бесплатно рефераты
 

Законодательство Республики Башкортостан в области экологического мониторинга

o организуют и осуществляют мониторинг соответствующих объектов природной

среды самостоятельно в рамках положений об этих органах;

o определяют объекты экологического мониторинга по согласованию

Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики

Башкортостан;

o организуют проведение исследований по экологическому мониторингу по

взаимосогласованным нормативным и методическим документам, обеспечивающим

единство методов, способов и показателей, на основе которых

осуществляются сбор и обработка данных состояния объектов экологического

мониторинга;

o доводят до сведения природопользователей порядок обязательного

представления документированных данных экологического мониторинга;

o организуют и обеспечивают ведение специализированных банков данных

экологического мониторинга;

o организуют оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия

сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного

распространения;

o осуществляют бесплатный информационный обмен с другими уполномоченными

государственными органами в области экологического мониторинга;

o устанавливают квалификационные требования к персоналу, обеспечивающему

ведение экологического мониторинга;

o организуют обучение и подготовку специалистов для работы в области

экологического мониторинга;

o информируют органы государственной власти Республики Башкортостан, органы

местного самоуправления и население о состоянии окружающей среды на

территории Республики Башкортостан на основе достоверных данных

экологического мониторинга.

Глава V Закона РБ «Об экологической экспертизе» рассматривает

регулирование деятельности в области экологического мониторинга. Статья 10

устанавливает обязанности природопользователей в области экологического

мониторинга. Так, природопользователи в отношении объектов,

подведомственных им и внесенных в Государственный реестр объектов

экологического мониторинга Республики Башкортостан, обязаны:

o осуществлять организацию и проведение локального мониторинга источников

антропогенного воздействия на окружающую природную среду за счет

собственных средств;

o вести локальный мониторинг с использованием утвержденных в установленном

законодательством порядке методик, с помощью приборов и средств,

обеспечивающих единство измерений;

o бесплатно представлять в установленные сроки и в установленных объемах

государственным органам, уполномоченным на организацию и ведение

экологического мониторинга, и местным органам государственной власти

Республики Башкортостан, органам местного самоуправления обязательные

документированные данные локального экологического мониторинга.

Статья 11 Закона определяет, что экологический мониторинг на

территории Республики Башкортостан проводится в рамках Единой

государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан.

Безусловно, прогрессивным является закрепление в ст.12.

обязательности использования информационных ресурсов экологического

мониторинга. В соответствии с положениями данной статьи, информационные

ресурсы экологического мониторинга подлежат обязательному использованию

органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного

самоуправления при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально -

экономического развития Республики Башкортостан, охраны окружающей среды и

обеспечения экологической безопасности, в том числе:

o при подготовке прогнозов и разработке программ социально - экономического

развития, включая республиканские и местные инвестиционные, экологические

и иные программы;

o при подготовке градостроительной документации, включая генеральные планы

городов;

o при приятии решений о строительстве крупных хозяйственных объектов;

o при ведении отдельных видов государственных кадастров природных ресурсов;

o при подготовке государственных докладов о состоянии окружающей природной

среды и ее влиянии на здоровье населения Республики Башкортостан;

o при подготовке проектов нормативных правовых актов Республики

Башкортостан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и

обеспечения экологической безопасности, а также финансирования

мероприятий и программ по оздоровлению окружающей среды и населения,

проживающего на территориях с особым экологическим статусом;

o при принятии решений об ограничении, приостановлении, прекращении

деятельности предприятий, нарушающих природоохранное законодательство.

Статья 13 Закона определяет цели и порядок создания государственного

реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан. В

соответствии с указанной статьей, государственный реестр объектов

экологического мониторинга Республики Башкортостан создается с целью

регистрации объектов экологического мониторинга, расположенных на

территории Республики Башкортостан. Порядок ведения Государственного

реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан и

государственный орган, осуществляющий его, определяются Кабинетом Министров

РБ.

