бесплатно рефераты
 

Механизм охраны окружающей природной среды

требований законодательства относительно создания, формирования, и

использования таких фондов и установила, что еще не во всех областях страны

они имелись. Часто при сельских Советах их создают лишь при вмешательстве

прокуратуры. Из-за этого средства, взысканные за нарушение природоохранных

законодательств и для возмещения убытков, поступали на счета райфинотделов

или оставались в пользовании контрольных органов. В 1991-1993 годах в целом

по Украине только по этой причине в экологические фонды не поступило как

минимум 100 млн. карбованцев.

В других местах платежи предприятий зачисляли в районный внебюджетный

фонд.

В Перевольском районе Луганской области такой фонд создали не при

райсовете, а при райгосадминистрации. Выявляются случаи, когда платежи

поступают не по “адресу”: Лисичянский нефтеперерабатывающий завод,

перечисляя ежегодно пять миллионов во внебюджетный фонд горсовета, не

платил ни копейки Белогородскому, Малорязанцевскому и Волчеяровскому

поселковым Советам, на чьих землях он размещен. Однако в первую очередь

именно им завод должен компенсировать вредное влияние на земли, водоемы и

воздух.

И очень часто на местах “забывают”, что платежи за загрязнение

окружающей природной Среды должны поступать именно в городские и сельские

Советы, а районные и областные могут получить только часть платежей за

использование природных ресурсов.1

Негативные факторы экономического стимулирования связаны с изъятием

части средств хозяйствующих субъектов. Центральным звеном здесь является

система платежей за специальное использование природных ресурсов. Согласно

ст. 41 Закона платежи подразделяются на два вида: специальное использование

природных ресурсов (землей, недрами, водами, лесами, животным миром) и за

загрязнение окружающей природной седы (выбросы, сбросы, размещение отходов

и другие виды вредного воздействия).

Порядок и размер платежей за специальное использование природных

ресурсов устанавливается специальным законодательством. Плата за

использование земли, например, устанавливается на уровне закона (Закон

Украины “О плате за землю”, Закон Республики Крым “Оплате за землю”), а

пресных водных ресурсов - Постановлением Кабинета Министров Украины от 8

февраля 1994 года N75.2

Порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение

окружающей природной среды утвержден постановление Кабинета Министров

Украины от 13 января 1992 г., N18 и от 7 июля 1992 г., N373 за:

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными

источниками загрязнения;

- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, территориальные и

внутренние морские воды, а также подземные горизонты, в том числе сбросы,

производимые предприятиями через систему коммунальной канализации;

- размещение отходов в окружающей природной среде.

Платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в

окружающей природной среде взымаются с предприятий независимо от форм

собственности и ведомственной принадлежности.

Размеры указанных платежей устанавливаются Правительством Крыма,

облисполкомами, Киевской и Севастопольской городской администрацией на

основании лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения

отходов и нормативов платы за них.

Учитывая местные условия, Совет Министров Республики Крым, областные,

Киевская и Севастопольская городская государственная администрации могут

освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и

сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых

выбросов и сбросов.

Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ

передвижными источниками устанавливаются на основании нормативов платы за

эти выбросы и количества использованного горючего.

Министерсство охраны окружающей природной Среды Украины устанавливает

общие по территории Крыма, областей или отдельных районов, а также городов

республиканского подчинения лимиты:

- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных

источников загрязнения;

- сбросов загрязняющих веществ в территориальные и внутренние морские

воды, а также поверхностные воды республиканского значения.

Лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от

стационарных источников загрязнения, сбросов загрязняющих веществ в

территориальные и внутренние морские воды, поверхностные воды

республиканского значения, а также размещения отходов, приводящих к

загрязнению природных ресурсов республиканского значения, устанавливаются

для предприятий органами Министерства охраны окружающей природной среды

Украины в форме выдачи разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ

и размещение отходов.

Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного

значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов,

кроме отнесенных к ресурсам республиканского значения, устанавливаются для

предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей

природной среды Украины в порядке, определенном Верховным Советом Крыма,

областными, городскими (городов республиканского подчинения) Советами

народных депутатов.

Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов

устанавливаются на один год и доводятся до предприятий не позднее 1 июля

предыдущего года.

Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение

отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну

тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.

За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в

пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и

коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.

