бесплатно рефераты
 

Экологическое право в России

В о-в т о р ы х, физическая ограниченность земельной территории рамками

одной планеты. Вследствие этого запасы полезных ископаемых — каменного

угля, нефти и других, которые используются человеком, постепенно

расходуются и перестают существовать. Перед человечеством стоят новые,

более грандиозные задачи по изысканию альтернативных источников энергии.

В-т р е т ь и х, безотходность производства в природе и отходность

человеческого производства. В природе производство осуществляется по

замкнутому циклу. Оно безотходно. Конечный же продукт производственной

деятельности становится исходным для нового производственного цикла. В

отличие от природного человеческое производство в своей массе и своей

основе является отходным. Иначе говоря, конечный продукт производства не

является и не становится исходным для следующего цикла, а идет в отходы.

Подсчитано, что для жизнедеятельности человека необходимо в год расходовать

не менее 20 т природных ресурсов. Из них лишь 5—10 % идут на продукцию, а

90—95 % поступают в отходы. Чрезвычайной отходностью человеческого

производства создается загрязнение окружающей среды вредными, не

свойственными для природы веществами, что ведет к преждевременному

истощению природной среды и в конечном счете к разрушению экологических

систем природы.

В-ч е т в е р т ы х, познание и использование человеком законов

развития природы. Дело в том, что законы развития природы, определяющие

последствия человеческой деятельности, человек вынужден познать не

умозрительно и не путем лабораторных анализов, а в процессе использования

природы, путем накопления опыта ведения хозяйства.

Здесь следует назвать две особенности проявления результатов

воздействия человека на природную среду. Первая касается влияния во в р е м

е н и. Результаты производственно-хозяйственной деятельности, загрязнение

окружающей среды, разрушение ее экологических связей проявляются не только

в настоящем, при жизни данного поколения, но и в будущем, при жизни других

поколений, где человек не может быть свидетелем пагубных последствий его

господства над природой.

Вторая особенность относится к проявлению последствий хозяйственной

деятельности в п р о с т р а н с т в е. Воздействие, оказываемое

хозяйствованием на природу в определенном месте, в определенной точке,

благодаря действующим законам единства и взаимосвязи природной среды

оказывает свое влияние на другие регионы, отдаленные от точки воздействия

человека на окружающую среду. Подобное своеобразие способно создавать

ложное представление о якобы безвредной той или иной хозяйственной

деятельности, об отсутствии непосредственно вредных, точнее, отрицательных

симптомов экономической деятельности.

Именно через свой печальный опыт хозяйствования в природе человечество

познает пагубные последствия своей деятельности. Человечество узнает, что

уничтожение лесов ведет к исчезновению почвенного покрова, лишает его

необходимых для сельского хозяйства почвенных угодий, к обмелению, а в

последующем и к исчезновению рек, водоемов, к уменьшению кислородного

запаса планеты и лишению окружающей среды других средозащитных функций,

которые выполняют леса; что массовое загрязнение окружающей среды порождает

болезни, ведет к деградации человеческой личности, вредно отражается на

здоровье будущих поколений. Так, нынешнее поколение — более молодое — уже

может ощущать на себе результаты загрязнения, отмеченного в 70—80-е годы,

когда это поколение формировалось, рождалось и росло. Это подтверждают

данные о нервных заболеваниях, о возрастании процента рождаемости

дефективных людей (с 4 % увеличилось до 11 %). Все эти печальные результаты

человек, к сожалению, познает в процессе накопления своего опыта. Но,

обогащенный этим опытом, он постоянно прогнозирует устранение отрицательных

последствий для настоящего и будущего людей, для всей окружающей среды.

Вторую группу составляют субъективные причины. Среди них необходимо

отметить, в о-п е р в ы х — недостатки организационно-правовой и

экономической деятельности государства по охране окружающей среды. В о-в т

о р ы х, дефекты экологического воспитания и образования. Несмотря на

достижения общественного и технического прогресса, конец XX в., к

сожалению, характеризуется господством потребительской психологии человека

по отношению к природе.

Человек родился и вырос на потребительской психологии по отношению к

природе. Он всегда рассматривал природу прежде всего как источник своего

существования, как ресурс, а не как объект его забот и охраны. Несмотря на

многочисленные дискуссии о рациональном природопользовании, которые,

естественно, усилились на рубеже двух веков, психология основной массы

людей осталась на потребительском уровне. Об этом свидетельствуют

многочисленные данные социологических опросов населения, и в частности,

одного из опросов, проведенных среди москвичей. В нем было .поставлено два

вопроса. На первый -— самые важные социальные проблемы, требующие

неотложного решения,— 50 % назвали улучшение медицинского обслуживания, 44

% — снабжение продуктами; 37 % на первое место поставили жилищные проблемы,

30 % — пенсионное обеспечение. Проблема охраны окружающей среды отнесена к

числу прочих вопросов и не получила существенного процента в этом перечне.

