бесплатно рефераты
 

Крутая шпора

радиационной безопасности;

— информированием населения о состоянии радиационной безопасности и мерах

по ее обеспечению;

— обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности. Для

планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной

безопасности разрабатываются федеральные и региональные (территориальные)

программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной

безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами

исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 815 утверждена

Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005

годы и на период до 2010 года, уточняющая подпрограммы, входящие в состав

Федеральной целевой программы «Топливо и энергия». Ос-новными целями

Программы являются надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей

тепловой и электрической энергией, обеспечение безопасной эксплуатации

действующих АЭС, создание АЭС нового поколения повышенной безопасности,

надежное обеспечение атомных станций ядерным топливом, подготовка к

созданию замкнутого цикла сжигания дол-гоживущих радиоактивных продуктов

отработанного топлива, разработка качественно новых перспективных

энергоблоков на принципах естественной безопасности и создание условий для

перехода к крупномасштабному развития атомной энергетики. Достижение

основных целей Программы позволит обеспечить снижение техногенного

воздействия на окружающую природную среду, экономию органического топлива,

развитие научно-технического потенциала страны, сохранение имеющихся и

создание новых рабочих мест, расширение экспортных возможностей страны и

международной кооперации в области атомной энергии. Программой

предусматривается, в частности, совершенствование обращения с

радиоактивными отходами на АЭС и площадках исследовательских реакторов. Что

такое «отходы» и каковы меры охраны от них окружающей природной среды?

Под отходами производства и потребления, согласно Федеральному закону от 24

июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», понимаются

остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов,

образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары

(продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Помимо этого в Законе особо выделяются опасные отходы, под которыми

понимаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опас-

ными свойствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой

радиацией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо которые

могут представлять непосредственную опасность для окружающей природной

среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с

другими веществами (ст. 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. №

155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких

бытовых отходов, согласно которым под твердыми и жидкими бытовыми отходами

понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения

(приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых

помещений), крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.

Режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу

бытовых отходов, устанавливается по решению органов местного

самоуправления. Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в

письменной форме путем составления соответствующего документа - договора,

квитанции, талона и т.п. Качество предоставляемых услуг по вывозу бытовых

отходов должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии таковых

- обычно предъявляемым к такого рода услугам требованиям.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования,

использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, говорится в

Федеральной целевой программе «Отходы» (принятой Постановлением

Правительства РФ от 13 сентября 1996 г.), ведет к опасному загрязнению

окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов,

значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью

современных и будущих поколений страны. Ежегодно в России образуется около

7 млрд тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд тонн, или 26,6%.

Для сравнения отметим, что в США из отработанного металла стали производить

55% соответствующей продукции. На международной конференции, прошедшей в

1992 году в Рио-де-Жанейро, был сделан глобальный вывод: человечество не

может развиваться так, как оно развивалось раньше, иначе планета будет

превращена в загрязненную пустыню, а человек как вид погибнет.

Так, основными целями Федеральной целевой программы «Отходы» являются

создание нормативной и технологической базы для реализации единой

государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях

управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и

ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных

ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственной оборот.

К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей,

относятся:

— организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-

конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресур-

сосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и мето-Цдов

переработки и обезвреживания отходов;

- создание системы управления обращения с отходами, построенной на основе

организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических,

информационных и контрольных регуляторов;

- реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных

видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап

крупномасштабного решения проблемы накопленных в стране отходов (а их уже в

1996 году было 80 млрд тонн) и технического перевооружения производства на

основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

По каждому мероприятию были определены этапы реализации, предусматривающие

предпроектную проработку, разработку технологической документации,

выполнение проектов и др. В Программе также были выделены первоочередные

меры по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности

использования отходов.

Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает

ртутьсодержащие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического

производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли

металлообработки, фосфогипс, золошлаковые отходы, нефтефелиновые хвосты,

отходы углеобогащения, древесные отходы, отходы целлюлозно-бумажной

промышленности, отходы сельскохозяйственного производства, медицинские

отходы, твердые бытовые отходы, отходы добычи и переработки

горнорудного сырья.

Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального

бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,

Федерального экологического фонда, средств предприятий и привлеченных ими

средств.

Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет

Российской Федерации по охране окружающей среды, который в случае

необходимости в установленном порядке может передавать осуществление части

функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия

Программы.

Кому принадлежит право собственности на отходы?

Согласно статье 4 Федерального закона, право собственности на отходы

принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий

или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования

которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть

приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения

или иной сделки об отчуждении отходов.

Каковы полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами?

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами

относятся:

- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых

актов РФ в области обращения с отходами;

- проведение в Российской Федерации единой государственной политики в

области обращения с отходами;

- осуществление надзора за исполнением законодательства Российской

Федерации в области обращения с отходами;

- организация и осуществление государственного контроля и надзора в данной

области;

- разработка, утверждение и реализация федеральных программ и др.

