бесплатно рефераты
 

Экологическое состояние города Уфы

предусмотрено выделение 1 млн рублей на эти цели. Данные

работы включены в программу «Экологическая безопасность», но этого явно

недостаточно. Необходима поддержка и со стороны Министерства сельского

хозяйства РБ.

— В первую очередь, проблема остатков отходов связана с увеличением

объемов производства и ростом потребления товаров. В 2001 году объем

образования отходов составил около 23 млн. тонн. Предпринят

ряд мер, и, например, в Стерлитамаке организован ГУП «Экополигон» —

опытная база по созданию инфраструктуры сбора и утилизации отходов. Для

повышения эффективности государственной системы использования отходов в

республике необходимо организовать работу по созданию Кадастра отходов и

в дальнейшем совершенствовать механизм экономического регулирования

деятельности в области обращения с отходами, внедрять научно

обоснованные комплексные схемы их сбора, переработки и

размещения. После завершения в 2000 году республиканской

программы «Создание Единой государственной системы

экологического мониторинга Республики Башкортостан» мы

оказались перед выбором: развивать существующие системы мониторинга или

же объединить информацию, получаемую в ходе проведения мониторинга, в

единую республиканскую информационно-аналитическую систему. После долгих

консультаций в органах исполнительной власти Российской Федерации и

Республики Башкортостан был принят второй вариант. Правительство республики

одобрило наш выбор и утвердило в 2001 году соответствующую республиканскую

программу. Подобные работы проводятся впервые не только в нашей

республике, но и в Российской Федерации и являются, несомненно, актуальными

и перспективными. В прошлом году в рамках реализации программы определена

структура реестра объектов экомониторинга, разработаны критерии и оценки

территории республики по степени экологической опасности, начато

формирование единого информационного пространства и банка данных. Как нам

кажется, эта работа является перспективной и наиболее актуальной как для

Республики Башкортостан, так и для Российской Федерации.

— В 2001 году на Госкомэкологии РБ были возложены функции

республиканского специально уполномоченного

государственного органа надзора и контроля в области

обеспечения радиационной безопасности. Фактически этим мы

занимаемся уже несколько лет, и сделано многое:

— на предприятиях и в учреждениях проведен переучет

радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

— эти сведения собираются в электронный банк данных;

— проводится радиационно-гигиеническая паспортизация

организаций и территорий;

— с внедрением в комитете программного обеспечения

«Оперативный учет» налажена передача необходимой оперативной

информации;

— организованы ввоз, вывоз и транзит радиоактивных

веществ и отходов, радиоизотопных приборов по специальным

разрешениям Госкомэкологии РБ и Госатомнадзора;

На предприятии «Радон» установлен порядок сбора и приема

радиоактивных отходов, строится хранилище твердых

радиоактивных отходов. Вместе с тем, проблем в области обеспечения

радиационной безопасности остается много, их необходимо решить в

рамках комплексной программы «Экологическая безопасность Республики

Башкортостан». Нефтехимический комплекс, химзаводы республики наносят

колоссальный ущерб природе, грозят разрушением экологического

равновесия. Экологические службы должны предотвращать

разного рода аварии, катастрофы, устанавливать объемы

нанесенного природе и человеку ущерба… Как осуществляется экологический

контроль Государственным комитетом?

— Организация с июля 2001 года в комитете круглосуточного

дежурства позволила оперативно получать информацию о

чрезвычайных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей

среды, и своевременно принимать меры по их предотвращению и

ликвидации. Для стимулирования контрольно-инспекционной

работы территориальных управлений было разработано и

утверждено Временное положение об оценке этого вида

деятельности. Отмечу, что это дало свои результаты. По сравнению с 2000

годом было наложено на 733 штрафа больше. Выросла взыскиваемость сумм

штрафов с 41% до 65%. Контроль выполнения предписаний также усилен.

По результатам инспекционной деятельности в 2001 году

среди территориальных подразделений Госкомэкологии РБ

наилучшими оказались коллективы Уфимского, Туймазинского,

Приуфимского и Стерлитамакского территориальных

управлений по охране окружающей среды (ТУООС). Отметим,

что данные управления из года в год добиваются высоких

показателей. Инспекционная деятельность невозможна без мощной аналитической

поддержки. Аналитическое подразделение Госкомэкологии РБ —Управление

государственного аналитического контроля (УГАК) —единственная в республике

аналитическая структура, осуществляющая поиск источников загрязнения и

контроль качества окружающей среды при аварийных и

чрезвычайных ситуациях. В 2001 году УГАК, наконец, обрело

благоустроенное помещение. А это очень важный фактор для

успешного выполнения стоящих перед управлением задач.

