бесплатно рефераты
 

Лесные пожары

лесами (не говоря уж об Администрации области и МЧС) правильно оценить

сложившуюся угрозу и потребности в людской силе и технике. Тушение лесных

пожаров во многих случаях напоминало события эпохи "феодальной

раздробленности". Каждый лесхоз преимущественно своими силами боролся с

пожарами, возникшими на его территории, помощь извне и координация борьбы с

пожарами в масштабах области, особенно на начальных этапах, были крайне

недостаточными. Привлечение сил и средств лесной службы других регионов

началось только в самом конце пожароопасного периода.

Как и в предыдущие годы, имело место полное несоблюдение гражданами и

юридическими лицами запрета на посещение лесов, в том числе, в целях

отдыха. Ни в одном из наиболее пострадавших от пожаров районов области

контроль (и ограничения) посещения лесов не проводился, либо был совершенно

неэффективным. Так, ограничений на въезд в леса по большинству дорог не

было, либо пересечение шлагбаума обычно "стоило" 1-2 непустых бутылки.

Контроль за гражданами, находящимися на землях лесного фонда, не проводился

вообще.

Не смотря на все ухудшавшуюся пожарную обстановку, лесозаготовки не

прекращались во многих случаях вплоть до выхода фронта огня на лесосеки. В

то же время, по нашим данным, как сам процесс лесозаготовок, так и

передвижение техники и перевозка рабочих вероятнее всего являлись

источниками как минимум нескольких возгораний в Смирныховском и Тымовском

районах.

Хотя на тушении пожаров были задействованы "сводные отряды" и техника

из ближайших лесхозов, мобилизация сил и средств была явно недостаточной. В

то время, когда в одном из лесхозов малочисленные отряды пытались

остановить лесные пожары, в соседнем сотрудники лесхоза, включая лесную

охрану, спокойно продолжали заготавливать хвойный пиловочник на экспорт в

Японию в порядке рубок промежуточного пользования. Так, например,

Гастелловский лесхоз в конце июля продолжал под видом выборочных санитарных

рубок рубить и вывозить экспортный пиловочник 1 и 2 сорта, в то время как

севернее не хватало машин, ГСМ, людей и, главное, средств для налаживания

тушения пожаров в бассейне реки Чамгу, а также в других очагах на

территориях Первомайского и Ногликского лесхозов. Вертолетов для заброски

пожарных не хватало, оборудования и обмундирования не хватало: официальная

причина - не было денег.

Особого внимания заслуживает практика применения противопожарной

авиации. Эти работы требуют значительных средств и, следовательно, очень

четкой и продуманной организации.

В 1998 году на Сахалине применялись "летающая лодка" БЕ-12П, способная

взять на борт 6 тонн воды и с конца сентября 1998 использовались самолеты-

танкеры МЧС на базе ИЛ-76 с емкостью 42 тонны воды и вертолет МЧС Ми-8 МТВ.

Самолет – танкер (БЕ-12П), прилетевший из Иркутской области, начал

работать в июле. Однако эффективность действий этого аппарата была

невысокой - отчасти, из-за постоянно ощущавшейся нехватки топлива, отчасти,

из-за технических параметров, так как сбрасываемая самолетом вода в лучшем

случае накрывает участок примерно 100 х 40 метров. Таким образом,

применение БЕ-12П наиболее эффективно против оперативно обнаруженных

небольших источников возгораний. К тому же определенные сложности создает

забор воды с поверхности моря и отсутствие удобных для этого водоемов

вблизи очагов пожаров. Оперативность обнаружения пожаров на Сахалине была

недостаточно высокой, в итоге самолет-танкер часто применялся для работы по

кромкам распространившихся очагов, что часто не приносит ожидаемого

эффекта. В дополнение к этому после инцидента с посадкой на мель при заборе

воды в Луньском заливе 13 июля самолет не работал до 24 июля. К этому

времени применение БЕ-12П против многих очагов возгораний уже не имело

смысла.

