бесплатно рефераты
 

Крутая шпора

законом срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным

договором;

— неиспользование земельного участка, предоставленного для

сельскохозяйственного производства, в течение установленного законом срока,

за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода

мелиоративного строительства;

— изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;

— нерациональное использование, выразившееся для земель

сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение

последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня,

установленного по кадастровой оценке земель;

— изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных

сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

- использование земельного участка способами, приводящими к снижению

плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона

продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-

исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-

запо-ведного фонда, историко-культурного назначения и других особо

охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель

устанавливается субъектами Российской Федерации. Определенные гарантии

соблюдения прав и законных интересов сельскохозяйственных

товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством

порядок предоставления земель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27

ЗК РСФСР предусмотрено, что для строительства промышленных предприятий и

для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с

собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки

несельскохозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского

хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по

кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой

группы, для государственных и общественных нужд допускается только в

исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников

земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Изъятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков

у граждан может производиться после выделения по их желанию местной

администрацией равноценного земельного участка, строительства на новом

месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится

земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых

и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков

колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских

учреждений и учебных заведений, других государственных, кооперативных,

общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может

производиться при условии строительства по их желанию жилых,

производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном

объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации

предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча

земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Тема 6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Что понимается под правом природопользования и каковы его виды?

Прежде всего, необходимо различать понятия «природопользование» и «право

природопользования». Природопользование как фактическое использование

человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей

природной среды было всегда, независимо от форм организации человеческого

общества и этапов его развития, поскольку человек как часть природы вне

природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же

природопользования возникло лишь на определенном этапе развития

человеческого общества вместе с возникновением государства и такого

регулятора общественных отношений, как право. Если под природопользованием

понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей

природной среды и ее объектов, то право природопользования — это такое их

использование, которое урегулировано нормами права.

Право природопользования - это один из фундаментальных институтов

экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного,

горного, водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового

регулирования использования природных ресурсов и других природных объектов,

их охрану и воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии

государства на землю (1990 г.). Не утратило оно своего значения важнейшего

юридического института и правомочия субъектов права и в настоящее время.

В правовой литературе различают право природопользования как юридический

институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как правовой

институт природопользование представляет собой систему норм права,

определяющих характер и порядок использования природных богатств. Как

правомочие природопользование есть субъективное право того или иного

участника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.

Право природопользования может быть классифицировано по различным

критериям: основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и

др. Особый интерес представляет классификация права природопользования по

его объектам, поскольку она охватывает обширный круг общественных

отношений, имеющих значение не только в экологическом, но и в земельном,

горном, водном, лесном и иных природоресурсных отраслях права. По данному

основанию различают право землепользования, недро-пользования,

водопользования, лесопользования и др.

Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру

и основаниям его возникновения. По данному критерию различают право общего

и специального природопользования.

Что понимается

под общим и специальным природопользованием?

Право общего природопользования признается за всеми субъектами (потому оно

и именуется общим). Для его осуществления не требуется какого-либо особого

разрешения. Оно считается как бы естественным правом каждого субъекта

права, каждого гражданина и принадлежит ему в силу его естественных

потребностей в использовании тех или иных свойств и качеств окружающей

природной среды. Такое право возникает не на основе каких-либо специальных

разрешений, а в силу самого закона или иных нормативных правовых актов.

Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 262) предусмотрено, что граждане имеют

право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для

общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или

муниципальной собственности, использовать находящиеся на них природные

объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также

собственником соответствующих земельных участков. Аналогичные нормы

содержатся в Водном кодексе РФ (ст. 27), Лесном кодексе (ст. 21) и др.

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется

гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений

(лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользования

является одним из эффективнейших способов государственного регулирования

природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст.

18) предусмотрена выдача лицензий на комплексное природопользование, под

которым понимается пользование природными комплексами в определенных

территориальных границах. Лицензии на комплексное природо-; пользование

выдаются специально уполномоченными на то государственными „.органами

Российской Федерации в области охраны окружающей природной -среды с

указанием: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по

^Использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых

опускается их использование и последствий несоблюдения этих требований.