Тема 21

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

ТЕРРИТОРИЙ

Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате

хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные

изменения окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологически

неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны

экологического бедствия.

Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и

иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в

окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию

естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных,

объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению

специально уполномоченных на то государственных органов Российской

Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании

государственной экологической экспертизы.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность,

отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается

работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов,

оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его

генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограни-

чиваются отдельные виды природопользования, принимаются оперативные меры по

восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской

Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли

глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие

существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,

разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что

и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность

хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на

территории зоны населения, запрещается реконструкция, строительство новых

хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды

природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и

воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной

среды.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

вводит более общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается

обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии,

опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,

которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб

здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные

потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет

цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация

чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов

государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства

федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти

субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия

которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №

1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера» утверждено Положение о классификации чрезвычай-[ ных ситуаций

природного и техногенного характера, согласно которому чрез-; вычайные

ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, !•

пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены усло-

|вия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы

|;зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой

Цсвязи чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные,

территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Так, к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой

пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше

1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных

размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона

чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов

Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация,

поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо

чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает

территорию Российской Федерации.

В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осознана

важность экологических проблем (это произошло еще в начале XX века), но

предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предотвращению

надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке экономики на

принципиально иной основе: на принципах экологической безопасности,

сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических

ресурсов. Среди таких шагов, например, резолюция Бразильской конференции о

биологическом разнообразии, подписанная и Российской Федерацией, переход к

новому типу земледелия - ландшафтному, что предусмотрено Федеральной

целевой программой стабилизации и развития агропромышленного

производства Российской Федерации на 1996-2000 годы, переход к

экономике нового типа, предусматривающей включение вторичного использования

сырья и возобновляемых источников энергии. Такая экономика уже начинает

складываться. Так, по всему миру применение ветроэнергетики увеличивается

на 25% в год. В настоящее время аэродинамические турбины производят

достаточное количество энергии для обеспечения электричеством 2,5 млн

домов. Переход к экономике, учитывающей проблемы экосистемы, является

огромным вкладом в дело защиты окружающей среды.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема 22

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Значение и необходимость международной охраны окружающей природной среды

Одной из существенных особенностей охраны природы является то, что нередко

те или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в

рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового

слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных

и др. Для их решения требуются согласованные действия не одного, а

нескольких государств, как правило определенных, а иногда и всего мирового

сообщества. Осознание необходимости согласованных действий всего мирового

сообщества в области охраны окружающей природной среды - характерная черта

современности. Успешное решение глобальных экологических проблем —

непременное условие существования и развития нашей цивилизации.

Каковы принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей

природной среды?

Принципы международного сотрудничества в области охраны природной среды

сформулирова-

ны и нормативно закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей природной

среды» (ст. 92). Таковыми являются:

1) каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных

экологических условиях;

2) каждое государство имеет право на использование окружающей природной

среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих

граждан;

3) экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за

счет других государств или без учета их интересов;

4) хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не

должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за

пределами его юрисдикции;

5) недопустимы любые виды хозяйственной и, иной деятельности, экологические

последствия которой непредсказуемы;

6) должен быть установлен контроль на глобальном, региональном,

национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды

и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и

параметров;

7) должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен

научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и

передовых природооберегающих технологий;

8) государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных

экологических ситуациях;

9) все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны

разрешаться только мирными средствами.

Что составляет понятие и каковы источники международного права охраны

окружающей природной среды? Международное право охраны окружающей природной

среды ~ это система таких норм права, содержащихся в международных

договорах, соглашениях, конвенциях, решениях международных организаций,

которые регулируют использование и охрану природных объектов и направлены

на обеспечение благоприятной окружающей среды.

Предметом международного права охраны окружающей природной среды являются

экологические отношения по поводу таких природных объектов, использование и

охрана которых требует согласованных действий сопредельных государств или

всего мирового сообщества, - мировой океан, воздушный бассейн, космос,

Антарктида, мигрирующие животные и др.

Источниками международного права охраны окружающей природной среды являются

международные договоры, соглашения, конвенции, резолюции и решения

международных организаций, конференций и др.

Нормативно-правовые акты, являющиеся источниками международного права

охраны окружающей среды, могут быть классифицированы по различным

основаниям, но особый интерес представляет классификация их по природным

объектам, отношения по поводу использования и охраны

которых они регулируют. По этому основанию могут быть выделены

международные договоры, соглашения и конвенции, касающиеся природных

комплексов отдельных регионов - Антарктики, Арктики, Африки и др.;

использования и охраны флоры и фауны; воды; атмосферного воздуха; озонового

слоя и др.