Самолеты – танкеры на базе ИЛ-76, принадлежащие МЧС России,

значительную часть пожароопасного сезона провели в Греции, где показали

неплохую эффективность. В отличие от БЕ-12П, самолеты МЧС могут работать

против более широкого спектра очагов. Однако существуют дополнительные

ограничения, связанные с организацией работы этих тяжелых машин (взлетные

полосы и связанная с этим дальность перелетов и частота сбросов воды,

проблемы с заправкой топливом и водой и, наконец, общая дороговизна работ и

др.). В конце сентября – октябре 1998 года применение этих машин на

Сахалине было крайне затруднено из-за сильной задымленности и плохой

видимости в условиях пересеченного рельефа. В итоге в ряде случаев самолеты

МЧС приходилось наводить на кромку огня вертолетом лесной охраны. Говорить

об эффективности применения ИЛ-76 в таких условиях не приходится. Таким

образом, опыт применения пожарной танкерной авиации на Сахалине в 1998 года

можно считать неудачным по следующим основным причинам:

. организационная неготовность наземных служб к координации работ

наземных отрядов и авиатехники, в том числе, включая оперативное

обнаружение возгораний и определение их точных координат, быструю

переброску наземных пожарных отрядов для дотушивания очагов, по

которым поработала авиация и др.;

. техническая и финансовая неготовность к использованию дорогостоящей и

сложной техники;

. запоздалое привлечение к тушению лесных пожаров авиатехники, в т.ч. в

ситуациях, когда применение этой техники уже не могло принести

заметного результата;

. недостаточная применимость самолетов-танкеров в условиях реальной

пожарной обстановки 1998 года на Сахалине (определенные сложности с

забором воды с морской поверхности, задымленность в условиях

пересеченного рельефа и др.);

. недостаточное знание экипажами самолетов-танкеров местной специфики.

В целом в тушении лесных пожаров на Сахалине в 1998 году по-прежнему

преобладали наземные методы. Однако необходимо отметить, что на местах

работы по тушению пожаров часто велись недостаточно эффективно. О тех

склонах, где 5-6-10 лет назад пожары тушили с помощью техники (в том числе

бульдозеров), в 1998 году говорили, что "техника туда не пройдет". Такую

картину приходилось неоднократно наблюдать в течение всего пожарного

сезона. В результате, многие пожары, например в окрестностях Чамгинского

перевала, благополучно обходили немногочисленные пожарные заслоны по крутым

склонам и гребням. Нет основания винить людей в пассивности и отсутствии

энтузиазма. Условия, в которых приходилось работать, нельзя назвать

человеческими, предлагавшаяся оплата труда в большинстве случаев не

соответствовала трудозатратам и не оправдывала высокий риск, связанный с

прямой опасностью для жизни, либо оплата вообще отсутствовала.

Обращает на себя внимание тот факт, что сотрудники леспромхозов и

лесозаготовительных фирм, вплоть до объявления режима чрезвычайной ситуации

23 сентября если и принимали участие в тушении пожаров, то в крайне

недостаточных объемах (за редким исключением). Местное население, ранее

жившее за счет леспромхозов, в тушении пожаров практически не участвовало

вообще. В лучшем случае пожилые люди вспоминали, как раньше "все от мала до

велика выходили на борьбу с огнем".

Столь значительные изменения в сознании населения можно связать с

несколькими причинами. Во-первых, резко уменьшилось количество людей,

занятых в лесном секторе. С другой стороны, лесопользование на острове

приносит существенный доход лишь очень узкой прослойке людей -

руководителям отдельных лесных компаний. Население, не получая доходов,

достаточных для существования, не чувствует необходимости спасать чужие

ресурсы и чужую собственность. Активная противопожарная пропаганда и

агитация среди населения на острове отсутствуют.

После введения режима чрезвычайной ситуации 23 сентября и подключения

МЧС на тушение лесных пожаров, в первую очередь в окрестностях поселков,

были мобилизованы дополнительные силы и средства. К концу сентября на

тушении лесных пожаров работало до 1200 человек. Были организованы штабы по

тушению лесных пожаров, привлечена дополнительная техника, в том числе

техника ряда лесозаготовительных фирм. В отдельных видах работ участвовали

военнослужащие. К сожалению, к этому времени обстановка была уже такова,

что всех сил и средств, вовлеченных в процесс, было недостаточно для борьбы

с пожарами, и речь могла идти только о защите от пожаров отдельных

хозяйственных объектов и эвакуации людей. В связи с возникшей угрозой уже

после объявления чрезвычайной ситуации на некоторое время

приостанавливалась работа ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз". Таким образом,

крайне запоздалое подключение МЧС и столь же запоздалая реальная

мобилизация сил на тушения пожаров фактически не повлияли на развитие

ситуации. Принимавшиеся меры могли быть эффективными на 1-1.5 месяца ранее,

но не в конце сентября - октябре. К тому же, приходится констатировать, что

подразделения МЧС и Рослесхоза в настоящее время недостаточно подготовлены

к работе по тушению лесных пожаров.

