бесплатно рефераты
 

Свинец и проблемы экологии

диагностического комплекса в сочетании с данными осмотров терапевта и

невропатолога позволяет наиболее рано выявлять начальные признаки

неблагоприятного воздействия свинца на организм работающих. Особую

значимость приобретают результаты перечисленных лабораторных исследований

при групповом анализе показателей здоровья определенных профессиональных

групп в процессе медико-биологического мониторинга.

Федеральные и региональные программы

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.96 N263

утверждена федеральная целевая программа "Топливо и энергия", в состав

которой включена подпрограмма "Реконструкция и модернизация предприятий

нефтеперерабатывающей промышленности". Программа была рассчитана на

период до 2000 г. и предусматривала увеличение выпуска неэтилированного

бензина до 65%.

Программа требовала капиталовложений в объеме 12-15 млрд. долл. США.

Однако из-за финансового обвала в августе 1998 года, ограниченности

инвестиционных ресурсов, падения добычи нефти и других причин выполнение

программы идет с отставанием на 2-3 года.

Переход на выпуск неэтилированных бензинов сдерживается также из-за

сложившейся в стране политики формирования цен на автомобильные бензины.

Себестоимость этилированного бензина ниже себестоимости неэтилированного,

а система налогообложения едина и не зависит от вида бензина.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.94 одобрена

федеральная программа "Техническое перевооружение и развитие металлургии

России (1993-2000 гг.)". Главные приоритеты программы:

конкурентоспособность продукции и существенное улучшение экологической

обстановки путем снижения эмиссии опасных химических веществ. Программой

предусматривается реконструировать и технически перевооружить 143

предприятия черной и цветной металлургии, работы ведутся на 89

предприятиях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 N1098

утверждена федеральная целевая программа "Отходы".

К неотложным мерам по решению проблемы обращения с отходами, в том числе

свинецсодержащими, отнесены:

- разработка классификатора токсичных отходов;

- проведение экологической экспертизы отраслевых норм технологического

проектирования с включением в них положений об обязательной комплексной

переработке сырья, использованию, обезвреживанию и экологически

безопасному размещению отходов;

- создание и введение в действие системы экономического регулирования в

целях интенсификации вовлечения в хозяйственный оборот вторичных

ресурсов.

На уровне субъектов Российской Федерации разработан ряд региональных

программ, предусматривающих решение вопросов по предотвращению свинцового

загрязнения окружающей среды.

Например, постановлением от 19.05.95 N312 Кабинет Министров Республики

Татарстан утвердил 19.05.95 "Программу по сокращению выбросов

загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств в Республике

Татарстан", которой предусматривается разработка новых антидетонационных

присадок к моторному топливу взамен этиловой жидкости, разработка

предложений по экономическому стимулированию перевода автотранспортных

средств на использование природного газа и других альтернативных видов

топлива, осуществление к 2000 г. перевода на газ не менее 30% автомобилей

от общего их количества в Казани и ряде других городов республики.

Правительство Москвы постановлением от 27 сентября 1994 г. N860 утвердило

Комплексную экологическую программу Москвы, которой был предусмотрен

комплекс мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды в

Москве и, в частности, на улучшение состояния атмосферного воздуха.

Распоряжением мэра Москвы от 1 декабря 1993 г. N689-РМ "Об особенностях

реализации моторного топлива в Москве и введении штрафных санкций" в

Москве запрещена розничная торговля этилированным бензином.

Постановлением правительства Москвы от 18 мая 1996 г. N517 утверждено

положение о порядке осуществления в Москве экологического контроля

автотранспортных средств, которым предусматривается внедрение сертификата

автотранспортного средства единого образца. Распоряжением мэра Москвы от

13 августа 1996 г. N239/1-РМ утвержден план экологических мероприятий,

которым предусматриваются:

- подготовка и поэтапное принятие мер по реализации в Московском регионе

экологически приемлемого моторного топлива;

- поэтапная установка каталитических дожигателей и фильтров-конверторов

на муниципальном транспорте;

- комплекс мер по разработке и внедрению альтернативных видов моторных

топлив и электротранспорта;

