бесплатно рефераты
 

Экологическое право

| |специально отведенных для стоянки мест, | |

| |— влечет наложение | |

| |штрафа в размере до 100 МРОТ. Право налагать штрафы за | |

| |перечисленные нарушения предоставляется также Управлению| |

| |Госавтоинспекции Главного управления внутренних дел г. | |

| |Москвы, транспортной инспекции и муниципальной милиции в| |

| |соответствии с их компетенцией. | |

| | | |

| |Нарушение ст. 20, то | |

| |есть правил содержания зеленых насаждений, | |

| |— влечет наложение | |

| |штрафа в размере до 10 МРОТ. | |

| |За повреждение | |

| |деревьев, кустарников, газонов и цветников согласно ст. | |

| |21 | |

| |— налагается штраф в | |

| |размере до 10 МРОТ. | |

| |Самовольная вырубка | |

| |деревьев, кустарников | |

| |— влечет наложение | |

| |штрафа в размере до 100 МРОТ. | |

| |Уничтожение газонов и | |

| |цветников | |

| |— влечет наложение штрафа в размере до 50 | |

| |МРОТ. | |

10

2. Международное право окружающей среды. Международная ответственность за

экологические правонарушения.

Международно-правовая охрана окружающей среды – совокупность принципов и

норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы

права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств)

по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из

различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному

использованию природных ресурсов.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с

условиями существования человека. Они распределяются по трем группам

объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты

неживой среды (морские и пресноводные бассейны – гидросфера), воздушный

бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое

пространство; объекты «искусственной» среды, созданной человеком в процессе

его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему

окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может

быть подразделена на глобальную, региональную и национальную. Таким

образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране)

природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от

истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в

70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов

трансформировалась в защиту окружающей человека 11

среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную

проблему.

Понятие «окружающая среда» неравнозначно по содержанию и понятию

«экология», так как последнее обозначает науку об отношениях живых

организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Несмотря на то что основополагающее значение природного, естественного

фактора в процессе общественного развития было обозначено почти два века

назад, до середины 60-х годов нынешнего столетия защита окружающей среды

не выдвигалась как самостоятельная политическая проблема, а ее научное

обоснование в качестве многоотраслевой, комплексной, глобальной проблемы

не было достаточно разработано. Только динамичное развитие в 70 – 80-е годы

научных основ глобальных проблем в зарубежной и отечественной научной

литературе позволило неоспоримо выделить правовые нормы, относящиеся к

защите окружающей среды, в особую группу.

Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в

настоящее время в системе общего международного права как

самостоятельная, специфическая сфера регулирования. Возникновение все

новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой

расширяет предмет международно-правового регулирования по защите окружающей

среды. На современном этапе главными и устоявшимися можно считать:

предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей среде из

различных источников (в первую очередь посредством загрязнения);

обеспечение экологически обоснованного режима рационального использования

природных ресурсов; 12

обеспечение комплексного режима охраны исторических памятников и

природных резерватов; научно-техническое сотрудничество государств в связи

с защитой окружающей среды.

Система международно-правового регулирования защиты окружающей среды

обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями, а

также собственной нормативной основой и источниками. В отечественной

правовой науке высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и

собственными институтами. Практически устоялся термин «международное

право окружающей среды» (МПОС).

Однако структурное формирование МПОС пока не завершено. Свидетельство

тому – сохраняющееся тяготение некоторых принципов и норм, касающихся

защиты окружающей среды, к другим отраслям международного права, особенно

к морскому и воздушному. Речь идет о тех тесно связанных с

ресурсопользованием отраслях и институтах международного права, в рамках

которых начинало формироваться МПОС. Кроме этого формирующиеся

специальные принципы и нормы по защите окружающей среды недостаточно

конкретны.

Окончательному завершению формирования МПОС как самостоятельной отрасли

международного права в значительной степени способствовала бы его

кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по

окружающей среде (ЮНЕП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с

другими отраслями международного права позволил бы систематизировать

сложившиеся в данной сфере принципы и нормы, закрепив тем самым правовую

основу равноправного и 13

взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения

экологической безопасности.

Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право на проведение

в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему

политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы

современного международного права. С обострением проблемы переноса

загрязнения за пределы территории одного государства на большие

расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает

соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного

суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная

неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение

международных споров, международно-правовая ответственность. Из них

исходят все договоры по защите окружающей среды.

Специальные принципы. Защита окружающей среды на благо нынешнего и

будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности

специальных принципов и норм МПОС. Его суть сводится к обязанности

государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений

предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию

качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее

последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению

природными ресурсами.

Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип

запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или

контроля, которые 14

наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и

районам общего пользования. Вытекая из фундаментального принципа

уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип МПОС

налагает определенные ограничения на действия государств на своей

территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение

экологического ущерба системам окружающей среды других государств и

районов общего пользования. Впервые этот принцип был сформулирован в

стокгольмской Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 года. В

последующем он был широко подтвержден международной практикой и получил

практически универсальное признание.

