| |||||
МЕНЮ
| Атмосферный воздух Ростова и Ростовской области|Шахтинская ТЭЦ |Шахты |294,000 |191,360 |237,636 |168,829 |176,432 | |АО |-“- |15773,70|15799,19|14783,74|10205,59|16448,06| |«Ростовуголь» | | | | | | | |АО «Гуковуголь»|Гуково |8674,000|7323,384|7996,226|5166,522|4594,472| |АО «Комбинат |Волгодон-с| | | | | | |древесных плит»|к |925,800 |633,721 |394,131 |320,026 |315,695 | | | | | | | | | |Волгодонская |-“- |23449,10|15210,88|9405385 |7131,52 |9353,151| |ТЭЦ-2 | | | | | | | |АО | | | | | | | |«Волгодонский |-“- |6732,400|3088,950|1486,808|1414,001|1449,924| |химзавод» | | | | | | | |АО «Атоммаш» |-“- |119700 |83,243 |79,327 |72,942 |68,378 | |Дирекция РоАЭС |-“- |2532,107|2228,319|2124,214|1081,152|2069,301| |АО «Водоканал» |-“- |1712,43 |1633,216|643,199 |588,221 |466,338 | |АО «Сальский | | | | | | | |кирпичный |-“- |891,235 |860,006 |611,412 |350,228 |348,529 | |завод» | | | | | | | | | Состояние выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха на предприятиях. Новочеркасск АО «Новочеркасская ГРЭС» На Новочеркасской ГРЭС выработка электроэнергии снизилась на 13,6% и составила 9553,2 млн. квт/час. Валовый выброс загрязняющих веществ по станции – 152263,867 тонны, в том числе твердые – 46410,647 тонн, газообразные и жидкие – 105853,22 тонны, из них сернистый ангидрид – 79783,66 тонн, оксид углерода – 2170,64 тонны, окислы азота – 23898,92 тонны. Снижение выбросов загрязняющих веществ на 48059,91 по сравнению с 1996 годом, в том числе по ингредиентам: - твердые – на 12036,76 тонн; - оксид углерода – на 640,03 тонн; - окислы азота – на 4478,02 тонн; - сернистый ангидрид – на 30514,11 тонн, связано с: 1. уменьшением количества сожженного угля на 874009 тонн; 2. уменьшением содержания горючих в уносе в среднем по станции на 0,8%; 3. повышением эффективности золоулавливания с 95,77% до 95,9%; 4. снижением содержания серы с 1,24% до 1,03%; 5. уменьшением средней паровой нагрузки котлов в среднем по ГРЭС на 36 т/ч, то есть на 4,9%. В 1997 году увеличилось количество сожженного мазута, что привело к образованию дополнительных выбросов диоксида серы, который на станции обезвреживается не более, чем на 20% и только на энергоблоках 1-4 (мокрая очистка). Общая сумма затрат на воздухоохранную деятельность в отчетном году составила 47108,5 тыс. рублей, в том числе на реконструкцию электрофильтров 7692,3 тыс. рублей, строительство газоотвода для перевода 4-х энергоблоков на газ – 36312,2 тыс. рублей. Закончено строительство здания ГРС, смонтировано вспомогательное оборудование к газопроводу; планируемые на 1997 год средства освоены не в полном объеме (5055 млн. рублей) из-за отсутствия оборотных средств на приобретение для ГРС. В1997 году на станции построена ГОУ от РБУ котлоремонтного цеха, которая обеспечит снижение выбросов на 9 тонн/год. Введен в эксплуатацию четвертый электрофильтр энергоблока №7, что позволит снизить выбросы на 1000 тонн/год. В отчетном году за нарушение воздухо-охранного законодательства административной комиссией комитета вынесены постановления о наложении штрафных санкций на сумму 1000,5 рублей. Ростов-на-Дону. На ряде предприятий г. Ростова-на-Дону выполнены природоохранные мероприятия, позволившие сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: - ЗАО «Рабочий» - смонтирована газоочистная установка за котлом, сжигающим подсолнечную лузгу (снижение выбросов взвешенных веществ 11,95 т/год). - ОАО «Строймаш» - построены и введены в эксплуатацию два гидрофильтра на окрасочном участке. Снижение выбросов красочного аэрозоля 2,29 т/год. - РЭРЗ – выполнена реконструкция 6 газоочистных установок в литейном цехе. Достигнуто снижение выбросов пыли в количестве 4,207 т/год. - Ростовский комбинат хлебопродуктов – установлены рукавные фильтры (вторая ступень очистки) за технологическим оборудованием. Снижение выбросов пыли 4,294 т/год. - Ростовская ТЭЦ-2 – внедрена система рециркуляции отходящих газов за водогрейным котлом КВГМ-100. Снижение выбросов окислов азота 0,23 т/год. - ОАО «Ростовэнерго» филиал «Ростовтеплосеть» - внедрена система рециркуляции отходящих газов за котлами