бесплатно рефераты
 

Экологическая экспертиза в России

Экологическая экспертиза в России

4. ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В РОССИИ

4.1. Правовая и нормативные основы экологического проектирования

и экологических экспертиз в РФ

Нормативно-правовую и инструктивно-методическую основу экологической

экспертизы в РФ составляют Закон РФ “Об экологической экспертизе” и

положения разработанные министерством Охраны природы (ныне министерство

Природных ресурсов”):

– “Положение о порядке проведения государственной экологической

экспертизы” (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня

1996 г. № 698 (СЗ РФ, 1996, № 40 ст. 4648);

– “Регламент проведения государственной экологической экспертизы”

(утвержденный Приказом Госкомэкологии России от 17 июня 1997 г. №

280).

Нормативно-методическая основа геоэкологического проектирования РФ

определяется следующими документами:

– Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной

деятельности” (утвержденной Приказом Минприроды России от 29 декабря

1995 г. № 539);

– “Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской

федерации” (утверждено приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.

№ 222 (Российские вести, 1994 г., 8 декабря)

– Разделом 8 “Инженерно-экологические изыскания” в СниП 11-02-96,

разработанными Министерством строительства Российской федерации

(Минстрой России), М., 1997.

При проведении деловых игр рекомендуется также ознакомление студентов с

другими подзаконами, нормативными документами, прежде всего с постатейным

комментарием к Федеральному закону “Об экологической экспертизе” (см.

Комментарий к Федеральному закону…, М.: БЭК, 1999) и другими правовыми

документами, регламентирующими природопользование.

4.1.1. Федеральный закон об экологической экспертизе

Федеральный закон об экологической экспертизе

Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

(в ред. Федерального закона от 15.04.98 № 65-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области

экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права

граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством

предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на

окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию

конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с

Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и

обеспечения экологической безопасности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой

хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение

допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях

предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на

окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и

иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экологической

экспертизе Законодательство Российской Федерации об экологической

экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции

Российской Федерации, Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” и

состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним

законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также

законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Принципы экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой

хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до

принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду

хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при

проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую

экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими

своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений

экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета

общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных

лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Статья 4. Виды экологической экспертизы

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая

экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента

Российской Федерации и федеральных органов государственной власти

1. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное

функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области

экологической экспертизы.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие

законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской

Федерации об экологической экспертизе.

3. Правительство Российской Федерации в области экологической

экспертизы:

утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;

контролирует исполнение законодательства Российской Федерации об

экологической экспертизе федеральными органами государственной власти;

осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по

обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической

экспертизы;

ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической

экспертизы перед Президентом Российской Федерации.

4. Органы судебной власти Российской Федерации осуществляют свои

полномочия в области экологической экспертизы в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Вопросы ведения субъектов Российской Федерации в области

экологической экспертизы

К ведению субъектов Российской Федерации в области экологической

экспертизы на соответствующих территориях относятся:

правовое регулирование отношений в области экологической экспертизы

посредством принятия в развитие настоящего Федерального закона нормативных

правовых актов в области экологической экспертизы с учетом специфики

экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта

Российской Федерации;

получение от соответствующих органов информации об объектах

экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или

косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории

определенного субъекта Российской Федерации;

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в

заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы

объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на

территории определенного субъекта Российской Федерации и в случае

возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории

определенного субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной

деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;

осуществление контроля за исполнением законодательства Российской

Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов

Российской Федерации об экологической экспертизе;

информирование населения о намечаемых и проводимых экологических

экспертизах и их результатах;

решение других вопросов в указанной области в случаях, если они не

отнесены к ведению Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия, права и обязанности федерального специально

уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы

1. К полномочиям федерального специально уполномоченного

государственного органа в области экологической экспертизы относятся:

разработка порядка и регламента проведения государственной

экологической экспертизы;

организация и проведение государственной экологической экспертизы

объектов, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, в том числе

формирование экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

установление правил определения срока и условий действия положительного

заключения государственной экологической экспертизы;

разработка, пересмотр и утверждение нормативно - технических и

инструктивно - методических документов, обеспечивающих реализацию

настоящего Федерального закона в части проведения государственной

экологической экспертизы;

научное и методологическое обеспечение государственной экологической

экспертизы;

организация информационного обеспечения государственной экологической

экспертизы, том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой

деятельности, о реализации объекта экологической экспертизы и о негативном

воздействии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую

природную среду;

проведение семинаров, конференций по вопросам методологии, методам и

формам осуществления государственной экологической экспертизы, по вопросам

обмена опытом в ее проведении и по вопросам повышения качества эколого-

экспертной деятельности в Российской Федерации; обеспечение реализации

единой политики в организационно-методической деятельности территориальных

специально уполномоченных государственных органов в области экологической

экспертизы;

координация в пределах своей компетенции эколого-экспертной

деятельности в Российской Федерации, осуществление методического

руководства деятельностью территориальных специально уполномоченных

государственных органов в области экологической экспертизы;

выборочная проверка проведения государственной экологической экспертизы

территориальными специально уполномоченными государственными органами в

области экологической экспертизы;

участие в подготовке перечня видов деятельности в области

природопользования, подлежащей лицензированию;

осуществление контроля за соблюдением настоящего Федерального закона и

иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области

экологической экспертизы при организации и проведении государственной

экологической экспертизы;

ведение государственных реестров экспертов государственной

экологической экспертизы;

взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по

вопросам экологической экспертизы;

взаимодействие в установленном порядке с органами иностранных

государств, осуществляющими экологическую экспертизу, по вопросам, которые

представляют взаимный интерес;

рассмотрение разногласий, возникающих в процессе экологической

экспертизы между территориальными специально уполномоченными

государственными органами в области экологической экспертизы.

