бесплатно рефераты
 

Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета

Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет"

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Контрольная работа по дисциплине

БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО

"Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета"

Санкт-Петербург 2009

СОДЕРЖАНИЕ

  • Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета
    • Организационное построение бухгалтерской службы
      • Форма ведения бухгалтерского учета
        • Технология сбора и обработки информации
        • Рабочий план счетов
        • Первичные учетные документы
        • Организация документооборота
        • Внутренняя отчетность
        • Внешняя отчетность
        • Система внутреннего контроля
        • Порядок проведения инвентаризации
        • Порядок выдачи денежных средств под отчет
  • Список литературы
ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Под
организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

q рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

q формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

q порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

q способы оценки активов и обязательств;

q правила документооборота и технология обработки учетной информации;

q порядок контроля за хозяйственными операциями;

q другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

На организацию бухгалтерского учета оказывает влияние организационно-технический аспект учетной политики, который предполагает принятие и утверждение:

q положения о бухгалтерской службе организации, должностных инструкций работников бухгалтерии,

q формы ведения бухгалтерского учета

q рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

q технологии обработки учетной информации;

q форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами;

q плана (графика) документооборота;

q форм документов для внутренней и внешней бухгалтерской отчетности;

q порядка внутреннего контроля;

q порядка проведения инвентаризации.

Учетная политика организации регламентирует деятельность бухгалтерии, и именно от нее в решающей степени зависит качество учета.

Организационное построение бухгалтерской службы

Учетная политика устанавливает, кто и каким образом будет вести бухгалтерский учет. Согласно Федеральному Закону "О бухгалтерском учете" руководитель организации может:

a) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером,

b) ввести в штат должность бухгалтера,

c) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту,

d) вести бухгалтерский учет лично.

Выбранный вариант зависит, помимо прочего, от объема учетной работы - при небольшом объеме возможны варианты b), c) или d), при больших объемах работ нужно учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Также от объема учетной работы зависит численность работников в бухгалтерской службе - чем больше объем учетной работы, тем больше количество работников. Грамотно прописанная учетная политика может значительно снизить трудоемкость. Например, в целях снижения трудоемкости учета можно прописать в учетной политике линейный способ амортизации основных средств и нематериальных активов, материально-производственные запасы списывать по средней себестоимости, приобретаемые товары оценивать по покупным ценам, управленческие расходы и расходы на продажу прямо списывать на себестоимость, не создавать резервы по сомнительным долгам и резервы предстоящих расходов, и т.д.

В учетной политике указываются выполняемые бухгалтерской службой функции (номенклатура дел) с распределением участков работы - обязанности и полномочия распределяются между учетными работниками, определяются функции и полномочия главного бухгалтера и других работников бухгалтерии (т.е. разрабатываются должностные инструкции). Тщательная разработка должностных инструкций специалистов бухгалтерии является решением часто встречающейся проблемы - некоторой расплывчатости функций отдельных работников, приводящей к различным нарушениям в производстве учетного процесса, сложностям оценки трудового вклада каждого работника, проблемам взаимозаменяемости сотрудников. Объем функций, возлагаемых согласно учетной политике на бухгалтерскую службу, оказывает влияние на ее структуру. В зависимости от выполняемых функций определяется структура и штатное расписание бухгалтерской службы - для выполнения определенной функции в штат вводится соответствующая должность или целое подразделение. В учетной политике может быть предусмотрено утверждение постоянно действующей комиссии (для установления сроков использования нематериальных активов и для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств).

Учетная политика определяет место бухгалтерской службы в системе управления организацией, порядок взаимодействия и основные принципы обмена информацией с другими подразделениями, состав и соподчиненность отдельных учетных подразделений и работников бухгалтерской службы.

В учетной политике указывается, организована учетная работа централизовано или децентрализовано, соответственно распределяются полномочия и ответственность между бухгалтериями головного подразделения и филиалов.

В целях облегчения работы центральной бухгалтерии в учетной политике может быть предусмотрено выделение на отдельный баланс некоторых производств и хозяйств (особенно не относящихся к основным и производственно-вспомогательным). При этом организуется отдельный учет деятельности этих производств и хозяйств. Самостоятельно учитывая свою хозяйственную деятельность, формируя на отдельном балансе все показатели финансовой и иной отчетности, эти хозяйства не обладают правами юридического лица. Поэтому составляемая бухгалтерами или ответственными лицами этих производств и хозяйств отчетность "вливается" в отчетность самого предприятия. По усмотрению центральной бухгалтерии предприятия такие производства могут предоставлять данные о своей хозяйственной деятельности в произвольные сроки и в произвольных объемах, достаточных. однако, для достоверного и своевременного отражения в учете и отчетности головного предприятия. Для выделенных на отдельный баланс производств и хозяйств в учетной политике устанавливается периодичность, срок сдачи и объемы отчетности, определяется лицо, ответственное за достоверность предоставляемых отчетов. На отдельный баланс также могут быть выделены подразделения (филиалы, представительства, отделения или другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия), особенно если данные подразделения территориально разделены с головным предприятием. Для них в учетной политике также устанавливается периодичность, срок сдачи и объемы отчетности, определяется лицо, ответственное за достоверность предоставляемых отчетов. Для формирования управленческой отчетности в учетной политике также может быть предусмотрено обособление учетных данных по отдельным видам деятельности.