Экологически обоснованное рациональное использование при родных ресурсов

было провозглашено в качестве политического требования в данной

Декларации ООН и на протяжении последу- ющих лет внедрялось в международно-

правовую практику. Но несмотря на достаточно широкое договорное

применение, этот принцип обладает пока слишком общим содержанием,

нуждающимся в четком единообразном толковании. Его характеризуют

следующие элементы: рациональное планирование и управление

возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и

будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с

обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий

деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или

контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание

используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, то есть

уровне, при котором возможна 15

максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее

снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды

охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной

энергетики. Формирование и утверждение этого специального принципа МПОС

идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами

существующей международной практики. В этой связи в отечественной

правовой литературе обоснованно подчеркивалось, что одной из сторон

процесса становления в современном международном праве принципа

недопустимости радиоактивного заражения планеты является соблюдение

правила, исключающего «мирное» вредоносное заражение биосферы отходами

атомной промышленности, транспорта и т.д. Элементы принципа недопустимости

радиоактивного заражения окружающей среды (например, действующая норма о

запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и

дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также

некоторые еще формирующиеся нормы) должны составить одно из важнейших

звеньев механизма защиты окружающей среды.

Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает

государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и

сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных

источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность

загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения

в другой; обеспечивать, чтобы 16

деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или

контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде

путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом

инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не

распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют

свои суверенные права. Наиболее полно этот принцип отражен в Конвенции

ООН по морскому праву 1982 года (ст. 192 – 195).

Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования

средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает

обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному

запрещению такого использования средств воздействия на природную среду,

которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве

способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому

государству. Как норма он закреплен в Конвенции о запрещении военного

или любого иного враждебного использования средств воздействия на

природную среду 1977 года, а также в Дополнительном протоколе 1 1977

года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.

Обеспечение экологической безопасности как принцип начи нает

складываться в последние годы. Он отражает прежде всего глобальный и

чрезвычайно острый характер международных про блем в области защиты

окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность

государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность

таким 17

образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного

состояния окружающей среды.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране

окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также

разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества

окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и

национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и

параметров.

Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб

окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб

экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно

расширяется.

Развитие МПОС характеризуется также внедрением в международно-правовую

практику договоренностей о консультациях, контроле за качеством и

изменениями в окружающей среде, раннем уведомлении о прогнозируемых

существенных изменениях в состоянии окружающей среды и т.д. Они ведут к

формированию системы превентивных действий, направленных на

предотвращение ущерба окружающей среде.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

В 1972 году в Стокгольме на Конференции ООН по окружающей человека среде

была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на ХХУ11 сессии

Генеральной Ассамблеи резолюцией 2997 была учреждена Программа ОЮН по

окружающей среде.

18

Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер,

направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и

будущих поколений человечества.

Программа создана в рамках системы ООН в целом и направлена на

координацию в области охраны природы на общесистемном уровне. Основными

задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области

окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее

руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы

ООН; разработка и обсуждение периодических докладов; со действие

прогрессивному развитию международного права охраны окружающей среды и ряд

других.

В организационном отношении ЮНЕП состоит из Совета

управляющих, Секретариата, Совета по координации деятельности в

области окружающей среды и добровольного Фонда ЮНЕП.

Сравнительный анализ деятельности Мирового экологического форума 1992г. и

Стокгольмской конференции ООН 1972г. по проблемам окружающей среды.

Развитие международного права окружающей среды происходит, в основном,

договорным путем. По данным Программы ООН по окружающей среде, в

настоящее время зарегистрировано свыше 300 многосторонних договоров в

этой области.

19

Сложившаяся к настоящему времени договорная практика характеризуется

заключением договоров общего и специального порядка. По предмету

регулирования они подразделяются на предотвращение загрязнения и

установление режима использования возобновляемых и не возобновляемых

природных ресурсов. Основная масса договоров приходится на региональные

акты.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование

международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны

(соглашения о ветеринарии, карантине и защите животных и растений) и т.д.

Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила

поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее

конкретных объектов (например, договоры о сотрудничестве по охране

окружающей среды, подписанные Россией в 1992 г. с Финляндией, Германией,

Норвегией, Данией, Соглашение между правительством России и правительством

Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г., Соглашение о

пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.).

В 1992 году страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области

экологии и охраны окружающей и природной среды и Протокол об

обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения.[7] В рамках

этого сотрудничества образован Межгосударственный экологический совет (МЭС)

и Межгосударственный экологический фонд. На 11 сессии в 1992 году было

решено учредить Межгосударственный экологический банк. В 1992 году

Россией были подписаны соглашения о совместном использовании и охране

трансграничных водных объектов с Украиной, а также с Казахстаном.

В сложившейся общепланетарной экологической обстановке главным

средством международно-правового регулирования за щиты окружающей среды

являются многосторонние договоры, обеспечивающие максимально широкое

участие государств. Этот подход обусловлен глобальным значением таких

экологических сфер, как морские акватории, космическое пространство,

атмосфера, озоновый слой Земли, живая среда.

Конкретное решение экологических проблем, как свидетель ствует

практика, наиболее успешно достигается на региональном уровне. Например,

в Заключительном акте СБСЕ закреплены общие политико-правовые подходы

государств европейского региона к решению проблем защиты окружающей среды,

в первую очередь загрязнения воздушной и водной сред. В рамках

европейского региона на этой основе сформировалась разветвленная система

договорного регулирования. Многие договоры заключены под эгидой

Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК): Конвенция о трансграничном

загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года с дополняющими ее

протоколами; Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий

1992 года; Конвенция по охране и использованию трансграничных водото

ков и международных озер 1992 года; Конвенция об оценке воз действия на

окружающую среду в трансграничном контексте 1991 года.[8]

Важные природоохранные соглашения заключены под эгидой Европейских

сообществ: Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных сред их

обитания в Европе 1979 года; Соглашение по прогнозированию, предотвращению

и оказанию помощи в случае природных и технологических катастроф 1987

года; Европейское соглашение о запрещении использования некоторых веществ

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.