Указанные нормативы и коэффициенты разрабатываются и утверждаются

Министерством охраны окружающей природной среды по согласованию с

Министерством экономики и Министерством финансов Украины.

За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение

отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых

нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические

особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и

сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

Коэффициенты кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы

загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливаются Советами народных

депутатов базового уровня в пределах от 1 до 5.

В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном

порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение

отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение

отходов взымаются как сверхлимитные.

Спад производства в Украине существенно сокращает вредные выбросы и

“по мере обновления промышленного капитала, - считает В.Шевчук, -

большинство веществ, загрязняющих воздух, могут быть стабильными или даже

уменьшены при условии быстрого экономического развития. В меньшей степени

перестройку в промышленности будут затрагивать сбросы в воду, источником

которых в большинстве является сельское хозяйство, домашние хозяйства и

коммунальные службы. Поэтому основное внимание в долгосрочной перспективе

будет смещаться с воздуха на воду”1.

Кроме платы за специальное использование природных ресурсов, выбросы и

сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение

отходов закон предусматривает и возмещение убытков предприятиями,

учреждениями, организациями и гражданами за экологические правонарушения.

1.4.Большую роль в обеспечении экологической безопасности страны

призвана сыграть экологическая экспертиза, проведение которой является

обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой,

хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние окружающей

природной среды. Объекты экспертизы необъятны. Статья 27 Закона Украин “Об

охране окружающей природной Среды” называет их лишь в общем виде. Это не

только проекты, предплановая и предпроектная документация, технико-

экономические обоснования и расчеты, но и техника, технология, сырье,

материалы, продукция, химикаты, предназначенные для применения в хозяйстве,

технические нормы и стандарты, объектом экспертизы могут быть и правовые

акты. Они в проектной стадии должны анализироваться на предмет соблюдения и

учета в них соответствующих экологических требований, соответствия их

Закону “Об охране окружающей среды”.

Экологическая экспертиза подразделяется на государственную и

общественную.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными

подразделениями или специально создаваемыми комиссиями Министерства охраны

окружающей природной среды Украины и его органов на местах.

Для участия в проведении государственной экологической экспертизы могут

привлекаться соответствующие органы государственного управления Украины,

представители научно-исследовательских, проектно-конструкторских, других

учреждений и организаций, высших учебных заведений, общественности,

эксперты международных организаций.

Органы, осуществляющие экологическую экспертизу, вправе требовать

предоставления на экспертизу любых материалов, имеющих значение для

всесторонней и объективной оценки проектируемой деятельности, отклонять

предоставляемые на экологическую экспертизу материалы, не соответствующие

экологическим нормам и правилам, возвращать для последующей доработки

проектную документацию, содержащую ошибки в расчетах, обоснованиях,и другие

нарушения, исправление которых не требует дополнительных исследований,

поисковых работ или выделения дополнительных капиталовложений1.

Результаты заключения государственной экологической экспертизы после

утверждения Министерством охраны окружающей природной среды Украины

является обязательным для выполнения.

Основанием для открытия финансирования всех программ и проектов

является положительное заключение Государственной экологической экспертизы,

при отрицательном заключении - реализация их запрещается.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми

группами специалистов по инициативе общественных объединений, а также

местных органов власти за счет их собственных средств или на общественных

началах.

Выводы общественной экологической экспертизы носят рекомендательный

характер и могут учитываться органами как осуществляемыми государственную

экологическую экспертизу, так и заинтересованными в реализации проектных

решений.

“Экологическая экспертиза хозяйственной или иной деятельности может

осуществляться также предприятиями, целью деятельности которых в

соответствии с их Уставами является оказание эколого-экспертизных услуг.

Указанные предприятия на договорной (контрактной) основе осуществляют

экологическую экспертизу по инициативе заказчика, которому необходима

предварительная оценка проектной документации перед представлением ее на

государственную экологическую экспертизу или экологическая оценка

действующих хозяйственных объектов2”.

РАЗДЕЛ II.Экологическое управление и контроль в Украине

2.1. Управление охраной окружающей природной среды - это осуществление

наблюдений, исследования, экологической экспертизы, контроля,

прогнозирования, программирования, информирования и другой исполнительно-

распорядительной деятельности.