котельной № 3. Снижение выбросов окислов азота 20,701 т/год. - ОАО «Ростсельмаш» - в течение 1997 года на предприятии смонтированы 19 установок очистки газа и 1 реконструирована. Общее снижение выбросов составило 1,87 т/год. Вместе с тем, целый ряд мероприятий, предусмотренных к выполнению в 1997 году, не проводились. Таганрог. ОАО «Таганрогский металлургический завод». Предприятие работает крайне неритмично. В соответствии с областной экологической программой выведена из эксплуатации морально и физически изношенная мартеновская печь № 7. Выброс в атмосферу снижен на 2,27 тыс. тонн, на выполнение мероприятия затрачено 97,8 тыс. руб. Красный Сулин. ОАО «Сулинский металлургический завод» Выведена из эксплуатации мартеновская печь № 2. Освоено 155,035 тыс. руб., снижение выброса составило 223 тонны. Завершен монтаж и начаты наладочные работы по вводу в эксплуатацию опытной ГОУ за термопечью №6 в цехе терманрацита. Волгодонск. Волгодонская ТЭЦ-2 Ведутся работы по строительству газопровода-отвода для перевода котлоагрегатов станции на природный газ. Одновременно часть котллоагрегатов уже переводится на использование межсезонных излишков газа. В 1997 году израсходовано 2832,0 тыс. руб. на строительство газопровода. За счет перевода котлоагрегата №1 на природный газ выброс снижен на 2,836 тыс. тонн. Ведутся работы по переводу на газ котла №3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация (т/год). Таблица №4 |Загрязняющи|Отходящие |Уловлено, обезврежено|Общее | | |е вещества | | |количество |Снижение | | | | | |выбросов | | | |Всего |Утилизиров|Выброшено |% | | | | | |ано |в |улов| | | | | | |атмосферу |лен.| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 | |Ростовская область | |Всего: |1539313,65|1288196,36|55617,630 |251117,296|83,7|- | | | | | | | |54342,222 | |в т. ч. |1331702,80|1266204,83|55407,644 |65497,971 |951 |-11550,290| |тведые | | | | | | | |газообразны|207610,856|21991,531 |209,644 |185619,325|10,6|- | |е и жидкие | | | | | |42791,932 | |из них: |112482,100|10661,988 |16,638 |101820,112|9,5 |- | |диоксид | | | | | |28087,864 | |серы | | | | | | | |оксид |40222,797 |8795,924 |26,908 |31426,873 |21,9|- 1456,616| |углерода | | | | | | | |оксиды |37121,940 |1354,488 |6,076 |35767,452 |3,6 |- 5408,245| |азота | | | | | | | |углеводород|12635,049 |849,271 |39,309 |11785,778 |6,7 |+ 2860,359| |ы | | | | | | | |ЛОС |3403,404 |299,867 |117,934 |3103,537 |8,8 |+ 1205,608| |прочие |1745,566 |29,993 |3,391 |1715,573 |1,7 |- | | | | | | | |11905,174 | Кислотные дожди. Термин «кислотные дожди» ввел в 1872 году английский инженер Роберт Смит в книге «Воздух и дождь: начало химической климатологии». Кислотные дожди, содержащие растворы серной и азотной кислот, наносят значительный ущерб природе. При сжигании любого ископаемого топлива (угля, горючего сланца, мазута) в составе выделяющихся газов содержится диокиси серы и азота. В зависимости от состава топлива их может быть меньше или больше. Особенно насыщенные сернистым газом выбросы дают высокосернистые уголь и мазут. Миллионы тонн диоксидов серы, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислот. Дождевая вода, образующаяся при конденсации водяного пара должна иметь нейтральную реакцию, то есть рН (рН – показатель, характеризующий кислотные или щелочные свойства раствора). Но даже в самом чистом воздухе всегда есть диоксид углерода, и дождевая вода, растворяя его, чуть подкисляется (рН 5,6 – 5,7). А вобрав кислоты, образующиеся из диоксидов серы и азота, дождь становится заметно кислым. Уменьшение рН на одну единицу означает увеличение кислотности в 10 раз. Показатель рН меняется в разных водоемах, но в ненарушенных природной среде диапазон зтих изменений строго ограничен. Природные воды и почвы обладают буферными возможностями, они способны нейтрализовать определенную часть кислоты и сохранить среду. Однако очевидно, что буферные способности природы небеспредельны. В водоемы, пострадавшие от кислотных дождей, новую жизнь могут вдохнуть небольшие количества фосфатных удобрений; они помогают планктону усваивать нитраты, что ведет к