всего несколько десятков сантиметров. Максимально —

несколько метров. Но добежав до мелководного шельфа, волна вздымается и

вскоре становится похожей на движущуюся стену. Входя в мелководные заливы,

она становится еще выше, замедляет ход и, подобно гигантскому валу,

накатывается на сушу.

О цунами говорится еще в библейской книге «Исход»: «И пошли сыны Израилевы

среди моря по суше; и воды же им были стеною по правую и по левую сторону».

Современные исследователи Библии считают, что израильтяне пересекали

«посуху» не Красное море, а «Море тростников» — пресноводную лагуну к

востоку от дельты Нила.

Одним из первых описал цунами неутомимый исследователь Камчатки

С.П.Крашенинников. В октябре 1775 года он наблюдал землетрясение на острове

Шумшу и записал в своем дневнике: «На первом Курильском острове, Сумчшу

называемом, трясение земли было следующим образом. Октября 6 дня, в третьем

часу полуночи сперва земля так жестоко тряслася, что от него многие

балаганы попадали, и людям стоять невозможно было, и продолжалось это

четверть часа... А когда перестало трясение, то воды вокруг с моря с

великим шумом сажени на три прибыло, которая опять тотчас в море далеко

ушла. По сбежании воды в другой раз земля тряслася, только очень легко, а

после опять вода с моря до того же места опять пришла, где в первый раз

была».

Оставил описание цунами и Чарльз Дарвин, когда во время своего путешествия

на корабле «Бигль» 20 февраля 1835 года ощущал катастрофическое

землетрясение в Чили. «Вскоре после толчка на расстоянии трех-четырех миль

была замечена огромная волна. Она приближалась и в середине залива была

гладкой, но вдоль берега сносила домики и деревья и рвалась вперед с

неудержимой силой. В глубине бухты она разбилась на череду страшных белых

бурунов, которые взметнулись вверх на 23 фута... Сила буруна была, должно

быть, громадной, так как в форте пушка с лафетом весом четыре тонны была

вдвинута им внутрь на пятнадцать футов. Среди развалин в двухстах ярдах от

берега застряла шхуна. За первой волной последовали еще две, и многие

разбитые остовы судов и лодок были смыты их обратным движением. В одном

конце залива корабль был выброшен далеко на берег, затем смыт, снова

выброшен на берег и вновь унесен волной».

Изучение цунами началось сравнительно недавно, хотя бедствие это старо как

мир. Советские ученые А.Е.Святловский и Б.И.Силкин отмечали, что «во время

раскопок вблизи нынешнего арабского поселка Рас-Шамра в Сирии была найдена

целая библиотека глиняных табличек, относящихся ко второму тысячелетию до

нашей эры. Археологам удалось, расшифровав клинопись, прочитать на них

скорбный рассказ о том, как волна невиданный высоты неожиданно обрушилась

на некогда стоявшую здесь цветущую столицу древнего государства Угарит,

почти полностью уничтожив ее.

В эллинистической хронике под 358 годом нашей эры можно найти запись,

гласящую, что в августе этого года огромная волна накатилась на восточную

часть Средиземного моря, накрыла «с головой» многие невысокие островки, а в

Александрии забросила суда на крыши домов».

В октябре 1746 года несколько водных валов, высота которых достигала 20-25

метров, смели с лица земли морской порт Кальяо и город Лима на

тихоокеанском побережье Южной Америки. Ученый Мануэль Одриосола так писал

об этой катастрофе: «После землетрясения, разрушившего все здания в порту,

океан отступил, но никто не может сказать, на какое расстояние. Вскоре воды

океана со страшным гулом стали возвращаться; возникла гигантская волна,

которая обрушилась на набережную. Все было сметено.

У причала в порту стояло 23 корабля; большая часть из них была разбита и

затонула. Четыре самых крупных корабля, в том числе 34-пушечный фрегат «Сан-

Фермин», были подняты волной и увлечены в глубь страны, где они и застряли

после того, как волна спала. Океан снова отступил и снова обрушился на

побережье, и так повторялось несколько раз».

Другой причиной возникновения цунами могут быть оползни. Они могут

возникнуть на морском дне в рыхлых осадочных породах и вызвать волнение

водной массы. Подобного рода катастрофа произошла на юго-востоке Аляски.

Здесь находится бухта Литуя, которая входит в состав национального парка

Глейшер-Бей на Аляске. С открытым пространством залива Аляска бухту

соединяет длинный узкий перешеек, а дальний берег бухты проходит вдоль

сейсмологического разлома Фэруэтер.

