бесплатно рефераты
 

Крутая шпора

деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное

влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или

имуществу вследствие нарушения законодательства, действующего в данной

сфере, юридическими и физическими лицами;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических лиц и граждан,

виновных в совершении экологических правонарушений.

Каковы права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в данной

области?

Согласно ст. 9 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

- получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной

власти, местного самоуправления и учреждениях государственной са-нитарно-

эпидемиологической службы РФ информацию о санитарно-эпиде-миологической

обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;

- принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной

власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного

самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологиче-ского

благополучия населения;

- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие

нарушения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими

лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-

противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке,

установленном законодательством РФ.

Что входит в обязанности граждан?

Граждане обязаны:

- принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать

требования природоохранного законодательства и установленные нормативы

качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и

приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о

природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию

подрастающего поколения;

- не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан

на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Каковы обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц?

Указанные субъекты обязаны:

- выполнят!/требования действующего законодательства в области охраны

окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия

населения, а также постановлений, предписаний и заключений органов и

должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в данной области;

- разрабатывать и проводить соответствующие профилактические мероприятия;

- осуществлять производственный контроль за соблюдением действующих правил

и норм в соответствующей сфере;

- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики

контроля факторов среды обитания и др.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» особо оговорены правомочия

общественных экологических организаций в области охраны окружающей

природной среды. Таковыми являются:

- разработка, утверждение и пропаганда своих экологических программ, защита

экологических прав и интересов граждан, развитие экологической культуры

населения, привлечение на добровольных началах граждан к активной

природоохранной деятельности;

- выполнение за счет собственных средств и добровольного трудового участия

населения работ по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению

окружающей среды, оказание всемерного содействия государственным органам в

борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, создание

общественных фондов по охране окружающей природной среды и расходование их

на проведение экологических мероприятий;

- требовать предоставления достоверной и полной информации о загрязнении

окружающей природной среды и мерах по ее охране;

- рекомендовать своих представителей для участия в государственной

экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов,

проводить общественную экологическую экспертизу и др.

Какие существуют государственные гарантии экологических прав граждан и

общественных объединений?

Государство, говорится в ст. 14 Закона «Об охране окружающей природной

среды», гарантирует экологическим и иным общественным объединениям,

выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации

предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в

соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Органы государственной власти, специально уполномоченные государственные

органы в области охраны окружающей природной среды, их должностные лица

обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и

гражданам в осуществлении ими экологических прав и обязанностей, принимать

необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации

природоохранной деятельности.

Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению общественными

объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей,

привлекаются к ответственности в соответствии с действующим

законодательством.

Тема 5

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Какие формы собственности

на природные ресурсы предусмотрены

действующим законодательством?

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные

ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных

формах собственности.

Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы

собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым

простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности,

в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю

и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности

народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на

использование данных ресурсов охраняются и гарантируются всей правовой

системой нашего государства. Особо важную роль земля играет в

агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и

пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными

ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве и в

быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с

преобразования отношений собственности и коренного изменения форм

собственности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так,

зна-

менитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции

России», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без

всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему

неотъемлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю

отменялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в

аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С

реформирования отношений собственности начались и преобразования в

современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной

реформе» монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и

введены две основные формы собственности на землю: государственная и

частная. Эти положения данного Закона, ныне-утратившего силу, получили

закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том

числе и в Конституции Российской Федерации.

Что понимается под государственной собственностью на землю и другие

природные ресурсы и каковы ее виды?

Государственной собственностью являются все земли и другие природные

ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она

выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов

Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем

законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ

государственной собственностью в Российской Федерации является имущество,

принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная

собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам

Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального

значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта

Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права

собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их

компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ).

Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной

собственности, закрепляются за государственными предприятиями и

учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с

действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к

собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,

установленном соответствующим законодательством. Указом Президента

Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных

ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим

законодательством осуществлять разграничение государственной собственности

на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр,

ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы

исходя из принципа их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для

обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государствен-

ных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению

федеральных органов государственной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и

космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи,

метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а

также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных

государственных природных заповедников, национальных природных парков,

государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных

зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской

Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо

охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и

более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам,

подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов

Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов

государственной власти Российской Федерации и органов государственной

власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество,

принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а

также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального

образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления

в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются

за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и

распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Каким законодательством регулируется разграничение государственной

собственности на землю?

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной

собственности на землю» предусмотрено (ст. 1), что правовое регулирование

отношений в области разграничения государственной собственности на землю

осуществляется в соответствии с Конституцией Российской -Федерации,

настоящим Федеральным законом, другими федеральными за-

конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также

принимаемыми в соответствии с ними иными законами и иными нормативными

правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, ее

субъектов и муниципальных образований возникает с момента государственной

регистрации права собственности на земельные участки. Основанием для такой

регистрации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении

перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской

Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право

собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения

по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на

землю.

Основанием внесения земельных участков в перечень земель, на которые у

Российской Федерации возникает право собственности, является включение

таких земельных участков в состав:

- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий

федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами,

находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов,

земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,

информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;

земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается

недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти

земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской

Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному

предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой

организации, которые созданы органами государственной власти Российской

Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных

участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся

до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью

этих земельные участков находятся участки недр федерального значения;

- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество,

находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое

имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской

Федерации.

Настоящим Законом определены также основания - внесения земельных участков

в перечень земель, на которые возникает право собственности у субъектов

Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 4 и 5 Закона).

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических

лиц может находиться любое имущество, за исключением отдель-

ных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать

гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности

закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение,

пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами

осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба

окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на

основе федерального закона.

Законодательство содержит также соответствующие нормативные положения о

праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда

достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве

собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3

марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской

Федерации «О недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст. 1-2

«Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории

Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в

недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются

государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-

продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной

форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться

или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот

допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и

иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной

государственной собственности, собственности субъектов Российской

Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного

природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из

недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся

в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся

государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской

Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная

же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные

водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве

собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в

соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной

фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раз-Дел

II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса

установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древес-но-

кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке,

находящемся в собственности фажданина или юридического лица, принадлежит

ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и

| распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществ-

ляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства

и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Частная

собственность может быть индивидуальной и общей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или

нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество,

находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой

собственностью, без определения долей - совместной собственностью.

Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других

прав на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и

предусматривает защиту права собственности и иных прав на природные

ресурсы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие

природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как

основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей

территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и

иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей

правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита

частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, что

является важной конституционной гарантией прав и законных интересов

собственников, владельцев и пользователей земли и других природных

ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в

силу монополии государственной собственности на землю и иные природные

ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и интересов

собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов

служит наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно

земельному законодательству к таковым относятся:

— добровольный отказ от земельного участка или части его;

— прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации,

крестьянского (фермерского) хозяйства;

— использование земли не по целевому назначению;

— систематическая неуплата земельного налога в течение установленного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.