бесплатно рефераты
 

Понятие международного экологического права. Международные экологические правоотношения

санкции. Кроме того, в отличие от Конвенции 1954 г., ее действие

распространяется на всю акваторию Мирового океана. Для некоторых

особо чувствительных к загрязнению районах (Балтийское,

Средиземное, Черное моря) установлены повышенные требования.

Установлено также, что любое судно, обнаружившее виновника

загрязнения, обязано сообщить об этом своему правительству,

которое, в свою очередь, доводит об этом до сведения того

государства, под чьим флагом плавает нарушитель, даже если он

находится вне пределов национальной юрисдикции.

Кроме Конвенции 1973 г., вопросам охраны Мирового океана от

загрязнения посвящено большое число других правовых актов:

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и

других материалов (из любых источников), принятая на

межправительственной конференции в Лондоне 13 ноября 1972 г.,

Конвенция о предотвращении загрязнения моря из источников,

расположенных на суше, подписанная на конференции

западноевропейских государств в Париже 4 июня 1974 г.;

Международная конвенция о вмешательстве в открытое море в случае

аварий, приводящих к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969 г.

(Брюссель); Международная конвенция о гражданской ответственности

за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г. (Брюссель);

Конвенция о создании международного фонда для возмещения ущерба от

загрязнения нефтью от 18 декабря 1971 г. (Брюссель), Протокол о

вмешательстве в открытое море в случаях загрязнения моря

веществами, не относящимся к нефти от 2 ноября 1973 г. (Лондон) и

другие.

Представляет определенный интерес для теории и практики

международно-правового регулирования охраны Мирового океана от

загрязнения Соглашение об ответственности за загрязнение моря,

связанное с бурением скважин на нефть в открытом море, которое

подписали 12 международных нефтяных компаний в Лондоне 4 сентября

1974 г. Его основная цель состоит в обеспечении гарантий выплаты

компенсаций лицам и государствам, потерпевшим в результате разливов

нефти при авариях на морских буровых скважинах.

Сложный характер взаимодействия человечества с Мировым океаном и

неупорядоченность правового регулирования в этой области привели к

необходимости кодификации морского права. В 1982 г. после

длительной подготовки была подписана Конвенция ООН по морскому

праву, состоящая из 320 статей и 9 приложений, которая всесторонне

регламентирует использование и охрану Мирового океана. Более 50

статей этой Конвенции касаются охраны морской среды и морских

ресурсов. Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г.

Загрязнение материковых вод — рек, озер, водохранилищ и т.п. не

менее опасно, чем загрязнение Мирового океана. Борьба против этого

отрицательного явления все более энергично ведется в каждой

отдельной стране. Но в ряде случаев для достижения положительных

результатов требуется и международное сотрудничество. Международно-

правового регулирования требует также судоходство, рыболовство и

иная деятельность на международных реках, озерах и иных водоемах,

поскольку это затрагивает интересы различных стран и представляет

определенную опасность для состояния окружающей среды. В этой

области отношений появилось также большое число договоров,

соглашений, конвенций, предусматривающих комплексное использование

и охрану водных ресурсов, доля которых в общей массе актов

международного экологического права составляет 18 процентов.

Сравнительно долгую историю имеет международно-правовое

регулирование режима таких крупных рек Европы, как Рейн и Дунай. В

конечном счете по Дунаю были приняты два важных правовых акта —

Конвенция о режиме судоходства на Дунае (1948 г.) и Соглашение о

рыболовстве в водах Дуная (1958 г). Но эти акты не решили всех

вопросов использования и охраны вод Дуная, поэтому они впоследствии

уточнялись и дополнялись.

Что касается Рейна, то в целях его охраны принято несколько

более широких соглашений. Например, Соглашение о регулировании

использования и охраны реки Мозель (приток Рейна) (1956 г.);

Соглашение по предотвращению загрязнения озера Констанца (1960 г.)

(из этого озера Рейн берет начало); Конвенция относительно

управления верхним течением Рейна (1956 г.); Соглашение о создании

международной комиссии по борьбе с загрязнением Рейна (1960 г).