снижениюкислотности воды. Земля и растения тоже страдают от кислотных дождей: снижается продуктивность почв, сокращается поступление питательных веществ, меняется состав почвенных микроорганизмов. Огромный вред наносят кислотные дожди лесам. Леса высыхают, развивается суховершинность на больших площадях. Кислота увеличивает подвижность в почвах алюминия, который токсичен мелких корней, и это приводит к угнетению листвы и хвои, хрупкости ветвей. Особенно страдают хвойные деревья, потому что хвоя сменяется реже, чем листья, и поэтому накапливает больше вредных веществ за один и тот же период. Хвойные деревья желтеют, у них изреживаются кроны, повреждаются мелкие корни. Но и у лиственных деревьев изменяется окраска листьев, преждевременно опадает листва, гибнет часть кроны, повреждается кора. Естественного возобновления хвойных и лиственных лесов не происходит. Все больший ущерб кислотные дожди наносят сельскохозяйственным культурам: повреждаются покровные ткани растений, изменяется обмен веществ в клетках, растения замедляют свой рост и развитие, уменьшается их способность к болезням и паразитам, падает урожайность. Кислотные дожди не только убивают живую природу, но и разрушают памятники архитектуры. Прочный, твердый мрамор, смесь окислов кальция (СаО и СО2), реагирует с раствором серной кислоты и превращается в гипс (CaSO4). Смена температур, потоки дождя и ветер разрушают этот мягкий металл. Страдают от кислотных дождей и люди, вынужденные потреблять питьевую воду, загрязненную токсичными металлами – ртутью, свинцом, кадмием и т.п. Спасать природу необходимо. Для этого придется резко снизить выбросы в атмосферу окислов серы и азота, но в первую очередь сернистого газа, так как именно серная кислота и ее соли на 70 – 80% обуславливают кислотность дождей, выпадающих на больших расстояниях от места промышленного выброса. Охрана атмосферного воздуха. Обязанность защищать окружающую среду закреплена в Конституции Российской Федерации. В соответствии с законом РФ «Об охране атмосферного воздуха» за состояние атмосферного воздуха в России несут ответственность органы государственной власти, руководители субъектов Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Система мер по предотвращению и уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеет целью защитить человека и окружающую природную среду от вредных воздействий, уменьшить ущерб, наносимый материальным ценностям. К компетенции центральных органов власти РФ в области охраны атмосферного воздуха отнесены: - формирование и проведение на территории России единой государственной политики в этой области; - принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов и обеспечение их исполнения; - разработка, принятие и обеспечение реализации федеральных и научно-технических программ, планирование других мероприятий, их финансирование и материально-техническое обеспечение; - установление ограничений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для субъектов РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с международными обязательствами России; - определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ; - нормирование качества атмосферного воздуха; - определение порядка разработки и утверждения технических нормативов выбросов загрязняющих веществ, а также видов объектов, для которых они разрабатываются; - определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ; - определение порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на выбросы загрязняющих веществ; - установление порядка определения и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ от станционных и передвижных источников; - осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воз-духа; - осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющем угрозу для здоровья людей на территории более одного субъекта РФ; - установление порядка ограничения, приостановления и прекращения деятельности объектов, которые загрязняют атмосферный воздух; - установление порядка функционирования федеральной системы мониторинга состояния атмосферного воздуха; К компетенции субъектов РФ и