бесплатно рефераты
 

Характеристика рынка аудита

Характеристика рынка аудита

Оглавление

Введение

1. Теоретическая характеристика аудита

1.1 История возникновения и трансформации аудита

1.2 Основные понятия, использованные при проведении аудита

2. Характеристика отечественного рынка аудита

2.1 Классификация видов аудита

2.2 Характеристика сопутствующих услуг

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Аудит в условиях рыночной экономики является одной из необходимых составляющих финансового контроля за деятельностью экономических субъектов, осуществляемого в любом государстве. Его роль невелика в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, и осуществляется тотальный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. В условиях происходящего переосмысления роли государства в экономике происходит и осознание изменившихся функций и форм осуществления финансового контроля. Поэтому в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования, когда в нормальном развитии рыночных отношений, обеспечении надежной защиты от финансовых рисков заинтересован не только каждый субъект экономической деятельности в отдельности, но и общество, государство в целом, роль аудита значительно возрастает.

В конце XIX - начале XX столетия основополагающей категорией науки о финансах и науки финансового права было понятие «финансовое хозяйство». Как писал В.А. Лебедев: «Финансовая наука есть наука... о финансовом хозяйстве. Поэтому в нее и должно входить изучение всего, что понимается под словом «хозяйство». А хозяйство состоит из трех непосредственно связанных между собой операций: приобретения доходов, расходования их и выводов результатов хозяйничания».

Эти выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности, как раз и формируются с помощью аудита, который позволяет подтвердить достоверность информации, содержащейся в финансовых отчетах экономических субъектов. Наличие же достоверной финансовой информации, подтвержденной независимым лицом, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений. Это как никогда актуально в условиях глобализации экономики, появления транснациональных корпораций. Сегодня крупный бизнес интернационален, а процесс изменений и его влияние распространяются с большой скоростью. Операции крупного бизнеса по своим масштабам глобальны, так же как спрос на финансовые ресурсы и их предложение. Поэтому именно независимый аудит способен удовлетворить интересы широкого круга заинтересованных лиц в обеспечении достоверности финансовой информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций в условиях современной экономики. Обязательный аудит, являясь одним из основных средств, понуждающих экономические субъекты предоставить достоверную информацию об их реальном финансовом положении заинтересованным пользователям финансовой информации, на современном этапе приобретает особую значимость.

1. Теоретическая характеристика аудита

1.1 История возникновения и трансформации аудита

Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что означает ««слушание», и применяется в мировой практике для обозначения проверки, ревизии. От латинского глагола «слушать» возникло название профессии - «аудитор», а уже от него появилось понятие «аудит». В более широком смысле под аудитом понимают всякую выполняемую независимым экспертом проверку какого-либо явления или деятельности - здесь различают операционный, технический, экологический и прочие разновидности аудита.

История аудита началась в XIV веке, когда учетные книги стали фигурировать в качестве вещественного доказательства в суде. В 1494 г. францисканский монах, друг Леонардо да Винчи - Лука Пачоли в одиннадцатом трактате «Трактате о счетах и записях» писал: «Высокий сенат жестко карает неисправных маклеров или бухгалтеров... Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними назначили лицо, которому поручали расследовать, хорошо или дурно ведутся книги...». С введением во многих странах правового контроля учетных книг и стал использоваться термин «аудитор» для обозначения людей, которые занимаются проверкой учетных записей.

Как мы видим, аудит был известен в Европе уже в Средневековье, однако как наука и вид экономической деятельности активно развивался с XIX в.

В Средние века по просьбе контрагентов купцов аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность. В XIX в. основными заказчиками аудита были собственники компаний, так как активно стали развивались акционерные и ограниченные компании.

Исторической родиной аудита по праву считается Англия. В 1844 г. в Англии принимаются законы о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Еще через несколько лет, в 1853 г. в Эдинбурге (Шотландия) создается Эдинбургский Институт Аудиторов - первое учебное заведение, готовившее аудиторов как специалистов с высшим образованием. В Шотландии впервые принимается закон о том, что в городе обязательно должен быть профессиональный аудитор.

Возникновение аудита в России можно связать с указом Петра I, а звание «аудитор» было по примеру Польши введено в 1716 году. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В воинском уставе и табеле о рангах аудиторы были причислены к воинским чинам и до введения военно-судебной реформы 1867 года образовывали собой высшие ревизионные военные суды в России. Однако попытки организации института аудита в (1889, 1912) оказались неудачными. Это были первые попытки создания аудита в нашей стране, что было обусловлено экономическим ростом и появлением акционерных обществ, которые вызывали приток иностранного капитала. Позже, слово аудитор в этом понимании стало исчезать. Но примерно в это же время экономические преобразования, происходившие в ряде стран, и в первую очередь в Великобритании, вложили в него новое содержание. С этого времени менялись лишь некоторые подходы к трактовке данного термина, но общее его понятие оставалось неизменным. В России, где сильны традиции ревизорских подходов к проверке предприятий, отзвуки ревизий накладывают свой отпечаток и на даваемые определения аудита.