2. Федеральный специально уполномоченный государственный орган в

области экологической экспертизы имеет право:

организовывать, проводить и принимать участие в совместных

экологических экспертизах государств, интересы которых затрагиваются

намечаемой хозяйственной и иной деятельностью;

привлекать к проведению государственной экологической экспертизы

иностранных ученых и иностранных специалистов в установленном

законодательством Российской Федерации порядке, за исключением тех объектов

экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную,

коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;

получать бесплатно от федеральных органов исполнительной власти,

органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

государственных организаций независимо от их принадлежности информацию,

необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, и

иметь доступ к находящейся в их распоряжении базе знаний о состоянии

окружающей природной среды и возможных последствиях негативного воздействия

на нее хозяйственной и иной деятельности;

направлять в банковские организации представления о приостановлении

(прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в

отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного

заключения государственной экологической экспертизы;

осуществлять в пределах своей компетенции иные действия, не

противоречащие законодательству Российской Федерации и необходимые для

реализации своих полномочий в области экологической экспертизы.

3. Федеральный специально уполномоченный государственный орган в

области экологической экспертизы обязан:

обеспечивать соответствие порядка проведения государственной

экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона, иных

федеральных законов, а также требованиям нормативно-технических и

инструктивно-методических документов;

предварительно информировать органы государственной власти субъектов

Российской Федерации и органы местного самоуправления о проведении

заседаний экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по

объектам экологической экспертизы, реализуемым на территории

соответствующего субъекта Российской Федерации;

предоставлять для ознакомления заказчику, подавшему заявление о

проведении государственной экологической экспертизы, нормативно-технические

и инструктивно-методические документы, регламентирующие организацию и

проведение государственной экологической экспертизы;

предоставлять для ознакомления общественным организациям

(объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу,

нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к

проведению государственной экологической экспертизы;

направлять органам местного самоуправления, общественным организациям

(объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по

объекту экологической экспертизы, материалы о рассмотрении этих предложений

при проведении государственной экологической экспертизы и материалы,

содержащие информацию о заключении государственной экологической

экспертизы;

предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о

результатах проведения государственной экологической экспертизы;

информировать органы законодательной и исполнительной власти Российской

Федерации, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов

Российской Федерации по их запросам о результатах проведения

государственной экологической экспертизы по конкретным объектам

экологической экспертизы;

готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным

органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных

в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об

экологической экспертизе.

Статья 8. Полномочия, права и обязанности территориальных специально

уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы

1. К полномочиям территориальных специально уполномоченных

государственных органов в области экологической экспертизы относятся:

организация и проведение государственной экологической экспертизы

объектов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в том числе

формирование экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

установление срока и условий действия положительного заключения

государственной экологической экспертизы;

разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и

инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию настоящего

Федерального закона в части проведения государственной экологической

экспертизы в пределах территории соответствующего субъекта Российской

Федерации;

нормативно-техническое, научно-методическое, методологическое

обеспечение проведения государственной экологической экспертизы,

координация научных исследований по формированию базы нормативно-

технических документов, направленных на реализацию законодательства

Российской Федерации об экологической экспертизе в пределах

соответствующего субъекта Российской Федерации;

организация информационного обеспечения государственной экологической

экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой

хозяйственной и иной деятельности, о реализации объекта экологической

экспертизы и о влиянии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на

окружающую природную среду в пределах территории соответствующего субъекта

Российской Федерации;

проведение семинаров, конференций по вопросам методологии, методам и

формам осуществления государственной экологической экспертизы, по вопросам

обмена опытом в ее проведении и по вопросам повышения качества эколого-

экспертной деятельности;

взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации по вопросам экологической экспертизы.

2. Территориальные специально уполномоченные государственные органы в

области экологической экспертизы имеют право:

принимать участие в проведении государственной экологической экспертизы

объектов экологической экспертизы, намечаемых к реализации на территории

соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, который

определяет федеральный специально уполномоченный государственный орган в

области экологической экспертизы;

иметь доступ к банкам данных о состоянии окружающей природной среды и

банкам знаний в области оценки воздействия на человека и окружающую

природную среду хозяйственной и иной деятельности;

получать бесплатно от органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, некоммерческих организаций информацию, необходимую

для выполнения задач в области экологической экспертизы;

принимать участие совместно с федеральным специально уполномоченным

государственным органом в области экологической экспертизы и органами

экологической экспертизы иностранных государств в решении вопросов,

представляющих взаимный интерес; устанавливать непосредственные контакты и

организовывать взаимодействие с органами экологической экспертизы

иностранных государств в целях проведения консультаций, обмена опытом,

научно-методическими разработками, а также обмена специалистами в области

экологической экспертизы;

направлять в банковские организации представления о приостановлении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.