| |||||
МЕНЮ
| Экологические проблемы развитиястадии цветной металлургии - рафинирование металлов и производство сплавов. Их влияние на окружающую среду столь же велико, сколь и разнообразно, по масштабам оно превышает аналогичное влияние гальванических цехов на машиностроительных предприятиях. Предприятия легкой промышленности, в зависимости от конкретного вида производства, выбрасывают в атмосферу главным образом твердые взвешенные частицы (пыль) и пары растворителей. В водные источники от предприятий этой отрасли поступает, при недостаточной очистке стоков, множество химических веществ, растворителей, кислот а также волокон. Самые крупные современные центры текстильной промышленности области - Орехово-Зуево, Ногинск, Раменское, Серпухов, Озеры (производство хлопчато-бумажных тканей), Монино и Купавна (производство шерстяных тканей). Предприятия по производству строительных материалов, в зависимости от профиля производства и используемого сырья, выбрасывают в атмосферу большое количество пыли, окиси углерода (СО2), оксидов азота, паров растворителей, полициклических ароматических углеводородов и других примесей. Кроме того ряд полезных ископаемых, используемых в этой отрасли промышленности, может иметь повышенную природную радиоактивность, как, например, гранит, содержащий радиоактивный радон. Гранитом в Москве и области облицованы фасады домов, набережные, установлено множество гранитных памятников в самих городах и на кладбищах. Влияние транспорта на окружающую среду К одной из самых “больных” проблем города Москвы я бы отнес прежде всего экологическую. Причин ее чрезвычайно много и они сплетены в единый тугой узел, в котором прослеживаются тесные их взаимосвязи. С моей точки зрения любой город такого значения и масштаба как Москва уже обречен на неблагоприятную экологическую обстановку. Как известно, одним из основных загрязнителей окружающей среды является автотранспорт. Столица любого государства как магнит притягивает к себе железнодорожные, автотранспортные и воздушные магистрали. При первом же взгляде на карту России бросается в глаза плотный узел, буквально центр транспортной паутины - город Москва. По количеству выбросов транспорт является основным источником вредного воздействия на атмосферу Москвы и области. Число машин в последние годы стремительно растет. Многие иномарки попадают в Москву уже не новыми, с изношенными двигателями и неконтролируемой системой выхлопа отработанных газов. Именно личные автомобили существенно загрязняют среду, так как контроль за состоянием выхлопных газов на них уступает контролю на государственных предприятиях, а мощностей станций сервиса недостаточно для обслуживания всех личных автомобилей. Постоянные скопления автомобилей на отдельных магистралях и улицах Москвы и городов Подмосковья создают зоны с огромными концентрациями углекислого газа, оказывая негативное воздействие на здоровье людей. Чрезвычайно опасны для здоровья тяжелые металлы. Относительно более крупные частицы свинца, содержащегося в большинстве видов топлива для предотвращения детонации, оседают в пределах 30 м от автострады, а при отсутствии зеленых насаждений могут встречаться и в 400-метровой зоне. Мелкие и мельчайшие частицы свинца переносятся на значительно большие расстояния, загрязняя сельскохозяйственные угодья, сады и огороды вдоль дорог. Кроме того, попадая в атмосферу, выбросы автомобилей претерпевают сложные фотохимические (на свету) реакции с образованием фотооксидантов, - веществ, раздражающе действующих на слизистую оболочку глаз и органов дыхания. Однако не только двигатель и топливная системы автомобиля являются источниками загрязнения атмосферы. Каждый автомобиль, до полного износа рисунка протектора шин выбрасывает в окружающую среду в среднем 14,2 кг резиновой пыли, а грузовой автомобиль или автобус - 92,2 кг. В состав резиновой пыли входят вредные вещества, которые распространяются в почве и атмосфере. В Москве уже дано была начата работа по переводу транспорта на более экологически чистые виды топлива. Первые газобалонные автомобили, выхлопные газы которых в 3-4 раза менее токсичны, чем у машин, двигатели которых работают на бензине, появились в Москве еще в 1960 г. В 1975г. автомобильная промышленность приступила к серийному выпуску газобалонных автомобилей, в конце 80-х годов их парк в Москве насчитывал более 18 тысяч единиц. Намечено существенно увеличить их число. Преимущественное развитие в Москве имеет электрический транспорт. Метрополитен, троллейбусы и трамваи перевозят 70%* пассажиров, пользующихся общественными видами транспорта. И в дальнейшем преимущественное развитие получат именно