Следующая попытка была предпринята в 1924 году. Был создан Институт Государственных Бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Деятельность института заключалась в обработке, поступающей информации по вопросам счетоводства, составления докладов и отчетов и предоставления их в центральное бюро ИГБЭ.

История аудита в современной России относится к 1987 году, когда на территории бывшего СССР стали впервые создаваться кооперативы и частные фирмы, а также совместные предприятия, т.е. экономические субъекты, в уставном фонде которых имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам. Развитие последних пошло ускоренными темпами после выхода в свет постановления Совета Министров СССР «О создании и деятельности на территории СССР совместных предприятий с участием фирм западных и развивающихся стран» № 49 от 13 января 1987 г.

Принято выделять три этапа исторического развития аудита в России.

Первый этап (1987 - 1993 гг.) развития аудита в России связан с созданием аудиторских организаций.

Первая аудиторская фирма на территории России была образована постановлением Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» №1033-245от 8 сентября 1987 г. Акционерами АО «Инаудит» стали 10 государственных организаций и учреждений, среди которых главным акционером был Минфин Союза, которому принадлежало 55% акций.

24 сентября 1987 года состоялось учредительное собрание акционеров АО «Инаудит», на котором был утвержден Устав и избраны руководящие органы Общества. Общество было создано на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР, сотрудниками которого была проведена большая подготовительная работа, изучены материалы по аудиторской деятельности в США, Германии, Франции. Великобритании, Швеции и некоторых других стран.

АО «Инаудит» было наделена рядом прав и могла проводить следующие действия:

- ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий и организаций;

- проверки бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет и других документов, наличия денежных сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей;

- получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;

- получение от предприятий и организаций отчётной документации и иной документации в согласованных объёмах;

- публикацию в СССР и за границей своего устава, баланса, счёта прибылей и убытков, а также рекламных материалов о деятельности фирмы "Инаудит".

И хотя данная фирма обладала рядом положительных свойств, относительно существовавших на то время ревизионных групп, но все же была подвластна государству, что лишало ее ряда преимуществ. И в итоге фирму сохранить не удалось так, как в ней было сконцентрировано много кадров обладающих амбициями и высокими лидерскими качествами, что они не могли находиться под чьим либо руководством. И произошел распад этой фирмы на отдельно существующие сегменты.

Значение создания АО «Инаудит» для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить. В 1987 году, когда был создан «Инаудит» и положено начало развитию аудита в новой России, никто не мог предположить, что пройдет не так уж много времени, и в стране будут действовать тысячи аудиторских организаций, что аудит предприятий и организаций станет одним из важных инструментов рыночной экономики.

Второй этап развития аудита в нашей стране неразрывно связан с процессом экономических преобразований, развитием предпринимательской деятельности, начавшейся бурно и активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций. Благодаря вступлению в силу законодательных актов, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности (Закон СССР «О собственности в СССР» № 1305-1 от 06.03.1990 г.; Закон СССР «О предприятиях в СССР» № 1529-1 от 04.06.1990 г., а также Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» № 445-1 от 25.12.1990 г., определявший правовые, экономические и социальные основы создания предприятий на территории РСФСР), стали появляться различные аудиторские фирмы, зарегистрированные как ТОО, АОЗТ. В этот период времени в стране появилось большое количество фирм, в том числе и аудиторских. В начале декабря 1991 г. появляется проект Закона РСФСР «Об аудиторской деятельности», который после двух лет обсуждения и доработок так и не был принят. В отсутствие закона с 1994 году аудиторская деятельность в Российской Федерации регламентировалась Указом Президента РФ № 2263 от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Третий этап развития аудита в России связывают с принятием Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Заслуга рассматриваемого законодательного акта в том, что он впервые в Российской Федерации законодательно закрепил правовые основы и принципы осуществления аудиторской деятельности.

Поскольку поступательное историческое развитие аудиторской деятельности в России связывают с хронологией принятия нормативных правовых и законодательных актов, можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время аудиторская деятельность переживает свой четвертый исторический этап развития.

Четвертый этап развития аудита связан с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (далее по тексту - Закон 307-ФЗ). Более подробно положения Закона 307-ФЗ мы рассмотрим ниже в своей работе.

Таковы исторические аспекты развития аудита. Бесспорно одно: аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия является страной, имеющей такой непременный атрибут рыночной экономики, как аудит.

1.2 Основные понятия, использованные при проведении аудита

Понятие «аудит» относится к числу категорий, которые применяются в целом ряде правовых актов различной отраслевой принадлежности. Употребление этого термина в нормативных источниках не всегда соответствует легальному определению понятия «аудит». Это может затруднять правоприменение соответствующих положений законодательных актов. Например, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ Агентство по страхованию вкладов должно иметь в своей структуре службу внутреннего аудита, подотчетную совету директоров, в компетенцию которого входит принятие решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок Агентства. Статьей 95 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ предусматривается служба главного аудитора Банка России, которая непосредственно подотчетна Председателю Банка России для осуществления внутреннего аудита.