Многие вопросы охраны континентальных водных объектов, имеющих

международное значение, решаются в договорах о режиме

государственной границы. Вместе с тем имеются и специальные

соглашения, направленные на регулирование использования и охрану

различных видов международных водных объектов: Соглашение между

Австрией и Югославией об использовании реки Мур (1954 г.);

Соглашение между Италией и Швейцарией об охране вод от загрязнения

(1972 г.); Соглашение между США, Канадой о качестве воды в Великих

озерах (1972 г.); Договор между Аргентиной и Уругваем относительно

реки Ла-Плата (1973 г.) и др.

Наконец, возникла потребность кодификации норм об охране и

использовании пресных вод, которая привела к появлению Конвенции по

охране и использованию трансграничных водотоков и международных

озер, подписанной 17 марта 1992 г. в Хельсинки и вступившей в силу

(для России) 13 апреля 1993 г. Участники Конвенции взаимно

обязались принимать все меры к тому, чтобы исключить или

максимально снизить отрицательные воздействия на любые

трансграничные воды. Водопользование должно строиться таким

образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без

ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои

собственные потребности.

Широко используются международно-правовые средства в целях

охраны животного мира, суши, особенно тех видов животных, которые

являются мигрирующими. Еще в 1902 г. в Париже была подписана

Конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве. Но она не

дала положительных результатов. В ее содержании отсутствовали

критерии видов птиц, подлежащих охране, а ее исполнение не

контролировалось. В 1960 г. была принята новая, более широкая по

содержания международная конвенция по охране птиц в пределах

европейского региона. Участники Конвенции согласились охранять не

только полезных для сельского хозяйства, но всех птиц, а также их

гнезда, яйца, птенцов, запретить весеннюю охоту на перелетных птиц,

предоставить круглогодичную охрану вымирающим видам и видам,

представляющим интерес для науки, прекратить массовое уничтожение и

отлов птиц. В 1979 г. к этому добавилась Европейская конвенция об

охране диких животных и мест их обитания, подписанная в Берне

(Швейцария).

На американском континенте сначала действовала Конвенция по

охране перелетных птиц (1916 г.), которая регулировала отношения

между США и Канадой, а затем в 1936 г. был подписан договор между

США и Мексикой. За последние годы появились и другие акты, а также

вступила в силу глобальная Конвенция об охране мигрирующих видов

диких животных (1979г.).

Специальные меры принимаются в целях охраны видов животных,

находящихся под угрозой исчезновения. В Рамсаре (Иран) в 1971 г.

была подписана Конвенция об охране водно-болотных угодий, имеющих

международное значение, особенно в качестве мест обитания

водоплавающих перелетных птиц. В марте 1973 г. в Вашингтоне

подписана Конвенция об охране водно-болотных угодий, имеющих

международное значение, особенно в качестве мест обитания

водоплавающих перелетных птиц. В марте 1973г. в Вашингтоне

подписана международная Конвенция по торговле видами дикой фауны и

флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Все большее значение

приобретают международные мероприятия по охране отдельных видов

животных и растений. Например, Соглашение от 15 ноября 1973 г. об

охране белого медведя (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия),

соглашения между США, Россией, Японией об охране мигрирующих видов

птиц и птиц, находящихся под угрозой вымирания, а также среды их

обитания; Конвенция о шиншилле (Боливия, Перу, Чили); согласованные

программы по охране волка в Европе, тигра в странах Азии,

европейского зубра (Россия, ПНР) и т.д.

В охране растительных ресурсов первоначально преобладали

международные карантинные мероприятия, направленные на

предотвращение распространения заболеваний и вредителей растений.

Соответственно этому были приняты и продолжают действовать

многочисленные соглашения, договоры, конвенции, определяющие

деятельность государств в этой области отношений. Некоторые из них

являются многосторонними и имеют универсальное значение, например,

Конвенция по защите растений, принятая в Риме 6 декабря 1951 г.,

Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений

от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 г. Однако за последние

годы наметилась тенденция к принятию более широких мер по охране

лесов и отдельных категорий растительных сообществ как на

территориях отдельных стран, так и на интернациональных

пространствах.

Кульминационным пунктом развития международной правовой охраны

животного и растительного мира Земли стала Конвенция по

биологическому разнообразию, подписанная представителями свыше 150

государств в период работы Конференции ООН по окружающей среде и

развитию в Рио-де-Жанейро и вступившая в силу 21 марта 1994 г.

