бесплатно рефераты
 

Эколого-правовой режим недропользования

недрах)

V Разрешение споров по вопросам пользования недрами

Споры по вопросам пользования недрами разрешался органами государственной

власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и в

порядке, установленном законодательством

Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат

финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами,

обжалование решении государственных органов, противоречащих настоящему

Закону, в том числе об отказе в выдаче лицензии на право пользования

недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами,

обжалование действии и решений должностных лиц и органов, противоречащих

настоящему Закону,

обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по

технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и

окружающей природной среды

К ведению районной (I ородскои) администрации относится разрешение споров

между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по вопросам

выдачи лицензий на право пользования недрами, а также по вопросам

пользования недрами в связи с добычей полезных ископаемых для хозяйственных

или бытовых нужд

Споры между сторонами, находящимися на территории двух или более районов

(городов), разрешаются соответствующей районной (городской) администрации,

а между сторонами, находящимися на территории двух или более республик,

краев, областей, — по поручению Правительства Российской Федерации

Органы государственного горного надзора разрешают споры между

предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам пользования недрами

в связи с разработкой месторождении полезных ископаемых (кроме

месторождении общераспространенных полезных ископаемых), а также по

вопросам пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных

ископаемых

Органы государственного геологического контроля разрешают споры и вопросы

пользования недрами между организациями, возникающие в связи с

геологическим изучением недр

Понятие права недропользования.

Радикальная реформа пользования недрами в условиях перехода к рыночным

отношениям должна заключаться в стимулировании горнодобывающих предприятии

к рациональному использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах

земли

Повсеместно до йены быть внедрены малоотходные, безотходные и

ресурсосберегающие технологии, комплексная переработка полезных ископаемых,

методы обогащения руд и минералов, использование подземных выработок

При установлении планов добычи угля, нефти и других полезных ископаемых

необходимо утвердить их и на сопутствующие им природные ресурсы,

строительные материалы, подземные воды, торф, древесину, различные минералы

Необходимо, чтобы для каждого конкретного месторождения утверждались

запасы всех природных ресурсов при установлении платы за каждый из них.

Тогда это, безусловно, будет способствовать наиболее комплексному

использованию всех природных ресурсов, находящихся в недрах

Недра, как и другие природные ресурсы в РФ, являются основой жизни и

деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, находятся

в ведении органов местного самоуправления Основным требованием,

предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальное

сочетание экономических и экологических аспектов, а придание этим

взаимоотношениям качественно нового содержания Ограниченность и

невозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызывают

необходимость соблюдения режима экономии, сбережения при их эксплуатации,

недопущения потерь при добыче и в процессе производства Необходимо жесткое

соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности

нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным

элементам

В соответствии со ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть

субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности,

в том числе юридические лица, и граждане других государств, если иное не

предусмотрено законодательством РФ и ее субъектов.

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только

государственные предприятия. Недра предоставляются в пользование

государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям,

учреждениям и гражданам. Основным субъектом недропользования является

горнодобывающее предприятие или организация (рудник, шахта, разрез, карьер,

промысел и т.п.)

Однако мелкие месторождения золота, промышленное освоение которых

экономически нецелесообразно, могут передаваться для разработки отдельным

старателям или артелям, осуществляющим эту работу личным трудом и за свои

счет, по договор} с горнодобывающими предприятиями в пределах их горных

отводов, а отдельным гражданам — по разрешительному удостоверению,

выдаваемому горнодобывающими предприятиями, контролирующими их добычу

полезных ископаемых

Предприятия, организации, учреждения и граждане в пределах

предоставленных им земельных участков имеют право добывать

общераспространенные полезные ископаемые, торф, пресную воду для своих

хозяйственных и бытовых нужд (без предоставления горного отвода), а также

пользоваться недрами для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд, не с