Многие международные соглашения и конвенции ранее были подписаны СССР, и

вытекающие из них права и обязательства в области международной охраны и

использования природных объектов в настоящее время возлагаются на

Российскую Федерацию как правопреемника Советского Союза. Многие

международные соглашения и конвенции подписаны самой Российской Федерацией.

Например, Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная в городе Рио-

де-Жанейро 13 июня 1992 г. (см. Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О

ратификации Конвенции о биологическом разнообразии»), имеющая важное

значение для охраны и использования животного и растительного мира.

Действующим российским законодательством установлен приоритет норм

международного права над внутренним законодательством. Это предусмотрено

статьей 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации являются

составной частью нашей правовой системы, и если международным договором

установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются

правила международного договора. Аналогичное положение содержится и в

Законе «Об охране окружающей природной среды» |; 1991 года, статья 93

которого прямо посвящена этому вопросу. 5 Так, под международно-

правовую охрану был поставлен шестой континент - Антарктида. Договором об

Антарктике было предусмотрено, что в интересах всего человечества

Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных

целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий.

Были, в частности, запрещены любые мероприятия военного характера, такие

как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также

испытания любых видов оружия. Была провозглашена свобода научных

исследований и сотрудничество. В этих целях производится обмен информацией

относительно планов науч-»ных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить

максимальную экономию ^средств и эффективность работ, осуществляется обмен

научным персоналом 'между экспедициями и станциями, обмен данными и

результатами научных [аблюдений и свободный доступ к ним. Любые ядерные

взрывы в Антарк-" :е и удаление в этом районе радиоактивных материалов

запрещаются.

Были заключены Конвенция по охране фауны и флоры Африки, Кон-иция по защите

природы и сохранению флоры и фауны западного полуария и др.

Значительные меры приняты по международно-правовой охране и регули->ванию

использования запасов дикой фауны. Еще в 1902 году была заключена

[еждународная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, в

"~>рой признавалась своевременность проведения соответствующих совмест-

ных мероприятий в этой области. Птицы, полезные в сельском хозяйстве, в

особенности насекомоядные, говорилось в статье 1, находятся под полной

охраной. Это означает, что птиц, перечисленных в особом Списке, запрещается

добывать в любое время года и любыми средствами, а также разорять их

гнезда,

истреблять яйца и выводки.

Большое число различного рода международных соглашений и конвенций было

принято относительно охраны и использования водных и лесных ресурсов, а

также других природных объектов.

Значительная роль в международно-правовой охране окружающей природной среды

принадлежит решениям, принимаемым теми или иными международными

организациями, и в первую очередь Организацией Объединенных Наций. Таковы

принятые Стокгольмской конференцией ООН по окружающей природной среде 1972

года Декларация принципов и План мероприятий, включающий 109 пунктов, в

которых затрагиваются организационные, экономические, политические вопросы

охраны окружающей природной среды и взаимоотношения государств и

международных организаций в

данной сфере.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей 3—14 июня

1992 года в г. Рио-де-Жанейро, были подведены итоги двадцатилетней

деятельности по охране окружающей природной среды. На ней была принята

Декларация, в которой сформулированы основные принципы охраны окружающей

природной среды, а также документ «Повестка дня -XXI век», содержащий

обширную программу действий по охране природы в нынешнем столетии.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Экологическое право как отрасль права,

наука и учебная дисциплина ...................................3

Тема 2. Источники экологического права ................................9

Тема 3. Экологические правоотношения ................................14

Тема 4. Экологические права граждан ..................................18

Тема 5. Право собственности на природные ресурсы .....................23

Тема 6. Правовые основы регулирования природопользования

и охраны окружающей среды ..................................30

Тема 7. Экологическая безопасность

и правовые основы ее обеспечения .............................32

Тема 8. Правовые основы государственного регулирования

природопользования и охраны окружающей среды .................35

Тема 9. Экологическая экспертиза ....................................41

Тема 10. Экономико-правовой механизм

природопользования и охраны окружающей среды ...............53

Тема 11. Экологический контроль .....................................58

Тема 12. Юридическая ответственность

за экологические правонарушения .............................61

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 13. Правовое регулирование использования и охраны земель ........69

Тема 14. Правовое регулирование использования и охраны вод ...........77

5

Тема 15. Правовая охрана атмосферного воздуха ......................88

Тема 16. Правовое регулирование использования и охраны недр ..........98

Тема 17. Правовое регулирование использования

и охраны лесов и растительного мира вне лесов ...............105

Тема 18. Правовое регулирование использования

и охраны животного мира ..................................119

Тема 19. Правовой режим особо охраняемых

природных территорий и объектов .......................... .130

Тема 20. Правовое регулирование обращения

с опасными, радиоактивными веществами

и твердыми отходами .....................................139 Ц

Тема 21. Правовой режим

экологически неблагополучных территорий ....................146

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема 22. Основные черты международной

правовой охраны окружающей среды ........................149

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.