Форма ведения бухгалтерского учета

Вопрос об организации бухгалтерской службы находится в прямой зависимости от того, какая форма ведения учета будет выбрана. Выбранная форма учета указывается в учетной политике.

Организация обязана утвердить формы регистров бухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных носителях.

В настоящее время организации при решении вопроса о применении регистров бухгалтерского учета могут выбирать из следующих форм, рекомендованных Минфином России для коммерческих и некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций):

q формы бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники (требования к программам и регистрам бухгалтерского учета приведены в Методических рекомендациях Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20.02.1981 № 35/34-Р/426 "По организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники");

q единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий (утверждена письмом Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 с учетом рекомендаций, приложенных к письму Минфина России от 24.07.1992 № 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях");

q журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утверждена письмом Минфина СССР от 06.06.1960 № 176 с учетом рекомендаций, приложенных к письму Минфина России от 24.07.1992 № 59;

q упрощенная форма бухгалтерского учета (простая и форма с использованием регистров учета имущества) для субъектов малого предпринимательства, которая утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.;

q мемориально-ордерная форма счетоводства;

q другие формы регистров бухгалтерского учета.

Наиболее простой формой является "журнал-главная". Эта форма находит применение на предприятиях с небольшой численностью работающих и с небольшим количеством операций. Данная форма учета позволяет начинающим бухгалтерам достаточно быстро освоить методологию учета, посмотреть как бы "сверху" на всю процедуру бухгалтерского учета на предприятии, не отвлекаясь на технику заполнения сложных учетных регистров.

Схема учета "журнал-главная" выглядит так:

Вариантом этой формы является рекомендованная Министерством финансов для малых предприятий простая форма учета, в которой журнал-главная называется книгой хозяйственных операций и отдельно ведется ведомость заработной платы:

Мемориально-ордерная форма не ограничивает числа учитываемых операций, конкретизирует изменения в средствах на счетах, расширяет возможности разделения труда между работниками бухгалтерии и автоматизации учета. Однако в этой форме учета многократно повторяются одни и те же записи в различных учетных регистрах, что увеличивает объем работ.

Схема данной формы учета имеет следующий вид:

Существует упрощенный вариант данной формы для малых предприятий:

Журнально-ордерная форма применяется при больших объемах хозяйственной деятельности в условиях ручной обработки информации. Она позволяет в значительной степени организовать параллельное ведение учета на разных его участках.

Журнально-ордерная форма учета может быть представлена в следующем виде:

Автоматизированная форма учета основана на использовании электронно-вычислительной техники и представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса, начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности. В настоящее время обычно применяется автоматизированная форма учета.

.

Технология сбора и обработки информации

Технология сбора и обработки учетной информации в составе организационно-технологического аспекта учетной политики представляет собой совокупность средств обработки учетной информации. В данном подразделе учетной политики следует указать характеристики программного продукта, с помощью которого осуществляется бухгалтерский учет в организации. Обработка учетной информации может быть произведена с использованием любого программного продукта, главное - чтобы в нем были учтены требования Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. Технология сбора и обработки информации напрямую связана с выбранной формой счетоводства. В настоящее время, как правило, используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета с помощью определенной бухгалтерской программы, например "1С.Предприятие" и дополнительных модулей и конфигураций к ней.

Технология сбора и обработки информации зависит от множества факторов:

q количества видов деятельности у организации;

q количества хозяйственных операций, совершаемых организацией за конкретный промежуток времени, что определяет и объем поступающей информации;

q количества подразделений и местонахождение этих подразделений с точки зрения возможностей обмена информацией между бухгалтерией и службами подразделений;

q организационной структуры подразделений и условий их хозяйствования.