вязанных с добычей полезных ископаемых Пользование недрами в этих же целях

может быть разрешено сельскохозяйственными предприятиями, организациями и

учреждениями другим гражданам, проживающим в сельской местности

В соответствии со ст. 6 Закона РФ о недрах недра предоставляются для

регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-

геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические и

другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр,

геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию

вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды,

контролю за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без

существенного нарушения целостности недр,

для геологическою изучения, включающего поиски и оценку месторождении

полезных ископаемых,

разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов

горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств,

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых,

образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное,

эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные

полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и

другие подземные полости),

сбора минералогических, палеонтологических и других геологических

коллекционных материалов

Недра могут предоставляться одновременно для геологического изучения

(поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча

может производиться как в процессе геологического изучения, так и

непосредственно по его завершении

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в

соответствии со статусом этих территорий.

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без

ограничения срока

На определенный срок недра предоставляются в пользование, для

геологического изучения — на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых

и в целях, не связанных с добычей, — на срок до 20 лет, при совмещении

указанных видов пользования ~ на срок до 25 лет

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для

строительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей

полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях

Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя

недр Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на

это пользование.

Ранее действующим законодательством о недрах недра предоставлялись в

пользование на основании горного отвода По новому законодательству о недрах

они предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии,

которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на

пользование участком недр в определенных границах (обозначенных в горном

отводе) в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при

соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Лицензия

удостоверяет право на проведение работ, указанных в ст. 6 Закона

Допускается выдача лицензии на несколько видов пользования недрами Лицензия

предоставляется одновременно с предоставлением земельного участка.[8]

Лицензия содержит данные о целевом назначении работ, указание

пространственных границ участка недр, границ земельного участка, сроки

действия лицензии и сроки начала работ, условия, связанные с платежами, и

другие данные.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Нарушения законодательства об охране и использовании недр можно

подразделить на несколько групп (ст. 49 Закона о недрах)

Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением

настоящего Закона, являются недействительными, лица, виновные в совершении

указанных сделок, а также в

предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не

предусмотренным настоящим Законом,

нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами,

самовольном пользовании недрами,

выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к

необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениях

рационального использования недр, приводящих к порче месторождения,

нарушении настоящего Закона, нарушениях, утвержденных в установленном

порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с

пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том

числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение

полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации,

нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах

либо ее конфиденциальности,

самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

необеспечении сохранности здании, сооружений, а также особо охраняемых

территории и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами,

уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за

режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков,

систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами,

невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых

горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность

населения, а также требовании по сохранности месторождений полезных

ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации,

неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при

пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего

использования, несут уголовную ответственность в соответствии с

законодательством РФ, а также административную ответственность в

соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Законодательством может быть установлена ответственность за другие

нарушения настоящего Закона

В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользователю

недр в результате деятельности предприятии, учреждении, организации,

органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в

нарушении естественных свойств недр или создании условии, частично или

полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит

возмещению за счет. собственных средств предприятии, учреждении,

организации и граждан, средств соответствующих бюджетов

Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя

недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождении

полезных ископаемых, частично или полностью исключающих возможность

дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных

средств пользователя недр Подлежит возмещению также вред, причиненный

государству, в случае, если участок недр не передан в пользование

Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным

фондом недр Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем

взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон

может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных

естественных свойств недр

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей

залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат,

произведенных за время незаконного пользования недрами

За нарушение законодательства о недрах должностные лица и граждане

подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (ч 1 ст. 55

КоАП РСФСР)[9]

За выборочную отработку богатых участков месторождений, приводящую к

необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых; за

сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных

ископаемых при добыче; за порчу месторождении полезных ископаемых и другие

нарушения требований рационального использования их запасов (ч. 2 ст. 55

КоАП РСФСР); за утрату маркшейдерской документации; невыполнение требовании

по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых

скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также

требовании по сохранению месторождении, горных выработок и буровых скважин

на время консервации (ч. 3 ст. 55 КоАП РСФСР); за нарушение правил и

требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее

привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных

ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по

добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых; за утрату геологической документации,

дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при

дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений (ст. 55

КоАП РСФСР) штрафу подвергаются должностные лица.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятого Госдумой 24

апреля 1996 г. ст. 211 органы государственного горного надзора

рассматривают дела об административных правонарушениях статьями 46, 55, ст.