Статьи 14-16 рассматриваемого Закона определяют особенности

организации и проведения экологического мониторинга в зависимости от

правового статуса территории, на которой планируется проведение

мониторинга.

Статья 21 регулирует финансирование работ по организации и ведению

экологического мониторинга. Так, финансирование работ по организации

экологического мониторинга осуществляется в рамках выполнения

соответствующих республиканских целевых и местных программ за счет средств

соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов. Финансирование работ по

ведению экологического мониторинга природопользователями осуществляется за

счет природопользователей.

Глава VII Закона РБ определяет ответственность за нарушение

законодательства в области экологического мониторинга. Согласно ст.22

рассматриваемого Закона, нарушениями законодательства в области

экологического мониторинга являются:

o несоблюдение стандартов, норм и правил ведения экологического

мониторинга;

o сокрытие, несвоевременное представление информации, представление

заведомо ложных данных экологического мониторинга, иное несоблюдение

порядка обязательного представления данных экологического мониторинга;

o невыполнение предписаний уполномоченных государственных органов по

экологическому мониторингу и воспрепятствование в осуществлении ими своих

полномочий;

o несоблюдение правил использования информационных ресурсов, находящихся в

системе экологического мониторинга.

Статья 23 устанавливает основания для приостановления производства

или видов деятельности по природопользованию при нарушении требований

экологического мониторинга.

По объектам, включенным в Государственный реестр объектов

экологического мониторинга РБ, на которых юридическими лицами и

индивидуальными предпринимателями экологический мониторинг не ведется или

ведется с нарушением установленных требований, государственными органами,

уполномоченными на организацию и ведение экологического мониторинга, в

пределах их компетенции выносятся постановления о приостановлении

производства или видов деятельности по природопользованию.

Основаниями для приостановления производства или видов деятельности

по природопользованию являются:

o невыполнение в установленный срок предписаний по организации и ведению

экологического мониторинга на объектах, внесенных в Государственный

реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;

o представление заведомо ложных или искаженных данных экологического

мониторинга, способствующих появлению экологически опасной ситуации;

o непредставление государственным органам, уполномоченным на организацию и

ведение экологического мониторинга, обязательных данных мониторинга в

случаях, когда объект экологического мониторинга находится в экологически

опасной ситуации (наличие или риск возникновения залповых выбросов в

атмосферу и залповых сбросов в водные объекты загрязняющих веществ,

выбросы и сбросы загрязняющих веществ сверхустановленных лимитов,

опасность деградации или резкого ухудшения состояния природного объекта,

возрастания заболеваемости и роста смертности населения).

Глава VIII Закона «Международные договоры» была исключена Законом РБ

от 06.11.2001 г. N 252-з, как противоречащая федеральному законодательству.

4. Республиканская программа «Создание единой государственной

информационной системы экологического мониторинга

в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы

Республиканская программа «Создание единой государственной

информационной системы экологического мониторинга в Республике

Башкортостан» на 2001-2005 годы» была разработана и принята в рамках

выполнения программы «Создание Единой государственной системы

экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 1995-2000 гг., как

основа функционирования единой государственной системы экологического

мониторинга республики.

Анализ работы ведомственных систем и служб мониторинга показал, что

каждая их них функционирует в замкнутой системе, практически не

обеспечивающей использование результатов проведения мониторинга в

практических целях. Как уже было упомянуто выше, отсутствует комплексный

подход к изучению влияния различных антропогенных загрязнений на окружающую

среду, причин и источников деформации окружающей среды. Практически не

изучаются отдаленные по времени последствия аварийных выбросов и сбросов

загрязняющих веществ в окружающую среду.[7]

Вследствие этого не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую

информационный обмен данными мониторинга, их обобщение и прогноз

экологической обстановки.

Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию

Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в

Республике Башкортостан (далее - ЕГИСЭМ РБ).

При создании ЕГИСЭМ РБ учитываются интересы всех организаций -

участников ЕГСЭМ РБ с правом собственности на принадлежащую им информацию.