электрические виды транспорта, наносящие гораздо меньший ущерб природной среде. Начнется создание скоростных линий метрополитена, будут созданы линии трамвая с ускоренным движением, во внутригородских пассажирских перевозках возрастет роль железных дорог. Необходимо существенно расширить и реконструировать улично-дорожную сеть столицы, которая оказалась неподготовленной ко все возрастающему потоку машин. Из-за роста парка автомашин в городе и отстающих от него темпов расширения и реконструкции улично-дорожной сети города скорость движения автотранспорта невелика. Средние скорости движения автомобилей на основных магистралях города не превышают 35 км/час, в средней зоне - 45, в периферийной - 50 км/час. Увеличение скорости движения автотранспорта, сокращения его остановок способствует сокращению загазованности магистралей, так как наибольший выброс токсичных веществ с выхлопом происходит именно при трогании автотранспорта с места. Расширение улично- дорожной сети города, строительство пешеходных подземных переходов, транспортных развязок в разных уровнях, эстакад и путепроводов позволили за последние 10-15 лет снизить уровень загазованности отдельных магистралей и площадей Москвы. К сведению: Московский метрополитен - это 261,4 километра подземных магистралей (при их строительстве из под земли было удалено не менее 3,4 миллиона кубометров породы), 160 станций, более 4 тысяч единиц подвижного состава. Столичное метро - это и своеобразный город с отлаженной инфраструктурой, заполненный вечно спешащими пассажирами. Ежедневно голубые вагоны подземки перевозят до 9 миллионов человек. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду Подмосковье - крупный центр производства разнообразной сельскохозяйственной продукции. В настоящее время сельскохозяйственные угодья составляют 39% общей площади земель области. Сельское хозяйство - крупный потребитель водных ресурсов. Вода используется для орошения, а также для нужд животноводства. Нормы потребления животными довольно вели и колеблются от 2 литров в сутки на ягненка до 200 л - на корову, причем к качеству питьевой воды предъявляются довольно жесткие требования, иначе продуктивность животноводства может снизиться на 40-70%. В Московской области развито как орошение земель (в частности, в пойме Москвы-реки и Оки, где в основном выращивают овощи), так и осушение. Эти два основных вида мелиорации земель направлены в принципе на повышение природного плодородия почв для использования их в сельском хозяйстве. Однако при неправильной организации как орошение, так и осушение может привести к отрицательным последствиям. Так, например, с развитием орошения земель увеличивается объем образующихся при этом коллекторнр-дренажных стоков. Они образуются при периодических поливах, когда отмечается избыточный сток воды, а также при рассолении (уменьшении концентрации солей в почве) промывкой. В этих случаях повышается минерализация воды в реках, в которые сбрасывают дренажные воды, и она становится непригодной для дальнейшего использования. Сельское хозяйство является одним из основных источников загрязнения вод. Основными загрязняющими веществами в поверхностном стоке с сельскохозяйственных угодий являются частицы почвы, органическое вещество (гумус), удобрения и пестициды, вредные микроорганизмы. Из всех удобрений, вносимых, в частности, на склоновые земли, вымывается и попадает в водоемы до 20% азота, 2-5% фосфора и от 10 до 70% калия. Вынос пестицидов с орошаемых земель достигает 4%. Поскольку стоки с полей невозможно пропустить через очистные сооружения, опасность загрязнения вод пестицидами и удобрениями очень велика и труднопреодолима. Биогенные вещества, смываемые с полей в водоемы, вызывают евтрофикацию* водных объектов и приводят к нарушению процессов их самоочищения. Животноводческие комплексы и фермы часто располагаются на берегах водоемов и рек. При отсутствии специального оборудования для сбора и хранения навоза эти органические отходы смываются осадками и спускаются (иногда в результате аварий, переполнения хранилищ) в водные объекты. В результате весной в Москве водопроводная вода имеет специфический запах, устранить который очень трудно. Кроме того, эти стоки содержат яйца гельминтов и патогенные паразитические микроорганизмы. Основными загрязнителями воздуха в сельском хозяйстве являются животноводческие и птицеводческие фермы и комплексы, предприятия по первичной обработке сельскохозяйственной продукции, а также пестициды, используемые на полях (в частности рассеиваемые с воздуха) и на специальных складах, где ими протравливаются семена перед посевом. От птицеферм и помещений для