Конечно, надо сделать скидку на трудности переживаемого периода, но в целом

такие ответы свидетельствуют о потребительской психологии человека.

Исследования ученых проблем охраны окружающей среды показывают тесную

связь между мерами по охране природы и состоянием не только здоровья, но и

нравственности человека. Между человеком и природой существует

диалектическая взаимосвязь. Человек воздействует на природу, приспосабливая

ее для решения своих практических задач. Преобразованная человеком природа,

приспособленная им для решения его задач по системе обратной связи

воздействует на человека, формирует его личность, его нравственный и

духовный облик. Интересные и оригинальные исследования о связи алкоголизма

с загрязненностью окружающей среды описаны А.В. Яблоковым в книге «Иного не

дано» (Прогресс, 1988 г., с. 253). Провели эксперимент: в нормальную

экологическую среду поместили крыс, поставив перед ними чистую воду и воду,

разбавленную слабым раствором спирта. Крысы выбрали чистую воду. Затем

изменили экологическую среду, загрязнив ее углекислым газом в нормах,

которые приближены к крупным городам. Крысы стали пить не воду, а раствор,

разбавленный спиртом. Этот эксперимент наводит нас на мысль, что ухудшение

экологической обстановки, особенно в крупных городах, где велика

концентрация населения, ведет к вспышкам алкоголизма, наркомании и другим

вредным социальным порокам.

В числе субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды,

надо назвать еще два. Это экологическое невежество и экологический

нигилизм. Общим у них является пренебрежение знанием и использованием

экологических закономерностей в общении человека и окружающей среды —

своего рода экологический анархизм. Особенности этих факторов не имеют

существенного значения. Экологическое невежество — нежелание изучать законы

взаимосвязи человека и окружающей среды; экологический нигилизм — нежелание

руководствоваться этими законами, пренебрежительное к ним отношение.

Нигилист может и обладать знаниями этих законов, но относиться

пренебрежительно к их применению, игнорировать их в экономической

деятельности. Экологическое невежество и экологический нигилизм в сочетании

с потребительской психологией заняли господствующее место среди проблем

охраны окружающей природной среды.

1.6. Охрана природной среды — закономерная форма взаимодействия общества и

природы.

Загрязнение природной среды вредными для человека отходами, истощение

природных ресурсов и угроза разрушения экологических связей в природе

породили другую форму взаимодействия общества и природной среды, которая

называется охрана природы. Эта форма — реакция на разрушительную

деятельность человека в окружающей среде. В отличие от потребления, это

осознанная форма общественной и государственной деятельности, направленная

на сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

Идея охраны природы возникла еще в XIX в. и рассматривалась как защита

памятников природы, ее реликтовых и достопримечательных объектов от

разрушения, повреждения человеком.

Постепенно идея консервативной охраны природной среды перерастала в

другие формы природоохранительной деятельности. Будучи вторичной формой

взаимодействия общества и природы, охрана природы возникает и

совершенствуется по мере роста потребления и использования природной среды.

Разумеется, нет надобности охранять природу, если ей никто и ничто не

угрожает повреждением или уничтожением. Охрана появляется и

совершенствуется там, где возникает угроза уничтожения природной среды, где

возникает и развивается потребление природы. Исторически подтверждается,

что охрана природы как форма природоохранительной деятельности государства,

как его функция развивалась и совершенствовалась по мере роста

производительных сил, увеличения масштабов производства, усиления

экономического пресса над природной средой.

Отсюда наряду с консервативной охраной природной среды в XX в.

развивается вторая форма охраны окружающей среды, которая получила название

рационального использования природных ресурсов. В понятие «рационального»

вкладывается не только экономическое, но и экологическое содержание. Иначе

говоря, рациональное — это экономное, бережное использование источников

природного сырья, природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей

среды. Поэтому нельзя считать рациональным такое бережное, экономное,

эффективное использование природных ресурсов, которое оставляет глубокий

отрицательный след на состоянии окружающей среды.

В середине XX в. (50—60-е гг.) проблема рационального использования

природных ресурсов как форма охраны природы перерастает в защиту,

оздоровление окружающей человека среды. В отличие от предшествующих форм,

где непосредственным объектом охраны являлись природные объекты и их

ресурсы, здесь защита окружающей природной среды выдвигает в качестве

непосредственного объекта охраны — человека, его жизнь, его здоровье, его

генетическое будущее.

