бесплатно рефераты
 

Экологический кризис г. Октябрьского

«Экологическое образование Республики Башкортостан на

1998—2001 годы» стали проведенные нами Республиканская научно-

практическая конференция и выставка «Экологическое образование и воспитание

в Республике Башкортостан».

Республиканский конкурс «Экология производства»

проводился с целью привлечения внимания производственных

коллективов предприятий и организаций, общественности

республики к проблемам состояния окружающей среды и

рационального использования природных ресурсов. Мы

ожидали более живого отклика. Но приняли участие в

конкурсе всего двадцать два производственных коллектива.

В прошлом году газеты «Табигат» и «Подрост», поддерживаемые

Госкомэкологии, стали призерами престижного всероссийского конкурса

журналистов. А газета «Подрост», кроме того, признана лучшим юношеским

экологическим изданием страны.

Министерство природных ресурсов России провело III

Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек

на Земле» имени Н.Н. Моисеева, в котором приняли участие 260

детских коллективов. По итогам конкурса состоялась научно-

практическая конференция, где деятельность детских экологических

коллективов Республики Башкортостан получила высокую оценку. Победители

этого конкурса награждены дипломами.

— Если в республике в основном велась работа по

приведению своих законов в соответствие с

законодательством Российской Федерации, то на федеральном

уровне был принят целый блок законов, развивающих в том

числе и базу природоохранительного законодательства (I,

II и III части “Гражданского кодекса”, I и II части “Налогового кодекса”,

новый кодекс “Об административных правонарушениях” Российской Федерации). А

с 12 января текущего года вступил в действие новый федеральный закон

«Об охране окружающей среды», который определил новый уровень

взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации в этой

области. В соответствии с положениями указанного закона существенно

расширились полномочия органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и их специально уполномоченных органов в области охраны

окружающей среды. В частности, субъектам Российской Федерации

предоставлено право самостоятельно определять органы

государственной власти, осуществляющие государственное

управление в области охраны окружающей среды на территории

субъекта. Кроме того, законом предусмотрено, что разграничение

полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей

среды, между органами государственной власти РФ и ее субъектов

осуществляется, в том числе, и на основе договоров о

разграничении предметов ведения и полномочий. Более того,

согласно закону, федеральные органы исполнительной власти

имеют право передавать часть своих полномочий, на основе

соглашений, органам исполнительной власти субъектов Федерации.

В том числе и полномочия в области государственной

экологической экспертизы. Данный закон укрепляет собой

юридическую основу сложившихся взаимоотношений между

Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в области

использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а

также позволяет совершенствовать управление природоохранной

деятельностью, как в плане передачи республике больших

полномочий, так и в плане развития и укрепления структуры

республиканских органов управления. Наша задача на ближайшие

полтора-два года — как можно полнее использовать эти

предоставленные возможности.

Республиканская система государственных органов

управления в области природопользования и охраны

окружающей среды не потребовала внесения кардинальных

структурных изменений, так как в республике создана одна

из самых полных в Российской Федерации база

природоохранного законодательства. Внедрены и развиваются

экономические механизмы управления охраной окружающей

среды, система нормирования антропогенной нагрузки и

лицензирования видов деятельности в сфере охраны окружающей

среды, создаются институты экологического аудита, страхования и

сертификации. Уникальная материально-техническая база

аналитической службы позволяет контролировать практически все

среды и объекты на современном уровне. В природоохранные

мероприятия инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из

различных источников, что позволяет реализовывать как

мероприятия республиканских, так и федеральных экологических

программ. Республика принимает непосредственное участие в

реализации федеральных программ “Возрождение Волги”,

“Экологическая безопасность Урала”, “Охрана окружающей среды

Российской Федерации от свинцового загрязнения и снижение его

влияния на здоровье населения” и других.

Метод разработки целевых программ в области

экологического развития и охраны окружающей среды

республики является вполне оправданным, поскольку

благодаря его существованию законодательно закрепляется

возможность финансирования природоохранных мероприятий, в

том числе и из республиканского бюджета. С целью

реализации данного метода в 2001 году была разработана и

утверждена комплексная программа «Экологическая

безопасность Республики Башкортостан на 2001-2005 годы»,

пришедшая на смену действовавшим ранее почти 30 различным

экологическим программам, распоряжениям и постановлениям

правительства. Принятый механизм реализации программы предусматривает

разработку экологических программ на уровне каждого города и

района республики, а также на уровне каждого

природопользователя. Одним из критериев отбора мероприятий для

долевого финансирования из республиканского бюджета является

его наличие именно в городской или районной программах, а также

и финансирование за счет бюджетов соответствующих территорий.