На основе взаимных договоров гарантируется право регламентированного

доступа к информации, являющейся собственностью других организаций.

Координация работ по созданию, обеспечению функционирования и

развитию ЕГИСЭМ РБ достигается:

o предварительным системотехническим обоснованием всех комплексных и

частных проектов;

o проведением межведомственной экспертизы, технических заданий и проектов,

связанных с разработкой подсистем ЕГИСЭМ РБ;

o согласованием содержания и форм представления данных в различных

подсистемах ЕГИСЭМ РБ;

o организованным и регламентированным обменом данными в информационной

сети ЕГИСЭМ РБ со всеми функциональными и специальными системами

аналогичного назначения.

При создании ЕГИСЭМ РБ используются современные информационные

технологии сбора, хранения, передачи и отображения данных.

Единая государственная информационная система экологического

мониторинга в Республике Башкортостан (ЕГИСЭМ РБ) является составной частью

Единой государственной системы экологического мониторинга Республики

Башкортостан (ЕГСЭМ Республики Башкортостан.

ЕГИСЭМ РБ - государственная информационная система для обеспечения

органов государственной власти Республики Башкортостан, местных органов

государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан,

юридических лиц и граждан своевременной, регулярной и достоверной

информацией о состоянии окружающей среды, влиянии источников антропогенного

воздействия на окружающую среду.

Основу ЕГИСЭМ РБ составляют территориально и ведомственно-

распределенные локальные информационные системы получения, сбора,

систематизации, хранения и анализа информации.

Целями Программы являются:

o обеспечение органов государственной власти, юридических лиц и граждан

своевременной, регулярной и достоверной информацией о состоянии

окружающей среды, природных ресурсов, влиянии источников антропогенного

воздействия на окружающую среду;

o получение целостной картины состояния окружающей среды и ее воздействия

на состояние здоровья населения республики;

o разработка комплексного подхода к изучению различных причин и источников

деформации окружающей среды;

o внедрение механизма учета данных экологического мониторинга при

формировании и реализации государственной стратегии развития республики.

Для достижения целей Программы необходимо решить следующие основные

задачи:

o формирование и совершенствование нормативно-правовой и научно-

методической базы функционирования и развития ЕГИСЭМ РБ;

o создание единой информационной инфраструктуры и единого информационного

пространства по оценке экологических систем на территории республики;

o создание государственного реестра объектов экологического мониторинга;

o обеспечение доступа к экологической информации органов государственной

власти, общественных организаций, населения республики.

Выполнение программы сделает возможным осуществление анализа данных

мониторинга окружающей среды и на этой основе позволит своевременно

разрабатывать и реализовывать систему мер, направленных на улучшение

состояния окружающей среды..

Программа рассчитана на 5 лет, и ее планируется реализовать в два

взаимосвязанных этапа.

На проводимом в настоящий момент (2001-2002 гг.) первом этапе

предусматривается, в основном, осуществить разработку и совершенствование

нормативных правовых актов для создания научных, методических,

организационных и экономических основ организации информационного

взаимодействия участников ЕГИСЭМ РБ, повышения достоверности и

сопоставимости данных о состоянии окружающей среды.

Информационные ресурсы ЕГИСЭМ РБ формируются по результатам

мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду

объектов и территориально обособленных участков окружающей среды

(атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов,

особо охраняемых природных территорий), здоровья групп населения,

испытывающих негативное воздействие факторов окружающей среды.[8]

В рамках ЕГИСЭМ РБ интегрируются информационные ресурсы субъектов

экологического мониторинга:

o министерств, государственных комитетов и ведомств, уполномоченных на

организацию и ведение экологического мониторинга;

o местных органов государственной власти в районах и городах;

o природопользователей.[9]

5. Заключение

В Республике Башкортостан, одной из первых среди субъектов Российской

Федерации, был принят 24 мая 2000 года Закон «Об экологическом

мониторинге», ему менее двух лет. Федеральный закон, регулирующий

экологический мониторинг, в настоящее время находится ещё в разработке.