Постепенно эта форма защиты становится главной и определяющей. В

глобальном отношении проблема охраны и оздоровления окружающей человека

среды прошла три этапа. Постановочный этап (50—60-е гг.), когда учеными и

специалистами, общественными объединениями были обнародованы те глобальные

негативные последствия, которые наступают в результате игнорирования

требований охраны природной среды.

Второй этап — программный (60—70-е гг.), когда мир от постановки

вопроса об оздоровлении окружающей среды, от обнародования отрицательных

последствий хозяйственной деятельности для здоровья человека, окружающей

среды переходит к разработке программы по спасению человечества, построению

моделей экологического переустройства мира.

Третий этап — реализации программы, т.е. конкретные действия,

направленные на охрану окружающей среды. Его современный мир переживает

сейчас. Очень точно специфика этого этапа отразилась в названии

международной конференции в Рио-де-Жанейро, которая проходила в июне 1992

г.,— «Окружающая среда и устойчивое развитие».

Надо отметить, что ряду развитых капиталистических стран в результате

принятых мер по охране окружающей среды удалось в определенной степени

стабилизировать состояние окружающей среды и реализовать основные

направления программы по охране и оздоровлению окружающей природной среды.

Еще не все эти проблемы решены. Литературные источники и другая информация

свидетельствуют о том, что и в западных странах многие вопросы охраны

природной среды до сих пор не получили правильного разрешения. Но, несмотря

на это, можно констатировать определенные успехи в реализации программ

действия по обеспечению экологической безопасности в Соединенных Штатах

Америки, Франции, Германии, Японии, других развитых в экономическом

отношении странах.

В итоге можно сказать, что проблема охраны окружающей природной среды

во всех ее трех формах — консервативной, рационального использования

природных ресурсов и оздоровления окружающей человека среды — из

региональной постепенно превращается в национальную, а затем и

международную проблему, решение которой зависит от совместных усилий всего

международного сообщества. Для глобального решения проблемы необходимо

обеспечить взаимодействие международной охраны окружающей среды, связанной

с выполнением международных обязательств и договоров, и национальной и

региональной охраны природы.

Для характеристики современного этапа развития проблемы охраны

окружающей природной среды отметим такие важные направления. Первое —

гуманизация охраны окружающей среды. В центре внимания охраны окружающей

природной среды становится человек, его жизнь и здоровье, его

благосостояние, его генетическая программа. Через призму охраны прежде

всего здоровья человека решаются проблемы охраны всей окружающей природной

среды (в отличие от охраны природы, когда человек, его здоровье, охранялись

как результат защиты всей экологической цепочки, в конце которой находился

человек).

Второе направление — экологизация хозяйственной деятельности, а точнее

— повсеместная экологизация хозяйственной деятельности. Это означает

внедрение требований охраны окружающей среды (экологических требований) во

все виды и на всех этапах хозяйственной деятельности человека в его

духовной, культурно-бытовой сфере.

Третье направление — экономизация охраны окружающей среды. Данное

направление исходит из важности материальной заинтересованности

хозяйствующего субъекта в охране окружающей природной среды. Такая

заинтересованность выгодна и полезна обществу, ибо ежегодно народное

хозяйство нашей страны, а также хозяйства других стран терпят колоссальные

убытки от загрязнения и нерационального использования природной среды. В

бывшем СССР такие убытки составляли примерно 50 млрд руб. в год при

капитальных централизованных вложениях в охрану природы в 10 млрд руб. за

пятилетие. От подобных убытков не избавлены и другие страны: в частности,

Соединенные Штаты Америки несут ущерб от загрязнения окружающей природной

среды примерно на 50—60 млрд долларов в год, в Германии ежегодно ущерб

окружающей среды составляет 475 млрд марок, причем ? этого ущерба

причиняется транспортом и прежде всего автомобильным, на долю которого

падает основная масса загрязнения окружающей среды, а ? приходится на

промышленность. Сокращение ущерба и в дальнейшем его полная ликвидация

несомненно будут способствовать экономическому благосостоянию общества,

особенно если учесть, что при наличии такого ущерба, например, в 50 млрд

руб. в год (по старым ценам) ежегодно, чтобы гармонизировать отношения

общества с природой в нашей стране, требуется капитальных вложений не менее

100 млрд долларов в год. Таким образом, дальнейшая экономизация охраны

окружающей среды связана с укреплением экономики, ликвидацией ущерба

вложениями капитальных затрат на охрану окружающей среды и развитием

материальной заинтересованности хозяйствующих субъектов в охране окружающей

среды.