На сегодняшний день утвержденные программы имеют 18

районов и 11 городов республики. Наиболее удовлетворительно они

реализуются в городах Стерлитамак, Салават, Туймазы и

Туймазинском районе. Менее удовлетворительно — в городе Учалы,

Учалинском и Стерлитамакском районах. Завершена разработка

экологической программы города Уфы.

— В Государственной Программе “Возрождение и развитие

башкирского народа”, принятой I Всемирным курултаем башкир,

были освещены и проблемы экологии, охраны здоровья и

сохранения генофонда башкирского народа. Как реализована эта

часть Программы?

— Положения Программы в области охраны окружающей среды

на

сегодняшний день в основном выполнены:

— создана и продолжает развиваться нормативная правовая

база в области охраны окружающей среды;

— осуществлен ряд мер по улучшению экологической

ситуации: введены новые очистные установки на заводах,

построены современные производства, позволившие уменьшить

поступление загрязняющих веществ в окружающую среду,

строятся современные полигоны твердых бытовых отходов,

созданы научные и исследовательские структуры. Начиная с

1990 года, проявляется устойчивая тенденция к снижению

объемов выбросов и сбросов в окружающую среду;

— приняты и начали действовать комплексная программа

«Экологическая безопасность Республики Башкортостан» на

2001—2005 годы с подпрограммами «Отходы производства и потребления» на

2001—2011 годы и «Создание единой государственной информационной системы

экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001—2005 годы,

основная цель которых — улучшение состояния окружающей среды

Республики Башкортостан и обеспечение безопасности здоровья

граждан;

— в природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно

более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет

реализовывать как мероприятия республиканских, так и

федеральных экологических программ;

— в целях установления соответствия намечаемой

хозяйственной и иной деятельности экологическим

требованиям и предупреждения возможных неблагоприятных

воздействий этой деятельности на окружающую природную

среду и связанных с ними социальных, экономических и иных

последствий в республике осуществляется обязательная

государственная экологическая экспертиза. Но и сегодня экологическая

ситуация Республики Башкортостан продолжает оставаться напряженной. В

загрязнении атмосферного воздуха городов республики с каждым годом

увеличивается доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.

Остаются нерешенными проблемы, связанные с расширением использования

экологически чистых видов автомобильного топлива, недостаточной

оснащенностью источников выбросов загрязняющих веществ

промышленных предприятий газоочистными установками. В

области охраны водных объектов имеются проблемы, связанные с

загрязнением водных объектов в результате добычи нефти и других

полезных ископаемых (медь, золото и т.д.), неэффективной работой

существующих очистных сооружений и строительством новых. Необходимо

решение вопросов канализации и очистки сточных вод сельских населенных

пунктов, проведение мероприятий по приведению в соответствие с требованиями

законодательства водоохранных зон водных объектов. В

области обращения с отходами производства и потребления

основными проблемами остаются такие, как отсутствие

малоотходных технологий, практически не выводится из

эксплуатации устаревшее технологическое оборудование, низок

уровень утилизации нефтешламсодержащих отходов нефтедобывающей

и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности,

крупнотоннажных отходов, основную долю которых составляют

отходы горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности,

а также отсутствие разветвленной сети сбора вторичных ресурсов,

приводящее к увеличению нагрузки на свалки твердых бытовых отходов, к

потере источников вторичного сырья.

В сельскохозяйственных системах сохраняется тенденция к

деградации почв — усиление эрозионных процессов,

переуплотнение почвенного профиля, уменьшение мощности

гумусового горизонта, подкисление, переувлажнение почв и т.д.

Наиболее опасным источником загрязнения почв являются

запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Нерешенной

остается проблема утилизации пришедших в негодность

запрещенных к применению ядохимикатов. В соседних регионах, в местах

компактного проживания башкирского населения, также имеются серьезные

экологические проблемы. Необходимо добиваться материальной и моральной

компенсации в отношении башкирского населения, которое

оказалось жертвой радиоактивного заражения в результате атомных испытаний

на Тоцком полигоне в Оренбургской области и атомной аварии на

радиохимическом комбинате «Маяк» в Челябинской области.

Большую часть перечисленных проблем должно решить

выполнение мероприятий комплексной программы «Экологическая

безопасность Республики Башкортостан» на 2001-2005 годы.