Выбор программных продуктов для применения в учетном процессе должен основываться на следующих их возможностях:

q формирования регистров бухгалтерского учета типовых и произвольных форм и воспроизводства их в печатном и визуальном виде;

q составления, обработки и контроля первичных учетных документов типовых форм и форм, утвержденных в учетной политике организации;

q накапливания итогов и производства расчетов (процентов, сумм амортизации, курсовых разниц и др.) для формирования необходимой учетной информации;

q использования данных, полученных и обобщенных в предыдущих отчетных периодах.

Технология сбора и обработки информации разрабатывается главным бухгалтером для каждого участка учета на основании действующего законодательства по бухгалтерскому учету.

При ведении бухгалтерского учета с помощью программных продуктов определяются сроки, когда будут распечатываться регистры и другие учетные документы. Первичные документы, как правило, распечатывают сразу после внесения бухгалтерской записи. Для журналов операций это может производиться в конце каждого месяца или в следующем за истекшим. Главная книга также может распечатываться за каждый истекший месяц либо в конце года. Первичные учетные документы должны быть систематизированы и сброшюрованы к журналам операций в хронологическом порядке. В ряде случаев журналы и первичные документы могут храниться отдельно друг от друга. В этом случае необходимо указать наименование дела, в котором будут храниться первичные документы, и составить регистр таких дел (если их несколько).

Рабочий план счетов

В соответствии Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета при утверждении учетной политики. Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых организации для ведения бухучета. Он разрабатывается на основе Плана счетов и инструкции по его применению и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета. В рабочем плане счетов указываются наименования и номера синтетических счетов и субсчетов, применяемых организацией для учета хозяйственных операций. Организация может уточнять содержание приведенных в плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, вводить дополнительные субсчета. Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в рабочий план счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Грамотно сформированный план счетов обеспечивает эффективную систему документооборота, возможность внесения изменений в систему счетов без кардинальной реорганизации всего плана счетов (т.е. является гибким), полноту аналитических счетов для формирования бухгалтерской отчетности. Глубина аналитического учета будет зависеть от возможности организации переработать соответствующий объем информации (бухгалтерских записей). Хорошо построенная система аналитических счетов может позволить оптимизировать процесс обработки информации в целях составления управленческой, статистической, налоговой отчетности.

Рабочий план счетов разрабатывается организацией в зависимости от групп хозяйственных операций, характерных для организации, отраслевых особенностей, организационно-правовой формы, видов деятельности и др. Номенклатура субсчетов (счетов второго порядка), предусмотренных в плане счетов, формируется в составе рабочего плана счетов исходя из потребностей управления, включая экономический анализ хозяйственной деятельности, контроль, требования бухгалтерской отчетности. При наличии на предприятии не выделенных на отдельный баланс обособленных подразделений, для облегчения контроля за результатами деятельности таких подразделений в учетной политике предусматриваются одноименные субсчета на всем спектре синтетических счетов, используемых такими подразделениями. Аналогичным образом можно поступать при наличии на предприятии нескольких основных видов продукции, если используется попередельный метод калькулирования себестоимости продукции (особенно, если одноименная продукция поставляется и в Россию и на экспорт).

Маленькая организация с небольшим количеством операций, с грамотным бухгалтером и хорошим уровнем автоматизации может себе позволить на субсчетах, открываемых к синтетическим счетам, отражать состояние всех хозяйственных операций. Например, можно на субсчетах к счету 01 "Основные средства" вести картотеку основных средств, а на субсчетах к счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - расчеты с персоналом. В большой организации такие приемы использовать невозможно. Необходимо прибегать к созданию дополнительных аналитических счетов, ведению дополнительных картотек и справочников. Малое предприятие, скорее всего, воспользуется стандартным планом счетов бухгалтерского учета или типовым вариантом, предлагаемым в составе приобретенной бухгалтерской программы. При этом на малом предприятии всегда существует возможность перестроить документооборот под выбранный план счетов. Крупному многопрофильному предприятию вряд ли удастся обойтись типовыми разработками. При использовании любой бухгалтерской системы потребуется индивидуальная настройка типовых решений к потребностям организации.

Первичные учетные документы

В учетной политике утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.

Формы первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются организацией самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального Закона "О бухгалтерском учете". Они должны обладать юридической силой и содержать следующие обязательные реквизиты:

q наименование документа, отражающее финансово-экономическое содержание хозяйственной операции. Документ может не иметь кода формы, если он разработан в самой организации и представлен в учетной политике. Однако наличие кода обязательно в том случае, если документ обрабатывается автоматизированным способом;

q дату составления документа, которая дает возможность определить конкретную дату совершения оформленной операции, что необходимо для реализации в бухгалтерском учете требований полноты, непрерывности, приоритета содержания над юридической формой. Датой составления документа является дата его подписания, утверждения, а для акта - дата совершения события;

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.