Цель управления - реализация законодательства, контроль за соблюдением

требований экологической безопасности, обеспечение проведения эффективных и

комплексных мероприятий по охране окружающей природной Среды, рациональному

использованию природных ресурсов, достижению согласованности действий

государственных и общественных органов в области охраны окружающей

природной Среды (Закон Украины “Об охране окружающей природной среды”

ст.16).

Осуществляется Кабинетом министров Украины, Советами народных депутатов

и их исполнительными и распорядительными органами, а также специально

уполномоченными на то государственными органами по охране окружающей

природной среды и использованию природных ресурсов и другими

государственными органами в соответствии с Законодательством Украины.

Специально уполномоченными государственными органами управления в

области охраны окружающей природной среды и использования природных

ресурсов являются Министерство охраны окружающей природной среды,

Министерство охраны окружающей природной среды, Министерство

здравоохранения, Министерство лесного хозяйства и другие государственные

органы, к компетенции которых законодательством Украины и Республики Крым

отнесено осуществление указанных функций.

Полномочия органов управления охраны окружающей природной среды

определены статьями 17 - 21 Закона Украины “Об охране окружающей природной

среды” , постановлениями Кабинета министров Украины и другими правовыми

актами. Свои полномочия данные органы управления реализуют, используя

систему государственного мониторинга окружающей природной среды и данные

кадастров природных ресурсов.

Ведут государственный мониторинг государственные органы, определенные

постановлением Кабинета Министров Украины от 23 сентября 1993 года N7851.

К ним относятся: Министерство природы, НКАУ, Минздрав, Минсельхозпрод,

Минлесхоз, Госкомгидромет, Госкомводхоз, Госкомгеологии, Госкомземли,

Госжилкоммунхоз и другие.

Основными задачами системы государственного мониторинга окружающей

природной среды являются:

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды;

- анализ состояния окружающей природной среды и прогнозирование ее

изменений;

- обеспечение органов Государственной исполнительно власти

систематической и оперативной информацией о состоянии окружающей природной

Среды, а также прогнозами и предупреждениями о возможных ее изменениях;

- разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия

управленческих решений.

Предприятия, учреждения и организации, ведущие наблюдение за состоянием

окружающей природной седы, обязаны собирать и бессрочно хранить первичные

данные о состоянии окружающей природной седы, обрабатывать, обобщать и

бесплатно предоставлять дополнительно к формам статистической отчетности

данные наблюдений и другую информацию по требованию органов исполнительной

власти.

Ведение мониторинга осуществляется сетью наблюдений и аналитических

лабораторий органов государственной исполнительной власти, пунктов

наблюдений предприятий, учреждений и организаций.

По каждому виду природных ресурсов ведется свой мониторинг, порядок

ведения которого определяется постановлением Кабинета Министров Украины.

Так, мониторинг земель осуществляется на основании постановления Кабинета

Министров Украины от 20 августа 1993 г. N6611, согласно которому объектом

мониторинга земель является весь земельный фонд независимо от формы

собственности на землю. Обеспечивает ведение мониторинга земель Госкомзем c

участием Минприроды, Минсельхозпрода, Украинской академии аграрных наук,

Национального космического агентства и других заинтересованных министерств

и ведомств.

Информация, полученная при наблюдении за состоянием земельного фонда,

обобщается по районам, городам областям, Республики Крым, а также по

отдельным природным комплексам и передается в пункты сбора

автоматизированной информационной системы областных, Киевского и

Севастопольского городских управлений земельных ресурсов, Комитета по

земельным ресурсам и земельной реформе Республики Крым.

По результатам оценки состояния земельного фонда составляются доклады,

прогнозы рекомендации, представляемые в местные органы государственной

исполнительной власти, органы местного и регионального самоуправления и

Госкомзем для принятия мер по предотвращению и ликвидации последствий

негативных процессов.

На основании данных мониторинга проводится краткосрочное и долгосрочное

прогнозирование окружающей природной среды, которые должны учитываться при

разработке и выполнении программ и мер по экологическому и социальному

развитию республики (ст.22 Закона Украины “Об охране окружающей природной

Среды”).

Не менее важная роль в системе управления охраны окружающей природной

Среды отводится и государственным кадастрам природных ресурсов, поскольку

они необходимы для правильной оценки и учета природных ресурсов, в целом

состояния охраны окружающей среды.