содержания скота, от силосных башен и иных сооружений для хранения кормов и отходов животноводства на большие расстояния распространяются такие загрязнители, как аммиак, сероводород и другие дурнопахнущие вещества. Спецификой отрицательного воздействия сельского хозяйства на среду является эрозия почв. К нарушению почвенного покрова, постепенному образованию оврагов приводят возделывание неудобных для ведения сельского хозяйства земель, неправильная распашка полей на склонах рельефа, а также выращивание технических культур (таких как лен, сахарная свела, конопля), требующих неоднократного использования специальной техники. В Московской области наибольшее влияние на процесс эрозии почв оказывает распашка водоразделов и интенсивное использование луговых угодий. По мере развития других землеемких отраслей хозяйства, роста городов, а также расширения зон садово-огородных кооперативов сельское хозяйство Подмосковья, особенно вблизи Москвы и крупных городов области, испытывает все большие трудности. Расширять земли под пашней стало практически невозможно. Дальнейшее развитие в Подмосковье животноводства также затруднено по чисто экологическим причинам, особенно это касается свиноводческих и птицеводческих комплексов. Эти сельскохозяйственные производства относятся по уровню загрязнения окружающей среды к объектам с высокой степенью вредности. Интенсивная дачная застройка также отрицательно сказывается на состоянии близлежащих природных объектов - лесов, лугов, рек, озер. Поэтому особенно важным становится экологическое просвещение людей, начиная от школьников и кончая пенсионерами, возделывающими свои 6 соток. Современное состояние окружающей среды в Московском регионе Состояние источников водоснабжения Московский регион имеет густую, разветвленную гидрографическую сеть, состоящую из больших и малых рек, общее число которых превышает две тысячи. Все они относятся к бассейну реки Волги. Основная часть рек области непосредственно относится к бассейну реки Оки - крупнейшего левого притока Волги. Самые крупные реки области - Ока, Москва, Клязьма. Кроме того, в области имеется много озер и искусственных водохранилищ. Московская область обладает также крупными запасами подземных вод в Московском артезианском бассейне. Несмотря на это, проблема водоснабжения Москвы и городов области в настоящее время стоит достаточно остро - слишком уж велики потребности многомиллионного Московского региона в чистой воде. Задача водообеспечения Москвы, других городов области и ее сельских районов едина, даже если источники водоснабжения и системы канализации в разных пунктах различны. Москва и Московская область (их реки и подземные бассейны) получают воду из смежных областей, прежде всего Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской. Сточные воды, использованные в Подмосковье и Москве сбрасываются в реки соседних областей. Поэтому проблему загрязнения рек решить невозможно на данной локальной территории. Ее необходимо решать централизовано и повсеместно. Основным источником снабжения служат поверхностные воды. Сложная водохозяйственная система создана в бассейне верхнего течения Москвы-реки. Она состоит из нескольких небольших водохранилищ на самой Москве-реке, ее притоках и на соседних реках: Истринского, Можайского, Рузского, Озеринского, Яузского, Вазузского. Эта система обеспечивает около 34% в общем объеме водоснабжения Москвы и ее лесопаркового пояса. Более 58% водообеспечения Москвы ложится на волжскую воду, поступающую из Иваньковского водохранилища по сложной системе канала им. Москвы. Эта вода отстаивается и дополнительно очищается в Пестовском, Учинском и Клязьминском водохранилищах. Около 7% воды Москва получает за счет подземных источников. В Московской области доля подземных вод в системе водоснабжения возрастает в несколько раз. Высокая доля подземного водоснабжения в отдельных городах связана с отсутствием крупных поверхностных источников вод. К таким городам относятся Клин, Сергиев- Посад, Наро-Фоминск, Подольск, Егорьевск, и др. В других городах используются преимущественно подземные воды, так как поверхностные во многих местах загрязнены и требуют дорогостоящей очистки. Среди таких городов - Серпухов, Кашира, Коломна, Ногинск. Таким образом, остро стоит проблема качества питьевой воды. Требования к воде для промышленного использования, как правило менее высокие, однако объемы потребления также высоки. Качество воды. Москва и Московская область входят в число 13 регионов России с очень острой экологической ситуацией. Существует три главных источника антропогенных загрязнений вод. Первый источник - промышленность. Комплексное