56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых),

ст. 562, частью первой ст. 88 и ст. 89. Этим законом установлено, что

рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать

административные взыскания вправе, определенные этим актом соответствующие

должностные лица. (п.п. 1—5)

Федеральный орган по геологии и использованию недр, осуществляющий охрану

минеральных ресурсов континентального шельфа РФ рассматривает дела об

административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 561, 563, 845 и

846. Этот орган вправе рассматривать дела об административных

правонарушениях и налагать административные взыскания от имени федерального

органа вправе соответствующие должностные лица.

Статьей 2192 КоАП РСФСР установлено, что Федеральный орган по охране

окружающей среды и природных ресурсов, осуществляющий охрану минеральных и

живых ресурсов континентального шельфа РФ, рассматривает дела об

административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5б\ 562 и 84, а

налагать административные взыскания от имени

федерального органа вправе, установленные соответствующие должностные лица,

указанные в п. п. 1—3.

В соответствии со ст. 255 У К РФ предусмотрена уголовная ответственность

за нарушение отдельными гражданами правил разработки недр, а равно правил

сдачи государству добытого ими из недр земли золота или других драгоценных

металлов или драгоценных камней. В соответствии со ст. 253 УК РФ охраняются

богатства недр континентального шельфа. Нарушение законодательства о

континентальном шельфе Российской Федерации, влекущее за собой применение

уголовной ответственности касается возведения сооружений и иных установок

на континентальном шельфе, создания вокруг них зон безопасности без

надлежащего на то разрешения; необеспечения охраны сооружений и установок;

поддержания постоянных средств предупреждения о наличии и ликвидации

сооружении и установок, эксплуатация которых окончательно прекращена;

непринятия в зоне безопасности мер по защите живых ресурсов моря от

вредоносных отходов. Подлежат наказанию также иностранные лица, проводящие

на континентальном шельфе исследования, разведку, разработку естественных

богатств и иные работы, если это не предусмотрено соглашениями между

Российской Федерацией и заинтересованным государством или специальным

разрешением, выданным компетентными властями РФ.

Материальная ответственность заключается в том, что предприятия,

организации, учреждения и граждане обязаны возместить убытки, причиненные

нарушением законодательства субъектов Федерации.

Должностные лица предприятий и организаций, виновные в нарушении

законодательства о недрах, привлекаются к материальной и дисциплинарной

ответственности согласно законодательству о труде.

-----------------------

[1] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О

недрах». Принят Государственной Думой 8 февраля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 10.

Ст. 283.

[2] См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном

шельфе»//(СЗ. РФ. 1995. № 49. Ст. 4694).

[3] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 3.

[4] Постановление Правительства РФ об утверждении «Положения о порядке и

условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и

Участками морского дна» от 28 октября 1992 г//САПП РФ 1992 № 18 Ст. 1466, а

также Инструкцию Минфина РФ и др. ведомств от 4 февраля 1993 г «О порядке

и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами» //Налоги

и сборы 1993 №22

[5] С. 3. РФ. 1994. № 18 Ст. 2083

[6] САПП РФ 1993. № 8 Ст. 657.

[7] Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» //

СЗ. РФ 1995. № 48. Ст. 4556

[8] Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г «О порядке

введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»

// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 33,

Ст. 1917, а также приказ Комитета РФ по геологии и использованию недр от 16

мая 1995 г, которым утверждена «Инструкция о порядке переоформления

лицензии на пользование недрами»//Российская газета 1995 7 июня

[9] См. Закон РФ от 14 июля 1992 г «О порядке перерасчета размеров штрафов,

предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» //

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 34 Ст.

1970

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.