- проведение массовой операции по проверке уровня выбросов московскими и

иногородними автомашинами (не менее 800 тыс. ед.) с принятием

административных и экологических мер;

- изготовление, установка и последующее обслуживание информационных щитов

на расстоянии 5-50 км от города "Использование этилированного бензина в

Москве запрещено!" и "Въезд в Москву с превышением ГОСТ по выбросам СО,

СН и дымности запрещен!";

- ограничение (и возможно -запрещение) эксплуатации в Москве транспортных

средств иностранного производства, изготовленных до 1985 г.;

- подготовка комплекса мер по предотвращению сброса в р. Москва и

канализацию тяжелых металлов от основных промышленных источников.

4. Задачи, ждущие своего решения.

При всем разнообразии федеральных и региональных правовых и нормативных

актов в Российской Федерации отсутствует единая государственная политика

по нормативно-правовому и экономическому регулированию влияния на

состояние окружающей природной среды и здоровье населения свинца и других

тяжелых металлов, снижению свинецсодержащих выбросов и сбросов,

переработке и обезвреживанию отходов, прекращению производства

этилированного бензина.

В связи с этим, в первую очередь, целесообразно определить условия

разработки и реализации федеральной целевой программы по защите

окружающей среды и здоровья населения страны от свинцового загрязнения,

т. к. эта проблема требует общих и целенаправленных усилий для ее решения

в научном, техническом и практическом планах.

Совершенствование производственных технологий

Наиболее радикальной защитой окружающей среды от загрязнения свинцом

является изменение технологии. Ниже рассмотрены основные направления

снижения свинцового загрязнения окружающей среды различными отраслями

промышленности.

На большинстве заводов цветной и черной металлургии запланированы и

частично реализуются мероприятия, призванные резко сократить загрязнение

окружающей среды. В первую очередь это относится к замене устаревших

технологий и оборудования на современные ресурсосберегающие и

экологически безопасные процессы, позволяющие существенно сократить

объемы отходящих газов и обеспечить возможно полное улавливание и

утилизацию всех компонентов этих газов, включая соединения свинца.

Основным направлением реконструирования медеплавильной промышленности

выбран перевод на автогенные технологии плавки с использованием

обогащенного кислородом дутья, которое кроме технологических преимуществ,

позволяет резко сократить объем отходящих газов. Это, в свою очередь,

дает возможность практически полностью улавливать пыль и диоксид серы от

основных плавильных агрегатов.

Решение проблемы эффективности пылеулавливания обеспечивается применением

многоступенчатой очистки газов в технологической схеме сернокислотного

производства, а в случае выброса газов без утилизации в дымовую трубу -

переводом на пылеочистку в рукавных фильтрах.

Возможность обеспечения санитарных требований в нашей стране достижимо

при использовании в качестве финишного аппарата пылеулавливания фильтра

со струйной продувкой, оснащенного специальной тканью двойного

переплетения. В настоящее время эти фильтры обеспечивают на АО

"Рязцветмет" и ряде других предприятий России и стран СНГ снижение

остаточной запыленности по свинцу в выбрасываемых газах до уровня ПДК

(следует отметить, что в России величина ПДК свинца в атмосфере -0,3

мкг/м3 , жестче, чем в большинстве развитых стран мира.

Экологическое оздоровление аккумуляторной промышленности России немыслимо

без технического перевооружения всего технологического цикла производства

с применением новейших достижений, как в технологии, так и в конструкции

оборудования, в том числе и очистке производственных выбросов из рабочих

зон.

Для уменьшения выбросов свинца в воздух и сбросов в водные объекты

необходимо провести техническое перевооружение аккумуляторных заводов с

изменением технологии и применением нового оборудования с встроенной

системой очистки выбросов в воздух и отсутствием стоков (оборотное

водоснабжение).

В целях уменьшения свинцового загрязнения целесообразно применять в

автомобилях емкостные накопители энергии (так называемый "конденсаторный

пуск двигателя") совместно с аккумулятором небольшой емкости.

Целесообразно также внедрять новейшие достижения в области разработки

аккумуляторных батарей на основе электрохимической системы никель-цинк.