Геолог Д.Миллер обратил внимание на разницу в возрасте деревьев на склонах

холмов, окружающих залив. По годовым кольцам на деревьях он определил, что

последние сто лет в заливе четыре раза возникали волны огромной высоты. К

выводам ученого сначала отнеслись с большим недоверием, но новая катастрофа

подтвердила правильность его предположений.

Девятого июля 1958 года сильное землетрясение на разломе Фэруэтер вызвало

оползень на склоне горы над бухтой Литуя. Огромная масса льда, камней и

земли (объемом около 300 миллионов кубических метров) с ледника ринулась

вниз, обнажая горные склоны. Землетрясение разрушило многочисленные

постройки, в земле образовались трещины, сползло побережье. Движущаяся

масса обрушилась на северную часть бухты, завалила ее, а потом еще вползла

на противоположный склон горы, содрав с него лесной покров на высоту более

трехсот метров. Оползень породил гигантскую волну, которая буквально

вынесла бухту Литуя в сторону океана. Волна была так велика, что

перехлестнула целиком через всю отмель в устье бухты.

Бухта Литуя — излюбленное место рыбной ловли, и три рыбацких судна

находились там, когда обрушилась волна. Так что очевидцами стали люди с

кораблей, бросивших якорь в заливе. От страшного толчка их всех сбросило с

коек, и на глазах потрясенных рыбаков огромная волна поднялась и поглотила

подножие северной горы. После этого волна прокатилась по заливу, сдирая

деревья со склонов гор. Там, где раньше был густой лес, теперь остались

голые скалы, и такая картина наблюдалась на высоте до шестисот метров.

Один баркас был высоко поднят, легко перенесен через отмель и сброшен в

океан. В тот момент, когда баркас переносило через отмель, находящиеся на

нем рыбаки видели под собой стоящие деревья. Волна буквально перебросила

людей через остров в открытое море. Во время кошмарной скачки на гигантской

волне суденышко колотило о деревья и обломки. Баркас затонул, но рыбаки

просто чудом уцелели и через два часа были спасены. Из двух других баркасов

один благополучно выдержал волну, но другой потонул, а находившиеся на нем

люди пропали без вести.

Чаще других страдает от цунами Япония, особенно ее гавани, расположившиеся

вдоль северо-восточного побережья острова Хонсю (его еще называют

побережьем Санрику). Поэтому Япония, одна из первых стран в мире,

организовала у себя «Службу цунами». Благодаря ей, уже удалось сохранить

большие материальные ценности и предотвратить гибель многих людей. Но не

всегда...

В мае 1983 года в результате сильного подводного землетрясения в Японском

море возникло цунами, которое погубило 105 человек. В том числе группу

школьников, только что собравшихся на пикник недалеко от города Акита. В

прошлые века взбунтовавшаяся морская стихия вела себя намного воинственнее.

В канун нового 1703 года погибло около 100 000 жителей Японских островов.

Четырежды гигантские водяные валы атаковали побережье, проникая глубоко

внутрь суши, неся смерть и разрушения. Особенно пострадали тогда жители

районов Сагами, Ошима, Мусаси и Кацуза.

День 1 сентября 1923 года для Японии стал одним из самых трагических в ее

истории. Тогда на дне залива Сагами произошло сильное землетрясение. На

него тотчас же откликнулось море: две огромные волны хлынули на побережье

залива. В результате этой катастрофы погибли 143 тысячи человек и потонуло

восемь тысяч судов. Особенно пострадал город Ито.

ВИНЕТА — НЕМЕЦКАЯ АТЛАНТИДА

У многих народов бытует легенда о своей Атлантиде. Чье внимание не

привлечет красочный рассказ о таинственном, затопленном в древние века

городе-призраке, который исчез, унеся с собой в пучину улицы, дома, храмы,

людей, животных? Страшная для тех времен катастрофа для наших современников

стала интереснейшей исторической загадкой, тайной, которую хочется

расследовать и раскрыть.

Как правило, именно такие города-призраки в глазах всего человечества

олицетворяли собой идеал радостной, счастливой и безмятежной жизни. Правда,

этим городам всегда грозила гибель. Авторы поэтических сказаний не знали,

как распорядиться их дальнейшей судьбой, поэтому чаще всего отправляли свои

города-мифы на дно морей и океанов. Но нередко легенды °б исчезнувших

городах имели под собой довольно веские основания, чтобы ими

заинтересовались и начали свои изыскания ученые. В этой связи достаточно

вспомнить историю изве-Стных Содома и Гоморры, покоящихся, возможно, под

толстым слоем ила и вулканического пепла на дне Мертвого моря. *^ли

случайно отрытые Помпеи с Геркуланумом, засыпанные теплом и лавой

Везувия... А для России — это загадочный град Китеж.