Наконец, четвертое направление, занимающее отнюдь не последнее место,—

острая антивоенная направленность природозащитных мероприятий второй

половины XX века. Приведем такие цифры: затраты всех государств со времени

окончания Второй мировой войны на военные нужды составили 17,5 триллиона

долларов. За это время (период до 1989 г.) произошло более 120 вооруженных

конфликтов, в которых погибло свыше 20 млн человек. Численность всех армий

к 1990 г. составляла 29 млн военнослужащих, а в военных отраслях

промышленности было занято около 20 млн человек. Военные расходы не только

несли в себе угрозу развязывания новой войны, но и отрывали огромные

средства, необходимые для оздоровления и улучшения окружающей человека

среды.

Таким образом, наносился двойной ущерб, не считая нравственного, при

котором сотни и тысячи самых талантливых ученых работали в закрытых

лабораториях и городах над проблемами усовершенствования оружия массового

уничтожения человека и глобального уничтожения природной среды.

На этом фоне происходящие в 90-х гг. в нашей стране и в других странах

мира процессы сокращения вооружения, армии, перевода военной промышленности

на производство товаров мирного назначения имеют, помимо общего широкого,

крупномасштабного значения, и большое экологическое значение. Во-первых,

снимается угроза разрушения окружающей природной среды в результате военных

действий; во-вторых, снижается значительная доля загрязнений, которые

давала и, к сожалению, еще дает военная промышленность в окружающую среду;

в-третьих, снижение в перспективе расходов на военные нужды, чтобы

освобождающиеся средства можно было использовать на благо природы и иные

социальные нужды.

2. Экологические функции государства и права.

2.1. Экологическая функция государства

Экологическая функция государства требует своего рассмотрения в системе

всех функций, выполняемых государством как политической организацией

общества. Экологическая функция возникла недавно, вместе с обострением

проблемы охраны природной среды. До этого времени вопросы использования и

охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и

рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение

экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия

общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних

функций государства самостоятельной экологической функции.

Главное назначение экологической функции государства выражается в том,

чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и

экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для

реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для

жизни человека природную среду.

Под природопользованием понимается деятельность, связанная с

извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для

удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных, культурных

интересов человека. Регулируя природопользование, государство стремится

придать ему рациональный (разумный) характер. Рациональность

природопользования означает достижение не только экономического, культурно-

оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельности

государства предполагает систему мероприятий по сохранению и

воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия

растительного и животного мира во имя живущих и будущих поколений.

Обеспечение экологической безопасности нацелено на охрану жизни и

здоровья человека от неблагоприятного воздействия хозяйственной

деятельности и

Табл. 2

Экологическая функция права

окружающей природной среды. Выполняя рекомендации международной конференции

ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1993 г.),

Президент РФ подписал указ от 6 февраля 1994 г. «О государственной

стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению

устойчивого развития». В нем обозначены четыре основных направления по

реализации государственной экологической стратегии РФ: обеспечение

экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление

(восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных

районах, участие в решении международных и глобальных экологических

проблем.

По поручению Президента Правительство РФ в мае 1994 г. утвердило План

действий по охране окружающей среды на период 1994—1995 гг.

В качестве первого этапа реализации государственной экологической

стратегии этот План действий предусматривает в 1994—1995 гг. разработку

проектов важнейших нормативно-правовых актов в форме законов и

постановлений Правительства РФ по охране окружающей среды. Намечается

разработка 97 проектов правовых актов, в том числе 49 проектов законов, 48

проектов постановлений Правительства РФ. А именно:

Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях

рыночных

отношений ..................…………………………………….. 23 закона, 21 постановление

Охрана среды обитания

человека .....................………………………………………. 4 закона, 14 постановлений

Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически

неблагополучных

районах ......................……………………………………….. 2 закона,16 постановлений

Участие Российской Федерации в решении межгосударственных и глобальных

экологических

проблем .......................……………………………………… 1 закон, 10 постановлений

Внешне План действий нацелен на устранение пробелов и совершенствование

экологического законодательства. Однако его беда в том, что он не

подкреплен материально-технической базой. План предусматривает действия по

увеличению «бумажного» права, но не создает экономических гарантий

исполнения принятых законов.

2.2. Экологическая функция права.

