бесплатно рефераты
 

Экологическая экспертиза в России

органом в области государственной экологической экспертизы.

Повторная экспертиза по решению судебных органов осуществляется

экспертным подразделением государственной экологической экспертизы,

определяемым решением суда.

6.3. Финансовое обеспечение повторной государственной экологической

экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке.

В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы

по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение

государственной экологической экспертизы принимается судом.

6.4. После завершения повторной государственной экологической

экспертизы заключение государственной экологической экспертизы направляется

судебному органу, по решению которого она проводилась.

Вопросы и задания к разделу 4.1.3

1. Каковы требования к документации, представляемой на государственную

экологическую экспертизу (ГЭЭ)?

2. Каков регламент государственной экологической экспертизы?

3. Как формируется экспертная комиссия?

4. Каковы права и обязанности ответственного секретаря экспертной

комиссии?

5. Каковы права и обязанности председателя экспертизы, руководителей

экспертных групп, внештатных экспертов?

6. Участие общественности в ГЭЭ.

7. Порядок работы экспертной группы ГЭЭ.

8. Каковы требования к заключению ГЭЭ?

9. В каком случае организуется повторная экологическая экспертиза?

10. Как проводится организационное заседание ГЭЭ?

11. Рассматриваются ли ГЭЭ заключение общественной экспертизы?

12. Каким образом участвуют территориальные органы региона реализации

проекта в ГЭЭ?

4.1.4. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ

Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации

Утверждено приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. № 222 ,

(Российские вести. 1994. 8 дек.)

1. Общие положения

1.1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета

экологических требований законодательства Российской Федерации при

подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

1.2. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия

необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для

общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и

других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновывающей

развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, перечень

которых приведен в Приложении, является обязательным. Целесообразность

проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов

деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению

территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа

исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением

территориального органа Минприроды России орган исполнительной власти

принимает решение с учетом заключения Минприроды России.

В случае разногласий между органом исполнительной власти субъекта

Российской Федерации и Минприроды России спор может быть разрешен в

арбитражном суде в установленном порядке.

1.4. Для объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, не

вошедших в указанный перечень, а также в случае прекращения начатых работ

по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обязан сделать

краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую

среду.

1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о

допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду.

Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации,

должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее

реализации.

1.6. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при

проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств измерений,

удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и

нормативных документов по обеспечению единства измерений.

1.7. Обосновывающая документация представляется инициатором/заказчиком

на государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом

Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” (раздел 5).

Обосновывающая документация по реализации видов и объектов деятельности,

перечень которых приведен в Приложении к настоящему Положению, без

результатов проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в

Минприроды России и/или его территориальные органы не принимается.

2. Область применения

2.1. ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов

обосновывающей документации:

1) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов

отраслевого и территориального социально-экономического развития;

2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

3) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов

и схем детальной планировки и т. д.);

4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и

веществ;

5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-

экономических обоснований и/или проектов строительства новых,

реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих

хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.

2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей разработку

нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с

учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой

деятельности на окружающую среду.

3. Требования к содержанию деятельности по оценке воздействия

на окружающую среду

3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по

предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и

оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены:

1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;

3) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей

экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых

решений о ее социально-экономическом развитии;

4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой

реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и

временных рамках;

5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее

альтернатив;

6) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества

последствий осуществления принимаемых решений;

7) предложения по разработке программы мониторинга реализации

подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа.

3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида

обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2 настоящего

Положения, устанавливается Минприроды России.

4. Обязанности участников проведения ОВОС

4.1. При проведении ОВОС:

1) инициатор/инвестор:

обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходимых для

проведения ОВОС;

2) инвестор/заказчик:

организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей

документации;

осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о

возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории,

кроме объектов специального назначения, информация о которых требует

конфиденциальности;

3) разработчик (в пределах своей компетенции):

проводит ОВОС;

рассматривает и учитывает экологические условия и требования при

подготовке обосновывающей документации.

4.2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при

подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении)

осуществления проекта намечаемой деятельности:

1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;

2) выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и

требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой

деятельности;

3) принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой

деятельности при условии соблюдения экологических требований

законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о

возможных последствиях его осуществления.

5. Общественные слушания

5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительственным

организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в

проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах

массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта

намечаемой деятельности в целях собственной оценки:

1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой

деятельности на окружающую среду;

2) достоверности представленных результатов ОВОС;

3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации

мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные, слушания

или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений

в целях:

1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или

разрабатываемых проектных предложениях;

2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных, последствий

реализации хозяйственных и иных решений;

3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить

неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой

деятельности.