В настоящее время в России проводится определенная работа в этих

направлениях. Так, в городах Курске и Свирске идет работа по внедрению

технологического оборудования, закупленного по контракту у фирмы "Эксайд"

(США) и других зарубежных фирм. Курский аккумуляторный завод закупил у

фирмы "Варта" (ФРГ) оборудование для переплавки аккумуляторного лома и

брака производства. Тюменский аккумуляторный завод закупил в Австрии

линию по производству сепараторов и создал собственное производство по

выпуску основного технологического оборудования (мельницы, сушилки и

др.). Саратовский завод "Электроисточник" закупил в Италии оборудование

для литья токоотводов, производства порошка и намазки. Подольский

аккумуляторный завод закупил намазочные линии для производства порошка по

типу "Бартона" и т.д.

Требованиям экологической безопасности при минимальных капиталовложениях

и энергозатратах отвечает безотходная технология переработки

аккумуляторного лома с применением гидрометаллургических,

электрохимических и низкотемпературных (600-7000 С) металлургических

переделов.

Главной задачей в улучшении экологических характеристик бензинов является

полный отказ от применения свинецсодержащих антидетонаторов. Это влечет

за собой проблемы, связанные с развитием технологических процессов

переработки нефтяного сырья с целью повышения октановых чисел компонентов

бензина, что требует значительных капиталовложений в

нефтеперерабатывающую промышленность и времени на ее модернизацию. По

оценке зарубежных экономистов отказ от применения в составе бензинов

этиловой жидкости в Европе потребует капитальных вложений в размере 26,7

долл. США на 1 т годовой мощности производства бензина, но, несмотря на

это, доля неэтилированных бензинов в Западной Европе непрерывно

увеличивается.

Переход на производство неэтилированных бензинов предусматривает

реконструкцию и ввод новых установок каталитического риформинга,

каталитического крекинга, гидрокрекинга, изомеризации, алкилирования,

производство кислородсодержащих октаноповышающих компонентов.

Альтернативными антидетонаторами являются присадки на основе марганца и

железа, не дающих негативных экологических эффектов, поскольку фоновое

содержание этих элементов соответственно на 2 и 3 порядка выше, чем у

свинца. В стране проведены исследования возможности использования ЦТМ,

выявившие оптимальную его концентрацию (0,05 г/л).

Перспективно использование присадок на основе ферроценов. Присадки этого

типа сочетаемы с каталитическими дожигателями и используются в

производстве бензинов А-76 и АИ-91 на Ачинском и Ангарском НПЗ.

Эффективным антидетонатором для авиационных бензинов является

малотоксичный N-метиланилин. Разрешение на его использование в

антидетонационных присадках получили Ачинский, Ангарский, Волгоградский,

Ярославский и ряд других заводов.

Из оксигенатов наибольшее распространение получил МТБЭ, использование

которого уменьшает образование и выброс токсичных веществ. Ряд заводов

вырабатывают фетерол. Имеется потенциал производства МТБЭ до 1 млн. т в

год при потребности в 3 млн. т.

Помимо отсутствия выбросов свинца другим важным преимуществом

использования неэтилированного бензина является возможность устанавливать

в автомобилях каталитические нейтрализаторы отработавших газов для

уменьшения содержания несгоревших углеводородов, окиси углерода, окислов

азота и в результате снижать на 70-90% вредные выбросов автомобильным

транспортом. В настоящее время такие дожигатели широко используются во

многих странах и являются чрезвычайно эффективными для снижения уровня

загрязнения воздуха от автомобилей. Однако нормальная эксплуатация таких

систем возможна только на неэтилированных бензинах, так как даже одна

заправка этилированным бензином приводит к выходу из строя

каталитического нейтрализатора.

В производстве декоративных красок можно вполне отказаться от

использования свинцовых пигментов, заменив их ферритами, титанатами,

алюминатами.

В России активно ведутся в инициативном порядке работы по воплощению идеи

использования стальной дроби в охотничьих патронах во избежание

загрязнения окружающей среды в процессе охотничьего промысла и

любительской охоты. Для этого необходимо предусмотреть защиту ружейного

ствола от стальной дроби, разработать новые типы гильзы и пороха для

размещения большего по объему стального снаряда.