Единого кадастра всех природных ресурсов нет и его нельзя создать, так

как природные ресурсы неодинаковы, различны по качественным, количественным

характеристикам и подразделяются на виды. В результате государственный учет

их осуществляется по каждому природному ресурсу отдельно.

Существуют кадастры государственный земельный, водный, лесной,

животного мира. Ведется также государственный учет полезных ископаемых,

заповедных и других особо охраняемых объектов (памятников природы,

заказников, национальных природных памятников и т.д.).

Государственный кадастр того или иного природного ресурса - это важный

и сложный документ. Он состоит из книг учета, диаграмм, схем, карт и

ведется начиная с конкретного природопользователя (совхоза, коллективного

сельскохозяйственного предприятия и т.д.) в районах, областях, республике.

Кадастр содержит совокупность достоверных сведений о количественном и

качественном состоянии природного ресурса.

Порядок их ведения определяется Кабинетом министров Украины ( ст. 23

Закона Украины “Об охране окружающей природной Среды”).

Кроме государственных органов в управлении охраны окружающей Среды

участвуют и общественные объединения, организации, если такая деятельность

предусмотрена их уставами, зарегистрированными в соответствии с

законодательством Украины.

Что касается системы государственного контроля за состоянием природы,

строительства и деятельностью объектов и т.п., то вряд ли можно считать ее

сформированной на территории Украины. Сегодня это - Госатомнадзор,

Минприроды, частично Минчернобыль, Министерство здравоохранения,

Министерство внутренних дел, Государственный комитет по геологии и

использованию недр, некоторые другие ведомства. Все они входят в состав

Кабинета Министров Украины.

Чтобы усовершенствовать систему государственного контроля в области

охраны окружающей природной среды и использованию природных ресурсов,

постановлением правительства Украины от 13 августа 1993 года1 образована

Государственная экологическая инспекция Министерства охраны окружающей

природной среды (Главэкоинспекция), инспекция охраны Черного и Азовского

морей и экологический инспекций Республики Крым, областей г.г.Киева и

Севастополя, соответствующих территориальных органов министерства.

Инспекция обязана контролировать использование природных ресурсов,

выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду с

соблюдением установленных лимитов. В ее компетенцию входят также контроль

за соблюдением экологических требований при хранении, транспортировке,

использовании, обезвреживании и захоронении (складировании) химических

средств защиты растений, минеральных удобрений, токсических и радиоактивных

веществ, производственных, бытовых и других видов отходов.

Установлено, что Главэкоинспекция и ее структурные органы являются

специальными подразделениями Министерства охраны окружающей природной

Среды, работники которых наделяются правом ношения формы установленного

образца и огнестрельного оружия.

“Контроль за соблюдением экологоправовых норм и требований вправе

осуществлять и общественные инспектора охраны окружающей природной среды.

Законом “Об охране окружающей природной среды” (ст.36) им предоставлено

право участвовать совместно с работниками органов государственного

природоохранного контроля в рейдах и проверках соблюдения предприятиями,

учреждениями и организациями норм и требований экологической безопасности,

а также самостоятельно проводить соответствующие проверки и составлять

протоколы об экологических правонарушениях и передавать их в органы

государственного контроля в области охраны окружающей природной Среды и

правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности”1 .

2.2. По действующему законодательству Украины субъекты

предпринимательства должны осуществлять свою деятельность с учетом

обеспечения охраны окружающей природной среды, санитарного и эпидемического

благополучия населения.

В обязанности предприятия входит проведение природоохранных

мероприятий, в т.ч. рекультивация земель и восстановление лесов после их

использования, способствующих уменьшению вызванных производством

отрицательных воздействий. Предприятие отвечает за рациональное

использование всех природных ресурсов и возмещает затраты на

восстановление и охрану природных ресурсов ( ст.4 Закона Украины “О

предпринимательстве”).

За причиненный ущерб и убытки предприниматель несет имущественную и

иную, установленную законом ответственность (Там же, ст.10).

Деятельность, связанная с потенциальной опасностью для здоровья людей,

подлежит лицензированию. Перечень такой деятельности дается в ст.4 Закона

Украины “О предпринимательстве” и ст.13 Закона Украины “Об обеспечении

санитарного и эпидемического благополучия населения”.