Тема 7

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Что такое экологическая безопасность и каковы ее виды?

Понятие экологической безопасности прочно и, очевидно, навсегда вошло и в

научный оборот, и в повседневную практику, хотя и не получило еще

достаточного законодательного закрепления.

Основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации — в статье

72 предусматривает, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды

и обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению

Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическая безопасность — это один из видов безопасности вообще.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» безопасность

- это состояние защищенности важных интересов общества и государства от

внутренних и внешних угроз. Исходя из этой общей дефиниции экологическую

безопасность можно определить как состояние защищенности человека,

общества, государства и окружающей среды от негативного природного и

техногенно-го воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми,

экономическими, научно-техническими и иными средствами и способами.

Каковы основные принципы обеспечения экологической безопасности?

Основными принципами обеспечения экологической безопасности, то есть

руководящими

1»даеями, лежащими в основе этой деятельности, которые нашли то или иное

ряражение и закрепление в нормативных правовых актах, являются:

• презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяй-

|.ственной деятельности;

обязательность экологической экспертизы производственно-хозяйст-fiBCHHoft и

иной деятельности, представляющей или могущей представлять |н экологическую

опасность;

- осуществление такой деятельности возможно лишь при наличии поло-|:

жительного заключения экологической экспертизы; | - - обязательное

лицензирование производственно-хозяйственной дея-

•.• тельности, представляющей экологическую опасность;

;;; - запрещение, приостановление или ограничение всякой экологически

• опасной деятельности;

- государственный и общественный надзор и контроль за обеспечением А.

экологической безопасности.

, Названные принципы обеспечения экологической безопасности, сфор-,:

мулированные в самой общей форме, могут быть уточнены и конкретизиро-

• ваны применительно к тем или иным видам производственно-хозяйственной и

иной деятельности.

: г Учитывая огромный объем разнообразных отношений, охватываемых

институтом экологической безопасности, они могут быть конкретизированы ,и

классифицированы по тем или иным основаниям: по объектам экологической

безопасности; средствам, оказывающим негативное влияние на окружающую

природную среду; территориям, на которых проводятся те или иные меры по

обеспечению экологической безопасности, и др.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» экологически

неблагополучные ситуации по степени опасности для окружающей природной

среды, здоровья населения, состояния естественных экологических систем,

генетических фондов растений и животных подразделяются на два вида:

чрезвычайные экологические ситуации и зоны экологического бедствия. Первыми

объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и

иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в

окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию

естественных экологических систем, генетических фондов растений

:,И животных. Ко вторым относятся участки территории страны, где в резуль-

•:. tare хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые

•^изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существен-|: ное

ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение

естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. >;.:.jA,

Представляется возможным использовать деление чрезвычайных экологи-Ч^Ческих

ситуаций на указанные виды по степени их опасности для окружаю-|Щей

природной среды, для здоровья человека и для территории и в целях

й}?ссификации экологической безопасности, подразделив ее на: глобальную,

**™"тывающую всю нашу планету; национальную, касающуюся экологической

пасности отдельно взятого государства; региональную, применительно к

тем или иным регионам государств; местную, касающуюся отдельных местностей;

индивидуальную, когда речь идет об экологической безопасности индивидуума;

человека, гражданина, его жилища, гарантиях и защите его экологических прав

и законных интересов в данной области.

Каковы объекты и субъекты экологических правоотношений по обеспечению

экологической безопасности?

Основными объектами экологической безопасности являются: человек, его

объединения и общество в целом; государство; окружающая природная среда и

ее составляющие - отдельные природные объекты, экосистемы, особо охраняемые

природные территории и др.

Как предусмотрено Российской Конституцией (ст. 2), человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и

свобод гражданина - обязанность государства. Под охрану государства и права

в данной сфере поставлено прежде всего здоровье человека, а также его

имущество и законные интересы, что нашло отражение в ряде нормативных

правовых актов. Так, в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. «О санитарно-

эпидемио-логическом благополучии населения» такое состояние население, а

следовательно, и человека определено как состояние его здоровья, среды

обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на

человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности

(статья 1 Закона).