муниципальных образований относятся реализация государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на своей территории, принятие в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов и обеспечение их выполнения. В целях охраны окружающей природной среды и здоровья населения специально уполномоченными органами санитарно-эпидемиологического надзора и органами исполнительной власти РФ устанавливаются нормативы качества атмосферного воздуха. При строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции и техническом перевооружении предприятий, а также при внедрении новых технологических процессов должны предусматриваться меры по улавливанию, обезвреживанию вредных веществ, снижению или полному исключению загрязняющих выбросов в атмосферу. Необходимо соблюдать технические нормативы и нормативы предельно допустимых выбросов, исходя из того, что совокупность выбросов от проектируемых, действующих и планируемых к строительству предприятий не должна ухудшать качество атмосферного воздуха. Размещение, строительство, реконструкция и техническое перевооружение предприятий, сооружений и других объектов допускается только после проведения государственной экологической экспертизы и по получении положительного заключения органов государственного надзора. При ведении хозяйственной и иной деятельности, в том числе при сжигании различных веществ и материалов, эксплуатации транспортных средств и установок, оказывающих влияние на состояние атмосферного воздуха, юридические лица, осуществляющие эту деятельность, обязаны: - определить уровень предельно возможных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от принадлежащих им источников; - своевременно в установленном порядке получать разрешение на выброс; - соблюдать лимиты разрешенных выбросов в атмосферный воздух от станционных источников и передвижных средств и установок; - планировать и осуществлять согласованные с территориальными органами охраны окружающей природной среды мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, сокращению или исключению их выбросов в атмосферный воздух от станционных источников, в том числе путем внедрения малоотходных и безотходных технологий и оборудования, а также по предупреждению аварийных выбросов; - вести в установленном порядке учет и отчетность в области охраны атмосферного воздуха; - осуществлять контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов в атмосферный воздух; - соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенных для очистки воздуха и контроля; - соблюдать установленный режим санитарно-защитных зон между предприятием, сооружением или иным объектом хозяйственной деятельности и жилой застройкой; - обеспечивать в установленном порядке проверку транспортных и иных передвижных средств и установок на соответствие установленным техническим нормативам; - выполнять предписания государственных органов исполнительной власти, ответственных за охрану окружающей природной среды, и оперативно устранять нарушения. Физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность или эксплуатирующие транспортные средства или установки, оказывающие влияние на состояние атмосферного воздуха, обязаны: - соблюдать лимиты разрешенных выбросов в атмосферный воздух от станционных источников; - соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенных для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - выполнять предписания государственных органов исполнительной власти, ответственных за охрану окружающей природной среды; - обеспечивать прохождение в установленном порядке проверку транс-портных и иных передвижных средств и установок на соответствие установленным техническим нормативам. Лица, виновные в нарушениях законодательства в области охраны атмосферного воздуха, повлекших тяжелые прямые или косвенные последствия для здоровья населения или окружающей природной среды, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате нарушения юридическими и физическими лицами требований законодательства по охране атмосферного воздуха, подлежит возмещению в |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|