В области переработки промышленных и бытовых отходов для снижения

загрязнения окружающей среды и решения проблемы циркуляции свободного

свинца необходимо, прежде всего, упорядочить систему сбора и переработки

вторичного свинцового сырья (в первую очередь амортизированных

аккумуляторов) путем создания региональных специализированных

организаций. При этом важно обеспечить контроль за загрязнением

окружающей среды в регионах сосредоточения транспортных и промышленных

пользователей свинецсодержащего оборудования.

Целесообразно разработать нормативы, учет и отчетность по сдаче

вторичного свинцового сырья, исходящие из сроков эксплуатации

свинецсодержащего оборудования и аккумуляторов.

Технико-экономический анализ создания новых производственных мощностей по

полному циклу на новых и реконструируемых (перепрофилируемых)

предприятиях показал несомненное преимущество последних, т. к. наличие

зданий, сооружений, транспортных связей, очистных установок во многих

случаях может снизить капитальные затраты в 3-5 раз.

Технико-экономические расчеты реконструкции ряда российских предприятий

на переработку вторичного свинца показывают, что в зависимости от

масштаба производства (от 15 до 30 тыс. т товарной свинцовой продукции)

объемы инвестиций составят от 9 до 15 млн. долл. США с окупаемостью от

1,7 до 3,0 лет. Однако, если создается комплекс, включающий сбор,

переработку вторичного свинца и выпуск товарной продукции с

использованием свинца и его сплавов (аккумуляторы, кабельная продукция),

то даже при вложении средств на реконструкцию, например аккумуляторного

производства с доведением выпускаемых батарей до конкурентоспособного

качества, окупаемость не превысит 1,0-1,5 лет. При этом следует иметь в

виду, что стоимость свинца в изделии в 2-3 раза выше, чем товарного

свинца и его сплавов.

Исходя из сказанного, решение проблемы предотвращения загрязнения

окружающей среды на территории России одновременно с обеспечением

народного хозяйства страны свинцовой продукцией является задачей

государственной важности и независимо от источников финансирования

реализуемых мероприятий должно быть под контролем Правительства

Российской Федерации.

Сокращение выбросов свинца в атмосферу от автомобильного транспорта может

быть обеспечено за счет реализации мероприятий по нескольким

направлениям:

Повышение топливной экономичности (энергоэффективности) вновь

производимых автотранспортных средств. По имеющимся оценкам

конструктивные характеристики отечественных автомобилей определяют их

более высокое (на 20-30%) топливопотребление по сравнению с зарубежными

аналогами. В настоящее время в рабочих органах Комитета по внутреннему

транспорту ЕЭК ООН обсуждается проект правил, регламентирующих требования

к топливной экономичности автотранспортных средств. Признание Российской

Федерацией данных правил и использование их в национальной системе

сертификации автотранспортных средств позволит предъявлять

соответствующие требования топливной экономичности к продукции

отечественных предприятий-производителей автотранспорта. Можно ожидать,

что соответствие выпускаемой отечественной автомобильной техники

требованиям действующих международных стандартов в области топливной

экономичности может быть обеспечено к 2003-2005 гг. Это позволит к 2005

г. по экспертным оценкам снизить удельное топливопотребление

эксплуатируемого автомобильного парка (с бензиновыми двигателями) в

среднем на 18-20%.

Изменения в конструкции автомобильных двигателей с целью замещения

бензина альтернативными видами топлива (газ, спиртовые топлива, биогаз,

водород и др.). Расширение использования для двигателей внутреннего

сгорания автомобилей сжатого природного газа и сжиженного нефтяного газа.

Перевод, например, 10% автомобильного парка России (легковых, грузовых

автомобилей и автобусов) на газовое топливо (более дешевое, чем бензин)

могло бы сократить потребление этилированного бензина и снизить выбросы

свинца в атмосферу на 25%.