Продукция, на которую в государственных стандартах и в других

нормативно-технических документах имеются требования по безопасности

здоровья и жизни населения, подлежит обязательной сертификации (ст.14

Закона Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия

населения).

Законодательством предусматриваются экономические и правовые меры,

способствующие такой деятельности субъектов предпринимательства.

В частности, в себестоимость продукции включаются: текущие затраты,

связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного

назначения:

- очистительных сооружений, уловителей, фильтров и других

природоохранных объектов, расходов по захоронению экологически опасных

отходов, оплату услуг сторонних организаций за приемку, хранение и

уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, прочие виды

текущих природоохранных расходов;

- затраты, связанные с разработкой и утверждением норм на выбросы и

сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

Для повышения заинтересованности предприятий и организаций в ускорении

обновления основных производственных фондов без повышения цен и тарифов на

выпускаемую продукцию Минфин и Минэкономики дают разрешение на применение

ускоренной амортизации ( не более чем 2 раза в соответствии с действующими

нормами) их активной части в случаях, связанных с охраной окружающей

природной среды1.

На улучшение экологической ситуации в стране направлены и такие

положения ст.48 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды”, как

передача части средств внебюджетных фондов охраны окружающей природной

среды на договорных условиях предприятиям, учреждениям, организациям и

гражданам на мероприятия для гарантированного снижения выбросов и сбросов

загрязняющих веществ и уменьшения физических, химических и биологических

воздействий на состояние окружающей природной среды, на развитие

экологически безопасных технологий и производств.

2.3. Считается, что общественное экологическое движение возникло в 1962

году, когда был создан Всемирный фонд охраны природы (ВФОП) - самая

многочисленная частная международная организация. В 27 ее национальных

организациях на всех континентах объединено около 3 миллионов членов. В

основном она занимается экологическим просвещением населения и созданием

фондов по охране окружающей среды и исчезающих видов животных...

Деятельность ВФОП помогла становлению Международного Союза охраны природы и

природных ресурсов, Международного союза по охране птиц,

Международногонаучно-исследовательского бюро и фонда имени Чарльза

Дарвина...

Серьезный размах движение “зеленых” приобрело в Федеративной Республике

Германии. Разношерстные группы и группки “экологистов” лишь в 1980 году

объявили себя партией, но уже через три года на парламентских выборах

получили около 6 процентов голосов избирателей и заняли четвертое место

среди всех политических партий.

Успехи экологического движения вынуждают считаться с ним иные

политические силы. В 1984 году координационная группа “зеленых”,

объединившая политические партии из Австралии, Бельгии, Великобритании,

Ирландии, Нидерландов, Франции и Швеции, провела 11 своих представителей в

Европейский парламент. Во время прямых выборов в Европарламент в июне 1989

года “зеленые” получили там 38 мест.

Широко известна деятельность созданной в 1971 году в Канаде

международной неправительственной организации “Гринпис”. Успех ей

обеспечили компетентные и напористые активисты и хорошо поставленная

пропагандистская и рекламная работа. В результате усилий “Гринпис”

осуществлены несбыточные, казалось бы, мечты: планы прекращения Францией

атмосферных испытаний ядерного оружия в бассейне Тихого океана; запрет ЕЭС

на импорт шкур морских котиков и изделий из них; проведение голосования

Международной комиссией по китобойному промыслу за введения моратория на

коммерческую добычу китов; достижение соглашения на Лондонской конференции

по вопросам захоронения мусора; о введении закона, запрещающего

захоронение ядерных остатков на дне мирового океана; запрет в Европе на

сбрасывание токсичных отходов в океан.

“Гринпис” организовал ряд важнейших международных акций и компаний:

антиядерную, против токсичных веществ, в защиту атмосферы, Антарктики,

Тихого океана и т.д.

По состоянию на 1992 года “Гринпис” имеет около 40 представителей

более чем в 20 странах ,несколько кораблей,базу в Антарктиде и около трех

миллионов сторонников во всем мире. В ее штате 400 постоянных сотрудников

и тысячи добровольных помощников. “Гринпис” имеет статус полноправного

члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенкций по

охране окружающей природной среды.

“Зеленое” движение за рубежом стремится к консолидации усилий,

сверке своей стратегии и тактики, усилению мощи экологических сил. В марте

1988 года в Лувре (Англия) состоялся всемирный конгресс “зеленых”1.