Некоторые порты и процветавшие города древности были уничтожены не в

результате их погружения на дно моря, а, наоборот, — в результате удаления

от него. Такая судьба постигла, например, турецкий город Эфес, развалины

которого находятся сегодня южнее Измира. Около двух с половиной тысяч лет

назад река Мендерес, впадавшая в море, своими отложениями ила практически

погребла под собой город. От него сохранилась только дорога, которая

кончается в четырех километрах от моря.

Не отставали от итальянцев, греков, славян и северные немцы. Им тоже

хотелось иметь свой сказочный город-призрак, некогда располагавшийся на

берегу Балтийского моря. Но куда он исчез, если вообще когда-либо

существовал? Насколько известно, в тех местностях в обозримом прошлом

никогда не было вулканов, не происходили сколько-нибудь известные сильные

землетрясения. Наводнения, правда, случались, но все города оставались на

своих местах. Стихия после нескольких дней разгула, как правило, отступала.

И тем не менее, некоторые ученые из Берлина и сегодня вполне серьезно

утверждают, что в средние века на побережье Балтийского моря (недалеко от

острова Волин) на месте впадения реки Одер в море находился крупный город-

порт Винета. Он занесен во все энциклопедии мира, но известно о нем крайне

мало.

Хроники кратко сообщают, что около семисот лет назад (до разорения в XII

веке датчанами) Винета была крупнейшим торговым центром немецкого севера. В

городе процветала торговля, в порту швартовались корабли со всех концов

земли. Размахом своей деятельности Винета во многом напоминала

средневековые Гамбург и Любек. Но эти два города живы и сегодня, с ними

ничего не происходило, за исключением редких наводнений, а вот Винета

полностью исчезла. Куда и как?

Археологи из земли Мекленбург-Предпомерании уверены, что легендарный город

— не выдумка, он действительно существовал. И лежит сегодня на дне

Бартецкого залива, неподалеку от маленького старинного города Барт,

упоминающегося в хрониках XIII века. Добраться до Винеты непросто, так как

ее накрывает многометровый слой ила.

Древние сказания так описывают этот загадочный город. «Роскошные дома в нем

были украшены окнами из цветного стекла. Колонны из белого мрамора и

алебастра удерживали навесы над входами в жилище. Позолоченная черепица

отражала солнечный свет и до заката наполняла улицы желтым сиянием.

Мужчины в Винете носили отороченные дорогим мехом мантии и береты с

длинными перьями. Женщины были затянуты в бархат и шелка, тяжелые золотые

украшения с огромными драгоценными камнями обвивали их шеи. Девочки пряли

на маленьких прялках золотым веретеном. Вино пили там из золотых кубков, а

дыры в стенах затыкались хлебом».

В этом рассказе очень многое напоминает то, о чем писал Платон, повествуя

об Атлантиде: восхищение прекрасным городом, богатыми и довольными людьми.

И как наказание — такое же исчезновение в глубинах морских вод,

исчезновение в вечности. А так как проверить это описание нельзя, то всякий

хронограф старался на свой лад. Вот что сообщалось о Винете в российском

энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. «Винета, иначе

называлась Юлин или Юмна, в X и XI веках оживленный славянский город,

находился на острове Волине в устье Одера. Адам Бременский (1067)

рассказывает о Винете как об одном из самых больших приморских городов

балтийского побережья. Недалеко от Винеты, на Серебряной горе, находилось

укрепление скандинавских викингов Иомс-бурт. В 1184 году в войне датского

короля Кнута VI с герцогом померанским Богуславом Винета была сожжена и

разрушена датчанами. Позже образовалось предание, что вследствие

землетрясения город опустился в море, где будто бы можно видеть его

развалины. Новейшие исследования (Вирхов и Фридель) не подтвердили этого и

доказали, что Винета находилась на месте теперешнего города Воллина».

А вот что писал о Винете сам немецкий географ Адам Бременский, который и

назвал ее Юмна. «Город полон товарами всех народов Севера. Он больше и

красивее любого другого города в Европе. Винета наводнена варварами,

греками, славянами и саксами. Моряков, торговцев, ремесленников — всех ждет

здесь гостеприимный прием. Но только если они не испо-ведывают

христианство. Потому что все здесь в заблуждении и поклоняются языческим

идолам».

Так существовал или не существовал этот благословенный город? И если

существовал, то куда исчез? Что предшествовало беде?

Современный берлинский историк Гюнтер Вермуш считает, что Винета — это не

город Волин. Речь идет именно о Винете, которая существовала и погибла в

результате тех наводнений, которые периодически затопляют земли Голландии.