Чрезвычайная пожарная обстановка, сложившаяся на Сахалине в 1998 г.,

среди прочего высветила одну крайне неприятную и опасную тенденцию - а

именно неуважение разных государственных органов друг к другу, что

существенно мешало выполнению ими совместной работы и затрудняло

объективную оценку роли каждой из государственных структур в тушении лесных

пожаров (см., например, "Лесники тушат пожар, а МЧС загребает жар",

"Сельская жизнь" от 10.11.98).

Обращает на себя внимание тот факт, что данные, представляемые в

прессу Сахалинским управлением лесами, даже после введения чрезвычайной

ситуации часто преувеличивали достижения и оказывались более

успокаивающими, чем аналогичные данные, публикуемые другими ведомствами,

входящими в те же штабы по тушению лесных пожаров (см. например Губернские

ведомости от 30.09.98). В связи с этим возникает вопрос - на какие данные

опирались штабы по тушению лесных пожаров, принимая конкретные решения?

Заключение.

На Сахалине 1998 год действительно был одним из самых пожароопасных за

последние 50 лет. Лесопокрытая площадь, пройденная огнем, составила не

менее 234.8 тыс.га, общая площадь всех типов земель, пройденная огнем,

составила около 420 тыс.га. Более 90% пожаров возникли по вине человека.

Аномально засушливое лето 1998 года, безусловно, стало основной

причиной тяжелой пожарной обстановки. Однако потери могли быть существенно

меньше, если бы не целый комплекс проблем, к которым, помимо традиционной и

весьма существенной – недостаточного финансирования лесной охраны - следует

отнести следующие:

. недостаток техники, оборудования, ГСМ и т.п. для эффективной борьбы с

лесными пожарами;

. отсутствие у органов управления лесным хозяйством на Сахалине, либо

искажение ими информации о масштабах лесных пожаров и текущей

ситуации. Невладение либо искажение органами управления лесным

хозяйством на Сахалине информации об эффективности принятых мер по

тушению лесных пожаров. Это стало одной из причин слишком поздней

помощи федерального центра, так как поступавшая туда информация не

подтверждала мнение о катастрофическом развитии ситуации;

. отсутствие системы, отслеживающей реальную пожарную обстановку и ее

развитие;

. неэффективность действий по тушению пожаров и недостаточная

мобилизация сил и средств в начале пожароопасного сезона, когда эффект

от этих работ был бы максимальным. Не были в полной мере задействованы

возможности лесной службы, не было реальной помощи от подразделений

лесной службы других регионов, где пожарная обстановка была не такая

напряженная;

. отсутствие профилактики лесных пожаров и реальной подготовки к

пожароопасному сезону;

. недооценка роли и недостаточное привлечение центральных средств

массовой информации к формированию общественного мнения и общественной

поддержки мероприятиям по борьбе с лесными пожарами и их

последствиями;

. организационная неспособность Сахалинского управления лесами наладить

и координировать борьбу с лесными пожарами в масштабах области и в

условиях чрезвычайной пожарной обстановки. Недостаточная координация

работ разных ведомств по тушению лесных пожаров;

. опоздание действенной помощи (организационной, технической и

финансовой) как со стороны федерального центра, так и со стороны

администрации области;

. недостаточное внимание администрации области к развитию пожарной

обстановки в 1998 году.

В связи с результатами пожароопасного сезона 1998 года для Сахалина

представляются принципиально важными несколько вопросов.

1998 год наглядно показал, что нужны реальные и исполнимые планы

противопожарных мероприятий, учитывающие различные сценарии развития

ситуации и предусматривающие создание финансовых резервов и четкое

определение источников пополнения материально-технической базы и

привлечения дополнительных людских ресурсов на тушение лесных пожаров.

Такой комплекс мероприятий должен предусматривать в качестве одной из

составных частей организацию общественной кампании и привлечение внимания

центральной прессы и телевидения в целях лоббирования необходимых

организационно-финансовых решений на федеральном уровне. Также

представляется перспективным наладить координацию работ всех регионов

Дальнего Востока по тушению катастрофических лесных пожаров.

В силу недостаточной эффективности действий органов управления

лесным хозяйством представляется целесообразным рассмотреть вопрос о

создании при администрации области структуры по контролю за профилактикой

пожаров и соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, отслеживанию

пожарной обстановки, оперативной оценке ситуации и координации работ разных

ведомств по тушению лесных пожаров.