Конвенция, включающая преамбулу, 42 статьи и 2 приложения,

провозгласила биологическое разнообразие непреходящей ценностью для

сохранения экологического благополучия Земли и признала, что

государства, обладая суверенными правами на свои биологические

ресурсы, несут ответственность за их сохранение и устойчивое

использование. Целями Конвенции являются сохранение биологического

разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное

получение на справедливой и равноправной основе выгод, связанных с

использованием генетических ресурсов, в том числе путем

предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем

надлежащей передачи„ соответствующих технологий с учетом всех прав

на такие ресурсы и технологии,- а также путем должного

финансирования. Стороны, являющиеся развитыми странами,

предоставляют новые дополнительные финансовые ресурсы, с тем, чтобы

дать возможность Сторонам, являющимся развивающимися странами,

покрывать согласованные полные дополнительные расходы, которые они

будут нести в ходе осуществления мер во исполнение обязательств по

Конвенции. В отношении стран, находящихся в процессе перехода к

рыночной экономике, отмечено, что они могут добровольно брать на

себя обязательства Сторон, являющихся развитыми странами.

Конференция сторон будет следить за выполнением обязательств

участниками Конвенции. При этом каждый участник Конвенции

представляет Конференции сторон доклады о мерах, принятых для ее

осуществления. Правовая охрана памятников природы и уникальных

природных объектов осуществляется в основном каждой отдельной

страной на своей территории путем создания национальных парков,

резерваторов, заповедников, заказников и т.п. Но и в этом деле

возросло значение международного сотрудничества в целях координации

политики и принятия согласованных мер. На Генеральной конференции

ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. в Париже принята Конвенция об охране

всемирного культурного и природного наследия, которая

предусматривает охрану памятников культуры и природы. Под

охраняемыми памятниками природы Конвенция понимает: природные

достопримечательности, содержащие физические или биологические

образования или их комплексы, которые являются выдающимися с

эстетической или научной точки зрения; геологические или физико-

географические образования и точно очерченные районы, являющиеся

местами обитания видов животных и растений, представляющих особую

научную ценность и находящихся под угрозой вымирания; участки

природы или точно обозначенные природные ландшафты, обладающие

особой полезностью для людей (с точки зрения здравоохранения,

отдыха, туризма), а также красоты природы.

Необходимость международно-правовой охраны атмосферного воздуха

от загрязнения и других неблагоприятных изменений за последние годы

стала очевидной. Правовое регулирование охраны атмосферного

воздуха, которое первоначально ограничивалось узкими рамками

решения отдельных конфликтов между ограниченным кругом стран,

возникавших на почве загрязнения атмосферы, теперь более всего

направлено на развитие самого широкого международного

сотрудничества в целях принятия согласованных организационных и

технических мер по предотвращению такого загрязнения. Еще в 1964 г.

во Франции была проведена Европейская конференция по проблеме

атмосферных загрязнений, на которой был поставлен вопрос о принятии

эффективных правовых мер по контролю за выбросами газов, пыли и

т.п. в атмосферу. Два года спустя состоялся 1-й Международный

конгресс по чистому воздуху. В 1968 г. Комитет Министров

Европейского совета одобрил Декларацию принципов по контролю

загрязнения воздуха, которая призывает государства — членов Совета

предпринять необходимые правовые и административные меры с целью

устранения и предупреждения загрязнения воздуха.

В европейском регионе действует Конвенция о трансграничном

загрязнении воздуха на большие расстояния, подписанная 13 ноября

1979 г. в Женеве. Эта Конвенция является первым международным

правовым документом, имеющим обязательную силу, призванным решать

проблемы загрязнения воздуха на широкой многосторонней основе. Она

содержит принципы, на основе которых договаривающиеся стороны

выявляют проблемы, вызываемые трансграничным загрязнением воздуха,

и разрабатывают протоколы по конкретным загрязнителям, устанавливая

меры и этапы снижения загрязнений. Существующие протоколы касаются

ограничения выбросов соединений серы, окислов азота и летучих

органических соединений. Начата разработка второго поколения

протоколов с целью согласования оптимальных решений и установления

системы борьбы с загрязнением воздуха на основе концепции

критических нагрузок в сочетании с системой постоянного физического

контроля. Страны-участницы создали и технически оснастили постоянно

действующую «Совместную программу наблюдения и оценки

распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в

Европе» (ЕМЕП), в рамках которой проводится основная работа по

выполнению Конвенции .