«Жители Винеты перекрывали сегодняшний залив дамбами и шлюзами,

предохранявшими их от разрушительных действий морских волн. Они были

первые, кто стали оберегаться от разгула морской стихии. Но пришедшие

завоеватели, датские воины, разрушили все эти плотины. Они не пожелали

сохранить красивый вольный город, который вместе с его жителями вызывал у

них зависть. И чтобы скрыть деяние своих рук и досадить жителям, решили,

что Винета должна погибнуть. Именно они разрушили шлюзы, дамбы. И вода

хлынула на улицы города. Другими словами, поступили по принципу: «Карфаген

должен быть разрушен» — и его разрушили. И спустя столетие после затопления

Винеты торговые люди отмечали, что видели под водой крыши и шпили города».

О местонахождении Винеты спорят и сейчас. По описанию Адама Бременского,

город мог находиться и около острова Рю-ген в устье реки Пене. Историки

могли и спутать названия городов, Винету назвать позднее Волином. Но как бы

там ни было, исследователи планируют в ближайшее время проверить старые

очертания и направление реки Пене, чтобы приступить к поискам исчезнувшего

города. Если им удастся обнаружить | хоть малейший след затопленного

древнего города, то это будет поистине научной сенсацией. Еще ни один из

городов-призраков не всплывал на поверхность. Возможно, пальма первенства?!

в этом будет принадлежать Винете.

НАВОДНЕНИЕ В ГАМБУРГЕ

Такой непогоды в Гамбурге не помнили даже старожилы. Ее не зафиксировала ни

одна хроника прошлого века, вполне возможно, что ничего подобного раньше и

не происходило. Не очень сильный, но постоянный ветер дул несколько дней

подряд и гнал в устье реки Эльбы волны с моря. И Эльба, впадающая в

Балтийское море, переполнилась, вышла из берегов и двинулась в обратном

направлении — в город, расположенный на обоих ее берегах. Случилось это

событие в ночь на 16 февраля 1962 года. Вода потекла по улицам, площадям

Гамбурга, сначала заливая их на метр, потом уровень ее поднялся на два

метра, а затем и на три.

Портовый Гамбург, второй по величине город в ФРГ после Берлина, находящийся

в ста километрах от Балтийского моря, оказался частично затопленным

прибывавшей морской водой. Из-за высокой воды, стоявшей на улицах, в один

момент прекратилось все транспортное сообщение, оказались поврежденными

телефонные линии, в домах не действовали лифты, прекратилась подача воды и

газа. Люди вообще не могли выйти из Дома — кругом стояла вода.

Особенно тяжело было жителям первых этажей — им пришлось ночью спасаться

бегством. Но куда? Только на этаж выше или на чердак, а оттуда на крутую

крышу. И в темноте, в холоде люди лезли через окна и чердаки, некоторые

срывались и падали в ту саму воду, от которой спасались. Температура ее

была всего семь-восемь градусов, а глубина доходила до двух-трех метров.

Для неумевших плавать — это была верная гибель. А что было делать немощным

старикам и старухам, куда было девать грудных детей? Ни лодок, никаких

других спасательных средств ни у кого не было.

Морской осаде подвергся городской район Вильхельмс-бург, который был

буквально весь затоплен. Целый день бушевала стихия, а в ночь на 17 февраля

не выдержали напора воды городские защитные сооружения — плотины. Их

прорвало, и получившие полную свободу волны начали свое дальнейшее

губительное шествие по Гамбургу. Пятая часть города оказалась под водой, а

уровень ее между тем поднимался до угрожающей отметки — 5,7 метра. Это

грозило полным затоплением.

Люди уже не ждали помощи, а сами мастерили из досок и мебели спасательные

плоты, продолжали вылезать из квартир и забирались на чердаки и крыши.

Мокрые, замерзшие, не имевшие пищи и теплой одежды, они не могли

продержаться долгое время. Многие из них соскальзывали с крыш и деревьев и

падали в ледяную воду. Такого неожиданного разлива Эльбы, к тому же зимой,

никто не предвидел, хотя на случай наводнения у городских властей был свой

антикризисный план спасения людей, но никто не ожидал такого высокого

прибытия воды за один раз. Все приходилось организовывать на ходу.

Всю работу по спасению людей взял на себя министр внутренних дел в

правительстве земли Нижняя Саксония Гельмут Шмидт, будущий канцлер

Германии. По его распоряжению к спасению людей подключились солдаты

бундесвера. Предложили свою помощь и союзники — американские военные. Они

доставили лодки и вертолеты. Так на улицах Гамбурга появились резиновые

надувные лодки с немецкими и американскими солдатами, в небе закружили

вертолеты — и спасение началось.

Двадцать тысяч жителей сняли солдаты с крыш и с деревьев, вызволили из

этажей затопленных зданий. Двести неболь-

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.