Необходимо проведение масштабных лесокультурных мероприятий и

содействие естественному возобновлению на гарях 1998 года и необлесившихся

гарях и вырубках прошлых лет.

Необходимым условием обеспечения уровня противопожарной защиты

лесов, отвечающего современным социально-экономическим требованиям,

является формирование гибкой системы охраны леса, способной постоянно

отслеживать непрерывно изменяющуюся лесопожарную обстановку в каждом

регионе страны и регулировать свою структуру, параметры и режимы работ в

соответствии с этой обстановкой. Такая система может быть сформирована

только на базе существующих авиационной и наземной лесопожарных служб,

сохранение которых в условиях жесткого дефицита бюджетных средств

безусловно, является одной из важнейших задач обеспечения экологической

безопасности нашей страны.

Адаптивность системы охраны к непрерывно изменяющейся пожарной

обстановке в каждом регионе страны должна обеспечиваться путем

регулирования режимов работы лесопожарных служб и количества вводимых в

действие ресурсов для борьбы с огнем. Она может быть достигнута только при

наличии четкого районирования территории лесного фонда по уровню

противопожарной защиты лесов, а также межрегиональных лесопожарных

формирований, предназначенных для оказания помощи региональным службам

борьбы с огнем в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.

Уровень противопожарной охраны лесов должен быть дифференцирован по

регионам страны и лесорастительным зонам с учетом ценности насаждений и их

природной пожарной опасности, степени хозяйственного освоения территории и

выполняемых лесами экологических функций. Он должен быть тесно увязан с

размерами ассигнований, выделяемых на охрану лесов, ресурсами и режимами

работы лесопожарных служб.

Ресурсы лесопожарных служб каждого региона должны обеспечивать

успешную борьбу с огнем в условиях низкой и средней горимости лесов. При

высокой и чрезвычайной горимости они должны наращиваться за счет

мобилизации ресурсов местных организаций и предприятий, маневрирования

межрегиональными лесопожарными формированиями.

Межрегиональные лесопожарные формирования, оснащенные современными

средствами пожаротушения и связи, способные оперативно маневрировать по

территории лесного фонда, целесообразно формировать в составе авиационной

охраны лесов с централизованной системой оперативного управления работой

лесопожарных служб. Взаимодействие наземных и авиационных служб,

межрегиональных лесопожарных формирований и прочих ресурсов, привлекаемых

для борьбы с огнем в условиях высокой и чрезвычайной опасности должно

координироваться региональными диспетчерскими пунктами.

Проявившаяся в последние годы тенденция роста числа лесных пожаров

свидетельствует о необходимости усиления профилактических мероприятий, не

требующих, как правило, больших финансовых затрат, но снижающих риск

возникновения и распространения лесных пожаров. Особого внимания

заслуживают при этом усиление противопожарной пропаганды с использованием

электронных средств массовой информации и контроля за соблюдением правил

пожарной безопасности, а также расширение масштабов проведения

контролируемых выжиганий растительности с целью уменьшения запасов лесных

горючих материалов.

Наиболее острой проблемой остается хронический дефицит финансовых и

материально-технических ресурсов, выделяемых на охрану лесов. Недостаток

этих ресурсов усугубляется задержками платежей, крайне затрудняющими

своевременную подготовку сил и средств борьбы с огнем к началу

пожароопасного сезона. Важным условием стабилизации работы лесопожарных

служб является, поэтому отнесение расходов на охрану лесов к категории

защищенных статей федерального бюджета. Безотлагательного решения требует

вопрос о частичном финансировании охраны лесов из бюджетов субъектов

Российской Федерации.

Перечисленные мероприятия необходимы для предотвращения дальнейшей

деградации национальной системы охраны леса в условиях кризисного состояния

экономики и поддержания существующего уровня противопожарной защиты лесов

России. Достижение отвечающего современным экологическим и социально-

экономическим требованиям уровня противопожарной защиты лесов неизбежно

связано с увеличением затрат и реализацией новой стратегии управления огнем

в лесу. Оно должно рассматриваться как важнейший элемент стратегии

национальной безопасности России на этапе перехода страны к устойчивому

социально-экономическому развитию.

литература.

1. Коровин Г.Н., Исаев А.С., Охрана лесов от пожаров как важнейший

элемент национальной безопасности России. "Лесной бюллетень", № 8-9

1998 г.

Доклад "Лесные пожары на Сахалине в 1998 году" Гринпис России • ИТЦ

"СканЭкс" • Экологическая вахта Сахалина М., 1999.

http://www.forest.ru

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.