В Законе «Об охране окружающей природной среды» также уделено определенное

внимание охране природных объектов, которые подразделяются на две группы:

объекты, подлежащие охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения,

разрушения на территории Российской Федерации и республик в ее составе и

особо охраняемые объекты. К первой группе отнесены: земля, ее недра,

поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная

растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные

естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, ландшафты. Во

вторую группу объектов входят: государственные природные заповедники,

природные заказники, национальные природные парки, памятники природы,

редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и

места их обитания.

Говоря о гражданах, их общественных и иных организациях и государстве как

объектах правоотношений по обеспечению экологической безопасности, следует

добавить, что они в то же время являются важнейшими субъектами указанных

правоотношений, то есть носителями прав и обязанностей в соответствующих

сферах обеспечения экологической безопасности. Необходимо также иметь в

виду, что такая «двойственность» свойственна не только гражданам, их

объединениям и государству, но и таким формированиям, как государственные

природные заповедники, национальные парки, заказники и т.п., которые также

представляют собой и объекты правоотношений по экологической безопасности,

и субъекты этих отношений. Что же касается таких природных объектов, как

земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, то они, как

и окружающая природная среда в целом, не обладая правосубъектностью,

выступают только в качестве объектов соответствующих правоотношений.

ЙГема 8

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Понятие государственного регулирования

природопользования

и охраны окружающей среды

Под государственным регулированием в сфере природопользования и охраны

окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению

рационального природопользования и охраны окружающей среды.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что, несмотря на

усиление в современный период экономических методов управления, роль

административно-правового механизма в охране природной среды остается

значительной и во многом определяющей. Необходимо также иметь в виду особую

специфику организации управления в сфере использования и охраны природных

ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражаюигуюся в комплексном

подходе к их использованию и охране, в разделении хозяйственно-

организаторских и контрольно-надзорных полномочий.

Каковы основные функции государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей среды?

Основными функциями государственного регулирования в области

природопользования и охраны окружающей природной среды являются:

- нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране

окружающей природной среды;

- организационная деятельность в данной сфере, в том числе планирование,

финансирование, лицензирование;

- мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением

природоохранительного законодательства.

Каковы основные методы государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей природной среды? Основные методы государственного

регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды,

определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, —

административные и экономические методы. Если для первых характерными

являются отношения власти и подчинения, то для вторых - экономическое

стимулирование их деятельности по рациональному использованию и охране

природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Для периода перехода к рыночной экономике типично резкое усиление

экономических методов в регулировании общественных отношений вообще, в том

числе и в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Однако ни о какой замене, и тем более исключении административных методов в

данной сфере отношений не может быть и речи. Напротив, несмотря на широкое

распространение разнообразных экономических методов в данной сфере

отношений, административно-правовое регулирование и административные методы

охраны и обеспечения рационального использования природных ресурсов

сохраняют свое значение. Применяются такие методы управления, как

предписания, запреты и дозволения. Большое место в деятельности

природоохранных органов занимает выдача соответствующих разрешений на

использование природных ресурсов (лицензирование), согласование тех или

иных видов деятельности, рекомендации по рациональному использованию

и охране окружающей природной среды.

Какова система органов исполнительной власти

в сфере природопользования и охраны окружающей среды?

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной

среды - задача всего государственного механизма, всех государственных

органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются специально

уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение

рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей

природной среды в целом.

Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 72),

природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической

безопасности, особая охрана определенных природных территорий, охрана

памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской

Федерации и ее субъектов - республик, краев, областей, автономных

образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфе-|ре

природопользования и охраны окружающей среды является деление их i-да

органы-общей и специальной компетенции. К первым на федеральном |уровне

относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собра-| ние,

Правительство РФ; ко вторым - министерства Российской Федерации,

государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские

агентства, федеральные надзоры России.

Значительным изменениям за последние годы подверглась как система, так и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.