— Государственной экологической экспертизой в прошлом

году проведено 362 государственные экологические

экспертизы материалов по строительству объектов,

экологическому обоснованию лицензий, экологических программ, проектов

нормативов выбросов загрязняющих веществ. Отделом проведены работы по

приведению в соответствие законов Российской Федерации и Республики

Башкортостан «Об экологической экспертизе». В работе экспертных комиссий

приняли участие 879 экспертов. Следует отметить, что в последнее время

руководство республики, предприятия и организации стали

уделять большее внимание определению негативного

воздействия объектов на окружающую среду, созданию

экологических программ. Так, в 2001 году государственную

экологическую экспертизу прошли: —

Федеральная целевая программа «Социально-экономическое

развитие Республики Башкортостан до 2006 года»;

— программы по оздоровлению экологической обстановки на 2001—2005 годы

городов Белорецк, Сибай;

— проекты строительства полигонов твердых бытовых отходов

городов Кумертау, Дюртюли, село Бураево, Месягутово;

— проекты реконструкции очистных сооружений хоз-бытовых

сточных вод ОАО «Учалинский ГОК», очистных сооружений

производственных сточных вод ОАО «Автонормаль».

—Утвержден порядок ведения Красной книги Республики

Башкортостан. Определены списки редких и исчезающих видов животных для

занесения в Красную книгу и порядок их добывания. Разработаны правила

добывания, форма разрешения и таксы для исчисления размеров ущерба,

нанесенного объектам животного мира незаконным добыванием, и порядок

ведения Государственного кадастра особо охраняемых природных

территорий Республики Башкортостан. В целях координации действий по

сохранению биоразнообразия заключены соглашения и разработаны планы

совместных мероприятий с Государственной инспекцией рыбоохраны и

Башкортостанской таможней. В плане содействия реализации программы

«Создание сети особо охраняемых природных территорий и сохранение

биоразнообразия в Уральском экорегионе» разработан план совместных действий

между WWF и Госкомэкологии РБ. Итогом совместной работы в 2001 году

явилась разработка обоснований по организации природных

парков «Агидель», «Крыкты», «Иремель» и «Ирендык».

— Итоговыми мероприятиями республиканской программы

«Экологическое образование Республики Башкортостан на

1998—2001 годы» стали проведенные нами Республиканская научно-

практическая конференция и выставка «Экологическое образование и воспитание

в Республике Башкортостан».

Республиканский конкурс «Экология производства»

проводился с целью привлечения внимания производственных

коллективов предприятий и организаций, общественности

республики к проблемам состояния окружающей среды и рационального

использования природных ресурсов. Мы ожидали более живого отклика. Но

приняли участие в конкурсе всего двадцать два производственных коллектива.

В прошлом году газеты «Табигат» и «Подрост», поддерживаемые

Госкомэкологии, стали призерами престижного всероссийского конкурса

журналистов. А газета «Подрост», кроме того, признана лучшим юношеским

экологическим изданием страны.

Министерство природных ресурсов России провело III

Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек на

Земле» имени Н.Н. Моисеева, в котором приняли участие 260 детских

коллективов. По итогам конкурса состоялась научно-практическая конференция,

где деятельность детских экологических коллективов Республики Башкортостан

получила высокую оценку. Победители этого конкурса награждены дипломами.

— Если в республике в основном велась работа по

приведению своих законов в соответствие с

законодательством Российской Федерации, то на федеральном

уровне был принят целый блок законов, развивающих в том числе и базу

природоохранительного законодательства (I, II и III части

“Гражданского кодекса”, I и II части “Налогового кодекса”, новый кодекс

“Об административных правонарушениях” Российской Федерации). А с 12

января текущего года вступил в действие новый федеральный закон «Об

охране окружающей среды», который определил новый уровень взаимоотношений

между федеральным центром и субъектами Федерации в этой области. В

соответствии с положениями указанного закона существенно расширились

полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и

их специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.

В частности, субъектам Российской Федерации предоставлено право

самостоятельно определять органы государственной власти,

осуществляющие государственное управление в области

охраны окружающей среды на территории субъекта. Кроме

того, законом предусмотрено, что разграничение полномочий

в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды,

между органами государственной власти РФ и ее субъектов

осуществляется, в том числе, и на основе договоров о разграничении

предметов ведения и полномочий. Более того, согласно закону, федеральные

органы исполнительной власти имеют право передавать часть своих полномочий,

на основе соглашений, органам исполнительной власти субъектов Федерации.

В том числе и полномочия в области государственной экологической

экспертизы. Данный закон укрепляет собой юридическую основу сложившихся

взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в

области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также

позволяет совершенствовать управление природоохранной деятельностью,

как в плане передачи республике больших полномочий, так и

в плане развития и укрепления структуры республиканских

органов управления. Наша задача на ближайшие полтора-два

года — как можно полнее использовать эти предоставленные

возможности.