Кроме указанных мероприятий снижению потребления свинецсодержащих

бензинов способствуют:

- выпуск и широкое использование грузовых автомобилей различной

грузоподъемности и автобусов с дизельными двигателями (например,

увеличение парка дизельных грузовых автомобилей до 50% обеспечит снижение

поступления свинца в окружающую среду от грузового автотранспорта на

22%);

- обеспечение на переходном этапе гарантированной поставки

неэтилированного бензина в наиболее экологически уязвимые и

густонаселенные районы;

- обеспечение контроля за качеством топлив, поступающих в продажу;

- совершенствование организации и регулирования дорожного движения,

позволяющее снизить расход топлива автотранспортными средствами при их

движении по улично-дорожной сети на 10-15% за счет ограничения

максимальных скоростей движения, выравнивания скоростей движения в

транспортном потоке, повышения равномерности движения и снижения задержек

на пересечениях;

- улучшение управления перевозками, позволяющее обеспечить удовлетворение

имеющихся транспортных потребностей без увеличения численности

автомобилей;

- совершенствование контроля технического состояния эксплуатируемого

автотранспорта, являющееся резервом снижения расхода топлива в среднем на

5-7%;

- учет транспортной составляющей в градостроительной политике; развитие

системы общественного пассажирского транспорта (сокращение транспортных

потребностей населения, создание компактных селитебных зон с развитой

торговой и сервисной инфраструктурой, имеющих хорошую и доступную

транспортную связь с центральными частями городов и промышленными зонами

с использованием общественного пассажирского транспорта, предпочтительно

электрифицированного);

- развитие телекоммуникационных технологий, снижающее потребность в

перевозках;

- совершенствование элементов государственной политики в области

управления работой транспорта (механизмы ценовой, тарифной и налоговой

политики, стимулирующие производство и использование более экономичной

автотранспортной техники, создающие равные условия конкуренции между

различными видами транспорта, стимулирующие перераспределение части

объемов автомобильных перевозок на более экологически "чистые" виды

транспорта и др.).

Реабилитация территорий

Несмотря на наличие значительных территорий, загрязненных свинцом, работы

по их реабилитации в России в настоящее время проводятся в очень

ограниченных масштабах.

В зависимости от степени загрязнения территорий можно апробировать

различные мероприятия.

При высокой и очень высокой степени загрязнения могут быть использованы

физические методы (удаление и захоронение загрязненных слоев почв,

остекловывание, разубоживание), а также созданы искусственные

геохимические барьеры вокруг загрязненных участков почв, препятствующие

миграции поллютанта в сопредельные среды.

При невысокой степени загрязнения территории свинцом могут быть

использованы различные химические (известкование кислых почв, внесение

минеральных или органических удобрений в отдельности или совместно,

использование цеолитов, гумусовых препаратов и других поглотителей для

снижения подвижности свинца в почве) и биологические приемы (выращивание

растений, слабо реагирующих на избыток свинца в почве и не накапливающих

его в количествах, токсичных для животных и человека; извлечение свинца

из почв с помощью микроорганизмов; культивирование растений, способных

аккумулировать свинец в больших количествах ( фитомелиорантов с

последующим их удалением с территории, переработкой или захоронением) или

их сочетание.

В решении проблем свинцового загрязнения окружающей среды существенную

роль может сыграть экологическое движение страны, включающее

соответствующие экологические программы в учебных заведениях России.

Неправительственные организации могли бы более активно участвовать в

формировании национального сознания и национальной политики по

предотвращению свинцового загрязнения окружающей среды, реализовывать

образовательные, просветительские, контрольные и агитационные функции в

процессе выполнения природоохранных программ, обмениваться

соответствующей информацией с научно-образовательными и общественными

учреждениями, организациями других стран.

Через средства массовой информации образовательные и общественные

организации могли бы также осуществлять функции информирования учащихся и

населения по проблемам свинцовой опасности, иннициировать проведение

независимой экспертизы по свинцовому загрязнению окружающей среды.

От того, насколько полно неправительственные организации выполнят эти

функции в ближайшем будущем, во многом определится судьба рассмотренных

здесь предложений по предотвращению свинцового загрязнения окружающей

среды России.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.