Важнейшими направлениями улучшения окружающей среды,

защиты здоровья и сохранения генофонда в Республике Башкортостан

считаем:

— продолжение развития нормативной правовой базы в

области охраны окружающей среды;

— выполнение принятых республиканских экологических

программ;

— выполнение действующих договоров Республики

Башкортостан с Пермской, Челябинской областями, Республикой Татарстан,

Удмуртской Республикой, Свердловской и Оренбургской

областями по сотрудничеству в области охраны окружающей

среды и организации совместных действий в случае

трансграничного загрязнения;

— принятие нормативных актов по экономическому

стимулированию охраны окружающей среды, включающих механизм льготного

налогообложения предприятий, участвующих в природоохранной

деятельности;

— развитие институтов экологического страхования и

аудирования;

— развитие сети особо охраняемых природных территорий

Республики Башкортостан;

— активизацию в средствах массовой информации республики

пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к

окружающей природной среде, развитие системы всеобщего

непрерывного экологического образования.

Принятую в 2001 году концептуальную основу комплексного

решения вопросов охраны окружающей среды в рамках

республиканской целевой программы «Экологическая безопасность

Республики Башкортостан» на период до 2005 года необходимо

закрепить в соответствующих районных, городских и объектовых

программах.

Одним из основных загрязнителей воздушного бассейна

республики

является автотранспорт. Его доля в общем объеме выбросов

составляет 60%. Отработанные газы автомобильных двигателей

содержат свыше двухсот токсичных компонентов, которые

плохо рассеиваются в воздухе и концентрируются на уровне

органов дыхания человека. Необходимо определить на

республиканском уровне комплекс мероприятий по более

полному использованию природного и сжиженного газа в

качестве моторного топлива. Продолжает оставаться

актуальной и проблема безопасного обращения с отходами

производства и потребления. Важными направлениями в ее

решении являются создание эффективной системы

экономического регулирования деятельности в области

обращения с отходами, оказание государственной поддержки

предприятиям малого бизнеса, занимающимся решением проблемы

отходов, обеспечение комплексного подхода к проблеме

промышленных и твердых бытовых отходов.

В условиях недофинансирования природоохранной

деятельности важными методами экономического

регулирования являются институты экологического

страхования и сертификации, а также экоаудита,

представляющие собой связующий рычаг в отношениях между

природопользователями и органами государственного

управления. Необходимо способствовать их развитию. Одним из факторов,

обеспечивающих устойчивое экологическое развитие республики, являются

особо охраняемые природные территории. Необходимо продолжить работу по

выявлению и организации новых особо охраняемых природных территорий в

республике. В то же время, учитывая ограничение финансовых

ресурсов, необходимо содействовать внедрению элементов

самофинансирования особо охраняемых природных территорий.

Учитывая первостепенную важность формирования экологического

сознания населения, необходимо активизировать в средствах

массовой информации республики пропаганду здорового образа

жизни, бережного отношения к окружающей природной среде,

способствовать развитию системы всеобщего непрерывного

экологического образования.

Значительный объем экологической информации, требующей

систематического отслеживания, регулярного анализа и

принятия оперативных управленческих решений, а также

увеличивающийся поток документооборота, диктуют

необходимость форсированного развития единых

коммуникационных систем и создания электронных банков

данных.

Краткий исторический очерк о г. Октябрьском.

Город Октябрьский расположен на широком, расчлененном увалами

плоскогорье Бугульминско-Белебеевской возвышенности, где южные

и западные склоны Нарыш-тау резкими ступенями падают к

обширной долине реки Ик. Вокруг — красочные леса и колки,

березовые рощи и зеленые дубравы, ковыльные степи и пойменные

луга, изрезанные говорливыми речками. Археологические

исследования А.В.Збруевой, В.Е.Гарутта, С.И. Киктенко, А.П.Шокурова,

В.Л.Яхимович свидетельствуют, что этот благодатный уголок западной

Башкирии еще в первом тысячелетии н.э. был густо заселен людьми

кипчакско-тюркского племени. В период Волго-Булгарского государства на

кочевьях скотоводов начинается пашенное земледелие. Во

второй половине ХVI и в течение ХVII века Икская долина и

склоны Нарыш-тау стали местом массового переселения

народов Среднего Поволжья —усиливается хозяйственное освоение края.

В 1632 г. старшина Кыр-Еланского рода Кулчан сын Куккуз-

бея получает от Уфимского воеводы князя М.Ю.Трубецкого

жалованную грамоту Московского царя на владение вотчинной

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.