Республиканская система государственных органов

управления в области природопользования и охраны

окружающей среды не потребовала внесения кардинальных

структурных изменений, так как в республике создана одна из самых полных в

Российской Федерации база природоохранного законодательства. Внедрены и

развиваются экономические механизмы управления охраной окружающей среды,

система нормирования антропогенной нагрузки и лицензирования видов

деятельности в сфере охраны окружающей среды, создаются институты

экологического аудита, страхования и сертификации. Уникальная материально-

техническая база аналитической службы позволяет

контролировать практически все среды и объекты на

современном уровне. В природоохранные мероприятия

инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из различных

источников, что позволяет реализовывать как мероприятия республиканских,

так и федеральных экологических программ. Республика принимает

непосредственное участие в реализации федеральных программ “Возрождение

Волги”, “Экологическая безопасность Урала”, “Охрана окружающей среды

Российской Федерации от свинцового загрязнения и снижение его влияния на

здоровье населения” и других.

Метод разработки целевых программ в области

экологического развития и охраны окружающей среды

республики является вполне оправданным, поскольку

благодаря его существованию законодательно закрепляется возможность

финансирования природоохранных мероприятий, в том числе и из

республиканского бюджета. С целью реализации данного метода в 2001 году

была разработана и утверждена комплексная программа «Экологическая

безопасность Республики Башкортостан на 2001-2005 годы»,

пришедшая на смену действовавшим ранее почти 30 различным

экологическим программам, распоряжениям и постановлениям

правительства. Принятый механизм реализации программы предусматривает

разработку экологических программ на уровне каждого города и

района республики, а также на уровне каждого

природопользователя. Одним из критериев отбора мероприятий для долевого

финансирования из республиканского бюджета является его наличие именно в

городской или районной программах, а также и финансирование за счет

бюджетов соответствующих территорий.

На сегодняшний день утвержденные программы имеют 18

районов и 11 городов республики. Наиболее удовлетворительно они реализуются

в городах Стерлитамак, Салават, Туймазы и Туймазинском районе. Менее

удовлетворительно — в городе Учалы, Учалинском и Стерлитамакском районах.

Завершена разработка экологической программы города Уфы.

— В Государственной Программе “Возрождение и развитие

башкирского народа”, принятой I Всемирным курултаем башкир,

были освещены и проблемы экологии, охраны здоровья и сохранения генофонда

башкирского народа. Как реализована эта часть Программы?

— Положения Программы в области охраны окружающей среды

на сегодняшний день в основном выполнены:

— создана и продолжает развиваться нормативная правовая

база в области охраны окружающей среды;

— осуществлен ряд мер по улучшению экологической

ситуации: введены новые очистные установки на заводах,

построены современные производства, позволившие уменьшить

поступление загрязняющих веществ в окружающую среду,

строятся современные полигоны твердых бытовых отходов,

созданы научные и исследовательские структуры. Начиная с

1990 года, проявляется устойчивая тенденция к снижению

объемов выбросов и сбросов в окружающую среду;

— приняты и начали действовать комплексная программа

«Экологическая безопасность Республики Башкортостан» на

2001—2005 годы с подпрограммами «Отходы производства и потребления» на

2001—2011 годы и «Создание единой государственной информационной системы

экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001—2005 годы,

основная цель которых — улучшение состояния окружающей среды Республики

Башкортостан и обеспечение безопасности здоровья граждан;

— в природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно

более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет реализовывать

как мероприятия республиканских, так и федеральных экологических программ;

— в целях установления соответствия намечаемой

хозяйственной и иной деятельности экологическим

требованиям и предупреждения возможных неблагоприятных

воздействий этой деятельности на окружающую природную

среду и связанных с ними социальных, экономических и иных

последствий в республике осуществляется обязательная

государственная экологическая экспертиза. Но и сегодня экологическая

ситуация Республики Башкортостан продолжает оставаться напряженной. В

загрязнении атмосферного воздуха городов республики с каждым годом

увеличивается доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.

Остаются нерешенными проблемы, связанные с расширением использования

экологически чистых видов автомобильного топлива, недостаточной

оснащенностью источников выбросов загрязняющих веществ

промышленных предприятий газоочистными установками. В области охраны водных

объектов имеются проблемы, связанные с загрязнением

водных объектов в результате добычи нефти и других полезных ископаемых

(медь, золото и т.д.), неэффективной работой существующих очистных

сооружений и строительством новых. Необходимо решение вопросов

канализации и очистки сточных вод сельских населенных пунктов, проведение

мероприятий по приведению в соответствие с требованиями законодательства

водоохранных зон водных объектов. В области обращения с отходами

производства и потребления основными проблемами остаются такие, как

отсутствие малоотходных технологий, практически не выводится из

эксплуатации устаревшее технологическое оборудование, низок уровень

утилизации нефтешламсодержащих отходов нефтедобывающей и

нефтеперерабатывающей отраслей промышленности,

крупнотоннажных отходов, основную долю которых составляют

отходы горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.