Анализ законодательства позволяет говорить о том, что аудитом называются и внутренние проверки, которые проводятся аудиторскими службами (ревизионными комиссиями) в организациях, и внешние проверки, осуществляемые контрольными (надзорными) органами в пределах своих полномочий, а также проводимые на основе гражданско-правового договора независимые проверки аудиторов. Аудиторы работают во внутренних аудиторских службах (ревизионных комиссиях) предприятий, занимают должности в Счетной палате, состоят в штате аудиторской организации или действуют как индивидуальные предприниматели.

На практике, зачастую, употребляются такие понятия как «аудит», «аудиторская деятельность», «аудитор». Нам необходимо определиться, насколько понимание содержания этих понятий принципиально.

Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту - Закон № 119-ФЗ) устанавливал, что «аудит» и «аудиторская деятельность» являются предпринимательской деятельностью по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, вышеназванный закон ставил знак равенства между понятиями аудита и аудиторской деятельности. И в то же время в понятие «аудиторская деятельность» включались такие виды услуг, которые непосредственно к ней не имели никакого отношения. Данный аспект представлялся очень важным, поскольку до принятия нового Закона 307-ФЗ аудиторская деятельность подлежала лицензированию.

Новый Закон 307-ФЗ отграничивает понятие «аудит» и «аудиторская деятельность». Закон 307-ФЗ определяет аудит как один из видов услуг, составляющих, наряду с другими аудиторскими услугами, содержание аудиторской деятельности.

В соответствии с п. 3. ст. 1 Закона 307-ФЗ аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) п. 2. ст. 1 Закона 307-ФЗ понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Нельзя не отметить, что до принятия нового Закона 307-ФЗ многие специалисты считали, что логично называть аудитом собственно проверку отчетности на предмет ее достоверности, а аудиторской деятельностью - совокупность аудита и сопутствующих услуг.

Выше мы уже назвали основные законодательные акты, которыми регулируются аудиторская деятельность. Однако для полноты раскрытия вопроса необходимо представить всю совокупность законодательных и нормативных правовых актов, которыми она регулируется, тем более, что с принятием нового Закона 307-ФЗ в правовом регулировании не только произошли, но и наметились объективные изменения.

Прежде всего, необходимо отметить, что новый Закон 307-ФЗ не вносит какие-либо кардинальные изменения в деятельность аудиторов и основы рынка аудиторских услуг. Рынок аудиторских услуг, как показывает практика, состоялся, он достаточно стабилен, устойчиво работает. Необходимость переустраивать этот рынок отсутствует. Смысл новой редакции Закона 307-ФЗ об аудиторской деятельности - учесть те изменения, которые произошли в экономической жизни страны, накопленный опыт функционирования аудиторского рынка, учесть опыт аудиторской профессии в других странах, международно признанные модели регулирования аудиторской деятельности. Для реализации этой цели в новой редакции Закона 307-ФЗ предусмотрен ряд механизмов и институтов, направленных на повышение качества аудиторских услуг, обеспечение стабильности работы аудиторского рынка.

В специальной литературе выделяют пять уровней правового регулирования аудиторской деятельности, в зависимости от общепринятой иерархии нормативных правовых актов.

Первый уровень представлен, прежде всего, Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. и Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01 декабря 2007 г. (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 № 148-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 28.04.2009 № 62-ФЗ).

Основными чертами новой модели, заложенной в Закон № 307-ФЗ, являются:

- перераспределение функций государственного регулирования от Правительства РФ к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемых организациям аудиторов (далее по тексту - СРО);

- отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях, причем, только в одной СРО;

- внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны СРО по отношению к их членам, а в установленных случаях и со стороны уполномоченного федерального органа;

- отмена обязательного страхования ответственности аудитора о обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.

При этом 2009 год становится переходным от ранее действовавшей к новой системе регулирования. С 2010 года с уполномоченного федерального органа регулирования аудиторской деятельности снимается функция лицензирования, существенно сокращается функция осуществления контроля за соблюдением аудиторами стандартов (за исключением контроля качества работы аудиторских организаций, осуществляющих аудит организаций, доля государственной собственности в капитале которых составляет не менее 25% и унитарных предприятий), переходящая к саморегулируемым организациям аудиторов, осуществление аудиторской деятельности вне системы внешнего контроля качества становится невозможным.

Второй уровень составляют Указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации.

Третий уровень представлен Федеральными правилами (стандартами) аудита.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Для регулирования аудиторской деятельности применяются международные и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита (МСА) - International Standards of Auditing - (ISA) содержат основные принципы и необходимые процедуры, также соответствующие руководства, предоставленные в форме пояснительного материала. Эти стандарты разрабатывает и выпускает Международная Федерация Бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) - международная организация, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран, в том числе и Россия (представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ). Международные стандарты не превалируют над национальными аудиторскими стандартами.

Национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.