Экологическая функция государства выполняется через соответствующие

экономические, организационные, правовые (юридические) механизмы. Правовой

механизм экологической функции государства служит средством реализации

экологической функции права. Экологическая функция права является новой,

ранее не известной правовой функцией. Она осуществляется наряду с

традиционными для права политическими, экономическими и культурно-

воспитательными функциями и иными функциями, свойственными праву как

инструменту управления обществом. Возникновение и развитие экологической

функции права — результат развития и углубления общественных противоречий

между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости

значительного расширения юридического вмешательства в регулирование

отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества

окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества

средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем

разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования

экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы,

закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на

естественную среду обитания.

В отличие от иных функций, выполняемых системой права, экологическая

функция имеет свои особенности. Эти особенности проистекают из специфики

предмета правового регулирования, т.е. из сферы взаимодействия общества и

природы как особой сферы общественных отношений. Данная особенность

обусловлена тем, что экологическая функция по своей форме относится к

системе права, а по содержанию — к системе экологии.

Вся система экологических наук подразделяется условно на две крупные

части (см. табл.). Это — общая экология и социальная экология. В социальной

экологии наряду с экономикой, урбанистикой и тому подобными отраслями

выделяется правовая экология как совокупность норм, регулирующих

общественные отношения в области взаимоотношений человека и природной

среды. Правовая экология как совокупность норм, в свою очередь, состоит из

нескольких частей. Во-первых, экологические отрасли права:

природноресурсовые права и природоохранительное право. Во-вторых, сюда

относятся и те нормы советского права, которые регулируют земельные,

хозяйственные, финансовые, административные и т.п. отношения с учетом

конкретных экологических требований. Такие «экологизированные» нормы,

размещенные в других отраслях права, входят в состав правовой экологии.

Нормы права, служащие средством реализации экологического права,

независимо от того, где они размещены,— в экологических отраслях права или

других отраслях системы права, называются эколого-правовыми нормами. Если

эти нормы размещены в экологических отраслях права — природоохранительных,

природноресурсовых — то они имеют первичное значение, их следует считать

базовыми нормами. И в этом качестве они определяют содержание других

отраслях

Табл. 3

П р и м е ч а н и е. Данная схема не претендует на исчерпывающее

изложение системы экологических наук, а ставит своей задачей показать роль

и место

права — административном, хозяйственном, уголовном, международном и т.д.,—

имеют вторичное происхождение, поскольку они возникли путем конкретизации

базовых норм применительно к соответствующему виду общественного отношения.

Особенностью эколого-правовых норм и прежде всего норм первичного права

является то, что они призваны отражать не только социальные закономерности

общественного развития (как и все нормы права), но и экологические

закономерности, лежащие в основе системы «общество — природа». Таким

образом, эколого-правовая норма в отличие от иных норм права является

органическим или согласованным единством социальных и экологических

закономерностей.

Степень такой согласованности зависит от субъективных начал, которые

лежат в основе проявления воли государства. Иначе говоря, здесь сказывается

опыт и квалификация специалистов, экспертов, юристов, представителей других

отраслей знаний, которые участвуют в подготовке тех или иных проектов.

Эколого-правовая норма, выражающая согласованное сочетание экологии и

экономики, имеет в своей основе заряд для эффективного применения. Эколого-

правовая норма, лишенная этого признака, построенная на случайном,

искусственном сочетании экономики и экологии, тем более на господстве

экономики над экологией, лишена перспективы, успешного и эффективного

применения с точки зрения охраны окружающей природной среды.

Список использованных источников.

1. Яковиев В.Н. Экологическое право. К., 1998г.

2. Шешшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989г.

6. Петров В.В. Экологическое право России, М., 1997г.

-----------------------

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

экономическая

экологическая

исполь-зование природы

охрана природы

эколого-экономическая

рациональ-ное исполь-зование

заповедная охрана

оздоровление

окружающей среды

До ХХ в.

ХХ в. до 60-х гг.

Постановка – 60-е гг.

Программы – 60–70-е гг.

Реализация – 70–80-е гг.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

универсальность

комплексность

глобальность

гуманитарность

связь с экономикой

антимилитаризм

Общественные законы

развития

Экологические

закономерности

Воля государства

Система норм

Экологические правоотношения

Сфера взаимодействия общества и природы

Общая экология

Глобальная

экология

Экология

человека

Инженерная

экология

Социальная

экология

Экологическая экономика

Экология народонаселения

Экологическая футурология

Экологическая урбанистика

Правовая

экология

Экологические отрасли

права

Экологизированные нормы

других отраслей права

Природноресурсовые

Отрасли права

Природоохранительное

право

Государственного,

административного,

гражданского,

предпринимательского,

сельскохозяйственного,

уголовного и других

отраслей права.

Система российского права

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.