В ноябре 1993 года в Москве был проведен международный конгресс

“Женщины за охрану окружающей среды” с целью привлечь внимание правительств

и общественности, показать, что решение экологических проблем сегодня

требует не только срочного создания государственных механизмов, но и

изменения сознания людей.

Конгресс проходил под эгидой ЮНЕСКО и Европейской сети по женским

исследованиям (Нидерланды), а его учредителями стали Союз женщин России,

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской

Федерации, торгово-промышленная палата Российской Федерации2.

Свой вклад в развитие общественного экологического движения на

территории Крыма вносят такие общественные объединения как Общество охраны

природы Крыма, Крымский экологический благотворительный фонд

“Сейсмобезопасность Причерноморья” (Черсей”), Крымская ассоциация любителей

птиц и др.

Законодательство Украины предусматривает правовое обоснование

деятельности общественных формирований по вопросам охраны окружающей

природной среды, исходя из основополагающего принципа: граждане Украины

имеют право на безопасную для их жизни и здоровья окружающую природную

среду. Деятельность, препятствующая осуществлению таких прав граждан,

подлежит прекращению в порядке, установленном законом Украины “Об охране

окружающей природной Среды” и иным законодательством Украины, а ущерб

причиненный здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения

законодательства об охране окружающей природной Среды, должен быть

компенсирован в установленном порядке.

Общественные экологические объединения создаются и функционируют на

основе своих уставов и соответствующего законодательства Украины, согласно

которому они имеют право выступать с инициативой проведения

республиканского и местных референдумов по вопросам, связанным с охранной

окружающей природной среды, использованием природных ресурсов и

обеспечением эколгогической безопасности; получать в установленном порядке

информацию о состоянии окружающей природной среды, источниках ее

загрязнения, программах и мероприятиях по охране окружающей природной

среды; предъявлять в суд иски о возмещении ущерба, причиненного в

следствие нарушения законодательства об охране окружающей природной Среды,

в том числе здоровью граждан и имуществу общественных объединений и т.д.

(ст.21 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды”).

Определенную роль в становлении массового общественного экологического

движения призваны сыграть общие собрания граждан по месту жительства.

Постановлением Верховного Совета Украины от 17 декабря 1993 года данные

собрания наделяются правом обсуждения вопросов, связанных с привлечением

населения к ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий; содействием

Советам, государственным органам в проведении работ по ликвидации

последствий аварий; заслушивать информацию исполнительных органов местных

Советов об экологически опасных авариях и ситуациях, состоянии окружающей

природной среды, а также о мерах, предпринимаемых в целях ее улучшения1. В

работе собрания имеют право принимать участие граждане, достигшие 18 лет и

постоянно проживающие на соответствующей территории, а также депутаты

Советов народных депутатов, представители государственных органов, трудовых

коллективов, объединений и граждан.

В собраниях не участвуют психически больные граждане, признанные судом

недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы, а также лица,

находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.

Предложения, принятые на собрании, могут быть отправлены в

соответствующие Советы, государственные органы, другие органы местного и

регионального самоуправления, к руководителям предприятий, организаций и

учреждений, которые обязаны рассмотреть эти предложения и информировать в

месячный срок о результатах рассмотрения лиц или органы, по решению которых

было созвано собрание.

Решения собраний проводятся в жизнь председателями соответствующих

Советов, их исполнительными органами, органами территориальной

самоорганизации граждан.

Однако определенный действующим законодательством Украины статус

общественных объединений по вопросам экологии служит отправным, но не

окончательным моментом в развитии экологической инициативы общественности,

направленной на улучшение состояния окружающей природной среды и

рациональное использование природных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно,в объеме 1-й курсовой работы трудно полностью осветить такую

глубокую и обширную тему как МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ,

однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе

приведены. Несмотря на то,что правотворческий подход к экологическим

вопросам по-российскому и по-украинскому законодательству несколько

отличаются друг от друга,но эти отличия не столь существенные и к тому же

по ряду объективных и субъективных причин российская правотворческая мысль

немного опережает украинскую,что дает нашим законодателям использовать

положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или

иных нормативных актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на

таком тернистом пути как правотворчество. Что же касается законодательства

в области охраны окружающей природной среды, то здесь настоящей

дествительностью не отводится много времени на на принятие кардинальных

действий, так как любое промедление грозит необратимыми последствиями в

будущем.

Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых

государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа

Украина станет демократическим и правовым государством, которое займет свое

достойное место среди развитых демократических государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Советом

Украины 28.06.1996г.

2. Закон Украины “О предпринимательстве”. - Ведомости Верховного Совета

Украины; 1991,N14, 1992 г., N51, 1994, N3.

3. Закон Украины “Об охране окружающей природной среды”. - Ведомости

Верховного Совета Украины, 1991, N41.

4. Закон Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия

населения”. - “Голос Украины”, 8 апреля 1994 г., N65.

5. Декрет Кабинета Министров Украины “О стандартизации и сертификации”. -

Ведомости Верховного Совета Украины, 1993 г., N27.

6. Постановление Президиума Верховного Совета Украины “Об утверждении

Положения об общих собраниях граждан по месту жительства Украины”.-

Ведомости Верховного Совета Украины,1994 г., N6.

7. Положение о государственном мониторинге окружающей природной серды. -

Собрание постановлений правительства Украины, 1994 г., N2, статья 38.

8. Юридический справочник предпринимателя. Глава 16. Под редакцией

Шемшученко Ю.С. “Перлит продакшн, ЛТД”, Киев, 1992 г.

9. Разбазариваем... штрафы, - “Голос Украины” от 14 декабря 1993 года,

N234.

10. Бакунина Т.С. Женщины за охрану окружающей среды, - Государство и

право, 1994, N4.

11. Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и

бизнес, 1993, N3.

12. Галкин Ю. “Зеленые” - кто они ?”, - “Зеленый мир”, 1992 г., N25-26.

13. Данилов-Данильян В.И. Природоохранная система сейчас достаточно едина.

- “Зеленый мир”, 1994 г., N1.

14. Петров В. Экономика и среда обитания. - “Экология и бизнес”, 1993 г.,

N3.

15. Шевчук А. Экономический механизм охраны природы. - Экология и бизнес”,

1993г., N3.

16. Шевчук В. Эффект вредных выбросов. Пути интегрирования экономической и

экологической реформы в Украине, - “Голос Украины”, 20 апреля 1994 г.,

N73.

1 Данилов-Данильян В.И. Природоохранительная система сейчас достаточно

едина. /Зеленый мир, 1994., N1.

2 Шевчук В. Эффект вредных выбросов. Пути интегрирования экономической и

экологической реформы в Украине. //Голос Украины, 20 апреля 1994 г., N73.

1 Закон Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия

населения”//Голос Украины, 8 апреля 1994 г.,N65.

1 Юридический справочник предпринимателя. Глава 16. Под.редакцией

Шемчушенко Ю.С. “Перлит продакшн, ЛТД”, Киев, 1992 г., с.372.

1 Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом

Российской Федерации Закона “Об охране окружающей природной Среды”), стр.8.

1 Шевчук В. Эффект вредных выбросов. Пути интегрирования экономической и

экологической реформы в Украине, - Голос Украины, 20 апреля 1994 г., N73.

1 Разбазаривают ...штрафы, - “Глос Украины” от 14 декабря 1993 г.,N237.

2 См.собрание постановлений Правительства Украины, 1994 г., N5, статья 134.

1 Шевчук В. Эффект вредных выбросов. Пути интегрирования экономической и

экологической реформы в Украине, - “Голос Украины”, 20 апреля 1994 г., N73.

1 Юридический справочник предпринимателя, стр.375.

2 Там же, стр.376.

1 См.: Собрание постановлений Правительства Украины, 1994, N2, ст.38.

1 Собрание постановлений Правительства Украины, 1994, N1, статья 5.

1 См..: Собрание постановлений Правительства Украины, 1993 г.,N 12, ст.274.

1 Юридический справочник предпринимателя, стр.383-384.

1 Собрание постановлений правительства Украины, 1994, N3, ст. 52.

1 Галкин Ю. “Зеленые - кто они?, - “Зеленый мир”, 1994 г., N25-26.

2 Бакунина Т.С. Женщины за охрану окружающей среды. - Государство и право,

1994, N4.

1 Положение об общих собраниях граждан по месту жительства Украины, ст.ст.

2,6,7,13.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.