хозяйственно-бытовое техногенное загрязнение характерно для промышленных центров, покрывших густой сетью все Подмосковье. Основная роль принадлежит химической, металлургической, текстильной, стекольной и другим отраслям промышленности - примерно 200 промышленным предприятиям. С промышленным производством связано истощение и загрязнение поверхностных вод, “перезабор” питьевой воды на технологические нужды, снижение уровня (в результате которого может возникнуть довольно серьезное проседание почвы) и загрязнение подземных вод, накопление не утилизированных отходов и миллионов тонн токсичного ила на дне водоемов и т. д. Второй источник - сельскохозяйственная деятельность: смыв загрязняющих веществ с полей и ферм, выпас скота на поймах рек. В Подмосковье более 2 тысяч животноводческих комплексов и птицеферм, которые ежегодно дают 14 миллионов тонн (!) навоза и помета; не менее 6 миллионов тонн этих отходов непосредственно загрязняют природную среду, в том числе поверхностные и грунтовые воды. Кроме того на поля Подмосковья вносится в среднем от 100 до 200 кг удобрений и пестицидов, большая часть которых попадает в реки. Третий источник загрязнения вод - многочисленные рекреационные учреждения, садово-огородные участки в водоохранной зоне, неорганизованный отдых по берегам рек и т. д. Основными веществами, загрязняющими воды, являются биогенные элементы (фосфор, азот), кислотные соединения, органические вещества, диоксины, нефтепродукты и тяжелые металлы. К зонам наибольшего комплексного загрязнения поверхностных и подземных вод относятся прежде всего Москва, а также города, окаймляющие ее с востока и северо-востока - Мытищи, Калининград, Балашиха, Люберцы, Лыткарино, Жуковский. К тем же зонам относятся города: Серпухов с окрестностями, Ступино, Кашира, Коломна, Воскресенск. По Москве-реке, Клязьме, Оке загрязняющие вещества от этих центров перемещаются вниз по течению. Поэтому, например, в Москве-реке качество воды ниже по течению города Москвы не позволяют использовать ее для водоснабжения; на отдельных участках она опасна и для купания. Опасно загрязненные участки выявлены на реке Оке - в районах Серпухова, Ступино, Каширы и от Коломны до границы области; на реке Клязьме - от Пушкино до восточной границы области, на реке Пахре и других небольших речках. Размеры зон наибольшего загрязнения поверхностных вод определяются, как правило, объемами сточных вод, сбрасываемых в реки города. В Москве объем сточных вод составляет более 2 миллионов куб. м/сутки. В Коломне, Серпухове, Подольске, Ногинске, Клине, Воскресенске объемы сточных вод составляют от 100 до 200 тыс. куб. м/сутки. Наименьшее комплексное загрязнение поверхностных и подземных вод отмечается в районах западного Подмосковья и северных районах области, откуда поступает основная часть воды для водоснабжения Москвы. Для обеспечения беспроблемного водоснабжения Москвы и других городов области в ближайшей перспективе необходим целый ряд мероприятий. Во-первых, ресурсы чистой воды в Московской области не бесконечны, поэтому необходим переход на водосберегающие технологии в промышленности и коммунальном хозяйстве. Во-вторых, необходимо внедрять более совершенные системы очистки сточных вод промышленных предприятий и коммунально-бытовых стоков. В третьих, надо повсеместно проводить экологическое обустройство сельского ландшафта. Если стоки предприятий и городов имеют локальный источник сброса (сточные каналы, трубы и т. д.) и поддаются контролю, то загрязнения, попадающие в водоемы с полей имеют площадной характер (сток распределен по большой площади). Поэтому необходимо повышать общую экологическую устойчивость агроландшафта, внедрять почвозащитные севооборот, более широко применять современные технологии в земледелии, требующие меньшего количества минеральных удобрений, и т. д. В целом, водоснабжение из подземных источников является экологически более безопасным, чем из поверхностных, гораздо менее защищенных от загрязнений. Следовательно, доля подземного водоснабжения Москвы и городов области, вероятно, будет расти. Уже в настоящее время в области изыскиваются перспективные участки с большими запасами напорных артезианских вод для водоснабжения Москвы и других крупных городов. Поверхностные воды города служат не только для бытовых и хозяйственных целей. Они все шире используются для транспортировки и сброса разного рода нечистот. В Москве ежесуточно образуется около 6 млн. куб. м загрязненных, так называемых сточных вод. 3/4 из них составляют бытовые сточные воды. Все сточные воды поступают в канализационную сеть и отсюда поступают на |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|