С охраной атмосферного воздуха тесно связано человеческое

воздействие на климат и погодные условия. Это воздействие

происходит в результате выбросов в атмосферу так называемых

парниковых газов — углекислого газа, метана и других. Под влиянием

этих газов нарушается тепловой баланс планеты, отдача излишнего

тепла в космос уменьшается, что приводит к глобальному потеплению и

другим многочисленным отрицательным последствиям. Учитывая эти

обстоятельства, международное сообщество приняло Рамочную конвенцию

ООН по изменению климата от 9 мая 1992 г., участники которой взяли

на себя обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых

газов в течение ряда лет и учредили взаимный контроль.

С охраной атмосферного воздуха на международном уровне связана

еще одна проблема — сохранение озоновой оболочки Земли,

расположенной в верхних слоях атмосферы на высоте примерно 15 — 20

километров над земной поверхностью.

Озон, сконцентрировавшийся в этой оболочке, защищает экосистему

планеты от опасного для всего живого интенсивного ультрафиолетового

излучения, являвшегося частью солнечного света. Выяснилось, что

происходит уменьшение плотности озоновой оболочки из-за того, что

туда проникают частицы химических веществ, производимых и

используемых человеком, — хлорфторуглеродов, бромфторуглеродов и

ряда других. Под влиянием этих веществ в верхних слоях атмосферы

появились озоновые дыры, создающие опасность для человека и других

живых существ. В связи с этим были приняты международные правовые

акты и меры, направленные на предотвращение и устранение разрушения

озоновой оболочки.

22 марта 1985 г. в Вене принята Конвенция об охране озонового

слоя, определившая общие обязанности государств по защите озонового

слоя от разрушения. Затем, 16 сентября 1987 г. принят Монреальский

протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, которым

определены конкретные пути и методы выполнения этих обязанностей.

Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью

радиационного загрязнения окружающей природной среды, которая

поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О

последствиях радиоактивного загрязнения международная

общественность хорошо информирована. Описания трагических

последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний

ядерного оружия широко известны. Принятие международно-правовых мер

против испытаний ядерного оружия встречает активную поддержку.

Основным актом, решающим задачу предотвращения радиоактивного

загрязнения среды является Договор о запрещении испытаний ядерного

оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, который

был подписан 5 августа 1963 г. в Москве и в котором в настоящее

время участвует более 10 государств. Московский Договор оказал

благоприятное воздействие на состояние радиоактивного фона Земли,

радиоактивность нашей планеты снизилась. Однако после серии взрывов

в атмосфере, проведенных в 1969—1970 гг. Францией и КНР содержание

стронция-90 в атмосфере вновь поднялось на 20 процентов. Дают о

себе знать и подземные ядерные взрывы, которые еще не запрещены.

Явления, сопутствующие взрывам атомных и водородных бомб, влияют на

погоду, являются причиной изменения направления ветров, внезапных

ливней, бурь и паводков. По мнению ученых, ядерные взрывы изменяют

напряженность электрического поля атмосферы и могут стать серьезной

причиной климатических нарушений, в частности неожиданных

похолоданий в районах, где обычно низкие температуры не

наблюдались. Доказано, что ядерные взрывы на поверхности Земли и в

атмосфере не только отрицательно отражаются на здоровье ныне

живущих людей, но и угрожают последующим поколениям. Все эти

обстоятельства диктуют необходимость дальнейшей последовательной

борьбы за полное запрещение ядерных испытаний, а также принятие

необходимых мер защиты окружающей среды от загрязнения в результате

мирного использования атомной и ядерной энергии.

Проблема предотвращения и устранения радиоактивного загрязнения

природной среды проявилась в новых драматических чертах после

аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Авария подтолкнула и

правовую сферу ядерной безопасности, вызвав к жизни, помимо

прочего, большой комплекс новых международных экологических

правоотношений.