5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и

проводятся:

1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации

принимаемого решения носят общенациональный характер;

2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда

преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности

распространяются на определенный географический регион в пределах

субъекта Российской Федерации.

6. Ответственность за правонарушения

Инициатор/заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей

документации по ее развитию в соответствии с Законом Российской Федерации

“Об охране окружающей природной среды” (раздел XIII) несут ответственность

за:

1) невыполнение правил проведения ОВОС;

2) нарушение процедуры оценки воздействия на окружающую среду при

подготовке обосновывающей документации;

3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС или

недостоверной информации о них.

Приложение к Положению об оценке воздействия на окружающую среду

в Российской Федерации

Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке

обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на

окружающую среду проводится в обязательном порядке

1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.

2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. м3/год и более.

3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля

или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.

4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой

мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и другие

сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских

установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих

материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной

тепловой нагрузки).

5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. м3/год и более.

6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и

асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:

1) асбестоцементных продуктов — 20 тыс. т и более;

2) фрикционных материалов — 50 т и более:

3) других видов применения асбеста — 200 т и более.

7. Предприятия химической промышленности всех видов.

8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.

9. Крупные склады для хранения 50 тыс. м3 и более нефтяных, нефтехимических

и химических продуктов.

10. Микробиологические производства.

13. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь,

керамика).

14. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и

предприятия цветной металлургии:

1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью

1 млн. т/год и более;

2) все коксовые печи;

3) установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали

мощностью 1 млн. т/год и более;

4) установки для производства стали из металлических руд мощностью 200

тыс. т/год и более;

5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью

100 тыс. т/год и более;

6) установки для производства, извлечения или обработки цветных

металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими

или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:

1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн.

т/год и более;

2) все коксовые печи и коксохимические производства;

3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и

более;

4) установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства,

извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других

сплавов термическими, химическими или электролитическими методами

мощностью 100 тыс. т/год и более.

14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива,

объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов,

боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов.

15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.

16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков

элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.

17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные

диагностические и терапевтические процедуры.

18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний,

утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия,

ракетных топлив.

Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и

захоронения нерадиоактивных отходов.

20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных

железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-

посадочной полосы 1500 м и более.

21. Метрополитены.

22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.

23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также

внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие

проход судов водоизмещением 1350 т и более.

24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью

поверхности 2 км2 и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы

и системы водоснабжения крупных городов.

25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым

стоком более 5% от объема стока бассейна реки.

26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. м3/год и

более.

27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и

угля:

предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте

мощностью 1 млн. т/год и более;

предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте

мощностью 100 тыс. т/год и более;

предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью

100 тыс. т/год и более;

крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в

акваториях.

28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических

изысканий.

29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки

более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе

лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства

и пользованием лесным фондом.

30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:

1) свиноводческие – 30 тыс. голов и более;

2) по откорму молодняка крупного рогатого скота – 2 тыс. голов и более;

3) молочные – 1200 коров и более.

31. Звероводческие комплексы.

32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.

33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо

охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих

территорий.

Вопросы и задания к разделу 4.1.4

1. Дайте определения ОВОС и сформулируйте задачи оценок воздействия.

2. Разграничьте области применения ОВОС как процедуры принятия решений и

ОВОС – исследования негативных воздействий на окружающую среду.

3. Определите содержание деятельности по оценке воздействия на окружающую

среду промышленных проектов.

4. Перечислите виды и объекты хозяйственной деятельности, при строительстве

и проектировании которых ОВОС проводится в обязательном порядке.

5. Определите обязанности участников проведения ОВОС.

6. Определите различия между ОВОС и экологической экспертизой

4.1.5. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности

инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности

Утверждена приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539

Содержание

1. Общие положения

2. Основные понятия

3. Экологические требования к нормативной документации

4. Требования к экологическому обоснованию в прединвестиционной

документации

5. Требования к экологическому обоснованию в проектной градостроительной

документации

6. Требования к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной

документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности

7. Требования к экологическому обоснованию техники, технологии, материалов

8. Требования к экологическому обоснованию лицензий

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана с целью реализации Закона

Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”, Федерального

закона “Об экологической экспертизе” и устанавливает требования к:

нормативной и инструктивно-методической документации, регулирующей

вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения;

прединвестиционной документации (территориальным комплексным схемам

охраны природы и природопользования, схемам расселения и территориальной

организации производительных сил регионов, отраслевым схемам, схемам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.