Примечательно, что единственным разработчиком проекта и инициатором

необходимости принятия данного Федерального закона явилась Республики

Башкортостан.

Необходимость принятия Закон Республики Башкортостан «Об экологическом

мониторинге» продиктованы изменениями, произошедшими в экономике и

общественной жизни Башкортостана за последнее десятилетие. На федеральном

уровне принят целый блок нормативных правовых актов, составляющих

законодательную основу общества. Значительные изменения произошли и в

области охраны окружающей природной среды.

Сейчас на первое место выдвигается необходимость создания эффективной

системы охраны природы, способной должным образом обеспечивать вхождение

России в этап устойчивого развития. Это предполагает создание современной

законодательной базы природоохранной деятельности. 12 января 2002 года

вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды» – базовый

нормативный правовой акт экологического законодательства Российской

Федерации.

Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» является

новым шагом в развитии природоохранной деятельности, приближающим нас к

современному, то есть соответствующему законодательству передовых

государств, механизму правовой охраны окружающей среды. Хотя, конечно, для

реализации на практике заложенных в данном законе норм потребуется принятие

ряда подзаконных актов, устанавливающих механизмы их реализации.

6. Нормативная правовая база:

(Законодательство Республики Башкортостан

в области экологического мониторинга)

1. Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. № ВС-

13/28 (в ред. от 01.11.2000 г.), ст.71;

2. Закон Республики Башкортостан от 24 мая 2000 г. N 73-з "Об экологическом

мониторинге" (с изм. и доп. от 6 ноября 2001 г.);

3. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 мая 2001

г. N 107 "О комплексной программе "Экологическая безопасность Республики

Башкортостан " на 2001-2005 годы";

4. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 июня 2001

г. N 134 "О республиканской программе "Создание Единой государственной

информационной системы экологического мониторинга в Республике

Башкортостан" на 2001-2005 годы";

5. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 апреля

2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по охране

окружающей среды";

6. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 февраля

2000 г. N 26 "О порядке ведения государственного мониторинга водных

объектов Республики Башкортостан";

7. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 ноября

1999 г. N 355 "О республиканской программе развития службы

гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Республики

Башкортостан на 2000-2003 годы";

8. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998

г. N 148 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и

мониторинга загрязнения окружающей среды";

9. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 декабря

1995 г. N 441 "Об утверждении Программы создания Единой государственной

системы экологического мониторинга Республики Башкортостан";

10. Распоряжение Кабинета Министров РБ от 16 марта 2001 N 214-р «Об

утверждении программы подготовки проектов нормативных правовых актов,

необходимых для реализации Закона Республики Башкортостан "Об

экологическом мониторинге";

11. Государственная программа мониторинга земель Республики Башкортостан

на 1993-1995 годы. Утверждена постановлением Совета Министров Республики

Башкортостан от 28 июня 1993 г. N 271;

12. Положение о мониторинге земель в Республике Башкортостан. Утверждено

постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 28 июня 1993

г. N 271.

7. Использованная литература:

1) Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики

Башкортостан в 1999 году, - Уфа, 2000;

2) Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики

Башкортостан в 2000 году, - Уфа, 2001;

3) Экологические программы Республики Башкортостан, - Уфа, 2001;

4) Бринчук М.М., Экологическое право (право окружающей среды): Учебник.-

М.: Юристъ, 2000.- 688 с.

-----------------------

[1] Мерквирт Райнер, «Игра по одним правилам будет способствовать

углублению европейской интеграции», ЭкоИнформ, №5,2001.

[2] Статья 63 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-

ФЗ «Об охране окружающей среды».

[3] Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от

15.11.1997 г.

[4] Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды

Республики Башкортостан в 2000 году, с.215, - Уфа, 2001.

[5] Пункт 3.13 постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от

6 апреля 2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по

охране окружающей среды".

[6] указаны в п.2 на стр.7 данной работы;

[7] ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 1.

[8] ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 7.

[9] Экологические программы Республики Башкортостан; - Уфа, 2001, с.63.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.