В частности 26 сентября 1986 г. в Вене были приняты Конвенция об

оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в

случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

Участники конвенций взяли на себя обязательства строго следить за

состоянием ядерных объектов, а в случае возникновения ядерных

аварий или аварийных ситуаций, наряду с принятием защитных мер,

немедленно оповещать другие договаривающиеся стороны. Они обязались

также оказывать разнообразную техническую, социальную и иную помощь

(оперативно и в долгосрочном контексте) тем государствам и народам,

которые оказались жертвами ядерной аварии или аварийной ситуации.

Было принято и осуществляется множество программ, связанных с

реализацией международных экологических правоотношений в этой

области развития атомной энергетики и обеспечения радиационной

безопасности.

Среди многих важных направлений международного сотрудничества в

области охраны окружающей среды все большее значение при обретает

научно-техническое сотрудничество, позволяющее организовать

эффективный обмен опытом, обеспечить быстрое внедрение достижений

науки и техники, разрабатывать всесторонне обоснованные и

согласованные политические, экономические и технические решения в

целях предупреждения загрязнения и других отрицательных воздействий

на окружающую среду.

Эффективное сотрудничество в области охраны окружающей среды

проводится странами СНГ на основе многостороннего Соглашения о

взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной

среды, которое было подписано в Москве 8 февраля 1992 г.

представителями Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана,

Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана,

Узбекистана.

Участники соглашения договорились, что они будут вырабатывать и

проводить согласованную политику в области экологии и охраны

окружающей среды, осуществляя на своей территории все необходимые

мероприятия природоохранного направления. Они будут, в частности,

гармонизировать экологическое законодательство, нормы и стандарты,

разрабатывать и осуществлять межгосударственные программы и проекты

в области природопользования и охраны окружающей природной среды,

применять общие подходы, критерии, методы и процедуры оценки

качества и контроля состояния окружающей природной среды и

антропогенных воздействий на нее, обеспечивая сопоставимость данных

о состоянии природной среды в международном масштабе, поддерживать

межгосударственную экологическую информационную систему,

предоставляя информацию на взаимной основе, руководствоваться

общими методологическими требованиями при проведении экологической

экспертизы программ и прогнозов развития производительных сил,

инвестиционных и других проектов, вырабатывать условия и порядок

использования специальных сил и средств для оказания взаимной

помощи при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций,

ликвидации их последствий и участия в соответствующих международных

акциях и т.п.

Для организации выполнения этих обстоятельств участники

Соглашения договорились создать Межгосударственный Экологический

Совет и при нем Межгосударственный Экологический Фонд. В развитие

Соглашения принят ряд положений, правил и процедур, касающихся

функционирования Совета и Фонда.

Заключение

Современное международное экологическое право — формирующаяся

отрасль общего (публичного) международного права. Она представляет

собой совокупность норм, направленных на регулирование

межгосударственных и иных международных отношений в целях

обеспечения рационального использования природных ресурсов и

сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле в

интересах современного и будущих поколений.

Цель международного экологического права — служить юридическим

инструментом регулирования человеческого поведения через

установление взаимных прав и обязанностей государств и других

субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с

окружающей его природной средой.

Предметом регулирования международного экологического права

являются международные экологические отношения, то есть отношения,

прямо или косвенно связанные с природной средой.

Зарождение и развитие международного экологического права имеет

сравнительно недолгую историю. Но в современный период дальнейшее

формирование этой отрасли международного права происходит весьма

интенсивно.

В начальной стадии правовое регулирование международных

отношений по использованию и охране природных ресурсов развивалось

на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из

первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов

Великобритании и Франции от 2 августа 1839г.

Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью

радиационного загрязнения окружающей природной среды, которая

поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О

последствиях радиоактивного загрязнения международная

общественность хорошо информирована. Описания трагических

последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний

ядерного оружия широко известны. Принятие международно-правовых мер

против испытаний ядерного оружия встречает активную поддержку.

Литература

Конституция РФ

Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной

среды (под ред. Боголюбова С.А.)

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред.

Кудрявцева Ю.В.)

"Природоохранные вопросы предпринимательской деятельности" (Козырин Н.,

"Хозяйство и право", 1997, N 6)

Экологическое право - развивающаяся отрасль отечественного

законодательства (Г.В. Чубуков, "Журнал российского права", N 7, июль 2001

г.)

«Экологическое право» под ред. В. Д. Ермакова

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.