бесплатно рефераты
 

Международное экологическое право

морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон.

Правовой режим внутригосударственных природных объектов определяется

внутренним правом каждой страны. В соответствии с нормами внутреннего права

решается вопрос о собственности на природные объекты: они могут

принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооперативным,

общественным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннее

право устанавливает порядок владения, распоряжения и пользования природными

объектами. В правовом регулировании использования и охраны

внутригосударственных природных объектов есть доля участия и норм

международного права. Здесь существует соотношение и взаимодействие норм

внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой,

получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах

прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права и таким

путем проводятся в жизнь.

К числу природных объектов, находящихся вне национальной юрисдикции и

контроля, за пределами сферы исключительного суверенитета отдельных

государств, относятся в основном те из них, которые находятся в

интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, за

пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон,

отдельные материки, например, Антарктида, часть атмосферы Земли и космос.

Правовой режим международных природных объектов определяется в основном

нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты

продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое

признание интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с

правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях

такое положение все меньше стало отвечать интересам и потребностям народов

мира. Были выработаны и постепенно внедрены в практику некоторые

международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных

действий в отношении международных природных объектов.

3. Понятие и классификация источников международного права

Центральное место среди источников международно-правовой охраны

окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и

Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в

реализации принципов и положений международно-правового экологического

сотрудничества.

В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных охране

окружающей среды и рациональному использованию мировых природных ресурсов,

следует обратить внимание на четыре.

18 декабря 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию

«Экономическое развитие и охрана природы», в которой одобряются инициатива

и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Принятая резолюция выделяет три

важнейших момента:

во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных

ресурсов, флоры и фауны;

во-вторых, интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана

окружающей среды»;

в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны природы и

экономического развития, получившая свое развитие на Стокгольмской

конференции ООН по окружающей среде в 1972 г.

3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в

которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для

соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и

социального развития. С этой целью Генеральная Ассамблея ООН принимает

решение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972

г.

В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Об

исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для

нынешнего и будущих поколений». Резолюция призывает все государства и

народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке

мероприятий по охране окружающей среды.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всемирную хартию охраны

природы.

Всемирная хартия охраны природы одобрена и утверждена 28 октября 1982

г. Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она состоит из 24

основных принципов.

Хартия рассматривает экологическое образование как составную часть

общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о

природе путем проведения исследований и распространения этих знаний

информационными системами любого типа. Принципы настоящей хартии должны

найти отражение в правовой практике каждого государства и на уровне

международного сотрудничества.

По своей юридической силе хартия является международно-правовым

документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы

юридически необязательны для государств и международных организаций, но в

своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из

всеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должны

придерживаться положений этого акта.

Как источник международно-правовой охраны центральное место занимает

договор. Среди этой группы источников выделяются прежде всего договоры

политического содержания, где проблемы охраны окружающей среды

переплетаются с вопросами мира, безопасности, сокращения вооружений.

Главное место в данной группе занимает Заключительный акт совещания по

безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный всеми европейскими

государствами, США и Канадой. К этой же группе примыкает ряд конвенций,

договоров, соглашений о запрещении производства, испытания, применения

средств массового уничтожения. Сюда относятся такие документы, как Договор

о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом

пространстве и под водой (1963 г.); Договор о нераспространении ядерного

оружия (1968 г.); Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов

оружия массового уничтожения (1971 г.); Конвенция о запрещении разработки,

производства и накопления запасов бактериологического (биологического)

оружия и токсинов и их уничтожения (1972 г.). Ряд договоров о сокращении,

ограничении, уничтожении стратегических наступательных вооружений носят

двусторонний характер, поскольку заключались СССР и США.

Другую значительную группу договоров как источников международно-

правовой охраны окружающей среды составляют международные договоры

экологического содержания. Среди них одну подгруппу образуют договоры

эколого-комплексного, другую — эколого-ресурсового направления.

Признаками комплексного экологического содержания обладают такие

международно-правовые акты, как Конвенция о запрещении военного или любого

иного враждебного использования средств воздействия на природную среду

(1977 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие

расстояния (1979 г.); Договор о принципах деятельности государств по

исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и

другие небесные тела (1967 г.); Договор 1959 г. об Антарктиде.

Самостоятельную группу международно-правовых актов образуют конвенции,

соглашения и договоры об охране Мирового океана от загрязнения и истощения.

4. Международные природоохранные организации

Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных

организаций - специализированные учреждения и органы ООН,

межправительственные организации, международные неправительственные

организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы.

По содержанию охватываемых экологических проблем все международные

организации можно разделить на три группы: природоохранительного

направления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ФАО,

ВОЗ, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетных

птиц, рыбных запасов, международных рек и т.п.).

Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит

Организации Объединенных Наций, ее специализированным учреждениям. Защита

окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель и

задача - в оказании содействия разрешению международных проблем в области

экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни

населения, соблюдения прав человека.

Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления

экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы

взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о

проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей

среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по

охране окружающей среды, создает новые природоохранительные органы,

способствует развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества

государств с целью защиты окружающей среды.

Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственно

либо через ее главные и вспомогательные органы или систему

специализированных учреждений. Одним из главных органов ООН является

Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют

функциональные и региональные комиссии и комитеты.

Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и

социальными вопросами занимаются экологическими проблемами. Вместе с тем

система ООН имеет специальный центральный орган, который занимается

исключительно охраной окружающей среды.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией

Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с

рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972).

ЮНЕП имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Совет

по координации охраны окружающей среды. Фонд

окружающей среды.

Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете

управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7

направлений:

1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;

2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

3) океаны;

4) охрана природы, диких животных,

генетических ресурсов;

5) энергия;

6) образование, профессиональная подготовка;

7) торговля, экономика, технология.

По мере развития деятельности организации число приоритетных

направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных направлений

уже выдвигаются проблемы кодификации и унификации международного и

внутреннего экологического законодательства.

В решении этих проблем ЮНЕП выступает, как правило, совместно с

другими международными природоохранительными организациями. Например, при

подготовке и проведении двух международных конференций по образованию в

области окружающей среды в Тбилиси в 1977 и1987 гг. ЮНЕП активно

сотрудничал с ЮНЕСКО.

По степени экологической близости к ЮНЕП как центральному органу

охраны окружающей среды стоит еще одна организация ООН (ЮНЕСКО).

Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию

(ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже.

Природоохранительную деятельность она осуществляет по нескольким

направлениям:

а) руководство экологическими программами, в которых занято свыше ЮО

государств. Среди программ долгосрочная, межправительственная и

междисциплинарная программа (МАБ), Международная

программа по образованию в области окружающей среды, Международная

гидрологическая программа и т. д.;

б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к

всемирному наследию;

в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии

экологического образования и подготовке специалистов-экологов.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов - (МСОП) -

учрежден в 1948 г. Это неправительственная международная организация,

представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и

международных правительственных организаций (всего свыше 500 членов). От

России членами МСОП являются Министерство сельского хозяйства и

продовольствия (Минсельхозпрод) и Всероссийское общество охраны природы.

Основная задача в деятельности МСОП состоит в развитии международного

сотрудничества государств, национальных и международных организаций,

отдельных граждан:

а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира;

б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников

природы;

в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков;

г) экологическое просвещение.

При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране

природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране

памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По

инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и

животных, разработана программа <Всемирная стратегия охраны природы.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована в1946 г. Она

занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его

с окружающей средой. ВОЗ осуществляет санитарно-эпидемиологический

мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи

с состоянием окружающей среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу

окружающей среды и дает оценку ее качества. В связи с этим ВОЗ изучает

проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного

лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению

санитарно-гигиенических условий жизни человека. В своей деятельности

консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и др.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) образовано в 1957

г. для выполнения программы обеспечения ядерной безопасности и охраны

окружающей среды от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает

Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит

экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных

материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной

безопасности, проверяет их выполнение. Неподчинение отдельных государств

этим требованиям, как показывает мировой опыт, может вызвать применение по

решению Совета Безопасности ООН экономических санкций со стороны мирового

сообщества.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных

Наций (ФАО) образована в 1945 г. Сфера ее деятельности - сельское хозяйство

и мировые продовольственные ресурсы. В связи с этим она занимается

экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием

земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов

Мирового океана. ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе

ФАО принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции

по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель,

охране водных ресурсов. ФАО участвует в разработке многих экологических

программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

Международная морская организация (ИМО) создана в1948 г.. действует в

области морского судоходства и охраны моря от загрязнения; принимает

участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря

нефтью и другими вредными веществами. В состав ИМО входит Комитет по защиты

морской среды. В настоящее время ИМО является одной из представительных

международных организаций, в рамках которой разрабатываются и

согласовываются основные принципы международной политики по защите морской

среды.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее

задача: изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и

климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках

глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Работу системы

координирует ЮНЕП. Наряду с ВМО в ГСМОС входят ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

Система ГСМОС имеет пять действующих программ: мониторинга состояния

атмосферы; переноса загрязняющих веществ на большие расстояния; программы

здоровья человека, Мирового океана, возобновляемых ресурсов суши.

Помимо названных ведущих международных организаций

природоохранительного профиля в мировом сообществе функционируют

многочисленные международные структуры, занимающиеся одной или несколькими

специальными экологическими проблемами. Например, Международный регистр

потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) создан как часть ЮНЕП.

Его задача - изучение и распространение информации о токсичных химических

веществах, включая инсектициды и гербициды, и их воздействии на человека и

окружающую среду.

В базе данных МРПТХВ содержится информация о более чем 600 химических

веществах, распространенных во всем мире. Это число продолжает расти.

Бюро ООН по оказанию помощи на случаи стихийных бедствий (ЮНДРО)

призвано мобилизовывать и координировать помощь по оказанию различными

государствами и организациями странам, которых постигло стихийное бедствие.

Бюро собирает и обрабатывает информацию о стихийных бедствиях,

разрабатывает меры по предотвращению нанесенного ущерба.

В числе региональных комиссий ЭКОСОС заслуживает внимания прежде всего

работа Европейской экономической комиссии (ЕЭК). В ее составе специальный

орган по окружающей среде из старших советников стран ЕЭК. Этот орган

координирует экологическую деятельность комитетов ЕЭК, предварительно

рассматривает вопросы охраны окружающей среды на своих заседаниях и

разрабатывает рекомендации сессии ЕЭК. Приоритетными экологическими

проблемами ЕЭК являются внедрение малоотходных и безотходных технологий,

оценка воздействия на окружающую среду, охрана экосистем, животного мира

суши, борьба с трансграничным загрязнением и т. д.

Список использованной литературы

1. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе,

переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996.

2. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д.

Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во

"Триада, ЛТД". 1997.

3. Р.С. Маковик. Экологическое право РФ “Определения, схемы,

комментарии”. Учебное пособие, М., 1996 г.

4. Тимощенио А.С. Формирование и развитие международного права

окружающей среды. – М., 1986.

5. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. –

М., 1982.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.